СЕМИНАР С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "Суицидальные риски детей и подростков"
презентация к уроку по психологии
СЕМИНАР С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
ТЕМА: СУИЦИДАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1 СЛАЙД
С 2013 года в отечественной статистике отмечается периодический рост числа детско-юношеского суицида. Анализ материалов уголовных дел показывает, что больше 50% самоубийств несовершеннолетними совершаются из-за конфликтов и неблагополучия с окружающими, в том числе и в образовательных учреждениях.
К тому же, ведущие факторы, которые влияют на суицидоопасное поведение несовершеннолетних, сопряжены не только с семейным неблагополучием, но и в целом, с окружением: с отношениями с одноклассниками, сверстниками, противоположным полом, с преподавателями, др.
Для того, чтобы своевременно и качественно предоставить помощь, предотвратить возможность нанесения вреда себе, таким детям часто необходимо немедленное вмешательство извне
2 СЛАЙД
Суицид – это самоубийство, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства или под влиянием психического заболевания.
Первое место занимают несчастные случаи, но многие суицидологи считают, что большинство из них случались под масками суицидов. Из этого можно предположить, что подростковые суициды все же стоят на первом, а не на втором месте.
Принято думать, что, если подросток серьезно решился на самоубийство, то его уже ничем не остановить. Также, если в первый раз ничего не смогло получиться, то он все равно будет снова и снова делать суицидальные попытки. Но суициденты, как правило, психически здоровые люди, главное, пережить этот трудный жизненный момент.
Всем известно, что подростковый возраст – это трудный период возрастного развития. Это и личностное развитие, и рост потребностей и интересов, и отклонения в поведении, и повышенная тревожность. Также, подросткам свойственны неуравновешенность, повышенная чувствительность и эмоциональность, впечатлительность и ранимость, агрессивность, максимализм и экстремальность. У подростков суицидальные попытки чаще всего не продуманные и не запланированные. Только у малого процента подростков просматривается истинное желание покончить с собой. Психологический смысл подросткового суицида заключается в стремлении привлечь к себе внимание.
Смерть представляется в этом возрасте часто неопределенно, смутно и инфантильно, то есть, как способ оказаться в другом мире, добром, где нет невзгод и неудач, или как средство в наказании своих обидчиков. Само суицидальное поведение выглядит как порыв или аффект.
4 СЛАЙД
Причины для мотивов могут быть разные: обида, потеря значимого человека, непонимание, вина и стыд, стресс, темы унижений или страха, темы мести и злобы, любовь и любовные неудачи и др.
Подросток начинает уединяться, чаще молчит, замечается сонливое состояние или появляется антисоциальное поведение. Он может внезапно уйти из дома и/или начать употреблять алкоголь, наркотики. Вдобавок ко всему, для подросткового возраста характерен максимализм, т. е. все видится в белых и черных тонах, никакого компромисса. Естественно, что это может проявиться в поведении в виде дерзости или даже в нервно-психических нарушениях.
Обстоятельства, кажущиеся взрослым незначительными неурядицами, для детей создают ощущение безысходности и неразрешимости даже кратковременного незначительного конфликта, порождает чувство отчаяния и одиночества. Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий.
6 СЛАЙД
Главная цель кризисной интервенции, т. е. вмешательства в суицидоопасное кризисное состояние подростка – это укрепление желания жить.
7 СЛАЙД
Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование - «чувство взрослости», но новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека.
8 СЛАЙД
Дети подросткового возраста – это дети 10 -16 лет. Младший подростковый возраст – 10 -12 лет. Для каждых возрастных групп характерны свои особенности суицидального поведения и в подростковом возрасте чаще всего причинами импульсивных суицидальных действий являются конфликтные отношения с окружающими – с родителями, со сверстниками, с одноклассниками, с учителями.
В период трудных жизненных ситуаций у подростков могут проявляться специфические суицидальные мысли, высказывания об отсутствии ценностей жизни или даже в отрицании жизни.
