Рабочая программа тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных умений подростка
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Без правильного понимания личностных качеств и актуальных состояний партнеров и отношений между людьми невозможно эффективное планирование, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, подбор персонала в организациях.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения.
Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности.
Цель тренинга: развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность. В процессе занятий научить детей эффективному взаимодействию друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ
НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКА
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
ОДИН МЕСЯЦ
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы: «Развитие коммуникативных умений подростка» автора Рудаковой Г.В.
Храмовой Нелли Валерьевной
Оха
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Без правильного понимания личностных качеств и актуальных состояний партнеров и отношений между людьми невозможно эффективное планирование, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, подбор персонала в организациях.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения.
Проведение тренинга коммуникативных умений по представленной программе способствует воспитанию активной, коммуникабельной, творческой, успешной личности.
Цель тренинга: развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность. В процессе занятий научить детей эффективному взаимодействию друг с другом.
Задачи тренинга:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- овладение навыками эффективного слушания;
- развитие навыков убедительной речи;
- расширение диапазона творческих способностей;
- аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
- обучение участников ориентации в проблеме;
- развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
- активизация процесса самопознания.
Отличительные особенности рабочей программы
Данная программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих затруднения в социальном взаимодействии. Рабочая программа составлена на основе программы «Развитие коммуникативных умений подростка» Рудаковой Г.В. представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.
Изменения, внесённые в авторскую программу:
Общее число занятий: 5, один раз в неделю.
Продолжительность занятий 30-40 минут.
Количество детей в группе 6 – 13 человек.
В рабочей программе допускаются изменения в виде замены игр и упражнений, исходя из численности участников.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
- Индивидуально-обособленная
- Работа в парах
- Групповая
Методы:
- Мозговой штурм
- Ролевые игры
- Коммуникативные игры
- Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
- Методы релаксации
- Сказкотерапия
Технологии обучения:
- Развивающего обучения
- Личностно ориентированного образования
- Игровые
Структура тренинга
Первый этап – установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга.
Второй этап – формирование знаний об эффективной коммуникации, повышение эмпатических способностей.
Третий этап – развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность.
Четвёртый этап – проработка ситуаций, требующих исполнения определённых, получаемых на тренинге, навыков (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения и т.д.).
Пятый этап – завершение тренинга
Ожидаемый результат:
- усиление личностных ресурсов;
- формирование адекватной самооценки;
- наличие навыков конструктивного поведения;
- наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы |
1 | Занятие 1 | Формирование знаний о коммуникативных умениях | Дискуссии: «Что такое коммуникативные умения?», «Роль коммуникативных навыков и умений в нашей жизни» |
2 | Занятие 2 | Повышение эмпатических способностей, понимание мимики, языка телодвижений | «Рассмешить партнёра», «Побег из тюрьмы», «Подарок», «Я тебя понимаю», «Коллективный счёт», «Зеркало», «Да» |
3 | Занятие 3 | Развитие убедительной речи, выработка умения говорить и выслушивать | «Его сильная сторона», «Диспут», «Луноход», « Комплемент» |
4 | Занятие 4 | Обучение исполнению социальных ролей, воспитание деликатности в общении | «Мафия», «Выход из контакта», «В самолёте», «Диалог», «Карусель» |
5 | Занятие 5 | Организационные моменты и психогимнастика | «Знакомство», «Мы похожи», «Я отличаюсь от тебя», «Переходы», «Печатная машинка», «Моль», «Вижу разницу» |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
- Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
- Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.– СПб.: Питер, 2006. – 224с.
- Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
- Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Развитие коммуникативных умений...
Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»
Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...
Тренинговое занятие на развитие коммуникативных умений.
Целью занятия является развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умения согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи....
Пути развития коммуникативных умений детей с особенностями в развитии
В документе описываются особенности коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития, даются рекомендации по развитию коммуникативных умений детей этой категории....
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация:В данной научной статье анализируется понятийный аппарат по теме исследования. Разработана экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений подростков 8-ых ...
Программа работы по развитию коммуникативных умений с подростками "Я и другие"
В настоящее время в семье и ОУ все внимание взрослых уделяется интеллектуальной сфере подростка и поощряется ее развитие, в то время как эмоциональный компонент в жизни подростка часто либо остается с...