Умение сказать "нет" и противостоять жизненным сложностям
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Занятие позволяет развивать навыки, снижающие суицидальный риск и риск вовлечения в ПАВ-употребление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Умение сказать нет и противостоять жизненным сложностям | 845.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Советского района ХМАО-Югры
«Умение сказать «нет»
и противостоять сложным жизненным ситуациям»
(7-11 классы)
Автор-составитель:
Коркина Елена Алексеевна,
педагог-психолог
С.п. Алябьевский
2023г.
ЦЕЛЬ:
- Актуализация и аккумуляция опыта обучающихся по преодолению сложных жизненных ситуаций.
- Формирование модели поведения, способной противостоять жизненным трудностям.
- Профилактика суицидального поведения.
- Формирование умения уверенного поведения и отказа.
- Формирование ценностного отношения к здоровью.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
а) словесные (объяснения, инструкции к заданиям, пояснения и комментарии, помощь в формировании выводов, заключений, публичная защита продуктов деятельности, рефлексия);
б) практические (методики командной работы «Облачко», «Незаконченные предложения»);
в) наглядные (использование ИКТ: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, ПК с приложениями M.O. PowerPoint, M.O. Office Word, программа для просмотра изображений, использование жетонов для голосования).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ:
- подход по формированию жизненных навыков;
- педагогический поход;
- духовно-ориентированный подход;
- досуговый (альтернативный) подход;
- позитивный подход.
МАТЕРИАЛЫ: 2 стола со стульями по числу участников, ПК и мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронные приложения (см. приложения к конспекту), список отказов (в электронном виде либо в печатном (2 экземпляра), бланки «Незаконченные предложения» по числу команд, жетоны для голосования с пиктограммами (по 3) на каждого участника.
ЛИТЕРАТУРА:
- Материалы газеты «Школьный психолог».
- Материалы Белокрыловой Т.С. (г. Советский ХМАО-Югры).
- Изображения с сайтов сети Интернет.
https://infourok.ru/socialnopsihologicheskiy-trening-umey-skazat-net-2720067.html (Саламатова С.Е. Тренинг «Умей сказать НЕТ!»).
Приветствие. Актуализация темы.
Здравствуйте! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поделиться своим опытом по преодолению трудных жизненных ситуаций.
Методика «Облачко» (приложение 1) – проводится на интерактивной доске. Итак, вот они – эти тучки, которые могут мешать нам жить счастливо. Я предлагаю вам избавиться от них и заявить «ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ!» (зачеркивает частицу «НЕ») – для этого от солнца внутри тучевой блокады проведем яркие лучи, и каждый из них подпишем, используя те факторы и жизненные ситуации, человеческие качества, которые помогают преодолевать нам эти тучи – проблемы (выполняется, позитивных факторов должно быть больше, чем негативных, необходимо визуально перечеркнуть все тучи).
Выбор и защита приоритетной жизнеутверждающей сферы. Итак, мы видим, что в нашей жизни гораздо больше позитивного, жизнеутверждающего, чем негативного, нужно лишь научиться находить этот позитив. Для этого я предлагаю вам выбрать один из наиболее интересных вам аспектов жизни (из тех, что указаны на экране, или это могут быть такие аспекты, как «семья», «любовь», «профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу» и т.д.) и как можно шире и красочнее представить эту сферу жизни, доказать, что именно она приносит людям больше всего смысла в жизни и радости. Итак, делаем выбор, записываем его и в течение 5-7 минут составляем список (как можно больше аргументов) в пользу выбранной вами жизненной сферы, чтобы убедить других, что именно это – основной смысл жизни. Затем идет публичная защита выбранной сферы.
Теперь, после выступлений, я бы хотела задать вам вопрос: если бы названия сфер соответствовали названию планет, где это - основной смысл жизни, то на какой из них вам хотелось бы остаться жить и почему? (Несколько высказываний желающих).
Методика «Незаконченные предложения». Теперь вы знаете жизнеутверждающие факторы жизни и сможете помочь человеку, находящемуся в плену негативных мыслей. Дополнить этот навык поможет методика «Незаконченные предложения», бланки к которой (приложение 2) находятся на столах. Разделимся на 2 группы.
Каждой группе предлагается закончить предложения, описывающие опасные жизненные ситуации так, чтобы они закончились позитивно, имели хороший исход – необходимо в каждом случае предложить модель поведения, исключающую самое худшее – уход из жизни. На работу командам дается 10 минут. (Проводится групповое обсуждение, затем ситуации поочередно предлагаются ведущим, и группы одна за другой предлагают свои версии выходы из трудных ситуаций).
