Урок литературы в 9 классе "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал содержит разработку урока литературы в 9 классе по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин": "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                                                                                                          ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА

Урок литературы в 9 классе на тему:

«Глава «Два солдата».

Утверждение жизнестойкости и оптимизма»

                                                                     Подготовила и провела:

                                                           учитель русского языка и литературы

                                         Скидело О.С., II кв. категория

2011г.

Цели:

  1. Обучающая:

Вспомнить страницы биографии А. Твардовского и историю создания поэмы «Василий Теркин»; способствовать формированию у учащихся представления о войне и русском бойце в поэме; показать обобщающий смысл главного героя.

  1. Развивающая:

развивать связную устную речь учащихся и образное мышление; формировать умение находить в тексте нужную информацию; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение.

  1. Воспитательная:

создать условия для пробуждения интереса и эмоционального отношения к истории Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию патриотических чувств; учить ценить мирную жизнь.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Форма урока: комбинированный урок (урок-беседа с элементами урока выразительного чтения).

Словарная работа: поэма, антитеза, контраст; исподтишка, чарка, сукно, портя́нка, задворки.

Оборудование: портрет А.Т. Твардовского, иллюстрации к поэме «Василий Теркин».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, целеполагание. Актуализация опорных знаний. Сегодня  мы с вами продолжаем знакомство с поэмой А.Т. Твардовского «Василий Теркин», с ее героем. Тема нашего урока: Глава «Два солдата». Утверждение жизнестойкости и оптимизма.                                                                            – Как вы понимаете  слова жизнестойкость и оптимизм? Объясните смысл этого выражения.

Работая над со держанием глав, напечатанных в хрестоматии, ответим на воп рос: какие стороны характера Василия Теркина открываются чита телю в каждой из этих глав? И в чем же проявляется утверждение жизнестойкости и оптимизма в главе «Два солдата»?

   Эпиграфом нашего урока являются слова К. Симонова:

«Василий Теркин» - это лучшее

из всего написанного о войне на войне».

К нему мы вернемся в конце урока. А сейчас посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», - говорят о таких глазах в народе. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, что несла война.

           - В 1941 году в наш родной дом пришла беда. Русский народ встал на защиту своих родных, своего дома, своей Родины. Но каким он был на войне? Что вы знаете об авторе этой поэмы?

         Ответы учеников:

- Твардовский ушёл на фронт на 2-й день войны. Первые годы этой поэмы появились на страницах фронтовых газет в 1942 году, когда фашисты были под Сталинградом.

 

-       В дни Победы  Твардовский писал, что война для многих стала

значительным периодом их жизни, подняла их духовно. Эти люди стали совсем другими. Солдаты, воины, бойцы ощутили себя целым народом.

   

            - Правильно, ребята. Это самое главное. И в поэме мы прочтём:

                От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые,

                Все мы вместе – это мы,  тот народ – Россия…

- Вспомним историю создания произведения.

- В чем особенность жанра произведения?

- Что такое поэма? Дайте определение.

Поэма (греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

- Каков сюжет и композиция поэмы?

(Композиция поэмы такова, что произведение состоит из 30 глав. Связующим звеном является главный герой – Василий Теркин. Сюжет «Книги про бойца» носит необычный характер.  Хотя эпизоды Великой Отечественной войны ярко очерчены, хронологически расположены и взаимосвязаны,  но каждая глава существует как бы отдельно, имеет свое начало и конец).

- Как это объясняет сам Твардовский в статье «Как был написан «Василий Теркин»?

 ( «Первое, что я принял за принцип композиции и стиля, это стремление к известной законченности каждой отдельной главы, а внутри главы  —   каждого периода, даже строфы, я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете,  нечто целое, округленное.  Этой примерной завершенностью каждой главы я и был более всего озабочен.  Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь при каждом случае — отдельной главе — до конца, полностью выразить свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ»).

- Что или кто  является центральной темой поэмы?

 - От чьего лица ведется повествование?

Вывод. Еще один герой появляется на страницах поэмы – сам поэт. Это помогает Твардовскому выразить свое восприятие военных событий, свое отношение к ним, свои переживания.

    -  Ребята,  кто является главным героем поэмы Твардовского?

Ответы учеников:

-  Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Запишите сами: ( мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора).

- Из биографии А.Т.Твардовского мы знаем, что над поэмой он работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался.

      - Главный герой поэмы боец Василий Тёркин. Это собирательный образ.    

      Такого бойца на самом деле не было. Он был то серьёзный, то потешный,

      эдакий русский чудо – человек.


 Проверка домашнего задания. Сочинение-рассуждение по теме: “ Василий   Тёркин  – обыкновенный парень” (инд. задание).

Примерное рассуждение учащегося: Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами.  Тёркин  ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность.

 Тёркин  – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя.

Понятно, что  Тёркин  достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность.

Рисуя образ  Василия   Тёркина , автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

- Обсуждение вопроса. А каких людей считаете необыкновенными, незаурядными. Можно ли причислить нашего героя к данному типу людей? Почему?

- “В муках тверд и в горе горд”; “то серьёзный, то потешный” ; “святой и грешный русский чудо- человек”; похож на былинного богатыря или солдата из сказок; на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист.

Нужен был такой человек на войне? Да. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Это собирательный образ.

- В чем смысл фамилии гл. героя? Как слова Василия Теркина : «Перетерпим. Перетерпим…» объясняют смысл фамилии героя?

Фамилия Теркин созвучна слову «тереть». Фразеологизм «Тертый калач» - побывал в переделках. Теркин – жизнью тертый человек.

II. Беседа по главам поэмы

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Поэма «Василий Теркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название

??? Что помогает понять названия глав поэмы??? (анализ содержания).

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» …. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

- Что вам стало известно из второй главы о военной биогра фии Василия Теркина? (Он начинает воевать во время финской кампании на Карельском перешейке, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

1. Беседа по тексту главы «Переправа».

- О чем эта глава?

-Каким настроением пронизана глава «Переправа»?

Трагическое ощущение вызывают уже первые строки

 «Кому память, кому слава,

кому темная вода,-

ни приметы, ни следа.

Давайте проследим, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы?

( Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена…», эпитет «след кровавый» и , наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на  смысловые фрагменты, приводя к кульминации,

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Эти слова привносят уже другое настроение – звучит надежда на благоприятный исход битвы; хоть она и трагична, но этот бой…Ради жизни на земле», и потому могут быть оправданы любые потери.

- Каким предстает в этой главе Василий Теркин? Чтение фрагмента от слов: «Долги ночи, жестки зори...» до конца главы. (В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. В этой сцене он показан автором с большой сим патией.)

2. Беседа по тексту главы «О награде».

- Что нового мы узнали о Теркине из главы «О награде» (В предыдущей главе Твардовский рассказал о том, как, устанавли вая связь, Василий Теркин был тяжело ранен, и о том, как его спасли танкисты: «Шла машина в снежной дымке, / Ехал Тер кин без дорог. / И держал его в обнимку / Хлопец — башенный стрелок». Глава «Теркин ранен» заканчивается гимном фронто вой дружбе, военному братству: «Свет пройди, — нигде не сы щешь... / Дружбы той святей и чище, / Что бывает на войне».

Глава «О награде» начинается монологом Теркина. Он вспо минает о доме, о детстве. Это сообщает главе лирический настрой. Мы узнаем, что Теркин из тех же мест, что и автор: «...не носит писем почта / В край родной смоленский твой». Он думает о кон це войны и мечтает о том, что его наградят медалью («...зачем мне орден? / Я согласен на медаль»), он даже объясняет, для чего она ему нужна: он мечтает о любви, о женском внимании. И эти мечты героя прерывает автор уже известными нам словами, ко торые становятся рефреном в поэме: «Страшный бой идет, кро вавый». Да и сам герой понимает: «Буду ль жив еще? — Едва ли».

3. Беседа по тексту главы «Гармонь».

- С какой новой стороны предстает Теркин в главе «Гармонь»? (Одна из самых интересных глав — глава «Гармонь». В центре ее один из военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге. В истории осиротевшей гармони проявились природная тонкость, деликатность, тактичность героя. Вместе с тем мы осознаем его как яркую талантливую личность: чтение от слов «Только взял боец трехрядку» до слов «А гармонь зовет куда-то, /Далеко, легко ве дет...»)

- Выберите из текста наиболее подходящие строчки, кото рые могли бы быть эпиграфом к этой главе. Ответ прокомменти руйте. (1. «Я не так еще сыграл бы, / Жаль, что лучше не могу». 2. «А гармонь зовет куда-то, / Далеко, легко ведет...» 3. «В этом деле ты мастак». Наиболее удачным будет последний эпиграф.)

-Почему о Теркине говорят, что он «мастак»? Как понять это слово? Подберите синонимы к нему. (Мастер, умелец, виртуоз, ар тист, искусник, специалист; в этой главе герой раскрывается как человек талантливый.)

-Каким стихотворным размером написана поэма? Как и по чему поэт изменил ритм в главе «Гармонь» (в сцене пляски)? (Вся поэма написана четырехстопным хореем, однако в главе «Гар монь» (сцена пляски) поэт использует ударник, или акцентный стих, структура которого опирается на равное количество логи чески сильных ударных слогов. Ударник распространен в народ ной поэзии. Используя его, Твардовский подчеркнул народный смысл происходящих событий.

Эх, друг, Кабы стук; Кабы вдруг — Мощеный круг!)

 В этой главе поэт снова воспевает то, без чего нельзя прожить на войне человеку. Это музыка, в частности музыкальный инструмент, гармонь.

В Теркине проявилась природная тонкость, деликатность, тактичность (история осиротевшей гармони). Вместе с тем мы осознаем его как яркую талантливую личность. Отрывок из главы «Гармонь»:

… И опять долой перчатку…

Где жена и где тот дом.!

  Плясуны на пару пара

      С места кинулися вдруг.

           Задышал морозным паром,

       Разогрелся тесный круг.