Затем такие пассивные суицидальные мысли могут переродиться в подобные представления и фантазии, размышления, которые могут выражать определенную готовность к суициду.
Далее может последовать уже осознанное желание умереть с наличием суицидальных замыслов. В этот момент происходит разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Это ранняя стадия суицидального поведения, период приближения суицида.
9 СЛАЙД
Таким подросткам характерны импульсивные действия, под влиянием особо ярких, в основном, негативных эмоций: гнев, сильная обида. Это аффективное суицидальное поведение, при котором чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Но поведение подростка отличается его стремлением обратить внимание на себя или на свои проблемы. Это «крик о помощи», носящий демонстративный характер, цель которого не причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а напугать окружающих, заставить их задуматься над его проблема
10 СЛАЙД
Всего выделяют три вида суицида.
Обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой определяет истинный суицид.
Скрытый суицид предполагает завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, но, по большей части, им же спровоцированных.
И демонстративный суицид, суть которого в попытке самоубийства без реального намерения покончить с жизнью и с расчетом на спасение. Это и есть подростки суицидального риска.
При таком, демонстративном, поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравлений неядовитыми лекарствами, изображениями повешения.
В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации.
11 СЛАЙД
Вообще для подростков наиболее суицидоопасны конфликты со сверстниками, для младшего возраста это также - внутрисемейные конфликты.
Затем – это уже проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.
12 СЛАЙД
В Ростовской области 13 апреля 2022 г. Правительство Ростовской области опубликовало отчет о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних. По данным властей, в нашем регионе за 2021 год суицид совершили 26 детей и еще 80 попыток не были завершены. Что проблема суицида актуальна среди подростков и на что в поведении ребенка стоит обращать внимание как родителям, так и другим окружающим взрослым.
Они выявили, что в группу риска входят дети подросткового возраста:
Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).
Подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды.
Алкоголизированные подростки. В этой категории риск суицидов очень высок. Среди молодых людей его вклад может быть до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем. Алкоголизм в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества), ослабляют мотивационный контроль над поведением подростка, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).
Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).
Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
Подростки, у которых выраженные семейные проблемы: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и др.
Подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида (парасуицид).
Подростки могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение долгого времени.
13 СЛАЙД
Рассмотрим некоторые факторы подросткового суицидального риска:
Неблагоприятная семейная обстановка. Ситуация длительного конфликта в семье или ситуации развода родителей. Также, это может быть утрата значимой привязанности, например, смерть мамы или любимой собаки для ребенка становится нелегким испытанием. При отсутствии в семье значимого для ребенка взрослого появляется социальная и психологическая изолированность подростка.
Психологическая неадекватность в воспитании. Следующий фактор раскрывает содержание внутрисемейного воспитания. Он характеризуется: назойливостью, морализаторством, утомительностью в отношениях, несправедливостью в требованиях и притязаниях; наличием факта психологического или сексуального насилия; наличием фактов физического насилия.
Подростковое одиночество. Это группа «отверженных», «козлов отпущения» и др. В среднем звене (10 -14 лет), статус отверженности определяется успешностью или, наоборот, не успешностью в учебе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.
Трудно протекающий пубертат. Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии, в сравнении со сверстниками. Раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков в сравнении со сверстниками и нормами в развитии. В норме, для девочек, проявление половых признаков происходит к 11 годам, у мальчиков – после 13 лет. Дисморфия - неудовлетворенность своим внешним видом в период подросткового возраста. Непропорциональный рост конечностей, характерен для внешнего вида подростка, что провоцирует эмоциональные перепады.
Выраженность акцентуаций в подростковом возрасте. Личностная импульсивность как черта суицидента. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность. Проявляется подростковая импульсивность в следующем: высокий уровень нервно-мышечного напряжения; высокий уровень внушаемости; бескомпромиссность (черно белый мир, наличие категорий только «да» и «нет», мир крайностей без полутонов). Также, характерна бурная реакция на неудачу, гнев, браваду, девиации.
