мастер класс
методическая разработка по психологии

Павлова Любовь Сергеевна

методичкская разработка мастер классов . моя роль в команде

конфликт .  секрет успешного общения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Моя роль в команде.

Работа в команде невозможна без организации и сотрудничества. Чтобы команды работали максимально продуктивно, у каждого участника должна быть определённая роль, соответствующая их сильным сторонам.  Для того чтоб понять эти роли предлагаю пару упражнений.

В качестве разминки упражнение всегда имеет “нужный” эффект, вносит оживление и улучшает контакт участников с тренером.

Ребята, в начале нашего мастер-класса мы проведем небольшую разминку. Проверим. Кто еще спит , а кто готов работать

- Я задам три вопроса.

- Вам нужно ответить на эти вопросы всем сразу - хором, не думая.

- Готовы?

  1. Какого цвета чистый лист бумаги?
  2. Какого цвета снег?
  3. Что пьет корова?

Вижу , что еще не проснулись, или проснулись.

А теперь предлагаю посмотреть небольшой ролик  и назвать тему нашего мастер- класса «Лебедь рак и щука». Если нет видео- то картинка-

Выводим тему или проблему  через обсуждение видео-КОМАНДЫ нет. У каждого роль в команде не решена. Поэтому воз стоит на месте.

А что необходимо . чтобы телега сдвнулась. –КОМАНДА и сотрудничество

ТЕМА: Моя роль в команде.

Цель какая у нас ?-

Теория _ЧТО Такое команда

  • Упражнение «Вместе мы сила»

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.

Материалы: бумага, карандаши.

Описание: Каждый участник в течение 3 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности. За тем, работа происходит в группе, где  все участники  составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды.Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Упражнение “Постройся быстро”/ можно использовать упражнение зоопарк (на листиках написать название разных животных (1 слон, 6мышь,4 лев,2 страус, 3 медведь, 5 енот.) и предложить команде построиться по росту в холке  этих животных,  но при этом нельзя разговаривать. невербальное общение.

Реквизит: нет/листики с написанными животными.

Количество участников: любое

Время:  до 5 мин.

Описание: построиться молча

- по росту,

- по цвету волос.

- по размеру обуви.

- по теплоте рук и т.д.

Рефлексия.

В этих упражнениях мы видим , что роли в команде бывают разные и каждый вносит вклад команду и только сотрудничество этих ролей приведет команду к успеху.

ПРОДУКТ- ромашка

«Секреты успешного общения»

НАЧАЛО-ВИДЕО-МОСТ

ПРОБЛЕМА КАКАЯ-НЕ СМОГЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ И РЕЗУЛТАТ КАКОЙ.

А ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В КАКОМ СЛУЧАЕ БЫЛ БЫ.

-ДОГОВОРИЛИСЬ БЫ. – С ПОМОЩЬЮ ДИАЛОГА.

ЦЕЛЬ КАКАЯ У МАСТЕР КЛАССА-

Дети сами –цепь- научиться секретам успешого общения, научиться слушать и слышать других!!!

Тема –секреты успешного общения.

Для того чтобы жить среди людей

и добиваться от них того, что вам надо,

нужно уметь общаться с ними.

Д. Карнеги

Общение людей друг с другом - сложный и тонкий процесс, который включает в себя:

обмен информацией;

взаимодействие;

восприятие и понимание другого человека.

Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам общения:

- речевому (вербальному или словесному) и

-неречевому (невербальному, несловесному), т.е. позы тела, жесты, мимика, пантомимика, речь, дыхание.

Ученые подсчитали, что восприятие  вербальной, словесной информации  в общении составляет около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова. 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика), Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит. 

Успешное общение это не только умение говорить, но и умение слушать собеседника.

Упражнение «Диалог»

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки.

Инструкция:А сейчас разделимся на пары и один из вас будет в роли-говорящего, второй — слушателя. (Ведущий раздает листки с инструкциями).

Ролями поменяемся, кто был слушателем, сейчас будет говорить, и наоборот, кто говорил, будет слушать.

Инструкция для говорящего. Примерно 2 минуты поговорите с вашим партнером о каком-либо интересном событии из своей жизни. Изложите ваши взгляды так точно и уверенно, как только можете.

