«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения. Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»
опыты и эксперименты на тему
В данном материале представлен опыт работы и даются конкретные рекомендации по преодолению сценического волнения у юных вокалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 31.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа городской экспериментальной площадки по выделению одаренных детей «Преодоление и успех».
(Выступление педагога дополнительного образования по вокалу Апряткиной Ю.Э.)
Место проведения: МБОУ ДОД ЦЭВДМ г. о. Самара
Время проведения: 15 мая 2015 года
15 мая 2015 году педагог Апряткина Ю.Э. являлась участником городского семинара – круглого стола «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» в рамках проектной площадки «Преодоление и успех», который проходил в МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара.
Тема выступления:
«Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения. Способы преодоления сценического волнения (из опыта работы)»
Волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути к его преодолению или научиться направлять его на раскрытие эмоционального музыкального образа. Для уменьшения степени волнения в практике педагога-вокалиста используется ряд форм и приемов. Рассмотрим некоторые из них подробно на конкретном примере.
Абусева Динара, 3 класс вокального отделения (5 лет обучения), 10 лет. Тип темперамента – меланхолик. Девочка легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, она мало реагирует на внешние факторы. Она отличается повышенной впечатлительностью, легко эмоционально ранима. Эти черты эмоциональной слабости сильно мешают как в работе на уроке, так и в исполнении произведений на сцене.
- В первый год обучения Динара долго привыкала к специфике занятий и публичным выступлениям. Девочка эмоционально зажатая, медленно адаптировалась к непривычным условиям работы, стеснялась петь даже на уроке, но старательно выполняла все, что ей задавалось в силу своих вокальных способностей. При этом девочка обладает высоким и приятным тембром голоса. Способ преодоления сценического волнения - индивидуализация поиска репертуара - прослушивание и выбор понравившихся произведений учащимся совместно с педагогом.
- Второй год обучения. Способом раскрепощения служат движения во время исполнения песен. Подбираются подвижные произведения, ремиксовые обработки песен. Динаре с большим трудом удавалось раскрепощено и весело исполнять песни. Работа осуществлялась в три этапа. Вначале – повторение движений за учителем и вместе с ним. На втором этапе самостоятельное выполнение движений – без педагога. Третий этап – выполнение движений самостоятельно в присутствии посторонних людей. Однако на сцене во время исполнения сценических движений у Динары чувствовалась эмоциональная зажатость на лице, что было очень заметно со стороны. Но она двигалась! И это было большое продвижение в ее эмоциональном раскрепощении.
Концертные выступления в ансамбле «Настроение» явились фактором повышения общительности, формирования навыков работы в коллективе. На основе этого можно сделать вывод о прямой зависимости между формами работы, количеством выступлений и уровнем психологической уверенности.
Технический прием – взаимосвязь диапазона и сценического волнения. Удобный регистр - и часть волнения уходит.
- Третий год обучения. Способом преодоления сценического волнения служит разнохарактерный репертуар. Так, например, в этом учебном году Динара разучивала и исполняла песню «Летая по саду» А.Ермолова. Это песня в высоком регистре, требующая эмоциональной раскрепощенности, активных движений под музыку припева с большой долей театрализации, различной манеры исполнения и т.д.). Надо сказать, что Динара справилась с поставленной задачей. Она научилась свободнее проявлять и показывать свои чувства, эмоции, что было видно во время сценического выступления на отчетном концерте вокального отделения. Динара тщательно проработала с педагогом все детали исполнения, даже одежду и декорации к песне. Она смогла сосредоточиться на исполняемом произведении и не показала слушателям своего внутреннего волнения.
Еще одним способом преодоления эстрадного волнения служила добросовестная «сделанность» произведения. Динара очень серьезно отнеслась к разучиванию данной песни.
Следующим способом раскрепощения служила психологическая подготовка – освобождение от страха наказания и опасения заслужить критическую оценку. В первом полугодии третьего года заметен большой рост ее раскрепощения на сцене.
Таким образом, при работе с вокалисткой использовались следующие формы преодоления сценического волнения, и как следствие, создание грамотного эмоционального образа при исполнении музыкального произведения:
- Удобный дипазон;
- Использование движения;
- Репертуар;
- Выступления в ансамбле;
- Частота выступлений;
- Предконцерная психологическая подготовка.
А также всем полезно знать очень простые правила преодоления эстрадного волнения:
- Идеально выученная программа – одна из составляющих безупречного исполнения без боязни забыть нотный текст, что чаще всего является основной причиной сценического волнения.