 Да! умел воевать, умел и отдыхать человек на войне.

«Мастак», так говорят о нем танкисты, которые отдали гармонь Теркину. Подберем синонимы – мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист; человек талантливый: талантлив наш народ)

III. Чтение и анализ главы «Два солдата».

  1. Лексическая работа.

Исподтишка - скрытно, незаметно;  внезапно, неожиданно.

Чарка - сосуд для питья крепких напитков.

Сукно - ткань из шерстяной или полушерстяной пряжи аппаратного прядения, на лицевой поверхности которой в результате валки образован войлокообразный застил, скрывающий рисунок переплетения нитей. 

Портя́нка — кусок ткани для обматывания ноги, нижнее бельё для ног, прямоугольный (примерно 35 см x 90 см) кусок тёплой и прочной ткани, который использовался в старину вместо носка. Портянки носили с лаптями (см. также онучи) или с сапогами. Происхождение слова портянка: портно — грубый холст, портяница — отрезанная часть холста, портянки — портяница для оборачивания ног.

Задворки  - часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы. Хлев на задворках. Гумна на задворках. * На задворках (разг.) - на самом последнем, невидном и невыгодном месте. || прил. задворочный, -ая,-ое.

  1. Беседа по содержанию главы

- На каком сопоставлении построена глава «Два солдата»? В чем его смысл? (В главе «Переправа» уже звучала мысль о нераз рывной связи истории и современности России: «Тем путем идут суровым, / Что и двести лет назад...» В главе «Два солдата» эта мысль находит свое развитие: «Вот что значит мы, солдаты...» — дважды произносит старый солдат.)

- В чем смысл сопоставления солдат двух поколений – старика-хозяина и Василия Теркина?

- Каким предстает герой в начале и конце этой главы? Заме тили ли вы перемену авторского взгляда на Теркина? (Теркин в этой главе предстает перед читателями в неожиданном свете. Приметливым крестьянским взглядом схвачено: «Ел он много, но не жадно. / Отдавал закуске честь. / Так-то ладно, так-то складно, / Поглядишь — захочешь есть». Взятые из народного обихода слова «ладно», «складно» поэт повторяет еще раз: «Посмотреть — и то отрадно / Завалящая пила / Так-то ладно, так-то складно / У него в руках пошла». Повтор, внутренняя рифма — «отрадно» — «ладно»

  1. «складно» — делает его образ теплее. В этом контексте не затеря ется, не поблекнет и такая зарисовка: «Осмотрев часы детально...»
  2. до слов — «Что ты думаешь? — пошли». Удивление, радость пе редает здесь каждое слово, каждый синтаксический оборот.

  Эсте тический контраст позволил завершить главу в ином ключе (чте ние последней строфы). Чувствуется, что эти слова писались на «большом душевном подъеме». Большинство из них относится к высокому стилю, который подчеркивает значительность истори ческого момента: «Теркин. Немца бить идет». Обращают на себя внимание укрупненные образы: «Россия», «снега», «ветер», детали портрета: идет «против ветра, грудь вперед». Поэт рифмует про стое имя Василий с великим словом Россия. Благодаря такой риф мовке и переносу (Теркин — на другой строке) имя и фамилия героя поставлены в сильную позицию. Все это придает концовке главы «Два солдата» смысловую и стилистическую выразитель ность.)

- В чем утверждение жизнестойкости и оптимизма в этой главе?

- Какие стороны характера Василия Теркина раскрываются в главе?

- Чем близка глава «Два солдата к народной сказке?

IV. Итог урока

Возвращение к эпиграфу.

«Василий Теркин» - это лучшее

из всего написанного о войне на войне»

(К.Симонов)

- В чем особенность произведения «Василий Теркин»?

- В чем особенность героя?

- Война. Нет такой семьи, которой бы она не коснулась. Но каким образом А. Т. Твардовский смог показать не только печаль, горе и боль как неизменные спутники войны, но и стойкость, надежду на лучшее, веру в лучшее русского народа, русского солдата?

Домашнее задание

Перечитать главу «Два солдата». Подготовить выразительное чтение главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны".

Технологическая карта урока в 9 классе "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны" на примере а Д.М.Карбышева...

Разработка урока литературы "Утверждение эстетических приоритетов в лирике Иосифа Бродского"

Материал содержит методическую разработку урока литературы в 11 классе по лирике Бродского....

Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"

Цель урока: познакомить  учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,  вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; разв...

Урока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»

СценарийУрока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»,посвященного освобождению города Горячий Ключ от фашистских захватчиков...

Урок литературы "Дети и война - нет более ужасного сближенья" (по книге А.П.Платонова "Маленький солдат")

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий   учащихся  6 класса.  Его цель: проанализировать художественное изображение войны в рассказе  А.П.Платонова, выя...

Конспект урока литературы в 5 классе "Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино""

Данный материал представляет собой технологическую карту в соответствие с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку литературы "Маленький солдат"

Презентация к уроку литературы по творчеству А. Платонова "Маленький солдат" 5 класс...