Инструкция для слушателя. Не показывайте эту инструкцию партнеру. Задание вашего партнера — поделиться с вами его взглядами на заданную тему. 

-Участвуя в беседе, постарайтесь отражать плохое слушание:

-изредка смотреть на своего партнера, но чаще пусть ваш взгляд блуждает по комнате;

-начать заниматься своими делами, например, завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало

Инструкция для слушателя. Не показывайте эту инструкцию партнеру. Задание вашего партнера — поделиться с вами его взглядами на заданную тему. 

-постоянно перебивать собеседника, пытаясь рассказывать об аналогичном событии в своей жизни, преувеличенно жестикулируя руками;

-устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова;

-если ваш партнер сидит перед вами прямо, займите вальяжную позу. Если его руки или ноги скрещены, избегайте скрещивать свои

Инструкция для слушателя. Не показывайте эту инструкцию партнеру. Задание вашего партнера — поделиться с вами его взглядами на заданную тему. 

-. Попробуйте всем видом продемонстрировать свою заинтересованность в разговоре (активное слушание)

Проявляйте способы поддержки: улыбка, открытая поза, наклон вперед, касание, контакт глазами, кивок, позиция “на равных”.

Используйте техники активного слушания:

- уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)

- побуждение («Ну и… И что дальше?»);

- поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

- «эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника.

- «Зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

- эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.п.

Рефлексия

Что мешало говорить, что помогало? (для тех, кто был в роли говорящего);

Какой слушатель вызвал большую симпатию – активный или пассивный?

Какой способ поддержки было легче всего использовать, какой труднее? (для тех, кто был в роли слушателя); какое секрет общения можно вывести ? умение слушать и поддерживать беседу

Упражнение «Чувства и интонации» (5 минут.)

Цель: Отработка навыка невербального проявления чувства.

Инструкция: Представьте себе, что вся группа перенесся на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Ииииии, Ооооо, Ууууу... Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков.

Я раздам листочки, где написаны чувства, ваша задача произнести гласные звуки, вложив в нее это чувство. Задача остальных - определить чувство.

Обратить внимание не только на голос, но на позу тела и выражение лица вашего партнера.

Примеры чувств: любовь, дружба, отвращение, пренебрежение, сочувствие, злость, страх, радость, восхищение, уважение, равнодушие, счастье, радость, гнев, печаль, волнение, гордость, любопытство и др. взять

Рефлексия:

Какое чувство тебе легче всего выразить?

Обращаешь ли ты внимание на интонацию собеседника для того, чтобы понять его чувства

Психолог: Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника.

Упражнение «Разговор через стекло». (15 минут)

Цель: совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Инструкция: "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот.

Рефлексия.

Что было трудного в этом упражнении?

Что удалось? Почему не удалось?

ПРОДУКТ –РОМАШКА С СЕКРЕТИКАМИ

Диалог баранов

Конфликт: тупик или точка роста

ВИДЕОРОЛИК ПРО БАРАНОВ

ЧТО ПРОИЗОШЛО? ТО ЕСТЬ МЕЖДУ НИМИ ПРОИЗОШЕЛ КОНФЛИКТ.

МОЖЕМ ЛИ МЫ СКАЗАТЬ ТЕМУ МАСТЕР-КЛАССА

Конфликт.-ТЕМА.

ТЕОРИЯ ПРО КОНФЛИКТ

Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами.

Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?

ДАВАЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ ЦЕЛЬ М-КЛАССА-

НАУЧИТЬСЯ СПОСОБВАМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

Думаете это возможно. Ну что же, посмотрим…

Рассмотрим пример: В классе произошел конфликт, двое ребят не остались после занятий убирать территорию школы вместе со всем классом. Слова классного руководителя старосты класса они проигнорировали. И конечно на следующий день состоялся разговор классного руководителя с этими ребятами и ребята ответили, что они не обязаны работать. И этот конфликт решили обсудить на классном собрании.

Участники , давайте представим, что в классном коллективе произошел конфликт. Сможем ли мы в данном случае решить конфликт.

(команда делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)

Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта.

5 – 7 минут вам хватит. Начали. ( Можно немного времени добавить.)

Учитель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

Участники 1 группы +:

- Происходит утверждение личности

- В конфликте выясняется истина

- Конфликт признак деятельности коллектива

- Выявляется мнение каждого человека

- Открываются вещи, которые раньше не замечали

- В ситуации конфликта человек раскрывается

- Может быть достигнут положительный результат

- Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Учитель: Совсем неплохо. Давайте послушаем отрицательные стороны конфликта.

Участники 2 группы

- Падает настроение, отчего падает и трудоспособность

- Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

- Возникает желание не учиться в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу

- Мысли направлены не на дело, а на конфликт

- Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении

с другими людьми

- Плохое настроение может передаваться на семью

инсценировка конфликта

2 участника, идут по узкой тропинке на встречу друг к другу. встречаются на середине тропинки, задача каждого пройти по тропинке. Что произойдет?

какие варианты решения могут быть?

+и -, что можно предпринять? подвести к тому , что можно договорится,.

ПРОДУКТ- РОМАШКА СО СПОСОБАМИ

ЛИДЕР –СВОБОДА ИЛИ ОТВЕТСВЕНОСТЬ

Здравствуйте,

я рада видеть вас на мастер-классе «Выявление  лидерских качеств»

1. Приветствие

Поздоровайтесь со всеми  как:

-Человек,  у которого отличное настроение

-Человек, который не уверен в себе

-Человек, который самый счастливый

Каждому кто здоровался,  дается жетон белого цвета

Далее   предложить участникам назвать черту характера на первую букву имени.

После представления учитель  подводит итоги и составляет

 «Портрет группы», делая акцент на лучших качествах группы.

  Портрет лидера.

-целеустремленный

-активный

-работоспособный

-легкий

-высокодуховный

-инициативный

-осторумный

Проведем несколько упражнений на выявление лидеров.

Выявление лидеров.

Упражнение  1. «Пересаживание».

Учитель предлагает ряд пересаживаний:

- Пусть пересядут все,  у кого фамилия начинается на гласную букву (все, чьи фамилии начинаются на гласную букву, меняются местами, стараясь сделать это как можно быстрее);

- пусть пересядут те, кто любит играть в баскетбол (футбол и т.п.);

- кто любит рисовать

- кто любит фантастику (детективы и т.п.)

и т.д.

Упражнение 2. «Построение».

Учитель предлагает ряд перестроений:

- Пусть все участники построятся…

  • по цвету волос (от тёмных до самых светлых);
  • по размеру обуви;
  • по цвету глаз;
  • по величине ладони;
  • по росту

Эти упражнения  интересны тем, что, наблюдая за ребятами во время выполнения заданий, можно без труда определить, кому присущи лидерские качества (подросток берёт инициативу в собственные руки и осуществляет построение), а кому – качества ведомого (покорно встаёт на место, которое ему указали).

Подведение итога

- Попрошу встать людей,

у которых есть  белые жетоны; (игроки поднимаются и остаются стоять),

у кого есть белые и красные жетоны;

у кого белые, красные, синие;

у кого есть белые, красные, синие, зеленые;

В итоге остаются  стоять те, у кого есть белые, красные, синие, зеленые, желтые жетоны.

- Идите, пожалуйста, ко мне; сейчас перед нами стоят настоящие лидеры, сегодня они смогли проявить себя в необычной, непривычной для них обстановке, давайте им поаплодируем.  Сейчас объясню, каждый жетон определенного цвета обозначает  главное качество лидера.

Белый – исполнитель (прислушивался к мнению других, исполнял просьбы, задания)

Красный – активность (ярко проявлял себя в заданиях)

Синий – генератор идей (давал в нужное время стоящие идеи, для реализации задания)

Зеленый – организатор (смог организовать людей, для выполнения задания)

Желтый -  влияние (умение влиять и договариваться с окружающими)

Лидерство — это способность и воля вести окружающих  к единой цели, а также характер, который внушает доверие.

Рефлексия:

В кругу каждый, обращаясь к стоящему справа, называет его по имени и произносит фразу «Мне было приятно с тобой общаться»

ПРОДУКТ -  РОМАШКА

Мастер-класс хочется закончить словами  -ТЕМА

2 МАСТЕР-КЛАСС-ОБЬЕДИНЯТЬСЯ ВМЕСТЕ-НАЧАЛО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...