Статья "Креативный педагог - креативные ученики"
статья
Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждений, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали произведения искусства. Что заставляло этих людей противопоставлять себя остальному миру, толкало их вперед, в неизведанное? Ответом служит иноземное слово – «креативность» (способность к творчеству, то есть к созданию нового).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kreativnost.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Креативный педагог - креативные ученики
«Креативность – это значит копать
глубже, смотреть лучше, исправлять
ошибки, беседовать с кошкой,
нырять в глубину, проходить сквозь
стены, зажигать солнце, строить
замок на песке, приветствовать будущее»
Поль Торренс
Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждений, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали произведения искусства. Что заставляло этих людей противопоставлять себя остальному миру, толкало их вперед, в неизведанное? Ответом служит иноземное слово – «креативность» (способность к творчеству, то есть к созданию нового).
Вообще, креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Г.Ю. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности – так называемом психотизме (нестандартном поведении в общем смысле слова).
Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности – у других. Айзенк полагает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень – к высокой креативности.
Творческие люди (гении) в большом количестве обществу вредны, поскольку они разрушают сложившиеся ритуалы, стереотипы. Необходим здоровый консерватизм.
Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной и зарубежной психологии. Существует достаточно разработанный методический и теоретический базис для дальнейших исследований, однако проблема креативности далека от разрешения. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. С опытом творческой личности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения:
-инициативность, уверенность, свобода мышления и суждений;
-беглость (легкость, продуктивность – количество идей, возникающих за единицу времени);
-гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переключаться с одной идеи на другую, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
-оригинальность – способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепризнанных;
-разработанность – детализация идей, способность к изобретательской и конструктивной деятельности;
-любознательность – повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других;
-точность – стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели;
-иррелевантность (логическая независимость суждений).
При оценке творческого потенциала личности учитываются ее творческие характеристики. Итак, творческий человек:
-открыт новому, способен быстро учиться и переучиваться;
-свободен и независим в выражении своего мнения;
-способен рисковать, предприимчив и решителен;
-обладает тонким чувством юмора, проявляет эмоциональную чувствительность;
-обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений;
-имеет собственное мнение, способен его отстаивать;
-критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки;
-обладает развитым воображением, занимается улучшением, изменением правил и объектов.
Креативность – «особая точка» индивидуальных свойств, которая не бывает независимой от общей интеллектуальности, но корреляция IQ и креативности неоднозначна. Большинство людей (в исследованиях П.Джексона, Ж.Флешера) с высоким интеллектом имели низкую креативность, однако самые яркие креативные испытуемые имели достаточно высокий IQ. Высокие показатели креативности нередко фиксируются у детей со сниженным интеллектом и высоким мотивом достижений.
Склонность к творчеству есть практически у всех. Задатки для развития креативных качеств существуют, но способности разные. Есть масса неспособных детей, но не потому, что они неспособны от природы, а потому что способности нужно было развивать. Необходимо развивать у ребенка, с одной стороны, способности, а с другой – потребность в создании чего-то нового, своего (развивать ребенка необходимо с первых дней жизни).
Велика роль воспитания, социальной сферы в формировании креативности, в том числе у детей с интеллектуальными нарушениями. Одним из важнейших показателей креативности является развитое воображение.
Воображение в структуре дефекта детей с интеллектуальными нарушениями относится к вторичным образованиям, как и остальные психические функции. Но: «То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» (Л.С. Выготский).
Таким образом, корригирование воображения детей с интеллектуальными нарушениями является важной составляющей общего коррекционного воздействия на учащихся, играет важную роль в процессе их социальной адаптации. Может быть невероятным является то, что наиболее важной чертой развития умственно отсталого ребенка Л.С. Выготский считал его творческий характер: «Казалось, что приложение громкого слова «творческий» к тем малым достижениям, которые доставались на долю этого ребенка, неправильно. На самом деле овладеть четырьмя действиями арифметики для дебила гораздо более творческий процесс, чем для нормального ребенка. То, что нормальному дается почти даром, для умственно отсталого ребенка представляет трудность и является делом, требующим преодоления препятствий. Таким образом, достижение имеющихся результатов, оказывается, носит творческий характер».
Развивать креативность в условиях коррекционной школы сложно, но необходимо. Элементы креативности можно развивать через вовлечение детей в подготовку различных мероприятий, праздников, через участие в различных кружках, секциях, фестивалях, соревнованиях. Это может быть любая внеучебная работа, где присутствуют элементы творчества (участие в постановке спектакля, сказки, изготовление поделок, декораций, костюмов и т.д.).
Созидание нового – неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам чтения, письма, оперирования математическими символами. В ответ на такое утверждение можно услышать: «Все это замечательно, но когда этим заниматься?». У педагога нет времени, урок (занятие) ограничен временными рамками, не хватает времени на закрепление материала, тут не до творческого опыта. Что можно ответить? Это и так, и не так. Все зависит от точки отсчета, выбранной самим педагогом: один и тот же материал в одном и том же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, ценностно-смысловой, творческой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.
Д.Г. Левитес в своей книге «Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит» отмечает: «Если сам учитель не боится совершать «рейды» в соседние темы, разделы, другие предметы, в различные внешкольные, внеучебные ситуации, связывая их с изучаемым на уроке материалом, - подобные переносы вслед за ним очень быстро усваивают ученики. Широкую популярность приобретают в настоящее время интегративные уроки,… межпредметные конференции,… игры – все это один из способов развития творческих способностей»
Кроме того, развитию творческих способностей личности ребенка служат различные упражнения, позволяющие тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать конструктивного преобразования действительности. Задача педагога поощрять ребенка выполнять задания различными способами, не спешить, над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет - интерактивная деловая игра "Педагог-вечный ученик"
И снова предлагаю вам поиграть. Даже в таком неподходящем, казалось бы месте, как педсовет. Но, как показывает практика, педагоги тоже любят в ходе повышения своей педагогической грамотности и к...
Правила успешного взаимодействия педагога и учеников
Установленные классные истины...
От креативного учителя к креативному ученику
Статья предназначена для работников системы образования: для учителей, для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической, экспереиентальной, воспитательной....
Организация общения педагога с учеником.
В работе раскрыты структура и стиль педагогического общения. Такт и тактика общения на уроке....
Методическая разработка внеклассного мероприятия (деловая игра между родителями, педагогами и учениками) «Мы – за единство!»
ТЕМА: «Мы – за единство!» ЦЕЛЬ: Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами, родителями и учениками на основе принципа единства. ЗАДАЧИ: 1. Организация совместной деятельности педаго...
«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность». Выступление на конференции
По мнению современных учёных, около 20% сегодняшних школьников – это дети с так называемой скрытой и проблемной одарённостью, основные признаки проявления которых мы часто принимаем за детские проблем...
Зачем педагогу креативность и как её развить.
Креативность в педагогике — это умение преподавателя находить и использовать нестандартные подходы к обучению, подготовке уроков и взаимодействию с учениками....