Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа "Ритмы лета"
рабочая программа

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы лета» относится к художественной направленности. Данная программа направлена на мотивацию детей к занятиям хореографии.

Адресат программы. Программа адресована детям 8-12 лет.

Норма наполнения группы.  Группа 10-12 человек

Объём и срок освоения программы

Объем реализации программы 12 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом (или 4 раза в неделю по 1 академическому часу).

Форма обучения: очная.

По форме организации образовательного процесса: групповая (с постоянным составом). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmy_leta.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принята на заседании

педагогического совета

от «» мая 2024 г.

Протокол № 

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО «ДДТ»

________ Курбатова Т.Э.

Приказ №  от «» мая 2024 г.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Ритмы лета»

Возраст учащихся 8-12 лет

Автор-составитель:

Балабаев Сергей Иванович

педагог дополнительного образования

Мичуринский район, 2024 г.

Информационная карта программы

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Мичуринский район

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы лета»

3.Сведения об авторе:

3.1.Ф.И.О., должность

Балабаев Сергей Иванович, педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе:

4.1.Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;        

 «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

4.2.Область применения

дополнительное образование

4.3.Направленность

художественная

4.4.Тип программы

общеразвивающая

4.5.Целевая направленность      программы

образовательная

4.6.Возраст учащихся по программе

8-12лет

Блок №1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

1.1 Пояснительная записка.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы лета» относится к художественной направленности. Данная программа направлена на мотивацию детей к занятиям хореографии. 

Уровень освоения программы: ознакомительный

Актуальность данной программы заключается в том, что она соответствует социальному заказу на формирование здорового образа жизни, духовного и физического развития современных детей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что носит  практико-ориентированный характер. Учащиеся проходят обучение в процессе работы над составлением комплекса танцевально - гимнастических упражнений, такая работа накладывает на весь коллектив и каждого ребенка большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. В процессе обучения используются авторские движения, комбинации и танцы педагога, который в свою очередь активно привлекает учащихся к придумыванию упражнений танцевально-гимнастического комплекса, сюжета и образов.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети могут осваивать различные способы выполнения комплексов упражнений направленные на развитие гибкости, координации, силы, быстроты и выносливости как в очной форме, так и в дистанционном формате по всем разделам программы.

Адресат программы. Программа адресована детям 8-12 лет.

Условия набора учащихся. Для обучения принимаются все желающие. 

Норма наполнения группы.  Группа 10-12 человек

Объём и срок освоения программы 

Объем реализации программы 12 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом (или 4 раза в неделю по 1 академическому часу).

Форма обучения: очная.

По форме организации образовательного процесса: групповая (с постоянным составом). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы – формирование интереса к занятиям хореографией.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей с лексикой танца;
  • разучить основные элементы разных по стилю танцевальных форм;
  • формировать умение работать в творческой группе.

Развивающие:

  • развить навыки правильной и красивой осанки;
  • развить координацию движений, ориентировку в пространстве;
  • способствовать развитию чувства  ритма.

Воспитывающие:

  • воспитать эстетический вкус танцевальной и исполнительской культуры;
  • воспитать уверенность в своих силах и возможностях.


1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Прак

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Входной контроль

I.

Прослушивание и простукивание музыкального рисунка

1

0,5

0,5

Наблюдение. Контрольное задание

II.

Гимнастика

3

3

Наблюдение. Контрольное задание

2.1

Упражнения на развитие эластичности мышц, подвижности суставов, гибкости, формирование мышц брюшного пояса

2

2

2.2

Основные элементы акробатики: мостик, колесо, кувырок, стоечка на лопатках

1

1

III

Композиционно-постановочный практикум

2

2

Наблюдение. Контрольное задание

IV

Современный танец

4

4

Наблюдение. Контрольное задание

4.1

Рисунок танца

1

1

4.2

Динамика движений

1

1

4.3

Разучивание основных элементов танца. Флешмоб

2

2

Итоговое занятие

1

1

Итоговая диагностика

Всего часов

12

1

11

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: экскурс в историю хореографического искусства.  Формы предстоящей работы: учебная деятельность, практические задания. Объяснение целей и задач работы по программе. Режим занятий. Правила поведения, личная гигиена, инструктаж по технике безопасности.

Практика: начальная диагностика. Творческие задания.

Раздел I «Прослушивание и простукивание музыкального рисунка»

Теория: Теоретические основы хореографических движений. Хореографические термины.

Практика: Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт».

Раздел II «Гимнастика»

Тема 2.1 «Упражнения на развитие эластичности мышц, подвижности суставов, гибкости, формирование мышц брюшного пояса»

Практика: Выполнение упражнений, направленных на растягивание и силу мышц спины, ног, пресса.

Тема 2.2 «Основные элементы акробатики: мостик, колесо, кувырок, стоечка на лопатках»

Практика: Упражнения на эластичность мышц, подвижность суставов, формирование мышц брюшного пояса, гибкость. Растяжка. Шпагаты. Выполнение индивидуальных трюков: «кувырок» (вперёд и назад), «колесо», «стоечка на лопатках», «мостик».

