Консультация «УЧИМСЯ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В данном материале представлены: способы выражения гнева, тест "Проверим свою самооценку", тест "Умеете ли вы контролировать себя?", упражнения для снятия напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат» Благовещенского района Алтайского края

БЕСЕДА с обучающимися на тему:

«УЧИМСЯ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»

Подготовила педагог-психолог:

Струцкая С.В.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА

Громко спеть любимую песню. Пометать дротики в мишень. Попрыгать на скакалке. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом. Пускать мыльные пузыри. Устроить «бой» с боксерской грушей. Полить цветы. Быстрыми движениями руки стереть с доски. Погоняться за кошкой (собакой). Пробежать несколько кругов вокруг дома. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей). Постирать белье. Отжаться от пола максимальное количество раз. Устроить соревнование «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит». Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

ПРОВЕРИМ СВОЮ САМООЦЕНКУ… 1. Часто ли вы размышляете о том, что думают о вас окружающие?

а) Да-2 балла; б) иногда - 1 балл; в) никогда. - 0 баллов.

2. Какие чувства вы испытываете, когда сравниваете себя с более успешным человеком?

а) Раздражение - 2 балла; б) небольшое недовольство - 1 балл; в) спокойствие и радость за него - 0 баллов.

3. Как вы думаете, удалось ли вам добиться того, чего вы хотели достичь на сегодняшний день?

а) Да-2 балла; б) не совсем - 1 балл; в) практически нет - 0 баллов.

4. Часто ли вы называете себя неудачником?

а) Да-2 балла; б) иногда - 1 балл; в) никогда - 0 баллов.

5. Кого вы обычно вините в своих неудачах?

а) Окружающих - 2 балла; б) все зависит от обстоятельств - 1 балл; в) себя - 0 баллов.

6. Легко ли вы можете изменить мнение о себе под влияние окружающих?

а) Да-2 балла; б) иногда- 1 балл; в) нет-0 баллов.

Результаты: Подсчитайте количество набранных вами баллов. 12-8 баллов. Низкая самооценка. Вы зависите от мнения окружающих. Вы слишком много их слушаете. Любое вскользь сказанное слово может надолго выбить вас из равновесия. Слишком много мнительности и тревожности. Воспитывайте в себе свойства оптимистической личности. 8-4 балла. Средняя самооценка. Вы адекватны, но в стрессовых ситуациях вам трудно. Ваш характер не для бизнесмена, вам придется постоянно над собой работать. Будьте более демонстративны, тогда вам будет проще находить новые подходы. 4-0 баллов. Высокая самооценка (переходящая в завышенную). Вас не заденешь ничем, кроме недооценки. Отсекая негативную информацию, вы лишаете себя и позитивной. У вас нет обратной связи с миром. Вы не можете пересмотреть себя.

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ?

Напишите «Да»,если вы согласны с утверждением, и «Нет»,если не согласны.

1. Мне кажется трудным подражать другим людям. 2. Я бы мог при случае сделать с себя клоуна, чтобы позабавить окружающих и привлечь внимание. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актёр. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то глубокое, но на самом деле это не так. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В различных ситуациях или с разными людьми я веду себя в общении по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я всегда такой, каким кажусь. Начислите по 1 баллу за ответ «Нет» на 1,5 и 7-й вопросы и за ответ «Да» на все остальные. 0-3 баллов. Низкий коммуникативный уровень. Ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобными» в общении из-за вашей прямолинейности. 4-6 баллов. У вас средний коммуникативный уровень. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциях. Вам следует в своем поведении больше считаться с другими людьми. 7 – 10 баллов. У вас высокий коммуникативный уровень. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление которое произведёте на окружающих.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