Тренинг «Умение говорить «Нет».
В заключительной части нашего мероприятия я предлагаю вам научиться еще 1 полезному навыку, который убережёт вас во многих сложных жизненных ситуациях. Как часто приходится соглашаться на то, что не нравится? Сколько раз мы действовали под воздействием родственников, друзей, в какой-то момент осознавая, что пошли против себя, собственных желаний? Умеете ли вы говорить «Нет», когда этого требует ситуация? (Ответы желающих). Предлагаю вам попрактиковать этот полезный навык.
Упражнение «Просто откажись». Участники делятся на 2 равные группы (при нечетном количестве подключается ведущий). Члены одной группы становятся во внутренний круг лицом наружу, члены второй подгруппы – в круг большего диаметра лицом к центру. Каждый участник внешнего круга обращается к участнику внутреннего круга, стоящему напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен оправдываться и объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, используя фразы «Нет», «К сожалению, не могу», «Нет, я не буду это делать». После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (меняется состав пар). И теперь те, кто стоит во внешнем круге, обращаются с просьбой ко внешним, а те отказывают. Круг сдвигается 6-8 раз. Затем проводится анализ, что можно отказываться без уточнения причин.
Упражнение «Аргументируем отказ». Ребята объединяются в 2 группы, каждой группе предлагается одна из ситуаций:
- Во дворе приятель сказал «У меня есть сигарета, пойдем в подъезд покурим или ты боишься? Если не пойдешь, ты мне больше не друг».
- Друг пригласил на вечеринку, сказав «Приходи, родителей не будет, повеселимся, потанцуем, выпьем, покурим».
Каждая группа проигрывает свою ситуацию перед остальными. Один человек играет роль уговаривающего, другой – отказывающегося. Если роль уговаривающего детям не удается, эту роль может сыграть ведущий.
На случай затруднений можно приготовить листочки для групп (либо информацию на экране) о способах отказа:
- Нет, такими вещами я не увлекаюсь.
- Нет, спасибо, у меня другие планы.
- Нет, мне это не нужно.
- Нет, эти штучки не для меня.
- Нет, я не хочу неприятностей.
- Нет, спасибо, я в будущем хочу иметь здоровую семью.
- Нет, мне это совсем неинтересно.
- Нет, я и без этого себя прекрасно чувствую.
- Нет, спасибо, я за здоровый образ жизни.
- Нет, спасибо, это опасно для здоровья.
- Нет, непохоже, что от этого мне стало хорошо.
- Нет, я не хочу иметь проблемы с законом.
- Нет, спасибо, я не вижу в этом необходимости.
- Нет, я в этом не нуждаюсь!
Делается вывод, что существуют определенные формы давления, которые принуждают делать то, что не хочется либо опасно и вредно, нужно их распознавать и давать отпор.
8. Итоги. Итак, мы сегодня обратись к непростым темам:
- преодоление жизненных трудностей и нежелания жить;
- поиск жизнеутверждающих факторов жизни;
- как отказывать тем, кто предлагает нам то, что нам не нужно, а порой и вредно.
На все эти вопросы мы успешно ответили и теперь можем распространить свой опыт на свою жизнь.
9. Рефлексия. В заключении я предлагаю вам голосование по оценке мероприятия. Перед вами пиктограммы, отражающие 3 настроения (синяя – негатив, зеленая – нейтральное, красная – позитив). С их помощью вы выразите свое мнение о мероприятии. Итак, оценим:
1. Полезность, актуальность мероприятия.
2. Интересность формы проведения.
3. Свое настроение после мероприятия.
Если кто-то еще хочет поделиться своими мыслями, чувствами, сейчас – самое время.
Всего вам хорошего!
Приложение 1.
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование уверенного поведения и умения противостоять давлению в подростковом возрасте
Презентация для методического семинара педагогов...
Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....
Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ по физике и математике.
работа содержит анализ пособий для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Прыжки в высоту способом «Перешагивания» и «Фосбери-флоп» как способ совершенствования умений применять движения в различных по сложности условиях. Методическая разработка.
Легкая атлетика занимает большое место в современной системе физкультуры и спорта. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных ка...
Организация занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности
Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как с...
Тема самообразования: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Цели и задачиЦель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭЗадачи:1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: "Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций"
Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть ...