Тренинговое занятие на тему: "Профессионально-коммуникативные умения педагога".
план-конспект по психологии
Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков в педагогическом коллективе. занятие состоит из семи разделов: знакомства, пяти тренинговых упражнений и заключительной части, которая направлена на закрепление полученных навыков коммуникации, сохранения позитивного настроя на дальнейшую профессиональную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_na_razvitie_professionalno-kommunikativnyhumeniy_pedagoga.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие на тему:
«Профессионально-коммуникативные умения педагога»
Цель: развитие коммуникативных навыков в педагогическом коллективе.
Оборудование, материалы:
- Ноутбук.
- Проектор.
- Мольберт или доска.
- Маркеры.
- Ручки.
- Безопасные булавки или скотч.
- Стикеры на клеевой основе.
План проведения занятия:
- Знакомство. Задача: раскрепостить участников, создать в группе непринужденную обстановку, позитивный настрой.
- Разговор начистоту. Цель: объективно оценить участникам свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.
- Искусство задавать вопросы. Цель: понимание участниками важности задавания вопросов в процессе диалога. Умение задавать «нужные вопросы» в какой-либо ситуации.
- Работа с недосказанными фразами. Цель: развитие навыков понимания собеседника.
- Одобрение партнера по общению. Цель: тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.
- Обогащение словарного запаса. Цель: развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.
- Заключение. Задача: закрепить у участников тренинга полученные навыки. Определить зоны развития. Сохранить позитивный настрой на дальнейшую профессиональную деятельность.
Ход занятия
1. Знакомство.
Провести знакомство в группе (Игра «имя – качество»)
Провести диалог на предмет определения коммуникативной компетентности.
Точку зрения высказывает каждый участник по очереди.
Подвести к выводу, что коммуникация – это область, в которой можно развиваться бесконечно…
2. Разговор начистоту. Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?». Так как все мы участники тренингового занятия и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: «Каков я в отношении с другими?».
1-й этап. На листе формата А 4 каждый пишет свои положительные и отрицательные коммуникативные качества. Время – 3 минуты. Получили видение самого себя (коммуникативный автопортрет).
2-й этап. Чистый лист крепим булавками на спине всех участников ( этот лист будут заполнять другие участники).
Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты – рисуйте в углу листа солнышко.
Если хотите услышать критику – рисуйте молнию и тучу.
Если вам интересно узнать о себе и то, и другое – рисуйте вопросительные знаки.
На груди закрепляем лист самооценки. Далее участники могут свободно передвигаться по залу, читать самооценку и писать комментарии на спине.
Подведение итогов. Сесть в круг. Все могут прочитать материал, который написан у каждого участника на спине. Все делится своими наблюдениями и впечатлениями.
3. Искусство задавать вопросы.
Очень часто, выслушав чью-либо просьбу, получив задание от руководителя мы спешим его выполнять. А в результате делаем совсем не то, что от нас ожидали. В итоге могут возникать недопонимания, приводящие в дальнейшем к конфликту. Никогда не задумывались, почему это происходит? (выслушать мнение участников).
Подвести к мнению, что мы либо не задаем вопросов вообще, либо не умеем их задавать.
Я сейчас наглядно Вам покажу, что получается, если мы не задаем вопросов собеседнику.
Далее провести игру «Австралийские аборигены». Участники должны сделать вывод, что когда мы не задаем вопросов, мы рассматриваем ситуацию не объективно, а сквозь призму собственного отношения к ней.
Далее разбираем категории вопросов и способы манипулирования вопросами. Если нам необходимо получить развернутый ответ, задаем открытый вопрос. Если нам необходимо получить подтверждение/опровержение чего-либо, задаем закрытый вопрос.
Если нам необходимо подтолкнуть человека к принятию решения, задаем альтернативный вопрос.
Далее играем в игру «Кто я?». Участники могут задавать только закрытые вопросы. Задача – как можно быстрее ответить на вопрос, кто же он.
4. Работа с недосказанными фразами.
Бывают ситуации, когда мы обрываем высказываемую мысль на полуслове.
Провести диалог, к чему это может привести.
Упражнение «Завершение предложения» (Время 15-20мин.)
Нужно 4 добровольца. Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди). Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:
Как-то раз шел я по улице и… - поскользнулся; - встретил знакомого; - тут у меня зазвонил телефон.
На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там… - хлеб; - колбасу; сосиску.
Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а… и т.д.
Затем проводится обсуждение:
Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник? Как вы думаете, почему кому то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому то реже?
5. Одобрение партнера по общению.
Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия, и процветают соперничество и конфликты. Игра «Да, и ещё…» (время 20-25 мин.) Разделить группу на пары.
Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».
Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».
Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:
Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
Отец и сын на пикнике.
Два друга по пути на футбольный матч.
Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.
3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.
Подведение итогов:
Какие чувства вы испытываете после этого упражнения?
Какими интересными наблюдениями вы готовы поделиться?
Что вам легко удавалось? Что давалось труднее?
Как вы думаете, где, в каких жизненных ситуациях это может быть полезным?
6. Обогащение словарного запаса.
Игра «Уникальные слова» (время 15-20 мин.).
Рассадить участников в круг. Выбирается какое-то художественное произведение (фильм), которое все участники читали (смотрели), ну или хотя бы имеют представление о его содержании. Перед участниками ставится задача: раскрыть суть этого произведения. По очереди (по кругу) каждый участник вносит свою лепту: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных.
Если кто-то нарушил правила (произнес слишком короткую фразу или повторно использовал слово) или просто сдается, то он выбывает из игры.
Последний оставшийся участник объявляется победителем.
Затем проводится обсуждение:
Было ли сложно выполнять данное упражнение? Что вам помогло в этом упражнении?
7. Заключение.
Задача: закрепить у участников тренингового занятия полученные навыки. Сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу.
Участники поочередно отвечают на вопросы:
- Что для меня было полезным?
- Что я узнал нового?
- Что я планирую применять в своей работе (жизни)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Развитие коммуникативных умений...
Тренинговое занятие "Мимическая выразительность педагога"
Предлагаемый материал может служить готовой методической разработкой учебного занятия для студентов педагогического профиля подготовки. Он содержит интересную подборку упражнений, а также методи...
тренинговое занятие умение жить среди людей
научить выбору способа поведения в конкретных ситуациях без ущемления собственного достоинства и достоинства окружающих; способствовать стремлению подростков к получению признания окружающими людьми; ...
Тренинговое занятие на развитие коммуникативных умений.
Целью занятия является развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умения согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи....
Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).
Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...
Рабочая программа тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных умений подростка
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и дея...