Использование когнитивно-поведенческих техник в коррекции детской и подростковой тревожности
презентация к уроку по психологии
В коррекции тревожности существует два подхода:
1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте человека.
Коррекционно–развивающая работа с детьми и подростками, характеризующимися высоким уровнем тревожности, может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kognitivno-povedencheskih_tehnik_v_korrektsii_detskoy_i_podrostkovoy.pptx | 631.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тревога и тревожность Тревога —это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Выделяют здоровую (адаптивную) и нездоровую (патологическую) тревогу. Адаптивная тревога —нормальное явление. Она помогает мобилизовать силы в организме, чтобы справиться с тем, что вызывает тревогу. Адаптивная тревога длится недолго, не особо мешает нам делать то, что нужно, и проходит, когда ситуация благополучно разрешается. « Приступы» нездоровой тревоги более интенсивные и длительные. Угроза собственной безопасности обычно воображаемая. Масштабы предполагаемой «катастрофы» чрезмерно преувеличены. Патологическая тревога истощает организм, негативно влияет на качество жизни: провоцирует трудности в учебе, общении, ведет к избеганию определенных ситуаций, ограничивает жизнь. Тревожность —это черта личности, которая характеризует ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности показывает индивидуальную чувствительность к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.
Симптомы тревоги Сильное беспокойство и чувство паники Учащенное сердцебиение и ощущение сдавленности в груди Головокружение и ощущение пустоты Чувство замешательства и нереальности происходящего Нервозность Навязчивые , не поддающиеся контролю, мысли Тошнота , желудочные боли, диарея Нарушения аппетита: его отсутствие или переедание Вспышки бледности или покраснения Потеря чувствительности или странные боли и недомогания Мышечное напряжение Невозможность полноценного отдыха, бессонница или повышенная сонливость Трудности с дыханием Трудности с концентрацией внимания Повышенная плаксивость Неконтролируемые приступы гнева Категорическое нежелание общаться с окружающими Стремление «закрыться в раковине»
Личностные черты тревожного ребенка Перфекционизм Внутренняя нервозность, хаотичность Повышенная возбудимость Постоянное чувство вины Слишком острое восприятие критики Повышенная эмоциональность Завышенные ожидания Нерешительность и нетерпимость к ошибкам Беспокойное прогнозирование Ощущение угрозы здоровью Стремление все контролировать
Уровни тревоги 1 уровень : наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. 2 уровень: характеризуется сменой внутреннего ощущения напряженности, гиперстезическими реакциями или их присоединением. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную окраску. 3 уровень: собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности. 4 уровень : страх . Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании , конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу. 5 уровень : ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. 6 уровень: наиболее высокий. Тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума.
Подходы и формы работы В коррекции тревожности существует два подхода: 1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. 2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте человека. Коррекционно –развивающая работа с детьми и подростками, характеризующимися высоким уровнем тревожности, может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Когнитивно -поведенческая терапия (КПТ) — это психологический подход, основанный на идее, что мысли и убеждения влияют на эмоциональное состояние человека. С точки зрения этого подхода причина негативных переживаний — не в жизненных обстоятельствах, а в их интерпретации человеком, которая часто опирается на ложные убеждения о себе, других людях и мире. КПТ учит выявлять убеждения и ошибки мышления, которые искажают восприятие реальности, а также формировать на их месте более реалистичные и изменять поведение, опираясь на новую картину мира . Что такое автоматические мысли и как они влияют на нас? Автоматические мысли — это умозаключения, которые не основаны на рефлексии , они возникают спонтанно и на автомате. Такие мысли — результат глубинных убеждений , то есть ключевых представлений человека о самом себе. Как правило, у людей есть как позитивные убеждения о себе («Я способный», «Я справлюсь», «Я нравлюсь людям»), так и негативные («Я должен всё делать идеально», «Со мной что-то не так», «Я непривлекателен»). Но под воздействием стресса, сильных негативных эмоций (грусть, чувство одиночества, страх) именно негативные убеждения проявляются и становятся первостепенными. Так появляются мысли «Мне никогда не стать таким, как они», «Я опять облажался » и т.д. Также негативные убеждения могут сформироваться ещё в детстве и сохраняться из-за когнитивных искажений. Человек принимает их за правду неосознанно, не пытаясь выяснить, имеют ли они под собой почву.
Иерархия тревоги Перед тобой пирамида, иллюстрирующая твою реакцию на чувство тревоги. В нижней части, в основании пирамиды, перечисли свои повседневные дела, которые не вызывают особого беспокойства. В блоках от 2 до 4 перечисли ситуации, в которых интенсивность стресса повышается от блока к блоку. А на вершине укажи событие, которое вызывает самое большое беспокойство.
