Презентация на тему: "Синдром профессионального выгорания. Методы профилактики.
презентация к уроку по психологии
В презентации даны следующие понятия: Эмоциональное (профессиональное) выгорание, его симптомы. Рассматриваются стадии синдрома профессионального выгорания. Предоставлены сравнительные результаны психологического исследования эмоционального выгорания педагогов школы разных возрастных категорий и стажа работы, а так же мероприятия по сохранению психологического здоровья и благополучия в профессиональной деятельности сотрудников в рамках корпоративной программы "Здоровым быть - в тренде жить".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: "Синдром профессионального выгорания. Методы профилактики". | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сфера деятельности преподавателя связана с большим количеством напряженных ситуаций, которые постепенно могут привести к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное (профессиональное) выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, коллективом и всей организацией в целом. Чаще проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
По многочисленным исследованиям российских ученых известно, что по степени напряженности нагрузка педагогов в среднем больше, чем у других представителей профессии типа «человек-человек». СЭВ чаще подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше). В профессиональной деятельности проявляется усталость, заметно снижается интерес к работе, отмечается нежелание развиваться и принимать что-то новое, нарастает негативное отношение ко всем субъектам образовательного процесса.
Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне постоянного стресса и ведет к истощению эмоциональных, личностных и энергетических ресурсов человека. Возникает вследствие внутреннего накопления негативных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Синдром профессионального выгорания в своем развитии проходит три стадии (фазы). 1 стадия – фаза напряжения. Тревожное (нервное) напряжение служит запускающим механизмом или «предвестником» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер (т.е. усиливается со временем), что обусловлено постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза напряжения начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний. Специалист вдруг замечает: вроде бы все нормально, но… скучно и пусто на душе. Положительные эмоции постепенно исчезают, на смену им приходит все большая отстраненность в отношениях с коллегами и членами семьи. Проявляется состоянием тревожности, неудовлетворенности собой и занимаемым положением. Приходя домой, человеку все чаще хочется сказать: «Не трогайте меня! Оставьте меня в покое!»
- социальный тип - предприимчивый тип личности; - конвенциональный тип личности; - артистический тип личности; - интеллектуальный тип личности; - смешанный тип личности. - I II III IV V VI 2 стадия - фаза резистенции (сопротивления нарастающему напряжению). На этом этапе специалист с переменным успехом пытается оградить себя от травмирующих впечатлений. Возникают недоразумения с учащимися, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением отзываться о некоторых из них. Пренебрежение постепенно начинает проявляться в сторону учеников – сначала это с трудом сдерживаемая неприязнь, затем это проявляется в виде вспышек раздражения. Но подобное поведение специалиста – это неосознаваемое им самим проявление защитных функций психики – самосохранение при общении, превышающем безопасный для организма порог.
3 стадия - фаза истощения. Фаза истощения характеризуется оскуднением психических ресурсов, ослаблением нервной системы и общим падением энергетического тонуса. Представления о жизненных ценностях притупляются, проявление эмоционального отношения к миру снижается, в человеке проявляется опасное равнодушие ко всему, порой и к собственной жизни. Внешне такое человек может сохранять некоторую респектабельность и некоторый апломб, но блеск интереса к чему бы то ни было в глазах пропадает. В душе профессионала поселяется почти физически ощутимый холод безразличия.
Симптомы профессионального выгорания. В профессиональном выгорании выделяют три группы симптомов: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие симптомы. Психофизиологические симптомы: ● симптом хронической усталости. Педагог чувствует себя уставшим не только по вечерам, но и утром после сна; ● чувство физического и эмоционального истощения; ● снижение восприимчивости реактивности на изменения внешней среды (например, отсутствие реакции страха на опасность;
● слабость, снижение энергии и активности; ● частые беспричинные головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта; ● резкая потеря или наоборот резкое увеличение веса; ● частичная или полная бессонница; ● частое заторможенное состояние, сонливость, желание спать в течение всего дня; ● одышка, нарушение дыхания при эмоциональной нагрузке; ● резкое заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (снижение слуха, зрения, осязания и обоняния, потеря внутренних телесных ощущений).
Социально-психологические симптомы: ● равнодушие, уныние, инертность, меланхолия (снижение психоэмоционального тонуса, ощущение угнетенности); ● повышение раздражительности на незначительные события; ● частые нервные срывы (вспышки немотивированной агрессии или уход в себя, отказ от общения); ● постоянное переживание отрицательных эмоций, для которых нет причин во внешней ситуации (вина, скованность, стыд, обида подозрительность);
● ощущение повышенного беспокойства или тревожности (чувство, что «что-то не так как должно быть» или «что-то должно случиться»; ● неосознанное беспокойство и постоянное чувство страха, что «я не справлюсь» или «у меня не получится»; ● общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «сколько ни старайся, все равно ничего не выйдет»);
Поведенческие симптомы: ● чувство, что работать становится все тяжелее, а выполнять поставленные задачи все труднее; ● у сотрудника заметно без причины меняется рабочий режим (он намеренно увеличивает или сокращает время работы); ● сотрудник часто без необходимости берет работу домой, хотя дома ее все равно не выполняет; ● нарастает ощущение бесполезности, ненужности, неверие, что все наладится, проявляется снижение энтузиазма в работе, безразличие к ее результатам.
