Выступление на педагогическом совете «Показатели суицидального риска детей и подростков».
учебно-методический материал

Берсенева Оксана Юрьевна

            В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства.  Известно, что  психологическая организация подростка неустойчива, подростковый возраст характеризуется целым рядом биологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свою лепту в общую картину его протекания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped.sovet_.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического совета тему  «Показатели суицидального риска детей и подростков».

     

            В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства.  Известно, что  психологическая организация подростка неустойчива, подростковый возраст характеризуется целым рядом биологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свою лепту в общую картину его протекания.

          В подростковом возрасте наблюдается несоответствие уровня биологического развития индивида его психологическому и социальному уровням.  Формирование целого ряда новых психологических и социальных характеристик, смена личностных и социальных приоритетов вызывают значительный уровень стресса. Переживаемый подростком стресс в свою очередь может привести к нарушениям психического здоровья.

 Различают:

 1. Биологические факторы риска суицидального поведения

2.Психологические факторы риска суицидального поведения

3.Социальные детерминанты суицидального поведения

Б.Ф.  Говоря о  биологическом факторе,  мы говорим  о незрелых когнитивных функциях и  чересчур  интенсивных  эмоциях.  Что в свою очередь  ослабляюет способность подростка осуществлять полноценный когнитивный контроль за своими действиями, просчитывать последствия предпринимаемых действий, адекватно, а не импульсивно реагировать в эмоционально значимых для него ситуациях.

     Таким образом, биологические факторы наряду с социальными и психологическими могут определять нестабильность эмоционального фона подростка и объяснять его подверженность частой смене настроения, эмоциональную реактивность, склонность к депрессии и повышенной неконтролируемой импульсивности,  рисковому поведению, связанному как с поиском новых ощущений, так и с неэффективностью контроля за собственными действиями, агрессивностью и повышенной тревожностью.

      Биологические особенности подросткового периода создают

предпосылки для зависимого поведения, злоупотребления  психоактивными

веществами и риска возникновения суицидальных мыслей и намерений.

П.Ф.- Среди психологических механизмов, формирующих суицидальное

поведение подростков, особое значение имеют следующие показатели.

      Эгоцентризм (сконцентрированность на себе самом),  когда он попадает в тяжелые жизненные условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться

в себе.

    Аутоагрессия и пессимистическая установка усугубляют ситуацию. Кроме

того, в подростковом возрасте еще не до конца сформированы  жизненные цели, ценности, установки. При отсутствии таких ценностей и недостатка жизненного опыта идея «уйти из жизни» может стать доминирующей.

   Подросткам также свойственны: повышенная впечатлительность

и внушаемость, склонность к колебаниям настроения, слабость критических

способностей. При переходе к подростковому возрасту возникает

повышенная склонность к самоанализу, а при затруднениях в реализации

своих потребностей – пессимистическая оценка окружающего и своей

личности.  Подросткам присуща недостаточно адекватная оценка последствий своих действий,  свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.

С.Ф.  Социальная среда содержит в себе различные факторы риска суицидального поведения. К ним можно отнести  дефицит ценностей смысложизненных ориентаций, социальное  напряжение.

           Подросткам присуща недостаточно адекватная, некритичная оценка многих социальных явлений, имеющих значительный деструктивный потенциал для незрелой личности. В силу этого, они  могут быть подвержены образцам разрушительного и самодеструктивного поведения. Суицидальное поведение может быть подражательным, воспроизводящим те образцы, которые могут быть представлены в СМИ (телевидение, Интернет и др.), подростковых субкультурах. Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.

Хотелось бы отметить, что суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

-с затяжным депрессивным состоянием;

-сверхкритичные к себе подростки;

-страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,

-фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

-из социально-неблагополучных семей;

-из семей, в которых были случаи суицидов.

Показатели суицидального риска детей и подростков.

Если подросток серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об

этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: вербальные, поведенческие и ситуационные.

Вербальные признаки:

1. Подросток часто говорит о своем душевном состоянии.

2. Говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше.

3. Косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого

проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

4. Много шутит на тему самоубийства.

5. Проявляет чрезмерную заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздает другим личные вещи, приводит в порядок дела.

2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении: ест слишком мало

или слишком много; пропускает занятия, не выполняет домашнее задание, избегает общения; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении; замыкается от семьи и друзей; чрезмерно деятелен или безразличен к окружающему миру; ощущает попеременно внезапную эйфорию или приступы отчаяния.

3. Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

4. Злоупотребление психоактивными веществами.

Ситуационные признаки:

1. Социальная изоляция.

2. Живет в нестабильном окружении.

3. Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

 Выделяют три категории суицидентов:

– больные с психическими заболеваниями;

– с пограничными нервно-психическими расстройствами;

– практически здоровые в психическом отношении люди.

У всех суицидентов, независимо от диагностической  принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки психологической

дезадаптации личности.

Объективно проявляется изменением поведения подростка в среде социального окружения, ограничением возможности успешно справляться

со своими социальными функциями или патологической трансформацией

поведения

Типы суицида:

  1.  Демонстративный суицид – это попытка вести диалог. Большинство

самоубийц хотели вовсе не умереть, а только обратить внимание на свои

проблемы, позвать на помощь.

2. Скрытый суицид, это ситуация, когда человек понимает,  что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но другого пути найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни по собственному желанию, а так называемое суицидально обусловленное поведение.

3 Истинный суицид – никогда не бывает спонтанным. Такому суициду

всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние, просто

мысли об уходе из жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Суицидальное поведение детей и подростков"

В помощь классному руководителю...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....

Технология по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков

Выступление на методическом объединении классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....

СЕМИНАР С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "Суицидальные риски детей и подростков"

        СЕМИНАР С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ТЕМА: СУИЦИДАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1 СЛАЙДС 2013 года в отечественной статистике отмечается периодический рост числа д...