Основные принципы сохранения репродуктивного здоровья человека
методическая разработка по биологии (8, 9 класс)
Цель данного урока в форме школьной лекции – формирование общей экологической культуры учащихся.
Урок направлен на достижение обучающимися следующих результатов:
– личностных: усвоение знаний основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
– метапредметных:
приобретение способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
– предметных:
усвоение представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, о необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний бактериями и вирусами, травматизма, стрессов, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний; получение представления об особенностях развития организма юноши и девушки под действием экологических факторов; усвоение принципов культуры здоровья в период полового развития; приобретение знаний о факторах, оказывающих вредное воздействие на развитие зародыша и плода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО КУРСУ БИОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УРОКА В ФОРМЕ ШКОЛЬНОЙ ЛЕКЦИИ ( 8-9-е КЛАССЫ)
Основные принципы сохранения репродуктивного здоровья человека
Любовь Владимировна Мальцева
преподаватель биологии
ГБПОУ г Москвы «КМТИ
им. Г. П. Вишневской»
2021
Цель данного урока в форме школьной лекции – формирование общей экологической культуры учащихся.
Урок направлен на достижение обучающимися следующих результатов:
– личностных: усвоение знаний основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
– метапредметных:
приобретение способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
- предметных:
усвоение представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, о необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний бактериями и вирусами, травматизма, стрессов, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний; получение представления об особенностях развития организма юноши и девушки под действием экологических факторов; усвоение принципов культуры здоровья в период полового развития; приобретение знаний о факторах, оказывающих вредное воздействие на развитие зародыша и плода.
Оборудование: таблицы с изображением женской и мужской половых систем; схемы оплодотворения и развития зародыша человека; фотографии детей, страдающих алкогольным синдромом плода.
Основное содержание
- Что называют репродуктивными органами. Воздействие экологических факторов на половую систему
Органы, обеспечивающие зачатие и рождение детей, называют репродуктивными (от латинского слова productio, что означает «производство», «произведение»).
Воздействие экологических факторов на половую систему происходит в течение всей жизни человека, но наиболее активно их воздействие на подростков.
В подростковом возрасте положительными факторами для репродуктивного здоровья могут быть: соблюдение гигиенических правил, систематическое наблюдение у врача (девочек – у гинеколога, мальчиков – у уролога или андролога), а также здоровый образ жизни.
Отрицательными факторами являются психоэмоциональный стресс и чрезмерные мышечные нагрузки.
В условиях длительного стресса снижается выработка половых гормонов, что приводит к замедлению полового созревания. Подобные последствия могут быть и при превышении допустимых норм физических нагрузок. Например, длительность тренировок у подростков не должна превышать 15 часов в неделю. В последние годы появились новые виды спорта, которые связаны не только со специфическими тренировками, но и с изменением типа питания, приемом медицинских препаратов, стимулирующих рост мышечной массы. Поэтому при выборе спортивной секции необходимо посоветоваться с врачом или с учителем физкультуры.
Известно, что усиленная мышечная деятельность девочек-подростков способствует формированию мужского телосложения и мускулатуры. Это связано с изменением количества половых гормонов. Кроме того, тяжелые мышечные нагрузки в организме подростков подавляют иммунитет, что приводит к увеличению частоты простудных и тяжести инфекционных заболеваний.
Важно понимать, что умеренные физические нагрузки необходимы. Они оказывают благоприятное воздействие на формирование всего организма подростка, а в дальнейшем – на функцию деторождения.
2. Негативные и позитивные факторы, влияющие на половую систему
К факторам риска развития половой системы относят неправильное питание. Избыточное питание, следствием которого является ожирение, ведет к ослаблению половой функции, а недостаточное питание задерживает развитие всех физиологических функций организма: у девочек, например, позднее появляются менструации. Таким образом, организм подростков нуждается в сбалансированном питании с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
Благотворное влияние на развитие всего организма в период полового созревания оказывает профилактика инфекционных заболеваний (ангины, гриппа, ОРЗ и др.), умеренное пребывание на солнце, отсутствие вредного воздействия никотина, алкоголя, наркотиков. В подростковый период закладываются основы репродуктивного здоровья.
3. Изменения организма в период полового созревания
Период полового созревания характеризуется не только анатомической и физиологической перестройкой, но и появлением новых ощущений, эмоций и влечений. Сексуальное влечение, интерес к противоположному полу возможны, а половая жизнь в подростковом и юношеском возрасте нежелательна. Сексуальные отношения представляют большую нагрузку для неокрепшего организма, что тормозит его дальнейшее развитие, ведет к преждевременному увяданию или бесплодию.
Иногда раннюю половую жизнь оправдывают тем, что якобы этого требует природа, что воздержание вредно для здоровья.Это неверно! Не существует заболеваний или расстройств, которые возникли бы в результате полового воздержания. А ранние сексуальные отношения могут привести к нежелательной беременности, воспалительным заболеваниям женской половой системы, а в дальнейшем – к бесплодию. Внебрачные, случайные связи расшатывают здоровье и психику. Они редко сопровождаются глубокими чувствами, а половая близость без любви опустошает человека. Культура сексуальных отношений способствует сохранению здоровья.
4. Беременность: быть или не быть
Половая жизнь может привести к беременности, течение которой определяется главным образом здоровьем женщины. Беременность у женщин сохраняется не всегда. На ранних стадиях формирования зародыша естественное прерывание беременности связано с нарушениями развития плаценты. Такие последствия могут быть вызваны функциональными изменениями гормональной или иммунной системы родителей или дефектами развития зародыша. В более поздние сроки выкидыш плода обычно происходит в результате перенесенных женщиной инфекционных заболеваний.
Споры по поводу искусственного прерывания беременности продолжаются до сих пор. Некоторые общественные организации, представители религиозных вероучений выступают против искусственных абортов. В нашей стране такое прерывание беременности разрешено только в медицинских учреждениях. Нелегальный аборт может привести к тяжелым последствиям и является уголовно наказуемым деянием. Искусственное прерывание беременности проводят только по медицинским показаниям (болезни плода и матери) или по желанию самой женщины.
Искусственный аборт как в ранние (до 12 недель), так и в поздние сроки беременности оказывает вредное воздействие на организм женщины, так как резко обрывает процессы физиологической перестройки, связанные с беременностью. У 20% женщин после прерывания первой беременности наступает бесплодие. Последствиями аборта являются травмы и воспаления половых органов и возникновение рака молочных желез. Сейчас существуют различные способы предупреждения беременности, о которых можно узнать на специальных медико-биологических консультациях.
Проблема прерывания беременности имеет и серьезную морально-этическую сторону. Ведь речь идет о жизни будущего человека. Только разумное отношение к половой жизни, построение прочной семьи и планирование количества детей способствуют сохранению здоровья и созданию благоприятного психологического климата, в котором ребенок будет нормально развиваться.
5. Факторы, оказывающие воздействие на формирование плода
в организме матери
Во-первых, это физические факторы. К ним относят механические воздействия, вибрации, физические нагрузки. Беременным женщинам вредно поднимать тяжести, носить сдавливающую одежду, часто пользоваться разными видами общественного транспорта, особенно на последних месяцах развития плода. Некоторые виды движений не рекомендуются, поэтому существуют ограничения, предусмотренные законодательством, для трудовой деятельности будущих мам. А посещение спортивных секций нужно согласовывать с врачом. Но это не значит, что движение противопоказано беременной женщине. Малая подвижность ограничивает физическое воздействие на плод, что тормозит созревание его нервной системы и развитие рефлексов.
Вторую группу факторов называют биологической, так как она подразумевает воздействие других организмов (вирусы, бактерии и т.д.). Микроорганизмы, попадая в организм женщины, могут вызвать различные инфекционные заболевания. Наиболее опасными являются краснуха и герпес (лихорадка на губах). Возбудители болезней нарушают развитие нервной системы плода. Могут возникнуть умственная недостаточность, эпилепсия, глухота, судороги, параличи.
Существенное влияние на плод оказывают химические вещества – третья группа факторов. Сюда относят некоторые вредные питательные вещества из пищевых продуктов, лекарственные препараты, никотин, алкоголь и др. Если женщина во время беременности недоедает, ей не хватает белков, жиров, углеводов, и ребенок рождается физически ослабленным. Такие дети часто болеют, среди них выше показатель смертности. При недостаточном поступлении в организм матери кальция и фосфора нарушается развитие скелета, при недостатке железа – нарушение образования клеток крови, при недостатке витаминов – замедление роста плода. Но избыточное питание может затруднить родовой процесс, поэтому необходимо умеренное и сбалансированное питание. Для беременности и родов вредно как голодание, так и чрезмерный набор массы тела.
В последнее время часто можно увидеть курящих будущих мам, хотя во всем мире началась активная борьба с курением. К счастью, курение теперь не в моде, это стало признаком дурного воспитания. Никотин оказывает на плод более отрицательное воздействие, чем на организм женщины-матери. Никотин и угарный газ, проникая через плаценту, связывают кислород и приводят к нарушениям нервной и сердечнососудистой систем. Радиоактивные изотопы, которые в фильтре сигарет не задерживаются, поражают половые клетки плода. При этом нарушения у плода могут возникнуть не только в том случае, если будущая мама сама курит, но также, если в ее присутствии курят другие люди. Именно поэтому в общественных заведениях отводят специальные места для курения.
Кроме табака чрезвычайно опасны алкоголь и наркотики. На ранних стадиях внутриутробного развития они вызывают появление уродств, на более поздних – задерживают развитие нервных клеток и мозга в целом. Крайне негативные последствия появляются, если в момент зачатия один из родителей был в состоянии алкогольного опьянения. Такие дети в 5 раз чаще болеют нервными и психическими заболеваниями, у них возникают такие врожденные дефекты, как расщепление нёба (волчья пасть) и губы (заячья губа).
Возраст матери тоже влияет на течение беременности и родовой процесс. Беременность в подростковом возрасте протекает в условиях незрелости организма девушки. В результате смертность во время родов матерей 13-17 лет в 5-8 раз выше, чем среди взрослых женщин. Осложнения во время родов у несовершеннолетних наблюдаются в 47 % случаев. Данные медицинской статистики свидетельствуют о более высоком уровне врожденных дефектов детей, рожденных в юном возрасте.
Наиболее благоприятным для первой беременности и родов считается возраст 20-22 года. Отсутствие факторов риска внутриутробного развития ведет к нормальному течению беременности и рождению здорового ребенка.
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО КУРСУ БИОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УРОКА В ФОРМЕ ШКОЛЬНОЙ ЛЕКЦИИ ( 8-9-е КЛАССЫ)
Основные принципы сохранения репродуктивного здоровья человека
Любовь Владимировна Мальцева
преподаватель биологии
ГБПОУ г Москвы «КМТИ
им. Г. П. Вишневской»
2021
Цель данного урока в форме школьной лекции – формирование общей экологической культуры учащихся.
Урок направлен на достижение обучающимися следующих результатов:
– личностных: усвоение знаний основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
– метапредметных:
приобретение способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
- предметных:
усвоение представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, о необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний бактериями и вирусами, травматизма, стрессов, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний; получение представления об особенностях развития организма юноши и девушки под действием экологических факторов; усвоение принципов культуры здоровья в период полового развития; приобретение знаний о факторах, оказывающих вредное воздействие на развитие зародыша и плода.
Оборудование: таблицы с изображением женской и мужской половых систем; схемы оплодотворения и развития зародыша человека; фотографии детей, страдающих алкогольным синдромом плода.
Основное содержание
- Что называют репродуктивными органами. Воздействие экологических факторов на половую систему
Органы, обеспечивающие зачатие и рождение детей, называют репродуктивными (от латинского слова productio, что означает «производство», «произведение»).
Воздействие экологических факторов на половую систему происходит в течение всей жизни человека, но наиболее активно их воздействие на подростков.
В подростковом возрасте положительными факторами для репродуктивного здоровья могут быть: соблюдение гигиенических правил, систематическое наблюдение у врача (девочек – у гинеколога, мальчиков – у уролога или андролога), а также здоровый образ жизни.
Отрицательными факторами являются психоэмоциональный стресс и чрезмерные мышечные нагрузки.
В условиях длительного стресса снижается выработка половых гормонов, что приводит к замедлению полового созревания. Подобные последствия могут быть и при превышении допустимых норм физических нагрузок. Например, длительность тренировок у подростков не должна превышать 15 часов в неделю. В последние годы появились новые виды спорта, которые связаны не только со специфическими тренировками, но и с изменением типа питания, приемом медицинских препаратов, стимулирующих рост мышечной массы. Поэтому при выборе спортивной секции необходимо посоветоваться с врачом или с учителем физкультуры.
Известно, что усиленная мышечная деятельность девочек-подростков способствует формированию мужского телосложения и мускулатуры. Это связано с изменением количества половых гормонов. Кроме того, тяжелые мышечные нагрузки в организме подростков подавляют иммунитет, что приводит к увеличению частоты простудных и тяжести инфекционных заболеваний.