Большую роль в развитии профессионального выгорания играют внешние и внутренние факторы профессиональной среды. К внешним факторам , провоцирующим выгорание относят: ● специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость проявления эмпатии, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы); ● организационный фактор (перегруженная рабочая неделя, низкая оплата труда, высокая степень напряженности, непонимание с коллегами, неудовлетворенность работой);
● неблагополучная атмосфера в коллективе, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психоэмоциональных ресурсов. К внутренним факторам относят: ● коммуникативный фактор (отсутствие навыков общения и умения выходить из конфликтных ситуаций с учащимися, их родителями, руководством, неумение сдерживать свои эмоциональные всплески);
● ролевой и личностный фактор (смерть или болезнь близкого, проблемы в личной жизни, материальные трудности, плохие жизненные условия, нехватка внимания в семье, отсутствие самореализации как в профессиональной, так и в личной сферах). Таким образом, профессиональное выгорание негативно сказывается на выполнении профессионалом своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует повышенная тревожность, депрессивные состояния, психосоматические заболевания, неадекватное проявление эмоций.
В МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска среди педагогического коллектива проводилась диагностика уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко. В письменном опросе приняло участие 72 человека. Возраст которых составляет: от 23 до 30 лет – 21 человек; от 31 до 40 лет – 12 человек; от 41 и выше – 39 человек. Из них молодых специалистов, имеющих стаж работы до пяти лет – 11 человек.
Соотношение разных стадий эмоционального выгорания, выявленных у респондентов по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Из 72 педагогов, участвовавших в психологическом обследовании, признаки синдрома эмоционального выгорания на разных стадиях формирования выявлены у 56 %. Из них: у 14 % сформирована стадия «напряжения», что указывает на наличие переживания ситуативной или личностной тревоги, недовольство собой и избранной профессией. Вследствие осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности профессиональный стресс развивается постепенно и может способствовать снижению нервно-психической устойчивости обследуемых респондентов.
У 23 % респондентов отмечается формирование стадии «резистенции», которая соответствует развитию второй стадии стресса – стадии сопротивления. Эмоциональное выгорание выступает как механизм психологической защиты в форме частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. И стадия «истощения» наблюдается у 19 % опрошенных, что может указывать на падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.
Интеллектуальная, эмоционально-волевая и мотивационная сферы деятельности снижены. Возможно наличие эмоциональной отстраненности от педагогической деятельности, что постепенно может привести к развитию профессиональной деформации личности, нарушению физического и психологического самочувствия, конфликтного поведения. У 44 % респондентов признаков эмоционального выгорания на период психологического исследования не выявлено.
Анализируя возрастные критерии и педагогический стаж учителей определено, что у молодых педагогов, имеющих стаж работы до пяти лет синдром эмоционального выгорания к концу учебного года менее выражен и составляет до 10 %. Доминирует сниженный эмоциональный фон, чувство нарастающей тревожности. Большинство педагогов, имеющих стаж работы до 15 лет подвержены второй стадии эмоционального выгорания (26 %). Отмечается склонность к сопротивлению нарастающего эмоционального напряжения. И фаза истощения характерна педагогам, имеющим стаж работы от 30 и более лет (31 %). Определяется общее падение энергетического тонуса.
Соотношение разных стадий эмоционального выгорания к наличию педагогического стажа респондентов.
Профилактика профессионального выгорания педагогического коллектива в МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» осуществляется посредством реализации корпоративной программы по укреплению здоровья сотрудников «Здоровым быть – в тренде жить». Мероприятия по сохранению психологического здоровья и благополучия включают в себя следующее: ● стресс-менеджмент (ежемесячно); ● психологическая разгрузка, тренинговые упражнения по профилактике эмоционального выгорания (каникулы);
● занятия на темы: «Управление стрессом», «Здоровый сон и управление утомляемостью», «Преодоление депрессии», «Синдром хронической усталости и его профилактика», «Как победить беспокойство и стресс на работе» (в течение учебного года); ● занятия йогой. Заключены договора с Амурской областной общественной спортивной организацией «Федерация Тайского бокса», Спортивным клубом «Медведь», ГБУЗ АКО «Амурский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Презентация на тему: Синдром эмоционального выгорания.
К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книгу...
Разработка психолого-педагогического семинара по теме: « Синдром профессионального выгорания у педагогов»
Данная разработка может использоваться в качестве материала для психолого-педагогического семинара в общеобразовательной школе (для педагогов), а также для семинаров со специалистами любой структуры, ...
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....
Профилактика профессионального выгорания педагогов. Методы диагностики
Причины хронической усталости, методы диагностики, рекомендации.Статья опубликована в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" (2023)...
Практическое занятие с элементами тренинга для специалистов «Профилактика профессионального выгорания методами арт-терапии».
Цель данного практического занятия для педагогов и специалистов по социальной работе развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции для эффективного функционарования...
Тренинг «профилактика профессионального выгорания методами арт- и танцевальной терапии»
Тренинговое занятие с целью профилактики профессионального выгорания через развитие осознания возможностей использования тела для выражения чувств через танцевальную экспрессию....