Отклик , реакция и чувства Закрась цветом или напиши, что происходит с телом, когда тревожишься или беспокоишься . Какие чувства и мысли вызывают эти ощущения? Реагирование на беспокойство Событие, вызывающее сильную тревогу Событие, вызывающее слабую тревогу Физические Психические Способы совладания
Упражнение «Твое беспокойство » Простроить детальный образ эмоции. ( В какой части тела твоя эмоция? Представь , как выглядит тревога). Дистанцирование . Коррекция. Что ты хотел бы изменить, чтобы было легче? Что можно в нем поменять? Присвоение. (Помести его обратно в ту же часть тела. Что чувствуешь ?) Резюме. Хорошее беспокойство против плохого беспокойства Хорошее беспокойство Плохое беспокойство
А BCDE- анализ А B C D E Событие Автоматическая мысль Эмоция Действие Физиологическая реакция A B C D E Событие Автоматическая мысль Эмоция Продолжительность тревоги Результат Приехал в лагерь, нужно познакомится с другими детьми Меня отвергнут, будут смеяться Тревога Периодически возникала в течение первого дня Избегал общения, молчал, ждал, что кто-то другой проявит инициативу
Расследование Тревогу порождает мысль Улики , опровергающие тревожную мысль Реалистическая мысль или утверждение
Алгоритм работы с тревожными мыслями Опиши ситуацию, которая выглядит для тебя тревожной . Перечисли тревожные мысли, которые возникают в связи с этой ситуацией. Приведи доказательства того, что эти мысли верны. Расположи мысли от наиболее близких к реальности, по твоему мнению, до наименее близких . Напиши, на какие из пунктов, у которых, по твоему мнению, есть высокие шансы случиться в действительности, ты можешь повлиять (изменить к лучшему ). Подготовь план действий: что будешь делать при наилучшем и наихудшем вариантах развития событий. Попробуй найти и записать мысли, которые успокаивают и дарят надежду на положительный результат.
Упражнение «Стоп, перемотка »
Общение с людьми Уровень комфорта Слова, действия, поступки Члены семьи Друзья Знакомые люди Официальные лица Незнакомые люди Действия Мысли Чувства Влияние других Познакомиться с новичком Поговорить с учителем Совместная работа с одноклассниками Предложить игру сверстникам
3 желания Я хотел бы быть более___________________________________________ Я могу стать более _________________если _________________________. Я хотел бы быть более___________________________________________ Я могу стать более _________________если _________________________. Я хотел бы быть более___________________________________________ Я могу стать более _________________если_________________________.
Совладание с эмоциями Эмоция/чувство Когда встречается Что я обычно делаю, чтобы справиться Что я могу сделать в следующий раз Беспокойство Незнакомая обстановка, люди, например выступление в спектакле, на конкурсе Стараюсь ни с кем не заговаривать первым, отмалчиваюсь, проговариваю свой текст; грызу ногти; ем много сладкого Нормализовать дыхание - использовать технику «Грейпфрут» Сделать небольшую энергичную зарядку Представить наихудший сценарий развития ситуации и что делать в таком случае Тревога
Приемы релаксации и расслабления 1. Замедление дыхания (речи, движений) 2. Удлинение выдоха по сравнению с вдохом 3. Отвлечение Кубики релаксации 1. Сожми пальцы ног, досчитай до 3 и расслабь 2. Крепко зажмурь глаза, досчитай до 3 и расслабь мышцы глаз и лица 3. Стисни зубы, досчитай до 3 и расслабь 4. Напряги икроножные мышцы, досчитай до 3 и расслабь 5. Сожми кулаки, досчитай до 3 и расслабь 6 . Напряги мышцы живота и ног, досчитай до 3 и расслабь Техники заземления Назови вслух или про себя: Предметы , которые видишь сейчас (зрение) Звуки , которые слышишь (слух) Вещи , которых касаешься (осязание) Запахи , которые вдыхаешь (обоняние) Вкусы , которые ощущаешь (вкус) Перечисли по пять или сколько у тебя получится примеров (звуков, вкусов и т.д.) для каждого органа чувств.
Самооценка Отвечает действительности В какой-то мере отвечает действительности Что я могу сделать в следующий раз Я успешный Я потрясающий Я приятный Я честный Я счастливый Я уверенный Я щедрый Я дружелюбный
Я имею ценность Поразмышляй над своими отношениями с другими людьми и дополни приведенные ниже предложения Мои друзья любят меня, потому что… Мои родители счастливы, когда я… Я счастлив, когда… Мои учителя счастливы, когда я … Я — неповторимая личность, потому что…
Литература 1. Бихевиорально -когнитивная психотерапия детей и подростков. Под общей редакцией проф. Ю. С. Шевченко. —СПб.: Речь, 2003. 2 . Барретт , Лиза Фельдман. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями / Лиза Фельдман Барретт ; перевод с английского Е. Поникарова . —М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 3 . Кедрова , Н. Азбука эмоций / Н. Кедрова . —М.: Редкая птица, 2020. 4 . Тетрадь самопомощи по совладанию с тревогой и стрессом для подростков. Подготовили специалисты службы психологической онлайн-помощи подросткам ПомощьРядом.рфМОО «Врачи детям» 2022. 5 . Практическая когнитивно -поведенческая терапия для детей и подростков / Л. У. Файфер , А. К. Краудер , Т. Элсенраат , Р. Галл. —СПб.: Диалектика, 2020.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...
Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков
Тренинговые упражнения на снятие эмоционального стресса и психорегуляцию...
Использование нетрадиционных художественных техник в детском рисовании
Выступление на методическом объединении школы-интерната VIII вида...
Арт - терапия как средство профилактики и коррекции подростковой тревожности
В современном мире человечество каждый день сталкивается со стрессами, это касается как взрослых, так и детей. Ведь детская психика более ранима и более подвержена влиянию внешних факторов, всле...
Техника коррекции детско - родительских отношений «Семейная фотография»
Семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения....
Мастер-класс "Использование игровых техник для оптимизации детско-родительских отношений"
Согласно исследованиям специалистов взаимодействие родителей и детей посредством бесед, совместных игр значительно сократилось. Отношения в семье становятся более формальными, когда родитель обеспечив...
Методическая разработка "Использование прозрачного мольберта в коррекции детско-родительских отношений"
Для работы с родителями...