Раздел III «Композиционно - постановочный практикум»

Теория: Подготовка корсетно-мышечного аппарата у детей.

Практика: Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц. Упражнения на улучшение выворотности.

Раздел IV «Современный танец»

Тема 4.1 «Рисунок танца»

Практика: «озорные» и «лирические» руки; притопы и хлопки; «присядка». Современный танец изучается по разделам:

В разделе «Разогрев» используется:

  • движение по кругу (бег, шаги, подскоки, галоп и т.д.);
  • движение на середине (работа с пространством, шаги, прыжки т.д.).

В разделе «Изоляция» изучаются следующие движения:

  • голова: наклоны, повороты, круги, zundari;
  • плечи: прямые направления одним и двумя плечами, полукруги и круги;
  • грудная клетка: вперед-назад; в стороны, крест, квадрат;
  • пелвис: из стороны в сторону, вперед-назад, крест, квадрат;
  • руки: основные позиции и их варианты, переводы из положения в положение, круги кистью.
  • ноги: переводы стоп из параллельного в выворотное положение, исполнение основных движений как по параллельным, так и по выворотным позициям

Тема 4.2 «Динамика движений»

Практика: Темп основной 4/4, 2/4. Основные шаги: простой танцевальный шаг, шаг с подскоком, приставной шаг, топающий шаг. Основные движения: «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «ёлочка».

Тема 4.3 «Разучивание основных элементов танца. Флешмоб»

Практика: Изучение различных положений рук в паре. Простые танцевальные композиции.

Тема: Итоговое занятие

Теория: Тестирование. Итоговая диагностика усвоения программного материала.

Практика: Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка за данный период).  


1.4.Планируемые результаты

Предметные результаты:

По окончании обучения учащиеся

должны знать:

  • танцевальные термины;
  • различные виды танцев и различать их по музыке, характеру исполнения, танцевальным движениям;

должны уметь:

  • передавать в танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения;
  • ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга (осуществлять перестроения);
  • исполнять простые комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических рисунках и разном направлении, сочетая их с движениями рук и головы;
  • исполнять различные прыжки.

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;
  • готовность к творчеству.

Метапредметные результаты:

учащиеся будут:

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над танцем;
  • контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей деятельности;
  •  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Блок №2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Комбинированное занятие

1

Вводное занятие

Кабинет

Начальная диагностика

2

Комбинированное занятие

1

Прослушивание и простукивание музыкального рисунка

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

3

Практическое занятие

1

Основы образно-игровой партерной гимнастики

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

4

Практическое занятие

1

Упражнения на развитие эластичности мышц, подвижности суставов, гибкости, формирование мышц брюшного пояса

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

5

Практическое занятие

1

Основные элементы акробатики: мостик, колесо, кувырок, стоечка на лопатках

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

6

Практическое занятие

1

Композиционно-постановочный практикум

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

7

Практическое занятие

1

Разучивание музыкальной композиции. Флешмоб

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

8

Практическое занятие

1

Разучивание музыкальной композиции. Флешмоб

Наблюдение. Контрольное задание

9

Постановочное занятие

1

Рисунок танца

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

10

Практическое занятие

1

Разучивание основных элементов танца. Флешмоб

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

11

Постановочное занятие

1

Разучивание основных элементов танца. Флешмоб

Кабинет

Наблюдение. Контрольное задание

12

Практическое занятие

1

Итоговое занятие

Кабинет

Итоговая диагностика

2.2. Условия реализации программы

1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (16-18 градусов Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный зеркалами,  наличие костюмерной, раздевалки.

2. Форма: тренировочная форма (девочки – гимнастический купальник, трико, хитон, балетные туфли; мальчики – черные брюки,  футболка), сценические костюмы.  

3. Мебель: коврики, костюмы, танцевальная атрибутика, обручи, шары, гимнастические палки

4. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, музыкальный центр, аудио- и видеозаписи.

2.3 Формы аттестации.

Результаты в процессе обучения отслеживаются: входной (проверка знаний на начало обучения); итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению курса обучения).

2.4. Оценочные материалы.

Диагностические методики

  1. Тесты для определения специальных хореографических данных по Слуцкой С.Л. (приложение №1).

2.5. Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы занятий

Методы, приемы, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Беседа, показ, диагностика, практическое задание, тестирование

Словесные методы: беседа, диспут.

Наглядные методы: фотоматериалы, видеоматериалы.

Техническое оснащение: коврики.

Тестирование, диагностика.

I.

Прослушивание и простукивание музыкального рисунка

комплексные упражнения, практическое, показ

Словесные методы: беседа, диспут.

Наглядные методы: фотоматериалы, видеоматериалы.

Техническое оснащение: Интернет ресурсы

Наблюдение. Контрольное задание

II.

