Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»
план-конспект

Шепелева Наталия Валентиновна

Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Цели:

  • осознание креативности в себе и ее развитие;
  • создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности;
  • определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Задачи:

  • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»

Цели: 

  • осознание креативности в себе и ее развитие;
  • создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности;
  • определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Задачи:

  • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты, карточки с цветными кружками, бланки с нарисованными контурами кругов

ХОД:

Постановка проблемы:

Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли. Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог!

Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.

Что же такое творчество?

Ответ нам дают учёные.

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей

2. Психологи выделили

Черты творческой личности:

  • творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти другие люди;
  • творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
  • она не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
  • любознательная, постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;
  • любит играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
  • любит мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

Условия, мешающие выявлению творчества:

  • стереотипы мышления;
  • страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
  • слишком велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно вдохновение;
  • одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
  • страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Все упражнения, предусмотренные в тренинге, дадут возможность почувствовать влияние творческой среды на собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации педагогов для работы с креативными воспитанниками.

Сейчас я вам предлагаю оценить уровень вашего творческого потенциала, ответить на вопросы анкеты.

1. Упражнение «Моё имя»

Инструкция: - Напишите своё имя в столбик. К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем участникам тренинга. Например: меня зовут Наталия – находчивая, аккуратная, темпераментная, амбициозная, любящая, интеллектуальная, яркая.

2. Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «С». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «С» можно назвать

  • Светлана
  • Столы
  • Стулья
  • Стакан
  • Стенд
  • Стены
  • Спина
  • Стекло
  • Салфетки
  • Сумка
  • Страницы
  • Сарафан
  • Сансивьера
  • Стопка (книг, тетрадей)
  • Солнце
  • Скрепки

на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

3. Упражнение «Что нарисовано?»

Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие, логичный переход к мини - лекции о ментальных моделях.

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…

Обсуждаемые вопросы:

- У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить свои творческие способности, увидев необычное в обычном

4. Упражнение «Шкатулка со сказками» (по карточкам)

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.

Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами - настоящие женщины, И я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение

Необходимо, руководствуясьцветовыми ассоциациями, придумать увлекательный рассказ, на создание которой дается 3 минуты

5.Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

6. Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):

  • Утром настроение плохое, 
    Глаз накрасить не могу никак…
  • Вместе с мужем мы собрались
    Выйти вдруг куда - нибудь…
  • Весной везде повсюду лужи,
    В ручьях кораблики плывут…
  • Я решила похудеть,
    Села на диету…
  • После смены я решила
    Быстренько уйти домой…
  • Всех решила удивить
    И французский суп сварить…

7. Упражнение «Нарисуй» (работа с карточками, на которых нарисованы круги)

Цель: развитие творческого мышления.

Придумайте и нарисуйте на предложенных бланках с нарисованными кругами предметы, где круг – это часть какого-либо целого предмета.

8. Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы… »

Цель: развитие воображения

Инструкция: - В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица… », «Кабы не было зимы, в городах и селах… », «Если б мишки были пчелами… », «Если б я был султан… » Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали на всю катушку, предлагаю сейчас немного подурачиться и поиграть в «Если бы. ».

  • - Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
  • - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
  • - Если бы все люди стали бессмертными, то…
  • - Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…
  • - Если бы я могла летать…
  • - Если бы я понимала язык животных и растений…
  • - Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
  • - Если бы возродился СССР… .
  • - Если бы пропало слово “если”…

9. Упражнение «Словесная ассоциация».

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Работа в группах

Инструкция для испытуемого Найди как можно больше определений для слов

  • «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
  • «платье»
  • «стол»

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Категории ответов:

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

10. Упражнение «Клякса».

Каждого участника просят капнуть на лист бумаги гуашь, чернила или густо разведенную акварельную краску. Лист складывается в том месте, куда попала капля, прижимается на несколько секунд, а потом опять выпрямляется. В результате на нем получается клякса, имеющая сложную форму. Участников просят поочередно продемонстрировать кляксы, которые они изготовили, и быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые они напоминают.

  • Обсуждение. Какие варианты и чем запомнились, показались наиболее интересными?

11. Упражнение «Мои ассоциации»

Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.

В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.

Рефлексия

  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...

Тренинг "Развитие креативности у подростков 14-17 лет"

Тренинг "Развитие креативности у подростков 14-17 лет" Цель тренинга: Познакомить участников с понятием креативности и её проявлениями. Развитие способности подростков находить новые не...

Тренинг "Развитие креативности"

Креативность  творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдел...