Выступление на педагогическом совете «Показатели суицидального риска детей и подростков».
учебно-методический материал
В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства. Известно, что психологическая организация подростка неустойчива, подростковый возраст характеризуется целым рядом биологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свою лепту в общую картину его протекания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ped.sovet_.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании педагогического совета тему «Показатели суицидального риска детей и подростков».
В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства. Известно, что психологическая организация подростка неустойчива, подростковый возраст характеризуется целым рядом биологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свою лепту в общую картину его протекания.
В подростковом возрасте наблюдается несоответствие уровня биологического развития индивида его психологическому и социальному уровням. Формирование целого ряда новых психологических и социальных характеристик, смена личностных и социальных приоритетов вызывают значительный уровень стресса. Переживаемый подростком стресс в свою очередь может привести к нарушениям психического здоровья.
Различают:
1. Биологические факторы риска суицидального поведения
2.Психологические факторы риска суицидального поведения
3.Социальные детерминанты суицидального поведения
Б.Ф. Говоря о биологическом факторе, мы говорим о незрелых когнитивных функциях и чересчур интенсивных эмоциях. Что в свою очередь ослабляюет способность подростка осуществлять полноценный когнитивный контроль за своими действиями, просчитывать последствия предпринимаемых действий, адекватно, а не импульсивно реагировать в эмоционально значимых для него ситуациях.
Таким образом, биологические факторы наряду с социальными и психологическими могут определять нестабильность эмоционального фона подростка и объяснять его подверженность частой смене настроения, эмоциональную реактивность, склонность к депрессии и повышенной неконтролируемой импульсивности, рисковому поведению, связанному как с поиском новых ощущений, так и с неэффективностью контроля за собственными действиями, агрессивностью и повышенной тревожностью.
Биологические особенности подросткового периода создают
предпосылки для зависимого поведения, злоупотребления психоактивными
веществами и риска возникновения суицидальных мыслей и намерений.
П.Ф.- Среди психологических механизмов, формирующих суицидальное
поведение подростков, особое значение имеют следующие показатели.
Эгоцентризм (сконцентрированность на себе самом), когда он попадает в тяжелые жизненные условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться
в себе.
Аутоагрессия и пессимистическая установка усугубляют ситуацию. Кроме
того, в подростковом возрасте еще не до конца сформированы жизненные цели, ценности, установки. При отсутствии таких ценностей и недостатка жизненного опыта идея «уйти из жизни» может стать доминирующей.
Подросткам также свойственны: повышенная впечатлительность
и внушаемость, склонность к колебаниям настроения, слабость критических
способностей. При переходе к подростковому возрасту возникает
повышенная склонность к самоанализу, а при затруднениях в реализации
своих потребностей – пессимистическая оценка окружающего и своей
личности. Подросткам присуща недостаточно адекватная оценка последствий своих действий, свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.
С.Ф. Социальная среда содержит в себе различные факторы риска суицидального поведения. К ним можно отнести дефицит ценностей смысложизненных ориентаций, социальное напряжение.
Подросткам присуща недостаточно адекватная, некритичная оценка многих социальных явлений, имеющих значительный деструктивный потенциал для незрелой личности. В силу этого, они могут быть подвержены образцам разрушительного и самодеструктивного поведения. Суицидальное поведение может быть подражательным, воспроизводящим те образцы, которые могут быть представлены в СМИ (телевидение, Интернет и др.), подростковых субкультурах. Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.
Хотелось бы отметить, что суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
-с затяжным депрессивным состоянием;
-сверхкритичные к себе подростки;
-страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,
-фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
-из социально-неблагополучных семей;
-из семей, в которых были случаи суицидов.
Показатели суицидального риска детей и подростков.
Если подросток серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об
этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: вербальные, поведенческие и ситуационные.
Вербальные признаки:
1. Подросток часто говорит о своем душевном состоянии.
2. Говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше.
3. Косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого
проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
4. Много шутит на тему самоубийства.
5. Проявляет чрезмерную заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздает другим личные вещи, приводит в порядок дела.
2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении: ест слишком мало
или слишком много; пропускает занятия, не выполняет домашнее задание, избегает общения; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении; замыкается от семьи и друзей; чрезмерно деятелен или безразличен к окружающему миру; ощущает попеременно внезапную эйфорию или приступы отчаяния.
3. Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
4. Злоупотребление психоактивными веществами.
Ситуационные признаки:
1. Социальная изоляция.
2. Живет в нестабильном окружении.
3. Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
Выделяют три категории суицидентов:
– больные с психическими заболеваниями;
– с пограничными нервно-психическими расстройствами;
– практически здоровые в психическом отношении люди.
У всех суицидентов, независимо от диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки психологической
дезадаптации личности.
Объективно проявляется изменением поведения подростка в среде социального окружения, ограничением возможности успешно справляться
со своими социальными функциями или патологической трансформацией
поведения
Типы суицида:
- Демонстративный суицид – это попытка вести диалог. Большинство
самоубийц хотели вовсе не умереть, а только обратить внимание на свои
проблемы, позвать на помощь.
2. Скрытый суицид, это ситуация, когда человек понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но другого пути найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни по собственному желанию, а так называемое суицидально обусловленное поведение.
3 Истинный суицид – никогда не бывает спонтанным. Такому суициду
всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние, просто
мысли об уходе из жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Суицидальное поведение детей и подростков"
В помощь классному руководителю...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....
Памятка по суицидальному поведению детей и подростков
Памятка для родителей, учителей....
Технология по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков
Выступление на методическом объединении классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
Родительское собрание на тему: «Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Познакомить родителей с проблемой суицида среди детей и подростков, оказать профилактическую помощь родителям...
СЕМИНАР С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "Суицидальные риски детей и подростков"
СЕМИНАР С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ТЕМА: СУИЦИДАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1 СЛАЙДС 2013 года в отечественной статистике отмечается периодический рост числа д...