Гимнастика

Тренинг, комплексные упражнения, практическое занятие

Словесные методы: постановка и объяснение задачи.

Наглядные методы: показ движений.

Техническое оснащение: коврики, диски, магнитофон.

Наблюдение. Контрольное задание

III.

Композиционно-постановочный практикум

Показ, практическое задание, игровой

Словесные методы: постановка и объяснение задачи, рассказ.

Наглядные методы: показ движений.

Техническое оснащение: коврики, маты, диски, магнитофон,.

Наблюдение. Контрольное задание

IV

Современный танец

Показ, практическое задание, игровой

Словесные методы: постановка и объяснение задачи, рассказ.

Наглядные методы: показ движений.

Техническое оснащение: коврики, маты, диски, магнитофон,

Наблюдение. Контрольное занятие

Итоговое занятие

Дискуссия, диагностика, тестирование

Словесные методы: дискуссия, беседа.

Наглядные методы: фотоматериал по итогам занятий по программе.

Техническое оснащение: коврики, маты, гимнастическая палка, диски, магнитофон.

Диагностика, тестирование.


2.6.Список литературы

Для педагога

  1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Л. Москва 1964
  2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999
  3. Богданов Г.Ф. Хореографическое образование.- М.- 2001
  4. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993
  5. Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
  6. Буренина А.И.. Ритмическая мозаика, программа по ритмопластике, С-Петербург 2000
  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва. Краснодар.- 2003
  8. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народноготанца «Труд», 2004.
  9. Карп П.О. О балете.- М.- 1967
  10. Климов А.А. Русский народный танец.- М.- 2002
  11. Климов А.А.Особенности русского народного танца.- М.- 2002
  12. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- Санкт-Петербург.- Искусство.- 2001
  13. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца.- М.- 1981
  14. Руднева С.Д., Музыкальное движение Москва 1975
  15. Сердюков В.П.. Программа по классическому танцу. Для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств.- М.- 1987
  16. Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995
  17. Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва.- 2002
  18. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы.- М.,1996
  19. Федорова Г.П. Танцы для развития детей.- М.-2000

 

Для учащихся

  1. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993
  2. Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
  3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва. Краснодар.- 2003  2.Руднева С.Д., Музыкальное движение Москва 1975
  4. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца «Труд», 2004
  5. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы.- М.,1996

Электронные образовательные ресурсы.

  1. http://www.balletmusic.ru (балетная и музыкальная музыка)
  2. http://www.taranenkomusic.narod.ru (персональный творческий сайт Сергея Тараненко с музыкой для урока хореографии на CD. В лёгкой красочной оркестровке).
  3. http://www.revskaya.ru (Сайт Нины Ревской для балетных концертмейстеров, хореографов и балетмейстеров.)
  4. http://www.josuonline.com (CD для танца и балетного класса)
  5. http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров)
  6. http://www.ballet.classical.ru/ (Маленькая балетная энциклопедия)
  7. http://www.russianballet.ru/rus/info.htm (Все о журнале «Балет»)
  8. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по хореографии и танцам)
  9. http://e-libra.ru/read/196288-istoriya-russkoj-baleriny.html (История русской балерины)


Приложение №1

Тесты для определения специальных хореографических данных по Слуцкой С.Л.

1. Определение выворотности ног

  1. определение выворотности ног в коленных и голеностопных суставах (demi-plie);
  2. определение выворотности ног в тазобедренном суставе (grand- plie);
  3. «лягушка» – определение выворотности ног в тазобедренном суставе.

2. Определение свода и подъёма стопы.

Осторожными усилиями рук педагог проверяет гибкость стопы. При наличии подъёма стопы податливо изгибается.

3. Высота прыжка

Прыжки выполняются несколько раз подряд. Следует обращать внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка и мягкость приземления.

4. Гибкость тела

Гибкость – это степень прогиба назад и вперёд. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется:

  1. проверка гибкости тела назад;
  2. проверка гибкости тела вперёд;
  3. проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок.

5. Высота шага

Его высота определяется при выворотном положении ног в трёх направлениях: в сторону, вперёд и назад. Необходимо обращать внимание на то, насколько легко поднимается нога:

  1. определение высоты шага и сторону;
  2. определение высоты шага назад.

6. Определение пределов допустимой физической нагрузки для детей 5-7 лет, не прибегая к медицинским обследованиям

При допустимом утомлении отмечается:

  1. Легкое покраснение лица за счет положительных, эмоций возникающих на занятиях.
  2. Небольшое учащение дыхания без нарушения его равномерности.
  3. Незначительное учащение пульса (на 10—40% от исходного значения).
  4. Пульс остается ритмичным, хорошего наполнения.
  5. Возможна некоторая потливость.
  6. Нет снижения аппетита, нарушения сна, отклонений в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа " Изучаем английский с удовольствием"

Занятия английским языком в период летних каникул помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобрете...

КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"

Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества.  Это   одно    из...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»

Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...