Взаимосвязь физического и психического развития детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Дошкольный период ребенка – это период интенсивного развития всех органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Физически крепкий, полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vytuplenie_na_oktyabrskom_pedchase.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог: Моргунова Ирина Валерьевна
Выступление на педагогическом часе 11.10.2022г.
Взаимосвязь физического и психического развития
детей дошкольного возраста
Дошкольный период ребенка – это период интенсивного развития всех органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Физически крепкий, полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка.
Если физическое здоровье — это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта.
Так, например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом адаптируется к детскому саду, большие нагрузки, затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.
Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Поэтому среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, оказывает двигательная активность.
Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма, укреплению психического здоровья и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.
Доказано, что при правильно организованном физическом воспитании уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.
Правильно составленный режим дня - является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.
При нарушении режима, особенно если сокращать время сна и прогулок на свежем воздухе, или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению. Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно влияет на развитие когнитивных процессов, страдает восприятие, ребенок плохо воспринимает информацию или вообще не воспринимает, внимание, мышление.
Важно отметить, что любое занятие, игра, свободная деятельность совмещают в себе решение, как минимум, двух задач: физических и психических.
На музыкальном занятии у детей развивается музыкальный слух, голосовой аппарат, улучшается дыхание. Также происходит развитие умственных способностей, паммяти, эстетических и нравственных понятий.
На занятиях изобразительной деятельностью у детей развиваются умственные способности: ребенок получает знания о изобразительных средствах выразительности, обогащая при этом свой словарь новыми терминами; знакомится с видами живописи, графики. Параллельно этому происходит развитие и совершенствовании мелкой моторики руки, зрительной координации.
Недоразвитие какой-либо стороны приводит к общему недоразвитию ребенка и тем самым снижает его активность и результаты.
Таким образом, у детей дошкольного возраста параллельно развиваются и совершенствуются физический и психический базис. Для того, чтобы ребенок был полноценным членом общества необходимо постоянно развивать, учить, формировать, мотивировать ребенка на деятельность и при этом соблюдать рациональный оздоровительный режим не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Именно в детском дошкольном возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослы...
консультация для родителей «физическая культура для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей разработана в соответствии с возрастом каждого ребенка, предлагается для воспитанников детского сада....
Консультация для родителей и педагогов: "Использование игрового стретчинга в ООД по физической культуре с детьми дошкольного возраста"
Консультация содержит материал, который поможет родителям и педагогам в работе с детьми по игровому стретчингу....
Экспериментальная работа по изучению формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения...
Методические рекомендации «Повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста средствами оздоровительного фитнеса»
Детский фитнес — это оздоровительная программа, созданная с учетом физической подготовленности и возраста ребенка. На занятиях дошкольным фитнесом дети не только развивают координационные ...
конспект занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста "Воробьиный переполох"
Конспект для детей младшей группы...
Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".
Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...