Тренинг Жизнестойкость
материал по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Цвенгер Наталия Валерьевна

Тренинговое занятие для развития навыков адаптации к изменениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_zhiznestoykost.docx249.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

Тема: Жизнестойкость

Основной замысел:

Проведение тренинговых мероприятий, направленных на развитие жизнестойкости учащихся, которая включает в себя:

  • оценку жизненных изменений как менее стрессовых;
  • наличие мотивации к совладанию;
  • поиск активной социальной поддержки, способствующей совладанию;
  • позитивные установки о себе и о мире.

Образовательные задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о том, что такое жизнестойкость.
  • Сформировать у учащихся представление о факторах, влияющих на жизнестойкость.
  • Стимулировать возникновение позитивных установок относительно себя и мира у учащихся.
  • Расширить представление учащихся относительно стратегий разрешения жизненных трудностей.

Ожидаемые образовательные эффекты (в категориях социально-психологического развития участников образовательного процесса):

  • Формирование более позитивного представления у учащихся о себе, о своем окружении и о мире, что будет способствовать повышению самооценки и более уверенному совладанию с жизненными трудностями.
  • Расширение представлений о решении жизненных проблем у учащихся, увеличение гибкости мышления относительно выхода из трудных ситуаций.
  • Улучшение общей жизнестойкости учащихся.

Обоснование выбранных способов достижения образовательных эффектов:

Тренинговый формат проведения уроков, а также разработанные и включенные в него упражнения, способствуют достижению поставленных образовательных эффектов, так как именно тренинг является наиболее эффективным методом для формирования новых установок и стимуляции размышлений и рефлексии.

Ожидаемые эффекты от выбранных нами упражнений совпадают с поставленными задачами.

План занятий:

1 занятие

Упражнение “Знакомство” (7 минут)

Каждый должен назвать свое имя и 2(3) своих качества.

Цель: установить контакт с учащимися.

Упражнение «Ассоциации» (минут 5-7)

Ожидаемый результат: формирование представления о понятии «Жизнестойкость»

Предлагается запустить цепочку ассоциаций. Ведущий называет слово, понятие, а участники быстро, практически не задумываясь, называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом. Пример: «весна» «человек» «школа», «отдых», «друзья», «жизнестойкость».

Наша ассоциация к жизнестойкости - феникс.

(теоретический блок)

Легенда о фениксе существует в разных вариациях у разных народов. Феникс – это птица, способная возрождаться заново, создавать свое новое тело из пепла и возвращаться к жизни.

В разных странах такая птица была символом перемен, обновления жизни, способности создать свою жизнь заново.

Можно сказать, что Феникс – самая жизнестойкая птица на свете. Ведь она умеет обращать смерть в бессмертие, и каждый раз умеет возрождаться из пепла.

Людям тоже бывает важно возрождаться, подобно фениксу. Ведь в жизни каждого человека немало трудных ситуаций, которые надо пережить и преодолеть.

С точки зрения психологии, жизнестойкость – это внутренняя устойчивость, способность адаптироваться к изменениям.

Жизнестойкость позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации без негативных последствий для психики и для здоровья. Ведь не секрет, что длительные и сложные испытания, вызывающие стресс, часто приводят к обострению хронических заболеваний, к гастритам, инфарктам, заболеваниям сердечно-сосудистой системы и т.д.

В психологии жизнестойкость определяется как совокупность личностных особенностей, способностей человека, позволяющих преодолевать жизненные трудности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьёзных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

- раздаем таблички про жизнестойкость -

Жизнестойкость

Физическая устойчивость

Психологическая устойчивость

Социальная устойчивость

Здоровый образ жизни

Эмоции

Социализация

Режим дня

Уверенность

Адаптация

Правильное питание

Чувства

Активность

Личная гигиена

Ценности

 

Конструктивное общение

Отказ от вредных привычек

Качества личности

Нормы поведения

Ходьба и пешеходные прогулки

Отсутствие враждебности

Взаимодействие с другими людьми

Путешествия

Поведение

Реализация потребностей

Танцы

Адекватная самооценка

Результативность действий

Занятия спортом

Настроение

Умение сотрудничать

Закаливание

Успешность

Готовность развиваться

Диагностика

Цель: получить данные о жизнестойкости учеников для сравнениях их с итоговой диагностикой и оценки эффективности тренинга.

Баллы не будут доступны ученикам, интерпретацию теста можно будет получить от нас по личному запросу.

Тест жизнестойкости Мадди (скр)

1 – Нет

2 – Скорее нет

3 – Скорее да

4 – Да

Заключение и обратная связь

2 занятие

Упражнение «Девиз жизни» (минут 10-15)

Ожидаемый результат: формирование новых установок относительно жизни.

Каждый член группы пишет на листочке свой девиз жизни, а потом все перемешиваются и зачитываются, группа должна угадать, чей этот девиз.

Обсуждение: Чей жизненный девиз созвучен вашему мироощущению? Какой Вы бы взяли себе? Хотели бы Вы чтобы Ваш девиз стал кому-то полезен?

Игра «Решаем проблемы» (минут 10-15)

Ожидаемый результат: развитие позитивного мышления, умения находить позитивные выходы из ситуации.

Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.

Примеры ситуаций:

  • получил двойку;
  • поругался с родителями;
  • поскользнулся и упал в людном месте;
  • не можешь вернуть долг;
  • хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);
  • конфликтует с учителем;
  • обвинили в воровстве;
  • издеваются одноклассники, дали кличку;
  • потеря большой суммы денег (или дорогой вещи);
  • бросил(а) любимый(ая) человек (девушка) и т.д.

Вывод: из каждой проблемной ситуации можно найти выход.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (минут 10-15)

Ожидаемый результат: развитие позитивного самосознания и самооценки.

Необходимо нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете, свои положительные качества и сильные стороны, которые помогают справляться с трудностями и осознать, что делает тебя более успешным в преодолении их. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей.

Заключение и обратная связь

3 занятие

Упражнение «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...» (минут 5-7)

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

Упражнение «Я и мой мир вокруг меня» (минут 15-20)

Ожидаемый результат: изображение и осознание подростком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте тех, с кем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя. Отметьте на своём рисунке знаком «+» положительные связи (с кем вам приятно взаимодействовать) и знаком «-» - отрицательные связи (с кем неприятно взаимодействовать)».

Обсуждение: Расскажите что-нибудь о своём рисунке. Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К кому из окружения ты обращён на рисунке? Как ты взаимодействуешь с теми, кто нарисован вокруг тебя? Кто из твоего окружения для тебя наиболее важен, а кто – наименее? Что это для тебя значит?

Вопросы/Ответы

  • Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?
  • В чем должна заключаться эта помощь?
  • Кому ты можешь помочь?
  • В какой проблеме или ситуации?
  • Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?

Необходимо обсудить с участниками их ответы, подчеркнуть то, что ребята нужны многим людям, и окружающие могут оказать им помощь в трудной ситуации.

Упражнение "Комплименты" (минут 5-8)

Учащимся предлагается сказать приятные слова любому из присутствующих, про его хорошие качества. Психолог должен быть внимательным, если какому-то ребёнку не высказали комплименты, это должен сделать сам психолог.

Ожидаемый результат: возникновение положительных эмоций, укрепление взаимопонимания и доверия в группе (классе), а также возможное улучшение самооценки и уверенности в себе.

Заключительная диагностика

Тест жизнестойкости Мадди (скр)

1 – Нет

2 – Скорее нет

3 – Скорее да

4 – Да

Заключительная рефлексия и обратная связь по курсу

Учащимся предлагается написать на листочках обратную связь по курсу: что нового узнали, что понравилось/не понравилось, что еще хотели бы узнать по данной теме. Затем происходит обсуждение в добровольном порядке.

Ожидаемый результат: закрепление у учащихся полученного опыта и впечатлений, а также получение нами информации для дальнейшей работы по курсам.

Приемы организации обратной связи: 

Диагностика как способ оценки успешности тренинговых мероприятий, оценки изменения уровня жизнестойкости учащихся.

Сбор обратной связи в конце каждого занятия с помощью обсуждения, позволяющий узнать о впечатлениях учеников, и их личном понимании того, что дал им данный тренинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"

Материал содержит разработку урока литературы в 9 классе по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин": "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"....

Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида

 «Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....

Программа коррекции и развития жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии «Танец-поэма: в каждом движении слово»

Одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по ...

План-конспект занятия для подростков. Начальный в системе тренингов по жизнестойкости

Данное занятие может быть начальным (первым) в системе тренинговых занятий по формированию у детей жизнестойкости, уверенного поведения, групповой сплоченности....

Тренинг по формированию жизнестойкости

Для педагогов-психологов...

Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы,...

Презентация "Жизнестойкость" к тренингу для подростков

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связа...