Основные пути по преодолению неуспеваемости ученика на уроках биологии и химии (из опыта работы)
материал по теме

Адамова Светлана Алексеевна

    В настоящее время в образовании решаются сложные задачи  повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Предотвращение неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. И поэтому – решение практических и организационных задач является важным условием по преодолению и предупреждению школьной неуспеваемости. В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у большинства обучающихся (по ряду причин).  Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Важнейшей задачей педагогов является раскрытие сущности неуспеваемости и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Изучение  причин неуспеваемости у обучающихся и поиск верных путей преодоления данной проблемы, важно, особенно у учащихся I этапе обучения (1-4 классы), так как именно здесь происходит формировании мотивов и способов учебной работы.

Как преодолеть низкое качество знаний и неуспеваемость  обучающихся в средних и старших классах?                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николо-Березовская средняя общеобразовательная школа

Творческая работа на тему

«Основные пути предотвращения неуспеваемости обучающихся на уроках химии и биологии   и  их применение

в образовательном  процессе»

                                                       Выполнила:

                                                       Адамова С.А.

                                                       учитель биологии и химии

                                                 

х. Николовка

2015 г.

Содержание.

Введение

Основная часть

  1. Сущность, причины и виды неуспеваемости.
  2. Система организации образовательного  процесса по предотвращению неуспеваемости  в средних и старших классах  на уроках химии и биологии.
  1. Принципы организации и проведения учебного процесса
  2. Основы организации образовательного  процесса

 Заключение

Литература

Приложение

Введение.

    В настоящее время в образовании решаются сложные задачи  повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Предотвращение неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. И поэтому – решение практических и организационных задач является важным условием по преодолению и предупреждению школьной неуспеваемости. В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у большинства обучающихся (по ряду причин).  Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Важнейшей задачей педагогов является раскрытие сущности неуспеваемости и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Изучение  причин неуспеваемости у обучающихся и поиск верных путей преодоления данной проблемы, важно, особенно у учащихся I этапе обучения (1-4 классы), так как именно здесь происходит формировании мотивов и способов учебной работы.

Как преодолеть низкое качество знаний и неуспеваемость  обучающихся в средних и старших классах?                                                                      

Целью работы: изучение понятия школьной неуспеваемости, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы (раскрытие системы средств и педагогических условий учителя биологии и химии Адамовой С.А., способствующих предотвращению неуспеваемости обучающихся по предметам химия и биология).

Предмет исследования: неуспеваемость обучающихся как педагогическая проблема.

Задачи:

1. Раскрыть сущность неуспеваемости и причины её возникновения.

2. Изучить психолого-педагогическую характеристику неуспевающих обучающихся.

3. Раскрыть основные пути преодоления неуспеваемости.

4. Описать основные пути и способы предотвращения неуспеваемости школьников (из личного опыта работы).

5. Раскрыть практическую значимость данной работы для образовательного процесса.

Основная часть.

1. Сущность, причины и виды неуспеваемости.

       Успеваемость определяется как степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Для установления успеваемости имеется определённая нормативная шкала. Тогда неуспеваемость есть такая степень усвоения знаний, умений и навыков, который ниже некоторой нормы. Различают такие понятия, как пробел в ЗУН, отставание, неуспеваемость и второгодничество, как ступени одного и того же явления неуспеваемости. Неуспеваемость подразделяют на текущую, четверную и годовую (по результатам промежуточной аттестации), которая влечёт за собой по усмотрению родителей (законных представителей) оставление на повторное обучение. Неуспеваемость ученика ещё подразделяют на предметную (неуспеваемость по какому-то одному предмету) и общую (неуспеваемость по многим предметам).

Отставание ученика в усвоении данного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Ученик не может сказать, в чём трудность задачи, задания, не может наметить план его выполнения, не может решить задачу самостоятельно, указать, что нового получено в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, указать, что нового он узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задаёт вопросы по существу изучаемого материала и не читает дополнительных к учебнику источников, которые рекомендовал учитель.

3. Ученик не активен и отвлекается  в те моменты урока, когда идёт поиск решения проблемы, задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

4. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок, не может проверить полученный результат.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формулы, формулировки теорем, их доказательство, не понимает прочитанный текст или излагает понятия по заученному тексту, а не своими словами.

Типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому):

1. Учащиеся с неправильным отношением к учению. Для того чтобы ученик стремился хорошо учиться, выполнять обязанности ученика, преодолевал трудности в учении, у него должны быть личностные и общественные мотивы для учения. Отсутствие таких мотивов по какой-либо причине приводит к неуспеваемости этих учащихся.

2. Второй причиной неуспеваемости являются чрезмерные трудности при усвоении учебного материала, что сочетается с интеллектуальной пассивностью в преодолении этих трудностей.

3. Доминирующей причиной неуспеваемости могут быть неправильно сформированные у учащихся способы учебной работы. Ученик не умеет заучивать учебный материал, составлять план своей работы, не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами. Возможными причинами неуспеваемости могут быть отсутствие у ученика режим дня, или неправильно составленный режим, или систематическое несоблюдение режима дня.

4. Причиной неуспеваемости может быть неправильно сформированное у учащихся в семейном воспитании отношение к труду вообще и учебному труду, в частности.

5. Наконец, доминирующей причиной может быть отсутствие у ученика познавательных и учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (например, интерес к игре, к компьютеру, пустому времяпровождению).

Основные признаки неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому):

1. Пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на практике;

2. Пробелы в интеллектуальном развитии;

3. Пробелы в навыках учебного труда;

4. Отсутствие ответственного отношения и интереса к учению.

Основные предполагаемые пути предотвращения неуспеваемости:

1. Своевременное выявление образовавшихся пробелов в ЗУН обучающихся  и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов (реализация программы повышения качества образования).

2. Установление целесообразных способов учебной работы, применяемых обучающимися, и при необходимости коррекция этих способов. Систематическое обучение обучающихся  общеучебным умениям и навыкам.

3. Организация образовательного процесса,  жизни обучающихся в школе и классе так, чтобы вызвать и развить внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

2.  Система организации образовательного  процесса по предотвращению неуспеваемости  в средних и старших классах  на уроках химии и биологии.

      Система организации учебного и воспитательного процесса на уроках химии и биологии построена на оптимальном сочетании разнообразных педагогических технологий (способов, форм  и методов), которые позволяют проблему неуспеваемости свести к нулю. Главное достоинство этой системы заключается в том, что она не только помогает предотвращать неуспеваемость, но обеспечивает более глубокое освоение обучающимися учебного материала и наиболее эффективному воспитанию, формированию их как высоконравственных, творчески активных и инициативных личностей.

2.1. Принципы организации и проведения учебного  процесса.

1. Принцип самостоятельности

Организация и проведение учебного процесса соответствует и удовлетворяет ведущие потребности обучающегося, с учётом его возрастных особенностей, а доминирующими мотивами учебной деятельности являются мотивы познания окружающего мира, овладение способами познания и мотивы самоосуществления себя как самодостаточной личности. В процессе обучения обучающиеся  являются не только объектами педагогических воздействий учителя, но субъектами образовательного процесса.

2. Принцип самоорганизации

Обучение любому учебному предмету рассматривается как обучение учащегося собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета. Учитель помогает обучающимся  учиться самим (учитель должен научить «учиться»), организовывает и руководит их учебной деятельностью, учит их рациональным методам учения, воспитывает и обучает их самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебных занятий (фронтальной, коллективной и индивидуальной).

3. Принцип сотрудничества

Процесс обучения строится так, что учебная деятельность каждого ученика носит характер непосредственного общения всех обучающихся  класса. Каждый ученик учится не только у учителя (учитель организует процесс учения), сколько в процессе общения соучеников. Для этого необходимы следующие условия:

  • каждый ученик участвует в обсуждении и постановке целей учебной работы;
  • каждый ученик участвует в контроле, оценке и учёте выполняемой совместно учебной работы каждого ученика;
  • работа каждого ученика адресована не учителю, а в первую очередь всем обучающимся  класса.

4. Принцип ролевого участия (соучастия)

Для того чтобы общение учащихся приняло содержательный характер, что является важным условием формирования ученического коллектива и эффективного влияния этого коллектива на каждого ученика, нужно, чтобы каждый ученик лично выполнял в совместной учебной деятельности определённую роль, которую ему поручил коллектив класса. Распределение ролей между детьми производится открытым обсуждением на собрании класса и на добровольных началах (нельзя навязывать ученику ту или иную роль). Обязательно необходимо проводить обсуждение отчётов обучающихся о выполнении ими своих ролей и перераспределении ролей. Для того чтобы сгладить характер ненужного острого соперничества, необходимо так использовать ролевой принцип, чтобы один и тот же ученик был и ответственным за какую-то роль и подчинённым по отношению к другим ролям учебного процесса. Кроме того, распределение ролей должно быть равномерным.

5. Принцип личной ответственности

Учебный процесс организуется и проводится так, чтобы в максимально возможной степени воспитывать у детей чувство личной ответственности за свою учебную деятельность и за дела всего коллектива. Для этого:

  • ученик должен отвечать не учителю, а своим соученикам;
  • учитель лишь тактично корректирует деятельность обучающихся по контролю и оценке работы своих соучеников;
  • учитель знакомит обучающихся с конкретным планом изучения темы, целями, ради достижения которых она изучается, с тем, что должны знать и уметь учащиеся в результате изучения темы, а также с критериями оценки достигнутых результатов;
  • учёт результатов учебной работы является гласным;
  • каждый ученик учится давать самооценку своей деятельности и соотносит свою самооценку с внешней оценкой одноклассников и учителя.

6. Принцип психологического обеспечения

Учебный процесс организуется и проводится так, чтобы обеспечить у каждого ученика положительную мотивацию и положительное эмоциональное отношение к этому процессу. Для этого  учителя  стараются создать в классах нормальный, деловой психологический климат, климат взаимного уважения, взаимоответственности и взаимопомощи.

2.2.Основы организации образовательного процесса.

Единицей учебного процесса является тема учебной программы. Если эта тема очень объёмная (например, по биологии, на тему может отводиться до 15-20 часов), она может быть разделена на две части, но в тоже время тема не должна быть маленькой: её изучение должно занимать до 2 недель. Обучающая деятельность учителя по изучению этой темы начинается с подготовительной работы, которая состоит в следующем: учитель проводит анализ учебного материала темы, знакомится с изложением этого материала в учебнике, с методическими рекомендациями по изучению этой темы в различных источниках. В результате этого анализа учитель составляет учебный минимум для данной темы: перечень требований (специфических и общеучебных), которыми должны овладеть все обучающиеся. Для каждого знания и умения, включённого в минимум, учитель подбирает критерий освоения в виде решения задачи, упражнения или ответа на вопросы, которым смогут воспользоваться обучающиеся для самоконтроля или взаимоконтроля. Затем учитель подбирает учебный материал для учебного занятий: содержание информации, которую нужно дать обучающимся, и учебные задания для выработки у них нужных умений и навыков. Учитель разрабатывает систему домашних заданий на всю тему: обязательных и дополнительных (по желанию ученика), если есть необходимость. Наконец, учитель разрабатывает виды и содержание внеклассной работы по предмету (предметные недели, предметные олимпиады, конкурсы, месячники, проекты и т.п.)

 В начале учебного года в каждом классе происходит распределение обязанностей между членами классного коллектива: классный актив (команда)  и командир. Разделение обязанностей происходит на добровольных началах и по желанию, но так, чтобы и слабые, и сильные ученики участвовали в руководстве  командой. Затем в классе выбирается классное ученическое  самоуправление в составе:

1. Командир (желательно из числа сильных учеников)

2. Ассистенты (желательно из числа сильных учеников)

3. Лаборанты (подбор и подготовка  средств обучения,  карт, оборудования, схем, иллюстраций, медиа- и видеоматериалов под руководством учителей)

4. Контролёры (занимаются проверкой подготовки к учебным занятиям, наличие принадлежностей и тетрадей, наличие выполнения домашнего задания)

5. Консультанты (желательно из числа сильных учеников)

Таким образом, в классе оказывается большое количество ответственных за различные ролевые функции в образовательном процессе. В данном виде работы главная роль отводится работе учителя с классным руководителем данного класса по организации и распределению ролей (с учетом психолого-педагогических рекомендаций и результатов  методики «Типология школьников»). Учитель с 5-6 класса, где начинается такая система организации и проведения образовательного процесса, всё первое полугодие работают с выбранными членами ученического самоуправления, обучая их выполнению своих обязанностей. Когда учитель подготовит минимум и домашние задания он готовит учётные листы:

  1. Лист учёта выполнения плана изучения темы (название темы, класс) по форме: Ф.И. обучающихся по списку, в следующих столбцах перечисляются  элементы учебного минимума (критерии), которые необходимо усвоить  по окончанию изучения этой темы. Внизу, после фамилий, в каждом столбце указывается отметка о выполнении или невыполнении этого минимума.
  2. Лист учёта выполнения домашних работ по теме (название темы, класс) по форме: в первом столбце – Ф.И. всех учащихся, в последующих столбцах – домашние задания и отметка об их выполнении.

   Когда подготовительная работа завершена,  учитель начинает процесс обучения.

    На первом этапе обучающиеся осознают и уясняют для чего, зачем и почему им надо изучать данную тему, каково её значение в науке, какова история возникновения и развития тех понятий и теорий, которые им придётся изучать, что именно им надо освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Главная задача учителя в этот период вызвать первичные познавательные мотивы и интересы к предстоящей учебной деятельности.

 На этом этапе выполняют следующие учебные действия:

  • осознание ими основной учебно-проблемной ситуации, вводящей их в предмет предстоящей работы по изучению материала данной темы;
  • формулирование основной учебной задачи;
  • самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению учебного материала темы.

Учитель знакомит обучающихся с листами учета выполнения плана изучения темы,  и выполнения домашних заданий учащимися. Он подробно рассказывает об этих планах, об особенностях отдельных пунктов учебного минимума и домашних заданий. Особо останавливается на выполнении домашних заданий творческого и исследовательского характера.

На втором этапе осуществляются такие виды работ:

  • подача информации (с использованием разнообразных педагогических технологий и средств обучения);
  • демонстрация опытов, экспериментов, проведение экскурсий;
  • демонстрация образцов решения задач, доказательства теорий, вывода формул и т.д.;
  • организация и руководство учебно-познавательной и тренировочной работой (индивидуальной и групповой);

Как только освоен очередной элемент учебного минимума, учитель контролирует уровень освоения материалом командира и его ассистентов, затем даёт задание командиру произвести текущий контроль и оценку уровня овладения членами команды этого пункта учебного минимума. Пользуясь указанным в плане способом самоконтроля этого пункта, обучающиеся проводят взаимопроверку уровня овладения соответствующим знанием или умением, оценивают коллективно этот уровень у каждого члена команды. Эти оценки командир  вносит в лист учёта (если они положительные). Если же у кого-то оценка отрицательная, то соответствующая клеточка в листе учёта остаётся пустой и тогда командир сообщает учителю. Получив сигнал, учитель даёт ученику срок для  самостоятельной ликвидации обнаруженного пробела, или прикрепляет к нему сильного ученика (из числа консультантов). После указанного срока учитель проверяет освоения материала ученика, оценивает его уровень, и, если оценка положительная, то её вносят в лист учёта. Выполнение домашней работы контролёрами проверяет учитель. Остальные обучающиеся по мере выполнения домашней работы предъявляют выполненное задание этим учащимся, которые проверяют правильность и аккуратность выполнения задания.

   Опыт работы показывает, что  члены ученического самоуправления очень придирчиво относятся к оценке уровня освоения материала обучающихся и выполнения ими домашних работ и никаких поблажек свои соученикам не дают, не покрывают их недочёты и пробелы. Это способствует тому, что пробелы в знаниях и умениях обнаруживаются своевременно и быстро ликвидируются, следовательно, у учеников не наблюдается отставания в обучении.

   На третьем этапе происходит:

  1. Обобщение учебного материала изученной темы в различных формах;
  2. Внешний итоговый контроль  уровня овладения уровнем учебного материала по изученной теме;
  3. Выставление итоговой оценки каждому ученику за изученную тему при учёте всех текущих оценок и оценки за итоговый контроль.

Учитель анализирует ход изучения темы, в беседе с детьми выясняет, какие вопросы темы вызвали у них особые затруднения, что усвоено недостаточно глубоко и прочно, и все эти вопросы ещё раз разъясняет. Затем учитель проводит внешний итоговый контроль уровня овладения детьми содержанием темы.

После проверки результатов контроля учитель объявляет итоговую оценку за тему, которая фиксируется в классном журнале. При этом оценка не просто сообщается, а комментируется: учитель оценивает не только результат овладения учеников содержания темы, но и его старание, участие ученика в организации и проведении учебного процесса, динамику роста успешности по предмету. Особо учитель подчёркивает успехи слабых учеников, показывая, что их старание и усердие помогло им преодолеть все трудности, которые возникали в процессе изучения темы.

 Заключение.

  Данная система организации и проведения образовательного процесса начинает давать свои результаты при одном условии, если только учитель будет повседневно изучать личностные особенности детей (вести типологическую характеристику обучающихся в системе), их характер,  познавательные способности, с целью мониторинга их образовательной динамики. В этой работе в творческом тандеме работают учитель, классные руководители и администрация школы, где с помощью использования различных методик проводится психолого-педагогическая диагностика всех детей, выявляются недостатки в развитии отдельных качеств личности обучающихся и организуется дальнейшая  коррекционная работа.  Например, диагностическая методика «Типология школьников», применяемая мною,  помогает мне, как учителю и классным руководителям сформулировать детальную характеристику каждого обучающегося по учебно-познавательным критериям, а так же  смоделировать или скорректировать  намеченный  образовательный  маршрут любого ученика.  Только лишь при учёте личностных особенностей можно правильно взаимодействовать с каждым ребёнком. Таким образом, планово-тематическая организация учебной работы  создаёт такие условия, когда ученики получают перспективу своей деятельности, знают ближние и дальние цели и задачи своей деятельности. Они знают  те требования, которые предъявляют к их учению в классе и дома, поэтому они могут самостоятельно планировать, контролировать и оценивать свою работу и корректировать её при необходимости в соответствии с известными им требованиями. Повседневный и систематический взаимоконтроль и взаимооценка уровня овладения каждым элементом учебного минимума заставляет каждого ученика работать интенсивно, планово, напрягая всю свою волю и внимание. Это ведёт к тому, что не только повышается успеваемость, но и развиваются их личностные способности, формируются характер и познавательные возможности.   Организация в каждом классе ученического самоуправления, передача учителем этому самоуправлению ряда своих функций активизируют учебную и общественную деятельность обучающихся, и взаимоотношения приобретают характер делового сотрудничества.  Такая организация и проведение образовательного процесса очень интересна, она эмоционально насыщена, требует от учеников преодоление трудностей на каждом шагу. Но при этом остаётся главное  правило – постепенная передача посильных им функций учителя. 

Такая организация образовательного  процесса, кроме того, что она предотвращает неуспеваемость школьников, решает ряд воспитательных задач:

  • повышается личностная ответственность детей за свою работу и поведение, за работу всего класса, за дела класса, сплачивается коллектив, взаимоотношения принимают деловой и социально-нравственный характер;
  • у детей формируются такие важные качества, как адекватная личностная самооценка, сопереживание и альтруизм, формируется характер, и при этом сглаживаются отрицательные и укрепляются положительные черты;
  • выявляются личностные интересы, и возникает возможность их удовлетворения и укрепления, что очень важно для профессионального самоопределения.

    Конечно, глубина и прочность овладения обучающимися  учебного материала  зависит не только от   той или иной системы организации образовательного процесса, но и от содержания образования, от того, как учитель преподносит учебный материал, каково личностное влияние учителя на детей и ещё от множества других условий и факторов.

Список литературы:

  1. Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемости, Директор школы 1998, №3. стр.22
  2. Бабанский Ю.К «Педагогика», 1983, стр.293;
  3. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. - 1998. - №2. - С. 12-17.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990. - 191 с.
  5. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.
  6. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.

Приложение № 1 

Лист учета выполнения плана изучения

темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 10 класс

Ф.И обучающегося

Требования

к уровню подготовки

Комментарии учителя

Иванов И.

Учащиеся должны знать фазы митоза, из чего состоит жизенный цикл клетки.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм; значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

Называть типы и особенности видов оплодотворения.

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, описывать процесс эмбриогенеза

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, описывать процесс эмбриогенеза

Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Учащиеся должны знать понятия о физиологической и репаративной регенерациях.

Учащиеся должны уметь делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве.

Приложение № 2 

Лист учета выполнения домашнего задания

по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 10 класс

Ф.И обучающегося

Тема урока

Дата

Комментарии учителя о выполнении (невыполнении)

Иванов И.

Деление клетки. Митоз

21.01

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

"Развитие познавательногоинтереса на уроках химии( из опыта работы)

Проблема совершенствования урока является важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Наибольшее внимание при этом уделяется, прежде всего, поиску путей использования новых методов и фор...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Статья "Инновационные технологии на уроках биологии и химии" (из опыта работы)

В статье идет речь о таких современных инновационных технологиях, как проектная деятельность, мультимедийные и ИКТ-технологии, о цифровых образовательных ресурсах....

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...