Тренинг Жизнестойкость
материал по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Тренинговое занятие для развития навыков адаптации к изменениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_zhiznestoykost.docx | 249.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
Тема: Жизнестойкость
Основной замысел:
Проведение тренинговых мероприятий, направленных на развитие жизнестойкости учащихся, которая включает в себя:
- оценку жизненных изменений как менее стрессовых;
- наличие мотивации к совладанию;
- поиск активной социальной поддержки, способствующей совладанию;
- позитивные установки о себе и о мире.
Образовательные задачи:
- Сформировать у учащихся представление о том, что такое жизнестойкость.
- Сформировать у учащихся представление о факторах, влияющих на жизнестойкость.
- Стимулировать возникновение позитивных установок относительно себя и мира у учащихся.
- Расширить представление учащихся относительно стратегий разрешения жизненных трудностей.
Ожидаемые образовательные эффекты (в категориях социально-психологического развития участников образовательного процесса):
- Формирование более позитивного представления у учащихся о себе, о своем окружении и о мире, что будет способствовать повышению самооценки и более уверенному совладанию с жизненными трудностями.
- Расширение представлений о решении жизненных проблем у учащихся, увеличение гибкости мышления относительно выхода из трудных ситуаций.
- Улучшение общей жизнестойкости учащихся.
Обоснование выбранных способов достижения образовательных эффектов:
Тренинговый формат проведения уроков, а также разработанные и включенные в него упражнения, способствуют достижению поставленных образовательных эффектов, так как именно тренинг является наиболее эффективным методом для формирования новых установок и стимуляции размышлений и рефлексии.
Ожидаемые эффекты от выбранных нами упражнений совпадают с поставленными задачами.
План занятий:
1 занятие
Упражнение “Знакомство” (7 минут)
Каждый должен назвать свое имя и 2(3) своих качества.
Цель: установить контакт с учащимися.
Упражнение «Ассоциации» (минут 5-7)
Ожидаемый результат: формирование представления о понятии «Жизнестойкость»
Предлагается запустить цепочку ассоциаций. Ведущий называет слово, понятие, а участники быстро, практически не задумываясь, называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом. Пример: «весна» «человек» «школа», «отдых», «друзья», «жизнестойкость».
Наша ассоциация к жизнестойкости - феникс.
(теоретический блок)
Легенда о фениксе существует в разных вариациях у разных народов. Феникс – это птица, способная возрождаться заново, создавать свое новое тело из пепла и возвращаться к жизни.
В разных странах такая птица была символом перемен, обновления жизни, способности создать свою жизнь заново.
Можно сказать, что Феникс – самая жизнестойкая птица на свете. Ведь она умеет обращать смерть в бессмертие, и каждый раз умеет возрождаться из пепла.
Людям тоже бывает важно возрождаться, подобно фениксу. Ведь в жизни каждого человека немало трудных ситуаций, которые надо пережить и преодолеть.
С точки зрения психологии, жизнестойкость – это внутренняя устойчивость, способность адаптироваться к изменениям.
Жизнестойкость позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации без негативных последствий для психики и для здоровья. Ведь не секрет, что длительные и сложные испытания, вызывающие стресс, часто приводят к обострению хронических заболеваний, к гастритам, инфарктам, заболеваниям сердечно-сосудистой системы и т.д.
В психологии жизнестойкость определяется как совокупность личностных особенностей, способностей человека, позволяющих преодолевать жизненные трудности.
Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьёзных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.
- раздаем таблички про жизнестойкость -
Жизнестойкость
Физическая устойчивость | Психологическая устойчивость | Социальная устойчивость |
Здоровый образ жизни | Эмоции | Социализация |
Режим дня | Уверенность | Адаптация |
Правильное питание | Чувства | Активность |
Личная гигиена | Ценности
| Конструктивное общение |
Отказ от вредных привычек | Качества личности | Нормы поведения |
Ходьба и пешеходные прогулки | Отсутствие враждебности | Взаимодействие с другими людьми |
Путешествия | Поведение | Реализация потребностей |
Танцы | Адекватная самооценка | Результативность действий |
Занятия спортом | Настроение | Умение сотрудничать |
Закаливание | Успешность | Готовность развиваться |
Диагностика
Цель: получить данные о жизнестойкости учеников для сравнениях их с итоговой диагностикой и оценки эффективности тренинга.
Баллы не будут доступны ученикам, интерпретацию теста можно будет получить от нас по личному запросу.
Тест жизнестойкости Мадди (скр)
1 – Нет
2 – Скорее нет
3 – Скорее да
4 – Да
Заключение и обратная связь
2 занятие
Упражнение «Девиз жизни» (минут 10-15)
Ожидаемый результат: формирование новых установок относительно жизни.
Каждый член группы пишет на листочке свой девиз жизни, а потом все перемешиваются и зачитываются, группа должна угадать, чей этот девиз.
Обсуждение: Чей жизненный девиз созвучен вашему мироощущению? Какой Вы бы взяли себе? Хотели бы Вы чтобы Ваш девиз стал кому-то полезен?
Игра «Решаем проблемы» (минут 10-15)
Ожидаемый результат: развитие позитивного мышления, умения находить позитивные выходы из ситуации.
Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.
Примеры ситуаций:
- получил двойку;
- поругался с родителями;
- поскользнулся и упал в людном месте;
- не можешь вернуть долг;
- хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);
- конфликтует с учителем;
- обвинили в воровстве;
- издеваются одноклассники, дали кличку;
- потеря большой суммы денег (или дорогой вещи);
- бросил(а) любимый(ая) человек (девушка) и т.д.
Вывод: из каждой проблемной ситуации можно найти выход.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (минут 10-15)
Ожидаемый результат: развитие позитивного самосознания и самооценки.
Необходимо нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете, свои положительные качества и сильные стороны, которые помогают справляться с трудностями и осознать, что делает тебя более успешным в преодолении их. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей.
Заключение и обратная связь
3 занятие
Упражнение «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...» (минут 5-7)
Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»
Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.
Упражнение «Я и мой мир вокруг меня» (минут 15-20)
Ожидаемый результат: изображение и осознание подростком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте тех, с кем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя. Отметьте на своём рисунке знаком «+» положительные связи (с кем вам приятно взаимодействовать) и знаком «-» - отрицательные связи (с кем неприятно взаимодействовать)».
Обсуждение: Расскажите что-нибудь о своём рисунке. Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К кому из окружения ты обращён на рисунке? Как ты взаимодействуешь с теми, кто нарисован вокруг тебя? Кто из твоего окружения для тебя наиболее важен, а кто – наименее? Что это для тебя значит?
Вопросы/Ответы
- Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?
- В чем должна заключаться эта помощь?
- Кому ты можешь помочь?
- В какой проблеме или ситуации?
- Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Необходимо обсудить с участниками их ответы, подчеркнуть то, что ребята нужны многим людям, и окружающие могут оказать им помощь в трудной ситуации.
Упражнение "Комплименты" (минут 5-8)
Учащимся предлагается сказать приятные слова любому из присутствующих, про его хорошие качества. Психолог должен быть внимательным, если какому-то ребёнку не высказали комплименты, это должен сделать сам психолог.
Ожидаемый результат: возникновение положительных эмоций, укрепление взаимопонимания и доверия в группе (классе), а также возможное улучшение самооценки и уверенности в себе.
Заключительная диагностика
Тест жизнестойкости Мадди (скр)
1 – Нет
2 – Скорее нет
3 – Скорее да
4 – Да
Заключительная рефлексия и обратная связь по курсу
Учащимся предлагается написать на листочках обратную связь по курсу: что нового узнали, что понравилось/не понравилось, что еще хотели бы узнать по данной теме. Затем происходит обсуждение в добровольном порядке.
Ожидаемый результат: закрепление у учащихся полученного опыта и впечатлений, а также получение нами информации для дальнейшей работы по курсам.
Приемы организации обратной связи:
Диагностика как способ оценки успешности тренинговых мероприятий, оценки изменения уровня жизнестойкости учащихся.
Сбор обратной связи в конце каждого занятия с помощью обсуждения, позволяющий узнать о впечатлениях учеников, и их личном понимании того, что дал им данный тренинг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"
Материал содержит разработку урока литературы в 9 классе по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин": "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"....
Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида
«Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....
Программа коррекции и развития жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии «Танец-поэма: в каждом движении слово»
Одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по ...
План-конспект занятия для подростков. Начальный в системе тренингов по жизнестойкости
Данное занятие может быть начальным (первым) в системе тренинговых занятий по формированию у детей жизнестойкости, уверенного поведения, групповой сплоченности....
Тренинг по формированию жизнестойкости
Для педагогов-психологов...
Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы,...
Презентация "Жизнестойкость" к тренингу для подростков
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связа...