1. Упражнение выполняется сидя. Желательно сидеть на стуле, имеющем твердую спинку. Спину держите прямо, мышцы шеи расслаблены. Для лучшего расслабления глаза держите закрытыми. 2. Поднимите руки. Расположите пальцы на висках и найдите небольшую впадину приблизительно на середине виска. Это и есть нужная вам точка. При надавливании на нее ощущается боль. 3. Массирование производится указательным пальцем, на котором прижат средний палец. Массирование производится круговыми движениями (лучше, если вы будете массировать оба виска синхронно). Сделайте 20 круговых движений по направлению к лицу и 20 движений по направлению к затылку. Повторите еще два раза. 4. Завершая упражнение, уменьшайте силу надавливания, постепенно переходя к поглаживаниям. Завершив упражнение, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Чтобы снять напряжение, закройте глаза и, используя нос как удлиненную ручку, пишите им что-нибудь в воздухе. Что именно писать? Вспомните алфавит и напишите названия городов, начинающиеся на буквы алфавита по порядку (на столько букв, на сколько вы сможете вспомнить). Пиите названия стран, цветов, имен, профессий, продуктов и так далее разное. Это упражнение, можно использовать как первую помощь при появлении напряжения в течении, где бы оно ни возникло. Освобождение от агрессии. Осторожно подвигайте и потрясите своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Повторите упражнение.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГНЕВА И АГРЕССИИ… Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Делайте столько раз, пока не почувствуете, что напряжение уходит. Вытяните руки вверх и тянитесь вверх изо всех сил, как будто хотите что-то достать с потолка. Тянитесь до предела, а потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук. Закройте глаза и напряжённо нахмурьтесь. Сохраните это выражение лица, сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву О. Закройте рот. Так Вы расслабили мышцы лица. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте облегчение. Лёжа на спине, закройте глаза и подумайте о чём-то приятном. Улыбнитесь себе и мысленно пожелайте хорошего дня или вечера. В ситуации, где кто-то проявляет агрессию по отношению к вам, а вы вынуждены молча выслушивать обращенные к вам претензии, вообразите вокруг себя защитный колокол выше человеческого роста. И пусть он медленно вращается вокруг, и стенки его, прозрачные для вас, будут непроницаемыми для всего того, что посылает вам недоброжелательный собеседник. Если вы оказались в какой-то неблагоприятной для вас ситуации, после которой чувствуете себя скверно, нужно поработать над тремя вещами: походкой, осанкой и улыбкой. Задача создать картину преуспевающего человека. Походка должна быть быстрая, уверенная, четкая, широкий летящий шаг. Осанка – прямой позвоночник, ни, грудь расправлен. На лице улыбка. Гордый и уверенный в себе человек выглядит именно так. Без уверенности нельзя победить. А задача перед нами быть именно победителем во всех трудностях, предоставляемых нам жизнью.

УЧИМСЯ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ

Обычная история: вы понервничали, сгоряча кого-то обидели, а потом у вас начались угрызения совести. Или наоборот: обидели вас, и вы страдаете, не спите, вам не дают покоя плохие мысли. Отрицательные эмоции, нервное возбуждение, психическое утомление нередко угрожают здоровью человека, поэтому он должен управлять своими действиями, чувствами, отрицательными эмоциями. Ошибка многих людей состоит в том, что они слишком близко принимают к сердцу незначительные события и сами взвинчивают себя. Владейте простейшими приемами саморегуляции поведения. Досконально, со всех сторон, рассмотрите ситуацию, волнующую вас, постарайтесь найти доводы, свидетельствующие о том, что ваши волнения были необоснованными. Постарайтесь найти положительное в неудаче, постигшей вас. Например, вам не удалось купить билет в кино, который мечтали посмотреть. Но зато, говорите вы себе, у вас появилась возможность сходить в гости. Если у вас неудача, попробуйте улыбнуться, и вы увидите, что вам стало легче. При улыбке произвольно включаются физиологические механизмы, которые создают хорошее настроение и, следовательно, другой психический настрой. Следите за своим голосом, старайтесь всегда говорить ровно, спокойно, избегая чересчур высоких нот. Артист Л. О. Утесов писал: «Улыбка молодит человека, а злоба его старит». Ласковая улыбка делает лицо прекрасным, а злобная гримаса уродует и красивое лицо. Помните: хороший характер – залог здоровья. Когда вы взволнованы, дышите глубже. В спокойном состоянии мы дышим ритмично и достаточно глубоко. Когда человек взволнован, возникают спазмы сосудов, меньше крови поступает в головной мозг. Глубокое дыхание усиливает кровообращение. В минуты тревоги и переживаний делайте вдох на счет «раз – два», а выдох – на счет «раз – два – три – четыре». Это поможет справиться с волнением. У каждого человека бывают такие ситуации, когда надо собрать в кулак всю волю, напрячь все свои силы. Например, вы не успеваете выполнить работу, поссорились с другом. Попробуйте настойчиво приказать себе: «Я должен успеть!», «Обиду надо забыть!» Если неприятные мысли не покидают вас, не ложитесь на диван, это только ухудшит ваше состояние. Поиграйте в футбол, покатайтесь на велосипеде или займитесь уборкой квартиры. Мощный поток нервных импульсов, поступающих в кору головного мозга во время физических упражнений, помогает подавить отрицательные эмоции. Хорошо выручает в трудные моменты любимое дело: оно – источник положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я учусь владеть собой!

Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу....

Тренинговое занятие "Учимся владеть собой"

Тренинговое занятие для обучающихся 7 класса...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Я учусь владеть собой"

коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы для младших школьников или детей с олигофренией 11-15 лет...

Конспект занятия: "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.

Конспект занятия:"Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи:...

Я учусь владеть собой

Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу....

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой"

На основе программы, разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Слободяник и программы коррекционно-развивающих занятий Е.Д. Шваб, мной создана оригинальная разработка, соответствующая требова...

Рабочие программы курса "Я учусь владеть собой" для обучающихся с УО, вариант 1

Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта....