Я учусь владеть собой!
методическая разработка по психологии по теме
Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 53.5 КБ |
prilozhenie_1_.doc | 26.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие "Я учусь владеть собой".
Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.
Контингент: 7-ой класс (младшие подростки)
Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи:
1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
4. Обучить навыкам саморегуляции.
Форма работы: Занятие с элементами тренинга.
Время проведения: 45–50 минут .
Методы работы:
Словесные: беседа.
Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»
Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.
Ход занятия
1 . Сообщение темы и целей занятия.
Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать тревожные состояния.
2. Организационный момент (приветствие, знакомство)
Упражнение «Паутина».
Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.
Материалы: Клубок ниток.
Инструкция: У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и свои мысли на тему что такое стресс, тревожность. (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.) Спросите их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»
3. Принятие правил работы группы.
Зачитать правила
4. Информационный блок
Как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс
Что такое стресс ?
Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества, непонимания.
Выполняется в течение 3-5 минут.
Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом.
По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека, сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.
После выполнения упражнения вы почувствуете, что хорошо отдохнули и ваше состояние улучшилось. Вы стали спокойнее, увереннее, уравновешеннее.
4.1 . Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» (см. приложение 1)
Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.
Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.)
Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.
4.2. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…»
– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете (см. приложение 1)
4.3. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».
– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.
– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?
Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки.
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)
Упражнение «Корзина тревоги»
Для того, чтобы Ваше беспокойство не причинило никакого вреда , заведите корзину тревоги. Корзиной тревоги может стать любая жестяная банка.
Как только почувствовали, что беспокоитесь, возьмите небольшой листок бумаги, запишите то, что Вас тревожит, и положите в банку. Сложив в банку записки со всеми Ваши переживаниями и сожгите их. Освободившись от гнетущих мыслей.
Если под рукой нет корзины тревог, проведите акт “сожжения” мысленно и переключитесь на мысли о хорошем. Наш мозг работает таким образом, что он не может думать о нескольких вещах одновременно.
Поэтому, как только беспокойство закралось в Вашу голову, сразу переключайтесь на другую частоту и думайте о хорошем, а лучше начинайте что-нибудь делать.
5.Что делать в ситуации напряжения.
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании.
В) Мышечное расслабление
Упражнение «Защитный колокол!»
Когда Вы имеете дело с агрессивным человеком и вынуждены молча выслушивать его претензии, мысленно поместите себя под большой прозрачный колокол. Теперь представьте, что на поверхности колокола мягко переливаются цвета радуги, как на мыльном пузыре.
Направив взгляд на Вашего собеседника, смотрите сквозь него, наблюдая за мягкой игрой света на колоколе. Этот прием защитит Вас и убережет от проникновения чужих отрицательных эмоций.
6 . Практический блок.
6.1. Обучение навыкам саморегуляции
Упражнение 1 «Продумай заранее».
Упражнение 2 «Расслабление под музыку»
Упражнение 3 «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
7. Заключение. Выводы.
Обратная связь.
Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?
Работа в бланках. (Приложение 1)
Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.
Рефлексия.
Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.
(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (см. Приложение 2) и просит обращаться к нему, когда необходимо).
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
(дополни предложение 2-3 ситуациями, обычно вызывающими тревогу)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(дополни предложение способами преодоления тревожности, которые ты используешь)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Подумай о своем дыхании. Так как Ты сейчас взволнован, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому, попробуй восстановить дыхание. Начни дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Проделай следующее упражнение:
- Медленно сделай глубокий вдох.
- Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
- Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох–задержка дыхания-медленный выдох 4-5 раз.
- Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
- Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажешься в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее .
- Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
- Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
- Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
- Подумай, что скажешь и что сделаешь.
- Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.
Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать
- Сядь спокойно в комфортной позе.
- Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
- Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
- Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 5-7 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Учимся владеть собой"
Тренинговое занятие для обучающихся 7 класса...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Я учусь владеть собой"
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы для младших школьников или детей с олигофренией 11-15 лет...
Конспект занятия: "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.
Конспект занятия:"Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс.Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи:...
Я учусь владеть собой
Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу....
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой"
На основе программы, разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Слободяник и программы коррекционно-развивающих занятий Е.Д. Шваб, мной создана оригинальная разработка, соответствующая требова...
Рабочие программы курса "Я учусь владеть собой" для обучающихся с УО, вариант 1
Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта....
«Я учусь владеть собой» (коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности, сплочения в коллективе и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста).
laquo;Я учусь владеть собой»(коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности, сплочения в коллективе и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста)....