Рабочие программы курса "Я учусь владеть собой" для обучающихся с УО, вариант 1
рабочая программа по психологии
Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya_uchus_vladet_soboy_2_klass.docx | 50.43 КБ |
rabochaya_programma_ya_uchus_vladet_soboy_3_klass.docx | 48.51 КБ |
rabochaya_programma_ya_uchus_vladet_soboy_4_klass.docx | 49.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
Адаптированная рабочая программа
курса «Я учусь владеть собой»
2 класс (для обучающихся с УО (НИ), вариант 1
Педагог-психолог: Мехнина Т.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Я учусь владеть собой» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью МБОУ Родниковской СОШ №6, а также на основе «Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., илл. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- корректировать психоэмоциональное состояние;
- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования. В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Каждое занятие строится как участие обучающихся в какой-либо реальной или игровой ситуации. Такое построение занятия позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие ребёнка с педагогом. Подбор тем и их последовательность определяется с учетом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции высших психических функций, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета «Я учусь владеть собой» в учебном плане – входит в часть, формируемуюучастникамиобразовательных отношений. Согласно учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана на обучающихся 2-го класса на один учебный год – 34 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей
- Положительно отношение к окружающей действительности, Готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные результаты:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс)
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
- Обращаться за помощью и принимать помощь
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
- Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми
- поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
Регулятивные результаты:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком
- Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения)
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действияодноклассников
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленныхнедочетов
- Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные результаты:
- Выделять существенные, общие и отличительные признаки предметов
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
- Читать по слогам; целыми односоставными, многосоставными словами
- Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения
- Выполнять арифметические действия в соответствии с программными требованиями
- Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Предполагаемые предметные результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Способы оценки планируемых результатов предмета
На занятиях по предмету «Я учусь владеть собой» отсутствует оценочная система. Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного психолого-педагогического обследования. Первичное обследование проводится в сентябре, повторное по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
Содержание программы
- Такие разные настроения ( 8ч.) Что такое настроение. Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения. Знакомство со сказочным персонажем Памси. Мысли и настроение. Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения» Эмоциональные ощущения. Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности
- II.Как справиться с плохим настроением (2ч.) Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом «позитивногопереформулирования». Работа с текстом. Рефлексия, переосмысление своего опыта. Упражнение «Даже если…» – «в любом случае…» Трудная ситуация. Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия III.
- Как стать уверенным в себе (4ч.) Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Диагностика самооценки Позитивные мысли. Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Мышечный тренинг (психогимнастика) Саморегуляция. Способы саморегуляции. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации
- Как делать выбор (4ч.) Что значит быть добрым. Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Упражнение-релаксация «Волшебная чашка» Выбор. Что значит делать выбор. Как научиться прогнозировать ситуацию. Работа с художественным текстом. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила Ответственность. Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия Правила осуществления выбора. Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей. Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся, из какой коробки». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…»
- Как добиваться успеха (4ч.) Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи», «Нарисуй успех». Рефлексия Составляющие успеха. Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство», «Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме»
- Когда трудно сказать «нет» (2ч.) Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения
- Чем мы отличаемся друг от друга (4ч.) Уверенность в себе. Развитие уверенности в себе. Работа с художественным текстом «Соревнование». Рефлексия. Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах Помоги себе быть уверенным. Как помочь самому себе. Самонастрой. Упражнение тренинг «Мостик». Рефлексия Индивидуальность. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый» Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами)
- Учимся говорить себе «стоп» (3ч.) Саморегуляция. Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм-аут». Игра «Если нравится тебе, то делай так» Тренинг саморегуляции. Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности
- Как победить свой страх (3ч.) Мой самый страшный страх. Рисуем свой страх. Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга» Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика Завершающее занятие. Организация подведения итогов, обратной связи. Коммуникативные игры Игровой поведенческий тренинг 1 Знакомство. Упражнения «Моё имя», «Снежный ком». Введение ритуала приветствия и прощания. Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Молекулы и атомы», «Пчёлы и змеи». Рефлексия Игровой поведенческий тренинг 2 Коммуникативная игра «Я люблю всех, но особенно тех…» упражнения «Угадай, кто это», «Нарисуй имя». Игра «Поймай свой хвост». Рефлексия Игровой поведенческий тренинг 3 Игры на взаимодействие. Игра «Паровозик», игра «Сборщики предметов», игра «Найди свой домик». Упражнение «Коллективный рисунок». Рефлексия Игровой поведенческий тренинг 4 Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны»
Структура занятий
1. Приветствие (5 мин.)
2. Основная часть (20 мин.)
3. Разминка (5 мин.)
4. Рефлексия (4мин.)
5. Прощание (1 мин.)
Тематический план
№ п/п | Основные темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
Такие разные настроения | 8 | 1 | 7 | |
Как справиться с плохим настроением | 2 | 1 | 1 | |
Как стать уверенным в себе | 4 | 1 | 3 | |
Как делать выбор | 4 | 1 | 3 | |
Как добиваться успеха | 4 | 1 | 3 | |
Когда трудно сказать «нет» | 2 | 1 | 1 | |
Чем мы отличаемся друг от друга | 4 | 1 | 3 | |
Учимся говорить себе «стоп» | 3 | 1 | 2 | |
Как победить свой страх | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 9 | 25 |
Литература и материально-техническое обеспечение
Методический материал | Дидактический материал | Цифровые и электронные ресурсы | Диагностический материал |
1. Психология. Развивающие занятия. 1 класс Глазунов Д.П. 2. Психология. Развивающие занятия. 2 класс Глазунов Д.П. | Раздаточный материал по темам курса Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы, наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления); Настольные игры по темам | www.metodkabinet.eu. www.bookz.ru http://school-collection.edu.ru/ http://www.int-edu.ni | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») |
Описание образовательных технологий, используемых на занятиях
для реализации программы
Для проведения занятий используются следующие методы:
- имитационные и ролевые игры,
- психогимнастика,
- рисуночные методы,
- техники и приёмы саморегуляции,
- метод направленного воображения,
- элементы социально-психологического тренинга.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа/1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание урока и виды работ по теме | Дата |
Такие разные настроения (8 часов) | |||
Диагностическое занятие | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») | ||
Игровой поведенческий тренинг 1 | Введение ритуала приветствия и прощания. Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Молекулы и атомы», «Пчёлы и змеи». Рефлексия | ||
Что такое настроение? | Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения. | ||
Что такое настроение? | Знакомство со сказочным персонажем Памси. | ||
Игрушки | Учить правильному поведению в различных жизненных ситуациях; формировать способность находить решение в конфликтных ситуациях; коммуникативные навыки, игровое партнерство, выразительность движений; развивать умение осознавать своё эмоциональное состояние, чувство напряжения и расслабления; воспитывать доброжелательность, внимание к сверстникам. | ||
Мысли и настроения | Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения». | ||
Эмоциональные ощущения | Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности. | ||
Эмоциональные ощущения | Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности. | ||
Как справиться с плохим настроением (2 часа) | |||
Управление настроением | Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия | ||
Трудная ситуация | Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Упражнение «Даже если…» Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия | ||
Как стать уверенным в себе (4 часа) | |||
Игровой поведенческий тренинг 2 | Создание доверительной обстановки. Игры «Я люблю всех, но особенно тех…», «Кляксы», «Зеркало», «Зоопарк», «Фруктовый салат». Рефлексия | ||
Мысли и поведение | Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Диагностика самооценки | ||
Позитивные мысли | Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Мышечный тренинг (психогимнастика): «Насос», «Зайчик», «Мимическая гимнастика». Рефлексия. | ||
Саморегуляция | Беседа «Способы саморегуляции». Работа с текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации. | ||
Как делать выбор (4 часа) | |||
Что значит быть добрым? | Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Упражнение-релаксация «Волшебная чашка» | ||
Выбор | Что значит делать выбор. Как научиться прогнозировать ситуацию. Работа с художественным текстом. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила. | ||
Ответственность | Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия. | ||
Правила осуществления выбора | Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей. Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся, из какой коробки». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…» | ||
Как добиваться успеха (4 часа) | |||
Игровой поведенческий тренинг 3 | Создание доверительной обстановки. Игры «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Паровозик», игра «Фруктовый салат», игра «Найди свой домик». Упражнение «Коллективный рисунок». Рефлексия. | ||
Успех | Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности. | ||
Условия достижения успеха | Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи», «Нарисуй успех». Рефлексия. | ||
Составляющие успеха | Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство», «Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме». | ||
Когда трудно сказать «нет» (2 часа) | |||
Когда трудно сказать «нет» | Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия. | ||
Учимся говорить «нет» | Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения. | ||
Чем мы отличаемся друг от друга (4 часа) | |||
Индивидуальность | Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый». | ||
Уверенность в себе | Работа с художественным текстом «Соревнование». Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах Рефлексия. | ||
Помоги себе быть уверенным | Беседа «Как помочь самому себе?». Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия | ||
Тренинг развития коммуникативных умений | Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Репортёр», «Изобрази сказку», «Я умею играть…», «Путаница». Рефлексия | ||
Учимся говорить себе «стоп» (2 часа) | |||
Игровой поведенческий тренинг 4 | Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Репортёр», Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны». Рефлексия. | ||
Саморегуляция | Саморегуляция в трудных ситуациях. Понятие «таймаут». Игра «Если нравится тебе, то делай так». | ||
Освоение навыков саморегуляции | Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности | ||
Как победить свой страх (3 часа) | |||
Страх. Мой самый страшный страх. | Тематическое рисование «Нарисуй свой страх». Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга». | ||
Предупреждение и коррекция страхов. | Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика | ||
Итоговое занятие | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») |
ИТОГО: 34 часа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
Адаптированная рабочая программа
курса «Я учусь владеть собой»
3 класс (для обучающихся с УО (НИ)), вариант 1
Педагог-психолог: Мехнина Т.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Я учусь владеть собой» для 3 класса составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ Родниковской СОШ, а также на основе «Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., илл. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- обучить детей приёмам саморегуляции,
- научить способам анализа своего поведения и поведения других людей,
- развивать навыки сотрудничества,
- формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования. В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Каждое занятие строится как участие обучающихся в какой-либо реальной или игровой ситуации. Такое построение занятия позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие ребёнка с педагогом. Подбор тем и их последовательность определяется с учетом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.
Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции высших психических функций, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета «Я учусь владеть собой» в учебном плане – входит в часть, формируемуюучастникамиобразовательных отношений. Согласно учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана на обучающихся 3-го класса на один учебный год – 34 часа(1 час в неделю).
Планируемые результаты
Программа способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий, поэтому предполагаемые результаты будут относиться именно к этим областям
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Положительное отношение к окружающей действительности
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятиюЦелостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейПонимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные результаты:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс)
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуСотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуацияхДоброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьмиДоговариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
Регулятивные результаты:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действияодноклассников
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленныхнедочетов
Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные результаты:
Выделять существенные, общие и отличительные признаки предметов
Устанавливать видо-родовые отношения предметов
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
Читать по слогам; целыми односоставными, многосоставными словами
Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения
Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Способы оценки планируемых результатов предмета
На занятиях по предмету «Я учусь владеть собой» отсутствует оценочная система. Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного психолого-педагогического обследования. Первичное обследование проводится в сентябре, повторное по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
Содержание программы
Такие разные настроения
Что такое настроение. Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения.
Знакомство со сказочным персонажем Памси
Мысли и настроение. Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения»
Эмоциональные ощущения. Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций. Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика эмоционального восприятия школьной действительности
Как справиться с плохим настроением
Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом. Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия
Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом «позитивного переформулирования». Работа с текстом. Рефлексия, переосмысление своего опыта. Упражнение «Даже если…» – «в любом случае…»
Трудная ситуация. Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия
Как стать уверенным в себе
Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций, разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь». Диагностика самооценки
Позитивные мысли. Закрепление умения работать с позитивными мыслями. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Мышечный тренинг (психогимнастика)
Саморегуляция. Способы саморегуляции. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации
Как делать выбор
Что значит быть добрым. Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия. Упражнение-релаксация «Волшебная чашка»
Выбор. Что значит делать выбор. Как научиться прогнозировать ситуацию. Работа с художественным текстом. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила
Ответственность. Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия
Правила осуществления выбора. Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей. Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся, из какой коробки». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…»
Как добиваться успеха
Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности
Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи», «Нарисуй успех». Рефлексия
Составляющие успеха. Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство», «Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме»
Трудное слово «нет»
Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия
Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения
Чем мы отличаемся друг от друга
Уверенность в себе. Развитие уверенности в себе. Работа с художественным текстом «Соревнование». Рефлексия. Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах
Помоги себе быть уверенным. Как помочь самому себе. Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия
Индивидуальность. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость». Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Самый-самый»
Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы». Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами)
Учимся говорить себе «стоп»
Саморегуляция. Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм-аут». Игра «Если нравится тебе, то делай так»
Тренинг саморегуляции. Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности
Как победить свой страх
Мой самый страшный страх. Рисуем свой страх. Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга»
Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика
Завершающее занятие. Организация подведения итогов, обратной связи. Награждение дипломами-сертификатами. Коммуникативные игры
Структура занятий
1. Приветствие (5 мин.)
2. Основная часть (20 мин.)
3. Разминка (5 мин.)
4. Рефлексия (4мин.)
5. Прощание (1 мин.)
Тематический план
№ п/п | Основные темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
Такие разные настроения | 8 | 1 | 7 | |
Как стать уверенным в себе | 3 | 1 | 2 | |
Как делать выбор | 5 | 1 | 4 | |
Как добиваться успеха | 4 | 1 | 3 | |
Когда трудно сказать «нет» | 4 | 1 | 3 | |
Чем мы отличаемся друг от друга | 3 | 1 | 2 | |
Учимся говорить себе «стоп» | 3 | 1 | 2 | |
Как победить свой страх | 4 | 1 | 3 | |
ИТОГО | 34 | 8 | 26 |
Литература и материально-техническое обеспечение
Методический материал | Дидактический материал | Цифровые и электронные ресурсы | Диагностический материал |
3. Психология. Развивающие занятия. 1 класс Глазунов Д.П. 4. Психология. Развивающие занятия. 2 класс Глазунов Д.П. | Раздаточный материал по темам курса Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы, наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления); Настольные игры по темам | www.metodkabinet.eu. www.bookz.ru http://school-collection.edu.ru/ http://www.int-edu.ni | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») |
Описание образовательных технологий, используемых на занятиях
для реализации программы
Для проведения занятий используются следующие методы:
- имитационные и ролевые игры,
- психогимнастика,
- рисуночные методы,
- техники и приёмы саморегуляции,
- метод направленного воображения,
- элементы социально-психологического тренинга.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа/1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание урока и виды работ по теме | Дата |
Такие разные настроения (8 часов) | |||
Разные настроения (восторг) | Чтение начала рассказа «Памси грустит». Правило о хороших мыслях. Практ. задание. Игра «Дракончик» | ||
Разные настроения (тихая радость) | Чтение окончания рассказа «Памси грустит. Упр. «Мысли и настроение». Упр. «Мусорное ведро» | ||
Разные настроения (печаль, грусть) | Работа с раскрасками (Памси грустный, Памси веселый). Работа с музыкальными отрывками (грусть, весел.)Танец с дракончиком. | ||
Как справиться с плохим настроением | Чтение начала текста «Вот если бы было не так…» Опыт «Сломалась любимая игрушка» | ||
Ищем выход из трудных ситуаций | Чтение окончания текста «Вот если бы было не так…», обсуждение | ||
Ищем выход из трудных ситуаций | Правило «Прочь обида, огорчение» Упр. «Даже, если в любом случае» | ||
Изменение отношения к ситуации | Чтение начала текста «Я не могу этого вынести! Упр. «Я (не )справился!» | ||
Как связаны мои мысли и мое поведение | Чтение окончания текста «Я не могу этого вынести» Обсуждение. Игра «Я справлюсь» | ||
Как стать уверенным в себе (3 часа) | |||
Как стать уверенным в себе | Чтение начала текста «Мне плохо» Обсуждение. Упр. «Я сильный» | ||
Как стать уверенным в себе. Тренинг | Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Упражнение «Даже если…» Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации. Работа с художественным текстом. Упражнение «Я справился». Рефлексия | ||
Позитивные мысли | Чтение окончания текста «Мне плохо». Обсуждение. Игра – упр. «Мусорное ведро». Упр. «Рисуем картинки в уме» | ||
Как сделать выбор (5 часов) | |||
Чашка доброты | Упр. «Волшебная чашка» Обсуждение Рисунок «Моя доброта» | ||
Как делать выбор | Чтение начала текста «Памси выбирает» Обсуждение Упр. «Учим правило» | ||
Ответственность за свой выбор | Чтение окончания текста «Памси выбирает» Обсуждение Ролевая игра «Мой выбор» | ||
Мои поступки | Беседа «Способы саморегуляции». Работа с текстом. Рефлексия. Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации. | ||
Поступки других людей | Упр. «Рисуем картинки в уме» Игра – упражнение «Догадайся из какой коробки» Игра – упражнение «Догадайся о выборе» | ||
Как добиваться успеха (4 часа) | |||
Ответственность за свой выбор | Представление понятия «успех» Чтение начала текста «Контрольная работа» | ||
Мои поступки | Что мешает добиться успеха. Анализ текста «Контрольная работа». Рефлексия. Упражнение «Я смогу». Диагностика тревожности. | ||
Поступки других людей | Ролевые игры «Ситуация знакомства», «Подари подарок другу» Упр. «Рисуем картинки в уме | ||
Что такое успех | Чтение окончания текста «Контрольная работа» Обсуждение Работа с плакатом «Звезда удачи | ||
Когда трудно сказать «нет» (4 часа) | |||
Как добиваться успеха | Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия. | ||
Составляющие успеха | Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения. | ||
Составляющие успеха | Работа с текстом «Соревнования» Упр. – тренинг «Узкий мост» Обсуждение | ||
Когда трудно сказать нет | Упр. «Подари камешек» Упр. «Мостик дружбы» Игра «Если нравиться тебе, то делай так» | ||
Чем мы отличаемся друг от друга (3 часа) | |||
Учимся говорить нет | Игра – разминка «Радость» Работа с текстом «Разноцветные камешки» Обсуждение Диагностика самооценки «Самый-самый» | ||
Я смогу, я сильный | |||
Желаю тебе добра | Беседа «Как помочь самому себе?». Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия | ||
Учимся говорить себе «стоп» (3 часа) | |||
Мы разные | Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Репортёр», Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны». Рефлексия. | ||
Чем мы отличаемся друг от друга | Саморегуляция в трудных ситуациях. Понятие «таймаут». Игра «Если нравится тебе, то делай так». | ||
Индивидуальность | Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности | ||
Как победить свой страх (4 часа) | |||
Как поступить правильно. Саморегуляция | Тематическое рисование «Нарисуй свой страх». Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга». | ||
Освоение навыков саморегуляции | Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика | ||
Как победить свой страх. Мой самый страшный страх | Рисунок страха Обсуждение Работа с текстом «Ночные страхи». Обсуждение. | ||
Предупреждение и коррекция страхов. Итоговое занятие | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») |
ИТОГО: 34 часа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
Адаптированная рабочая программа
курса «Я учусь владеть собой»
4 класс (для обучающихся с УО (НИ)), вариант 1
Педагог-психолог: Мехнина Т.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Я учусь владеть собой» для 4 класса составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ Родниковской СОШ, а также на основе практического пособия«Я учусь владеть собой, удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П. М.: Генезис. 2002
Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- обучить детей приёмам саморегуляции,
- научить способам анализа своего поведения и поведения других людей,
- развивать навыки сотрудничества,
- формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования. В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Каждое занятие строится как участие обучающихся в какой-либо реальной или игровой ситуации. Такое построение занятия позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие ребёнка с педагогом. Подбор тем и их последовательность определяется с учетом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.
Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции высших психических функций, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета «Я учусь владеть собой» в учебном плане – входит в часть, формируемуюучастникамиобразовательных отношений. Согласно учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана на обучающихся 4-го класса на один учебный год – 34 часа(1 час в неделю).
Планируемые результаты
Программа способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий, поэтому предполагаемые результаты будут относиться именно к этим областям
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Положительное отношение к окружающей действительности
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятиюЦелостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейПонимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные результаты:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс)
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуСотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуацияхДоброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьмиДоговариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
Регулятивные результаты:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебногопомещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действияодноклассников
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленныхнедочетов
Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные результаты:
Выделять существенные, общие и отличительные признаки предметов
Устанавливать видо-родовые отношения предметов
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
Читать по слогам; целыми односоставными, многосоставными словами
Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения
Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Способы оценки планируемых результатов предмета
На занятиях по предмету «Я учусь владеть собой» отсутствует оценочная система. Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного психолого-педагогического обследования. Первичное обследование проводится в сентябре, повторное по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
Содержание программы
Путешествие в страну чувств (14 часов)
Путешествие в страну чувств. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями. Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции. Сплочение группы.
Умею ли я слушать другого человекаФормирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми
Хочу сказать приятное другому человеку.Формирование эмпатических реакций ребенкаРоли, которые играют людиФормирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта
Учимся сочувствовать. Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям
Сочини историюСказкотерапия. Коррекция страхов
Упрямые барашки. Занятие позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение
Игра с пластилином, рисованиеСнижение потребности в деструктивном выражении чувств. Формирование внутреннего контроля
Учимся выражать гнев и доводить дело до концаРазвитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции
Учимся выражать обидуРазвитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду
Что делать когда грустноРазвитие у детей способности к конструктивному самовыражениюКак поделиться радостьюРазвитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности
Как я оцениваю себя и как меня оценивают другие Я и мир, Я и мои привычки, Язык тела, Что такое свобода?
Общее настроениеРазвитие понимания, чувствования настроения собеседника
Мои внутренние ресурсы (6 часов)
Герб и щит Определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, осознание собственной значимости
Учимся чувствовать своё телоОсознание самого себя как личности
Учимся слышать себяКоррекция негативного самовосприятия
Учимся слышать другаКоррекция эмоционально - волевой сферы с помощью игровых упражнений формирование правил поведения . позволяющих добиться успеха в общении с людьми
Самоуважение и самопринятие«Встречают по одежке..», «Уверенность, неуверенность, грубость»
Стресс и его преодоление«Что такое стресс?», «Стрессовые ситуации: в школе, дома и на улице», «Как справиться со стрессом», «Как стать успешным»
Коммуникация (2 часа)
Коммуникативные навыки «Чего требует дружба», «Моя компания», «Конфликты и пути их решения»
Я и мое окружение Адекватное оценивание своих поступков и поступков своих близких
Я - ученик (6 часов)
Я – школьник. Упр. «Подари камешек» Упр. «Мостик дружбы» Игра «Если нравиться тебе, то делай так»
Что ты знаешь о школе и школьниках? Игра – разминка «Радость» Работа с текстом «Разноцветные камешки» Обсуждение. Диагностика самооценки «Самый-самый»
Что такое школа и зачем она нужна? Беседа «Как помочь самому себе?». Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия
Зачем люди учатся? Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Репортёр», Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны». Рефлексия.
Учиться – это здорово! Саморегуляция в трудных ситуациях. Понятие «таймаут». Игра «Если нравится тебе, то делай так».
Когда трудно сказать «нет» (4 часа)
Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия
Учимся говорить «нет». Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами.
Как победить свой страх (2 часа)
Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Работа с музыкальными и графическими образами. Игра «Найди выход из круга». Психогимнастика
Завершающее занятие. Организация подведения итогов, обратной связи. Награждение дипломами-сертификатами. Коммуникативные игры
Структура занятий
1. Приветствие (5 мин.)
2. Основная часть (20 мин.)
3. Разминка (5 мин.)
4. Рефлексия (4мин.)
5. Прощание (1 мин.)
