Преодоление синдрома "Эмоционального выгорания" (из опыта работы.)
статья по психологии
Выступление на педагогической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_puti_preodoleniya_pedagogicheskogo_vygoraniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление синдрома "эмоционального выгорания" (из опыта работы.)
Педагог-психолог: Мерзликина И. В.
За годы работы мы эмоционально, умственно и физически истощаемся, чувствуем опустошенность и усталость. Некоторые начинают работать не в полную силу. Другие начинают сомневаться в своей компетентности. Особенно это актуально сегодня. Ведь каждый день несет массу новообразований. Часто бывает просто трудно понять, «к чему мы идем и для чего все это делается». К этому нужно добавить интенсивное общение с учениками и коллегами, постоянно возрастающий объем выполняемой работы.
Не секрет, что психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему. Многие педагоги после некоторых лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, выраженное неврозами, сердечно – сосудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета.
Тема моего выступления очень актуальна, так как очевидно, что психологическое здоровье педагога - одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования. Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни (Л. А. Китаев - Смык, Р. О.Серебрякова и др.), что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя.
“Синдром сгорания” представляется в виде изменений в состоянии и личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Преподавателям предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время, находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? По результатам упражнения приоритетным направлением является профессиональная деятельность, на которую тратится большая часть психической энергии. Это и является непосредственной причиной, приводящей к синдрому профессионального выгорания.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы.
Однако “сгорание” не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Я выяснила, что на сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них:
Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый “период полураспада компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
С появлением комнаты психологической разгрузки используюется метод релаксация прямо на работе.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Я считаю, что каждый должен выбрать для себя упражнения и постоянно их использовать, воздействовать на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.
Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием “выгорания”, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна. Можно предложить педагогам несколько рекомендаций по этому поводу.
Я предлагаю еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения "выгорания":
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным является использование личностно ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно ориентированные методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, мандалотерапии, рисование и другие виды творчества. Я, например, рекомендую раскраски для взрослых, которые стали очень популярны в последнее время.
Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Упражнение «Посещение зоопарка»
Преподавателям предлагается встать в круг друг за другом. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.
- В зоопарке утро; служащий чистит граблями дорожки (движение пальцами по спине вверх – вниз);
- Затем он открывает ворота зоопарка ( ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника);
- Приходят посетители (пальцами «бегать» по спине);
- Они идут к жирафам и смотрят, как те радостно прыгают (хлопки);
- Рядом клетка со львами, им раздают корм, и львы с жадностью едят его (мять шею и лопатки);
- Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду ( медленно провести ладонями вниз по спине);
- Рядом находится клетка со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину);
- А сейчас посетители идут в террариум к змеям; змеи медленно ползают по песку (делать движения, похожие на ползанье,ладонями);
- Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду ( коротко и сильно щипать руки и ноги);
- А теперь прилетели колибри в гнездо и устраиваются там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
А сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейки(кончиками пальцев пробежать снизу вверх по спине и положить руки на плечи.
Упражнения на снижение эмоционального и физического напряжения:
«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)
Цель: Полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.
Необходимое время: 3-5 мин.
Процедура:
Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох…..чувствую выдох….»
После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.
Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.
«Высокая энергия» (зрительная техника)
Цель: заряд краткосрочной энергии и её оптимальное использование.
Необходимое время: 3 мин.
Процедура:
Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь…проглотите её… она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности.
«Избавление от тревог» (зрительная техника)
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Необходимое время: 5-10 мин.
Процедура:
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… оно ярче тысяч солнц… его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
«Да – да – да» (голосовая техника)
Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.
Необходимое время: 5-10 мин.
Процедура:
В течение 5-10 мин постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.
«Разговор на незнакомом языке» (голосовая техника)
Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.
Необходимое время: 3-5 мин.
Процедура:
Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.
Примечание: во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего, скрытого в подсознании.
«Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.
Необходимое время: 3с.
Процедура:
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Выводы:
1. Профессиональная деятельность работников сферы образования несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания).
2. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания.
3. Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у работников сферы образования во многом основываются на личностной тревожности.
4. Наиболее тесная связь определяется между личностными чертами и тревожно-депрессивным компонентом выгорания, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
5. Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует отчетливо выраженный характерологический стержень.
6. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением показателей психической адаптации.
Чаще делайте то, что вам нравится: ходите в кино, театр, путешествуйте, читайте книги, посвящайте больше времени своим увлечениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Инновационный проект по музыке учителя МБОУ «СОШ№30»...
Методы и пути преодоления волнения юного музыканта на сцене (из опыта работы преподавателя музыкально-теоретических дисциплин)
Каждый исполнитель – неповторимая индивидуальность, целая «планета», и путь к преодолению волнения на сцене во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и возможности делать «открыт...
«Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов» (из опыта работы работы)
«Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов» (из опыта работы работы)...
«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения. Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»
В данном материале представлен опыт работы и даются конкретные рекомендации по преодолению сценического волнения у юных вокалистов....
Основные пути по преодолению неуспеваемости ученика на уроках биологии и химии (из опыта работы)
В настоящее время в образовании решаются сложные задачи повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Пре...
тренинг по преодолению профессионального выгорания педагогов
Подобранный комплекс психологических упражнений предназначен для занятий на тренингах по преодолению профессионального выгорания, снижению жизненных ценностей. Данный тренинг можно разбить на нескольк...
"Музыкотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов "
Выступление на инновационной площадке детского сада...