Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_uchus_vladet_soboy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области
215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23
Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92, http://school2.vzm.su,
email: school2-vzm@yandex.ru
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
по формированию эмоциональной стабильности
и положительной самооценки
у детей младшего школьного возраста
«Я УЧУСЬ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»
Пояснительная записка.
Актуальность
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых не удовлетворяется, то он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
В литературе выделяют 4 группы основных трудностей адаптационного периода:
1) режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);
2) коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в классном коллективе);
3) проблемы взаимоотношений с учителями;
4) проблемы, связанные с изменениями в семейной обстановке (Г.В. Бурменская и др., 1990).
Хотя бы с одной из выделенных проблем сталкивается каждый первоклассник. Вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к школе, выбирает ребенок. К сожалению, для некоторых обучающихся эти проблемы остаются неразрешимыми.
Отличительные особенности программы
На основе программы, разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Слободяник и программы коррекционно-развивающих занятий Е.Д. Шваб, мной создана оригинальная разработка, соответствующая требованиям школы, специфике условий и предварительно поставленным целям и задачам.
Данная программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к учебно-познавательным ситуациям, помогать участникам в осознании своей индивидуальности, выработке своего коммуникативного стиля, основных способов общения с другими людьми.
Условно занятия можно поделить на 3 блока:
1. Знакомьтесь, это я!
2. Я+ТЫ=МЫ
3. Не похожий на меня не значит плохой.
Главный акцент занятий делается на работу с проблемными детьми на начальных этапах обучения, имея в виду их тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость самооценки, амбициозность.
Адресат программы
Программа предназначена для проведений занятий с первоклассниками в период адаптации к школе по итогпам диагностики адаптации и личных наблюдений педагога-психолога и классного руководителя.
Объём программы: 16 часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 35 минут.
Основная цель программы: оказание помощи детям в адаптации к школе путем формирования эмоциональной стабильности и коррекции в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер.
Планируемые результаты:
Личностные
- овладение начальными навыками адаптации к школе;
- принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
Метапредметные
Регулятивные
- освоение начальными формами рефлексии
Коммуникативные
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;
- формирование готовности конструктивно решать конфликты.
Психолого-педагогические средства, используемые на занятиях: беседы, обсуждение литературных произведений; релаксации; ролевые игры, игры-драматизации; психогимнастика; самовыражение в рисунках; самовнушение.
Структура занятий:
Этап I. Установление контакта.
- Ритуал приветствия.
- Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
Этап II. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Этап III. Рефлексии занятия.
- Групповая оценка занятия.
- Ритуал прощания.
Перед началом занятий с первоклассниками проводится диагностика, включающая в себя следующие методики: методика «Незаконченные предложения», изучение школьной мотивации по рисунку (Лусканова), измерение тревожности (тест Люшера), измерение самооценки по методике «Лесенка» (Щур). По результатам диагностики выделяется группа детей, с выраженной дезадаптацией. С этими детьми проводится в последующем цикл занятий по данной программе.
Тематическое планирование занятий.
Сроки проведения | Тематика и основные задачи занятия | Содержание занятия |
ноябрь - декабрь | Занятие 1. Тема: Знакомство Создание в группе доверительной обстановки, установление контакта. Ознакомление с понятием «настроение». | Игра «Эхо». Методика «Автопортрет». Игра «Жмурки». Обсуждение текста «Фиалочка грустит». Знакомство с правилом о настроении. Игра «Танец с овечкой». |
Занятие 2. Тема: Разговор без слов Развитие умения управлять своим настроением. Создание условий для открытия средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Развивать способность к рефлексии. | Упражнение-энергетик «Именной поезд». Обсуждение продолжения текста «Фиалочка грустит». Упражнение «Мысли и настроение». Работа с музыкальными отрывками. Психотехническое упражнение «Моделирование выражения эмоций». Этюд «Солнечный зайчик». | |
Занятие 3. Тема: Я справился! Формирование умений управлять своим настроением. Формирование умения искать выход из трудных ситуаций. | Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Беседа – обмен переживаниями. Обсуждение текста «Вот если бы все было не так». Упражнение «Сломалась игрушка», «Я справился!» Художественное творчество «Радуга настроений». Игра «Паровозик с именем». | |
Занятие 4. Тема: Самоподдержка Выработка умения самостоятельно помогать себе. Развитие уверенности в себе. | Упражнение «Доброе утро». Обсуждение текста «Соревнование». Упражнение «Мостик». Художественное творчество «Радость». Игра «Путаница». | |
Занятие 5. Тема: Про слова «надо» и «нет» Выделить содержание норм взаимодействия между людьми. Дать понятие о трудном слове «нет» и научиться говорить «нет». | Упражнение-энергетик «Дождь». Игра-драматизация «Моя жизнь без слова «надо». Игра «Нет». Тематическое рисование «Жизнь строится по правилам». Игра «Хвост дракона». | |
Занятие 6. Тема: Мой мир Формирование представления об индивидуальность, неповторимости каждого. Диагностика самооценки. | Упражнение «Восковая палочка». Художественное творчество «Что люблю и что не люблю». Обсуждение текста «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый». Игра «Я люблю…». | |
Занятие 7. Тема: Моя доброта Осознание понятия «доброта». Создание условий для проявления доброты. | Упражнение «Подари камешек». Релаксация «Волшебная чашка». Обсуждение ощущений во время релаксации. Рефлексия понятия «Моя доброта». Художественное творчество «Чашка доброты». Упражнение «Доброе тепло» | |
Занятие 8. Тема: Я и другие Усиление ориентации ребенка на другого человека как партнера по общению; анализ образа «Я» другого человека. | Выделение образа «Я» другого человека. Упражнение «Что во мне изменилось?» Ролевая гимнастика с использованием возможности голоса. Игра «Лисонька, где ты?» | |
январь - февраль | Занятие 9. Тема: Чужие секреты Рефлексия содержания образа «Я» другого человека; создание условий для формирования бережного отношения к своей и чужой индивидуальности. | Игра «Иголка и нитка». Упражнение «Возьми и передай». Художественное творчество «С чем не хочу делиться». Игра «Наш секрет». |
Занятие 10. Тема: Я – хороший. Ты – хороший Создание условий для формирования адекватных переживаний а ситуации удачи и неудачи. Формирование готовности принимать себя и другого человека как нравственную и психологическую ценность. | Упражнение «Комплименты». Упражнение «Тень». Обсуждение истории о двух мальчиках. Художественное творчество «Что я делаю лучше других». Игра «В магазине зеркал». | |
Занятие 11. Тема: Дружба Развитие коммуникативных навыков. Развитие положительной самооценки. | Игра «Найди друга». Упражнение «Мостик дружбы». Художественное творчество «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так…» | |
Занятие 12. Тема: Остановись! Формирование представления о саморегуляции в критической ситуации. Тренировка умения останавливаться. Развитие коммуникативных навыков. | Эмоциональная разминка. Обсуждение текста «Кто хозяин в песочнице?». Разыгрывание критических ситуаций. Упражнение «Улыбка». | |
Занятие 13. Тема: Шутка шутке – рознь Освоение средств и способов воздействия на другого человека. Создание условий для отреагирования прошлых обид. | Обмен переживаниями. Групповая беседа. Рисование-отреагирование обиды. Упражнение «Шутки черные и разноцветные». Художественное творчество «Плохие шутки». Ира «Ученик дня». | |
Занятие 14. Тема: Страхи Снятие напряженности. Создание условий для отреагирования страхов. | Игра «Обрыв». Упражнение «Рисуем свой страх». Обсуждение текста «Ночные страхи». Упражнение «Чего я уже не боюсь». Игра «Найди способ выйти из круга». Саморегуляция «Мы сильнее, чем наши страхи». | |
Занятие 15. Тема: Снятие агрессии и страхов Снятие страха перед школой, снятие агрессии, ускорение адаптации к школе. | Игра «Кто за кем». Игра «Школа для животных». Упражнение «клякса». Игра «Магазин игрушек» | |
Занятие 16. Тема: Мы изменились Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков. | Упражнение «Подарим Фиалочке улыбку». Упражнение «Портфель». Обсуждение прошедших занятий. Художественное творчество «Я до и после занятий». Награждение. Игра «Танец с овечкой». |
Литература.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1964.
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М., 1993.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. - М., 2006.
Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007.
Ж-л «Школьный психолог» № 1, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения
Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Выпускная квалификационная работа, выполненная для аттестации....
Формирование навыков по удержанию статического равновесия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В данной статье представлена проблема необходимости подбора эффективного комплекса средств корректирующей и оздоровительно – развивающей направленности для детей с умственной отсталостью младшег...
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...
презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму
За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития....
«Я учусь владеть собой» (коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности, сплочения в коллективе и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста).
laquo;Я учусь владеть собой»(коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности, сплочения в коллективе и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста)....