Тренинг «профилактика профессионального выгорания методами арт- и танцевальной терапии»
методическая разработка

Светлана Владимировна Лисова

Тренинговое занятие  с целью профилактики профессионального выгорания через развитие осознания возможностей использования тела для выражения чувств через танцевальную экспрессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «профилактика профессионального выгорания методами арт- и танцевальной терапии»

Принципы работы группы:

  1. добровольности участия;
  2. «здесь и теперь»;
  3. конфиденциальности;
  4. открытого выражения чувств;
  5. ответственности;
  6. активности.

Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Задачи:

  1. углубление осознания участниками группы собственного тела;
  2. развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  3. установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

1. Упражнение на знакомство

Упражнение “Эхо”

Время: 5 мин.

Материалы: Музыкальная запись с легкой музыкой

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

2 Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

II. Этап – Основная деятельность:

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи разных стилей.

3 упражнение

“Испорченный телефон”

Цель:

  • сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении;
  • способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встает в конце колонны. Все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой-либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и так далее. Последний участник называет предмет.

Условия: все делается молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?

4 Упражнение «Отображение» [1, с.19]

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 4 минуты.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения:

  • на какие движения партнера вы обратили внимание?
  • что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

5 Упражнение «Танец-хоровод»

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.

Вопросы для обсуждения:

  • Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  • Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  • Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?

6 Упражнение «Все со всеми»

Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Материалы: музыка разных стилей.

Время: 5 мин.

Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.

Двигаясь относительно друг друга, все участники должны провзаимодействовать со всеми членами группы.

Вопросы для обсуждения:

  • отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?
  • насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?

8 Упражнение «угадай ведущего» (10 мин)

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 5 мин.

Процедура: Группа выбирает водящего, он закрывает глаза, встает в круг. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем Ведущий ( на него указывает тренер) участник начинает движение, а остальные –повторяют. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Водящий должен отгадать, кто начинает движения. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи водящими?
  • По каким признакам узнавали ведущего?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

III. Этап – Завершение.

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление полученных в ходе тренинга результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель.

9 Упражнение «Рисуем музыку» (20 мин)

Свободное рисование мандалы ( рисунок в круге) под спокойную медитативную музыку, обсуждение рисунка

-Что вы чувствовали, когда рисовали?

-Что испытываете сейчас , глядя на свой рисунок?

-Что бы Вы хотели сделать со своим рисунком?

10 Упражнение

«Восход солнца» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.

Время: 5 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст:

«Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

Заключительное упражнение- прощание

Все встают в круг, вспоминают движения каждого при приветствии, повторяют их под танцевальную музыку.

Литература:

  1. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб. : Речь, 2003. – 192 с.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : – Питер, 2005. – С. 278-279.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Профилактика профессионального выгорания"

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности».Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.Форм...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Профилактика профессионального выгорания педагогов. Методы диагностики

Причины хронической усталости, методы диагностики, рекомендации.Статья опубликована в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" (2023)...

Презентация на тему: "Синдром профессионального выгорания. Методы профилактики.

В презентации даны следующие понятия: Эмоциональное (профессиональное) выгорание, его симптомы. Рассматриваются стадии синдрома профессионального выгорания. Предоставлены сравнительные результаны псих...

Практическое занятие с элементами тренинга для специалистов «Профилактика профессионального выгорания методами арт-терапии».

Цель данного  практического занятия для педагогов и специалистов по социальной работе развитие навыков  психоэмоциональной саморегуляции для  эффективного функционарования...