Важно понимать, что умеренные физические нагрузки необходимы. Они оказывают благоприятное воздействие на формирование всего организма подростка, а в дальнейшем – на функцию деторождения.
2. Негативные и позитивные факторы, влияющие на половую систему
К факторам риска развития половой системы относят неправильное питание. Избыточное питание, следствием которого является ожирение, ведет к ослаблению половой функции, а недостаточное питание задерживает развитие всех физиологических функций организма: у девочек, например, позднее появляются менструации. Таким образом, организм подростков нуждается в сбалансированном питании с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
Благотворное влияние на развитие всего организма в период полового созревания оказывает профилактика инфекционных заболеваний (ангины, гриппа, ОРЗ и др.), умеренное пребывание на солнце, отсутствие вредного воздействия никотина, алкоголя, наркотиков. В подростковый период закладываются основы репродуктивного здоровья.
3. Изменения организма в период полового созревания
Период полового созревания характеризуется не только анатомической и физиологической перестройкой, но и появлением новых ощущений, эмоций и влечений. Сексуальное влечение, интерес к противоположному полу возможны, а половая жизнь в подростковом и юношеском возрасте нежелательна. Сексуальные отношения представляют большую нагрузку для неокрепшего организма, что тормозит его дальнейшее развитие, ведет к преждевременному увяданию или бесплодию.
Иногда раннюю половую жизнь оправдывают тем, что якобы этого требует природа, что воздержание вредно для здоровья.Это неверно! Не существует заболеваний или расстройств, которые возникли бы в результате полового воздержания. А ранние сексуальные отношения могут привести к нежелательной беременности, воспалительным заболеваниям женской половой системы, а в дальнейшем – к бесплодию. Внебрачные, случайные связи расшатывают здоровье и психику. Они редко сопровождаются глубокими чувствами, а половая близость без любви опустошает человека. Культура сексуальных отношений способствует сохранению здоровья.
4. Беременность: быть или не быть
Половая жизнь может привести к беременности, течение которой определяется главным образом здоровьем женщины. Беременность у женщин сохраняется не всегда. На ранних стадиях формирования зародыша естественное прерывание беременности связано с нарушениями развития плаценты. Такие последствия могут быть вызваны функциональными изменениями гормональной или иммунной системы родителей или дефектами развития зародыша. В более поздние сроки выкидыш плода обычно происходит в результате перенесенных женщиной инфекционных заболеваний.
Споры по поводу искусственного прерывания беременности продолжаются до сих пор. Некоторые общественные организации, представители религиозных вероучений выступают против искусственных абортов. В нашей стране такое прерывание беременности разрешено только в медицинских учреждениях. Нелегальный аборт может привести к тяжелым последствиям и является уголовно наказуемым деянием. Искусственное прерывание беременности проводят только по медицинским показаниям (болезни плода и матери) или по желанию самой женщины.
Искусственный аборт как в ранние (до 12 недель), так и в поздние сроки беременности оказывает вредное воздействие на организм женщины, так как резко обрывает процессы физиологической перестройки, связанные с беременностью. У 20% женщин после прерывания первой беременности наступает бесплодие. Последствиями аборта являются травмы и воспаления половых органов и возникновение рака молочных желез. Сейчас существуют различные способы предупреждения беременности, о которых можно узнать на специальных медико-биологических консультациях.
Проблема прерывания беременности имеет и серьезную морально-этическую сторону. Ведь речь идет о жизни будущего человека. Только разумное отношение к половой жизни, построение прочной семьи и планирование количества детей способствуют сохранению здоровья и созданию благоприятного психологического климата, в котором ребенок будет нормально развиваться.
5. Факторы, оказывающие воздействие на формирование плода
в организме матери
Во-первых, это физические факторы. К ним относят механические воздействия, вибрации, физические нагрузки. Беременным женщинам вредно поднимать тяжести, носить сдавливающую одежду, часто пользоваться разными видами общественного транспорта, особенно на последних месяцах развития плода. Некоторые виды движений не рекомендуются, поэтому существуют ограничения, предусмотренные законодательством, для трудовой деятельности будущих мам. А посещение спортивных секций нужно согласовывать с врачом. Но это не значит, что движение противопоказано беременной женщине. Малая подвижность ограничивает физическое воздействие на плод, что тормозит созревание его нервной системы и развитие рефлексов.
Вторую группу факторов называют биологической, так как она подразумевает воздействие других организмов (вирусы, бактерии и т.д.). Микроорганизмы, попадая в организм женщины, могут вызвать различные инфекционные заболевания. Наиболее опасными являются краснуха и герпес (лихорадка на губах). Возбудители болезней нарушают развитие нервной системы плода. Могут возникнуть умственная недостаточность, эпилепсия, глухота, судороги, параличи.
Существенное влияние на плод оказывают химические вещества – третья группа факторов. Сюда относят некоторые вредные питательные вещества из пищевых продуктов, лекарственные препараты, никотин, алкоголь и др. Если женщина во время беременности недоедает, ей не хватает белков, жиров, углеводов, и ребенок рождается физически ослабленным. Такие дети часто болеют, среди них выше показатель смертности. При недостаточном поступлении в организм матери кальция и фосфора нарушается развитие скелета, при недостатке железа – нарушение образования клеток крови, при недостатке витаминов – замедление роста плода. Но избыточное питание может затруднить родовой процесс, поэтому необходимо умеренное и сбалансированное питание. Для беременности и родов вредно как голодание, так и чрезмерный набор массы тела.
В последнее время часто можно увидеть курящих будущих мам, хотя во всем мире началась активная борьба с курением. К счастью, курение теперь не в моде, это стало признаком дурного воспитания. Никотин оказывает на плод более отрицательное воздействие, чем на организм женщины-матери. Никотин и угарный газ, проникая через плаценту, связывают кислород и приводят к нарушениям нервной и сердечнососудистой систем. Радиоактивные изотопы, которые в фильтре сигарет не задерживаются, поражают половые клетки плода. При этом нарушения у плода могут возникнуть не только в том случае, если будущая мама сама курит, но также, если в ее присутствии курят другие люди. Именно поэтому в общественных заведениях отводят специальные места для курения.
Кроме табака чрезвычайно опасны алкоголь и наркотики. На ранних стадиях внутриутробного развития они вызывают появление уродств, на более поздних – задерживают развитие нервных клеток и мозга в целом. Крайне негативные последствия появляются, если в момент зачатия один из родителей был в состоянии алкогольного опьянения. Такие дети в 5 раз чаще болеют нервными и психическими заболеваниями, у них возникают такие врожденные дефекты, как расщепление нёба (волчья пасть) и губы (заячья губа).
Возраст матери тоже влияет на течение беременности и родовой процесс. Беременность в подростковом возрасте протекает в условиях незрелости организма девушки. В результате смертность во время родов матерей 13-17 лет в 5-8 раз выше, чем среди взрослых женщин. Осложнения во время родов у несовершеннолетних наблюдаются в 47 % случаев. Данные медицинской статистики свидетельствуют о более высоком уровне врожденных дефектов детей, рожденных в юном возрасте.
Наиболее благоприятным для первой беременности и родов считается возраст 20-22 года. Отсутствие факторов риска внутриутробного развития ведет к нормальному течению беременности и рождению здорового ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репродуктивное здоровье человека в современном мире
Статья может применяться на уроках биологии в 8, 10 классах при изучении тем индивидуального развития человека, при изучении репродуктивной системы человека (8 кл.)...
Диагностическая работа по теме: Оплодотворение. Онтогенез,Репродуктивное здоровье человека
Материал может быть использован для проверки домашнего задания или с целью выявления затруднений в освоении материала по данным темам....
§7.3_8кл_Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Консультирование педагогов на тему: "Общие принципы сохранения психологического здоровья".
Консультативное занятие для педагогов. В теме дается понятие о психологическом здоровье, его критерии и факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника. Даются рекомендации сохранения психологиче...
Презентация "Общие принципы сохранения психологического здоровья"
Презентация на тему: "Общие принципы психологического здоровья" является дполонительным наглядным пособием при проведении группового консультирования для педагогов по сохранению психологичес...
Презентация по ОБЖ на тему_ _Правовые осно вы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья Семья и ЗОЖ_
Много веков говорят о психологической загадке пола. В женщинах есть много непонятного для мужчин, а в мужчинах —для женщин.Мужчинам недоступна женская логика — логика чувств, а женщины не ...
Презентация по ОБЖ на тему: Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья основы семейного права РФ
В настоящее время в большинстве случаев общество регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой регламентации является регистрация брака....