Тематический план
№ п/п | Основные темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
Путешествие в страну чувств | 14 | 2 | 13 | |
Мои внутренние ресурсы | 6 | 1 | 5 | |
Коммуникация | 2 | 0 | 2 | |
Когда трудно сказать «нет» | 4 | 1 | 3 | |
Я - ученик | 6 | 1 | 5 | |
Как победить свой страх | 2 | 0 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 5 | 29 |
Литература и материально-техническое обеспечение
Методический материал | Дидактический материал | Цифровые и электронные ресурсы | Диагностический материал |
3. Психология. Развивающие занятия. 1 класс Глазунов Д.П. 4. Психология. Развивающие занятия. 2 класс Глазунов Д.П. | Раздаточный материал по темам курса Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы, наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления); Настольные игры по темам | www.metodkabinet.eu. www.bookz.ru http://school-collection.edu.ru/ http://www.int-edu.ni | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») |
Описание образовательных технологий, используемых на занятиях
для реализации программы
Для проведения занятий используются следующие методы:
- имитационные и ролевые игры,
- психогимнастика,
- рисуночные методы,
- техники и приёмы саморегуляции,
- метод направленного воображения,
- элементы социально-психологического тренинга.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа/1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание урока и виды работ по теме | Дата |
Путешествие в страну чувств (14 часов) | |||
Путешествие в страну чувств | Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями.Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.Сплочение группы. | ||
Умею ли я слушать другого человека | Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми | ||
Хочу сказать приятное другому человеку. | Формирование эмпатических реакций ребенка | ||
Роли, которые играют люди | Формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта | ||
Учимся сочувствовать | Познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям. | ||
Сочини историю | Сказкотерапия. Коррекция страхов | ||
Упрямые барашки | Занятие позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение | ||
Игра с пластилином,рисование | Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.Формирование внутреннего контроля | ||
Учимся выражать гнев и доводить дело до конца | Развитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции | ||
Учимся выражать обиду | Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду | ||
Что делать когда грустно | Развитие у детей способности к конструктивному самовыражению | ||
Как поделиться радостью | Развитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности | ||
Как я оцениваю себя и как меня оценивают другие | Я и мир, Я и мои привычки, Язык тела, Что такое свобода? | ||
Общее настроение | Развитие понимания, чувствования настроения собеседника | ||
Мои внутренние ресурсы(6 часов) | |||
Герб и щит | Определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, осознание собственной значимости | ||
Учимся чувствовать своё тело | Осознание самого себя как личности | ||
Учимся слышать себя | Коррекция негативного самовосприятия | ||
Учимся слышать друга | Коррекция эмоционально - волевой сферы с помощью игровых упражнений формирование правил поведения . позволяющих добиться успеха в общении с людьми | ||
Самоуважение и самопринятие | «Встречают по одежке..» «Уверенность, неуверенность, грубость» | ||
Стресс и его преодоление | «Что такое стресс?» «Стрессовые ситуации: в школе, дома и на улице» «Как справиться со стрессом» «Как стать успешным» | ||
Коммуникация(2 часа) | |||
Коммуникативные навыки | «Чего требует дружба» «Моя компания» «Конфликты и пути их решения» | ||
Я и мое окружение | Адекватное оценивание своих поступков и поступков своих близких Когда трудно сказать «нет» (4 часа) | ||
Когда трудно сказать «нет» (4 часа) | |||
Когда трудно сказать «нет» | Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор. Работа с художественным текстом. Рефлексия. | ||
Учимся говорить «нет» | Практический тренинг на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия. Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения. | ||
Не бойся сказать «нет» | Игра – упражнение «Темные – чистые мысли» Релакс. упр. «Ясные мысли» | ||
Я смогу, я сильный | Работа с текстом «Соревнования» Упр. – тренинг «Узкий мост» Обсуждение | ||
Я - ученик(6 часов) | |||
Я – школьник | Упр. «Подари камешек» Упр. «Мостик дружбы» Игра «Если нравиться тебе, то делай так» | ||
Что ты знаешь о школе и школьниках? | Игра – разминка «Радость» Работа с текстом «Разноцветные камешки» Обсуждение Диагностика самооценки «Самый-самый» | ||
Что такое школа и зачем она нужна? | Беседа «Как помочь самому себе?». Самонастрой. Упражнение-тренинг «Мостик». Рефлексия | ||
Зачем люди учатся? | Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Репортёр», Упражнения-игры «Магазин игрушек», «Похвали себя и других». Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница», «Воробьи и вороны». Рефлексия. | ||
Учиться – это здорово | Саморегуляция в трудных ситуациях. Понятие «таймаут». Игра «Если нравится тебе, то делай так». | ||
Освоение навыков саморегуляции | Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические. Диагностика тревожности | ||
Как победить свой страх (2 часа) | |||
Предупреждение и коррекция страхов. | Рисунок страха Обсуждение Работа с текстом «Ночные страхи». Обсуждение. | ||
Итоговое занятие | Проективные методики (Рисуночная методика «Несуществующее животное» «Лесная школа») |
ИТОГО: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса«Учимся писать по-английски»
ГИА, ЕГЭ по иностранным языкам содержат раздел «Письмо», в котором выпускникам предлагается заполнить анкету, написать письмо или открытку другу, что пока вызывает определенные трудности у учащихся. В...
Рабочая программа курса "Учусь создавать проект"
Программа...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...