14 СЛАЙД
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
1) Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.
Концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11—14 годам. Тогда смерть становится более очевидным явлением. Но подростки фактически отрицают ее для себя. Совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком, т.е. направленным на себя. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов подросткового возраста.
2) В подростковом возрасте, особенно для младшего подросткового возраста очень существенно влияние семейного фактора. Наибольшим доверием у подростков пользуются мамы. Однако, чем сильнее у подростка выражен суицидальный синдром, тем реже он доверит свои тревоги даже матери. Потеря доверительной связи с родителями - один из сильнейших суицидальных синдромов у подростков. Мысли о самоубийстве мучают подростка тем чаще, чем меньше он доверяет своим родителям. Но болезненнее всего дети воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное безразличие к себе.
3) Очень опасна в этом возрасте и скрытая депрессия, которая у подростков часто маскируется гиперактивностью, агрессией.
В настоящее время рост подростковых суицидов стал связываться с тем, что у все большего числа детей процесс взросления и социализации приобретает кризисный характер, переставая быть процессом естественного роста и созревания, поэтому учитывая специфику подросткового возраста любое кризисное состояние подростка необходимо рассматривать как суицидоопасное.
Также, выявлены факты о том, что суицидентами становятся все более младшие дети, чем раньше, что суицидогенные мысли появляются у многих подростков. Но, как правило, подростковый суицид не происходит без разного рода предупреждений и намеков. Поэтому, суицид можно предотвратить. Чаще всего самое опасное время для подростка – продолжительностью от суток до трех дней. И, если своевременно выявить, вмешаться в планы ребенка, которому требуется помощь, то можно спасти многие молодые жизни.
Нельзя предполагать, что темы разговоров с подростками о суицидах могут спровоцировать новые суициды. Это неправильно. Ведь тогда можно предположить, что и нельзя разговаривать на темы ПАВ, или безопасного секса. Напротив, у детей появляется возможность обсудить наболевшую тему, высказаться в чем-то наболевшем, получить неожиданную поддержку со стороны. И не только поддержку, но и определенные знания, которые смогут переформулировать суицидогенные мысли ребенка и стать уже менее опасными или вообще безопасными.
Также, надо понимать, что суицид не может передаваться генетически. Например, если в семье ребенка многие члены семьи являются употребляющими ПАВ, то это совсем не значит, что и у ребенка будут такие вредные привычки.
Подростки, которые совершали попытку суицида, в основном, являются психически здоровыми людьми. Для окружающих они не представляют никакой опасности, только исключительно для себя.
Важным является то, что нужно быть внимательнее к высказываниям своих окружающих и, если вдруг кто-то из детей заговорит на эту тему, отнестись к полученной информации серьезнее, не пропустить то, чем хочет ребенок с вами поделиться (своими мыслями, переживаниями). Прислушаться к нему.
Многие люди на одну и ту же проблему или ситуацию смотрят по-разному. То, что для одних может показаться незначительным, для других может быть просто катастрофой. И часто проблемы детей взрослые воспринимают несерьезно, что на самом деле может привести к определенным серьезным последствиям.
Чаще всего суициды совершаются не по одной причине, а комплекса причин, когда заканчивается терпение и что-то незначительное может сильно повлиять на вдруг принятое решение о совершении суицида.
До сегодняшнего дня еще не смогли определить тип или портрет суицидоопасного подростка. Доказано, что суицид может совершить любой человек. На сегодняшний день нет данных о том, каким определенным должен быть такой подросток.
Для взрослого человека смерть – это конец жизни. Подросток может этого до конца не понимать, а воспринимать как какую-то виртуальную игру. К тому же, подростку трудно объяснить, что с ним происходит, он может этого и не понимать. Ему просто хочется избавиться от мыслей, проблем, ситуаций, которые его мучают каждый день, каждую минуту и секунду. И тогда ребенок находит единственный выход в помощи себе – суицид. Подростковый суицид - это демонстрация привлечения к себе внимания, любви родных и близких.
15 СЛАЙД
К основным признакам суицидального поведения относят: депрессивность, агрессию, капризность, уход в себя, низкая самооценка. Также, сюда может относиться: проблемы с внешним видом, изменения в режиме аппетита и/или сна, раздача своих ценностных вещей, перемены в поведении, угрозы, словесные предупреждения.
16 СЛАЙД
Основной принцип системы профилактики суицидов как детей, так и подростков – это создание комплексного взаимодействия специалистов – психологов, учителей, медицинских работников, социальных работников, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, также и родителей для эффективной профилактики или предотвращении повторных суицидов среди подростков.
17 СЛАЙД
К суицидологическим службам относят:
«Телефон доверия» предназначен для профилактической
консультативной помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных действий. Основная задача данного подразделения состоит в ликвидации у обратившихся кризисных состояний путем консультаций - бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций.
Работа «телефона доверия» организуется в специально оборудованном помещении, где при необходимости предусмотрено несколько номеров телефонов, расположенных в отдельных звуконепроницаемых кабинетах, и осуществляется без непосредственного контакта с Клиентом, ежедневно, круглосуточно, без перерыва. Адрес телефона доверия не указывается в адресных справочниках. Специалисты отделения представляются только как «Телефон доверия» или под псевдонимом, не называя своих паспортных данных и адреса.
К работе на «телефоне доверия» привлекаются врачи-психиатры, врачи-психотерапевты или медицинские психологи, практические психологи, педагоги - психологи, волонтеры из числа студентов психологических и медицинских учреждений, прошедшие специальное обучение в области суицидологии, кризисной психологии и специфики работы на «телефоне доверия».
Кабинет социально-психологической помощи оказывает
консультативную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием.
Основными задачами кабинета являются:
- консультативно-диагностическая работа;
- оказание обратившимся гражданам психологической и социальной помощи;
- психологическая и психопрофилактическая помощь населению.
Социально-психологическая помощь оказывается (по желанию) анонимно.
18 СЛАЙД
В организацию помощи детям с суицидальным риском входит:
Организация педагогической помощи: создание благоприятных
условий для развития личности ребенка; постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования; создание положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы; оказание педагогической помощи родителям.
Организация медицинской помощи:
- проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера;
- половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи:
- изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития;
- выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах
- сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции;
- анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции.
Организация занятости и творческого досуга:
- изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;
- организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
19 СЛАЙД
Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.
Первая группа - словесные признаки. Это, что можно почерпнуть
из контекста беседы. К ним могут относиться сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности.
Вторая группа - эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из
контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.
Третья группа - поведенческие признаки. Это внезапные
немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья. Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т. к. при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней.
Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость.
Исходя из вышеизложенного, опираясь на элементарные знания о суицидальном поведении несовершеннолетних и способах его профилактики, можно выявить легко ранимых, готовых пойти на это детей, осознать то, что их беспокоит, определить уровень риска совершения самоубийства и использовать все необходимые ресурсы для предотвращения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preza_suitsidalnye_riski_podrostkov_1_1.odp | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СУИЦИД - ЭТО САМОУБИЙСТВО, СОВЕРШАЕМОЕ ЧЕЛОВЕКОМ В СОСТОЯНИИ СИЛЬНОГО ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА ИЛИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
1. У ПОДРОСТКОВ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ ЧАЩЕ ВСЕГО НЕ ПРОДУМАННЫЕ И НЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ – ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ 3. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЫГЛЯДИТ КАК ПОРЫВ ИЛИ АФФЕКТ
ПРИЧИНЫ (могут быть разные): 1. обида 2. потеря значимого человека 3. непонимание 4. вина и стыд 5. стресс 6. темы унижений и страха 7. темы мести и злобы 8. любовь и любовные неудачи 9. др…
ПРОЯВЛЕНИЯ: 1. начинает уединяться 2. чаще молчит 3. замечается сонливое состояние 4. может проявиться антисоциальное поведение 5. может внезапно уйти из дома 6. начать употреблять алкоголь, наркотики 7. проявления максимализма 8. дерзкое поведение или даже нервно- психические нарушения
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ – ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СУИЦИДООПАСНОЕ КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА – ЭТО УКРЕПЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ ЖИТЬ
ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА – КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД – МОМЕНТ ПЕРЕХОДА ИЗ ДЕТСТВА ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ НОВООБРАЗОВАНИЕ – «ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ» ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
РАННЯЯ СТАДИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: 1. Появление специфических суицидальных мыслей, высказываний об отсутствии ценностей жизни или даже в отрицании самой жизни 2. Далее перерождение мыслей в фантазии и размышления 3. Осознание желания умереть с наличием суицидальных замыслов
АФФЕКТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – ЭТО ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ «КРИК О ПОМОЩИ» НОСИТ ЧАЩЕ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР»
3 ВИДА СУИЦИДА: ИСТИННЫЙ СУИЦИД – обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой СКРЫТЫЙ СУИЦИД – завуалированное самоубийство ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ СУИЦИД – попытка самоубийства без реального намерения покончить с жизнью и с расчетом на спасение (подростки суицидального риска)
САМЫЕ СУИЦИДООПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ: 1. КОНФЛИКТЫ СО СВЕРСТНИКАМИ 2. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ (для младшего подросткового возраста - 5 -6 классы)
ГРУППА РИСКА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 1. демонстрирующие прямые или завуалированные суицидальные угрозы 2. имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессии) 3. у которых в роду были суициды или суицидальное поведение 4. алкоголизированные подростки 5. с хроническим употреблением наркотиков и ПАВ 6. с аффективными расстройствами (психопатологические синдромы) 7. с хроническими или фатальными заболеваниями 8. пережившие тяжелые утраты 9. с выраженными семейными проблемами 10. имеющие незаконченную попытку суицида
ФАКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА: 1. Неблагоприятная семейная обстановка 2. Психологическая неадекватность в воспитании 3. Подростковое одиночество 4. Трудно протекающий пубертат 5. Выраженность акцентуаций 6. Особенности суицидального поведения
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: 1. Понятие «смерть» 2. Потеря доверительной связи с родителями 3. Скрытая депрессия
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: 1. Депрессивность 2. Агрессия 3. Капризность 4. Уход в себя 5. Низкая самооценка 6. Проблемы с внешним видом 7. Изменения режима аппетита и сна 8. Раздача своих ценностных вещей 9. Перемены в поведении 10. Угрозы 11. Словесные предупреждения
ПРИНЦИП СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – это создание комплексного взаимодействия специалистов: психологов, учителей, медицинских и социальных работников,сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, родителей (законных представителей)
СУИЦИДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ 1. «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» 2. КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ: 1. Организация педагогической помощи 2. Организация медицинской помощи 3. Организация психологической помощи 4. Организация занятости и творческого досуга
3 ГРУППЫ ПРИЗНАКОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА: 1. Словесные признаки 2. Эмоциональные признаки 3. Поведенческие признаки
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для мам. «Нерожденные дети хотят жить»
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наш жизненный опыт, позиции, складывает характер. Нередко нам кажется, что необходимо сейчас пе...
Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.
В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...
Опросник для детей и подростков "группы, зоны риска"
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ...
Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...
диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду
диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду...
Профилактика интернет - рисков детей и подростков
Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Интернет становится все более значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков.Интернет ...
Выступление на педагогическом совете «Показатели суицидального риска детей и подростков».
В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства. Известно, что психоло...