Социометрия 5 класса
материал по психологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Социометрия. Исследование школьного коллектива.
Социометрия. Исследование школьного коллектива.
Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).
Объект исследования: учащиеся 5 класса 10 человек.
Для учеников выбрана анкета.
Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».
Анкета напечатана в виде таблицы. Определены места для ответов.
Интерпретация полученных результатов
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
- «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
- «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
- «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
- «Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.
Фамилия, имя:_______________________________________________
Класс:___________________________
Анкета для мониторинга
№ | Вопрос | Ответ |
1. | С кем ты хотел бы сидеть за одной партой? | |
2. | С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой? | |
3. | С кем ты хотел бы делать домашние задания? | |
4. | С кем ты не хотел бы делать домашние задания? | |
5. | Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения? | |
6. | Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения? | |
7. | Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? | |
8. | Кого бы ты никогда не выбрал командиром? | |
9. | Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации? | |
10. | Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации? |
Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе (метод Дж.Морено)
1 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | + | |||||||||
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | |||||||||
4 | Монгуш Найдың | + | |||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | + | ||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + |
2 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | ||||||||||
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | ||||||||||
4 | Монгуш Найдың | ||||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | ||||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + | + |
3 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | ||||||||||
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | ||||||||||
4 | Монгуш Найдың | + | |||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + | + |
4 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | ||||||||||
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | ||||||||||
4 | Монгуш Найдың | ||||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + | + |
5 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Куулар Хорагай | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | + | ||||||||
4 | Монгуш Найдың | ||||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | + | ||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | + | ||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | Ховалыг Эдита | + | + |
6 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | ||||||||||
2 | Куулар Хорагай | ||||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | |||||||||
4 | Монгуш Найдың | + | |||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | ||||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + |
7 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | ||||||||||
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | |||||||||
4 | Монгуш Найдың | ||||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + |
8 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | + | |||||||||
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | |||||||||
4 | Монгуш Найдың | + | |||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + |
9 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Куулар Хорагай | + | |||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | + | ||||||||
4 | Монгуш Найдың | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | + | ||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | + | |||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + | + |
10 вопрос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
М е н д и | Х о р а г а й | А л д ы н - Х | Н а й д ы н | Н о ю н а | А й д а м и р | К а н - Д е м и р | Ч а й н а а | А й - Х а а н | Э д и т а | ||
1 | Куулар Менди | ||||||||||
2 | Куулар Хорагай | ||||||||||
3 | Монгуш Алдын-Херел | + | |||||||||
4 | Монгуш Найдың | ||||||||||
5 | Монгуш Ноюна | + | |||||||||
6 | Ооржак Айдамир | + | |||||||||
7 | Ооржак Кан-Демир | + | |||||||||
8 | Ооржак Чайнаа | + | |||||||||
9 | Ховалыг Ай-Хаан | ||||||||||
10 | Ховалыг Эдита | + |
Анализ:
1. За одной партой хотят сидеть с Хорагаем, Кан-Демиром, Эдитой и Ноюной.
2. За одной партой не хотят сидеть с Ай-Хааном.
3. Домашние задания хотят делать с Хорагаем и Алдын-Херелом.
4. Домашние задания не хотят делать с Ай-Хааном и Чайной.
5. На день рождения пригласят Менди и Хорагая.
6. На день рождения не хотят приглашать Ай-Хаана.
7. Командиром группы видят Менди.
8. Командиром группы не видят Чайну.
9. Попросят о помощи у Хорагая.
10. Не попросят о помощи Ай-Хаана.
- Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).
- Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров.
- По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.
- «Звезды» – Менди, Хорагай, Кан-Демир
- «Предпочитаемые» - Алдын-Херел, Айдамир, Ноюна
- «Пренебрегаемые» - Эдита, Найдын
- «Отвергаемые» - Ай-Хаан, Чайнаа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....
Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.
Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...
Результаты диагностики социометрии в 5 классах
Анализ диагностики социометрии в 5 классе...
Выявление межличностных отношений в классе методом социометрии
Метод социометрии позволяет изучитьсостояние эмоционально-психических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка....
Обработчик для социометрии и анкеты мотивации 5 класс
Обработчик для социометрии и анкеты мотивации 5 класс...
Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 5м и 6м классах
Диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, эмоциональной атмосферы в обследуемых классах....
Социометрия класса
Социометрия - это метод, позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в коллективе. В предложенной социометрии учащимся нужно ответить на 9 вопросов, которые помогу...