- В ночь перед выступлением важно хорошо выспаться, чтобы днем чувствовать себя легко и бодро.
- Перед выходом на сцену не следует принимать калорийную пищу и сильно наедаться. Незадолго до выступления можно съесть кусочек шоколада для поднятия настроения и внутренне эмоционального тонуса.
- В момент ожидания своего выхода на сцену не нужно усердно повторять концертную программу и судорожно ходить по коридору. Лучше всего принять удобное сидячее положение и мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.
- Перед выходом можно сделать три глубоких вдоха с короткими выдохами с задержкой дыхания. Это упражнение нормализует пульс и поможет собраться.
- Ни в коем случае нельзя принимать успокоительные средства. Это вызовет вялость и торможение.
- Выйдя на сцену, важно получать максимальное удовольствие от царящей вокруг атмосферы, в частности, от исполняемой музыки.
- Не следует задумываться о присутствующих в зале. Главное – войти в образ и играть, в первую очередь, для себя.
- На сцене нужно вести себя спокойно, уверенно и осознанно. Не суетиться и не паниковать в случае ошибки. Главная черта профессионала - промахнувшись, сделать это незаметным для слушателя.
- Не сравнивать себя с другими исполнителями. Поддерживать себя словами «уверен», «знаю», «готов».
И, наконец, самое главное – позитивный настрой перед выходом на сцену. Удачного выступления, музыканты!
План проведения городского семинара – круглого стола по теме:
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»
Дата: 15.05.2015 г.
Время | Тема | Выступающий |
10.30-11.00 | Регистрация участников семинара | |
11.00-11.10 | Приветственное слово. Презентация учреждения. | Шмакова Любовь Федоровна, директор МБОУ ДОД ЦЭВДМ г. о. Самара, Почетный работник образования РФ, «Директор года 2013», Заслуженный работник образования Самарской области, Кавалер Ордена «Звезда Отечества» |
11.10-11.20 | Одаренность: стратегии психологического сопровождения. | Старикова Елена Александровна, педагог-психолог, семейный психолог-психоаналитик Лаборатории Психоанализа г. Самара, руководитель проектной площадки «Преодоление и успех», автор программы «Психологическое сопровождение одаренных детей» |
11.20-11.30 | Мини-концерт. Знакомство с музыкально-вокальным отделением ЦЭВДМ при МБОУ СОШ 174, Волнение перед публичным выступлением -причины и пути преодоления | С участием воспитанников Детского Дома № 1 и учащихся МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара. Щербак Л.Г., заведущая музыкально-вокальным отделением ЦЭВДМ при МБОУ СОШ 174 |
11.30-11.40 | Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения | Кучина Жанна Ефимовна, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Фортепиано» |
11.40 – 11.50 | О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста | Валентейчик Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Баян» |
11.50 – 12.00 | Психологический настрой ребенка перед выходом на сцену. Рекомендации педагога-струнника. | Силкина Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Домра», Апряткина Юлия Эдуардовна, педагог дополнительного образования по классу «Вокал», концертмейстер |
12.00 – 12.10 | Психологическая подготовка двуязычных детей к выступлению на сцене | Софьина Анна Александровна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, руководитель студии «Школьный театр» |
12.10 – 12.20 | Нормализация речевого дыхания как один из аспектов публичного выступления. Обучение дыхательным упражнениям. | Широкова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, дефектолог; Белова Инна Ивановна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, логопед |
12.20 – 12.30 | Декоративно-прикладное творчество как предпосылка формирования успеха в публичном выступлении. | Петрованова Татьяна Михайловна, педагог-экспериментатор, педагог дополнительного образования, отделения декоративно-прикладного искусства, руководитель творческого отделения «Шанс» |
12.30 – 12.40 | Подготовка учащегося к концертному выступлению посредством создания ситуации успеха и неуспеха. | Ваднай Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, преподаватель вокального отделения по классу «Академический вокал» |
12.40 – 12.50 | Обратная связь. Обмен мнениями. Подведение итогов семинара. | |
12.50 – 13.00 | Выдача сертификатов участников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...
ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остро...
Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя
Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...
Статья "Преодоление сценического волнения"
Мои публикации...
Статья"Постановка музыкальных сказок-путь к детскому творчеству"(Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ).
Материал будет полезен педагогам, родителям, музыкальным руководителям....
"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)
Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен несколько лет назад. В настоящее время пе...
Преодоление сценического волнения у обучающихся
В данной работе раскрывается проблема сценического волнения у обучающихся.Опираясь на личный опыт работы, автор дает методические рекомендации и раскрывает пути преодоления концертного волнения в пери...