Профилактика суицидального поведения обучающихся
учебно-методический материал по психологии

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема суицидального поведения среди подростков и молодежи. В связи с глобализацией и проникновением информационных технологий во все сферы жизни современного подростка, информация, несущая деструктивное влияние во внутренний мир человека, еще не готового воспринимать эту информацию критически, оказывается не просто доступной, столкновения с ней практически невозможно избежать. Профилактической работой необходимо охватить все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, а также сформулировать цели и продумать систему мер по предупреждению суицидального поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МОУ Дрезненская СОШ №1 Балясникова О.А. Профилактика суицидального поведения обучающихся

Слайд 2

Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.

Слайд 3

Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.

Слайд 4

Применительно к системе образования первичная профилактика, или превенция , направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды.

Слайд 5

Вторичная профилактика , или психологическая интервенция , – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации.

Слайд 6

Третичная профилактика , или поственция , – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению.

Слайд 7

Потенциальные факторы суицидального поведения Предыдущие попытки суицида , Семейные факторы, Психиатрические нарушения у ребёнка, Личностные особенности. Актуальные факторы суицидального поведения ситуации , субъективно переживаемые как обидные, депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, крушение романтических отношений, ссора с друзьями, неприятности в семье, распад семьи проблемы с законом, запугивание, буллинг со стороны сверстников, неспособность справиться с учебной программой . Факторы риска развития суицидального поведения

Слайд 8

Создание благоприятного климата в классе, Первичное выявление детей с признаками неблагополучия, Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения, Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам, Информирование, беседа с родителями обучающегося. Функции педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся

Слайд 9

Школьные мероприятия по профилактике суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика ) Мероприятие Цель Исполнители Частота проведения Наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах Классный руководитель Регулярно

Слайд 10

Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу-психологу Классный руководитель при методической поддержке педагога-психолога , социального педагога По мере необхоимости . Мероприятие Цель Исполнители Частота проведения

Слайд 11

Мероприятие Цель Исполнители Частота проведения Тематические классные часы Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях . Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог. В течение года Внеклассные мероприятия Сплочение классного коллектива, поддержание психологической безопасности в классе . Классный руководитель учителя -предметники В течение года

Слайд 12

Участие в школьной интернет-активности Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся. Подержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте , Facebook , Instagram и др .) Классный руководитель ; учителя-предметники ; педагог-психолог; социальный педагог В течение года

Слайд 13

Поведенческие симптомы наличия суицидальных намерений у подростка - Депрессивная симптоматика, - резкое снижение успеваемости, - ухудшение поведения в школе, - высказывания о нежелании жить, - подготовка к совершению попытки, - символическое прощание с ближайшим окружением, - сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве; - другие резкие изменения в поведении .

Слайд 14

Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению 1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление подростков, переживающих стресс, 2) дополнительный сбор информации, 3) сообщить заместителю директора по ВР, школьному психологу , информировать родителей о наличии возможного риска, 4) дать письменные рекомендации (под роспись) по обращению за специализированной помощью, 5) отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося, оказывать ему поддержку .

Слайд 15

Основные принципы разговора с человеком в кризисном состоянии - Н ормализовать собственное эмоциональное состояние. - Уделять все внимание собеседнику, расположившись удобно напротив (не через стол). - Вести беседу, будто вы обладаете неограниченным запасом времени. В процессе беседы не выполнять какие-либо «попутные» дела. - Учитывать , уговаривания не эффективны и вредны. - Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц ( лучше встретиться невзначай, обратиться с просьбой, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор). - Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его , говорить тогда, когда перестанет говорить он .

Слайд 16

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки 1) Начало разговора : «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось ?» 2) Прояснение намерений : «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?» 3) Активное слушание . Пересказать, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного, ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?» 4) Расширение перспективы : «Давай подумаем, какие могут быть выходы из ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?» 5) Нормализация, вселение надежды : «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Слайд 17

Факторы , обеспечивающие защиту от суицидального поведения : а) Семья, б ) Личностные факторы , в) Социально-демографические факторы.

Слайд 18

Главное , что может педагог в своей деятельности – постепенное ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ.

Слайд 19

Система ПАМЯТОК РОДИТЕЛЯМ , где содержится информация : - О кризисных ситуациях в жизни подростка, их проявлениях, - Что делать, если ребёнок переживает кризисную ситуацию, - Структура разговора, примерные фразы для оказания эмоциональной поддержки, - Признаки депрессивных реакций у подростка, - Организации , их адреса и телефоны, куда следует обращаться в кризисных ситуациях .

Слайд 20

Фильмы , рекомендуемые педагогам для просмотра по теме суицидального поведения подростков: «Это очень забавная история» ( 2010). « Тонкая нить» (1965 ).

Слайд 21

Инфраструктура услуг, оказываемых населению бюджетными организациями (в т.ч . при кризисных и чрезвычайных ситуациях ) Бесплатные анонимные Телефоны доверия ∙ Всероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122 . ∙ Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800- 250-00-15 . Консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, домогательства в Интернете. ∙ МЧС России Единый номер спасения: 112 ∙ Следственный комитет Российской Федерации 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности». Предназначен для обращений по вопросам защиты прав несовершеннолетних.



Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения обучающихся

Одной из главных задач школы является воспитание всесторонне развитой личности, готовой к жизни в современном конкурентном мире. 

Условия становления личности современного человека за последние 10-20 лет изменились кардинально, уже ближе к подростковому возрасту у ребенка формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям.  В подростковом  возрасте ребёнок наиболее подвержен формированию поведения деструктивной направленности.

Что же такое деструктивное поведение?

Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что ближе к подростковому возрасту основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социально-психологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести психологическую среду в семье, в учебном заведении, а также складывающиеся взаимоотношения со сверстниками. Игнорирование, несвоевременное выявление  признаков деструктивного поведения у ребенка приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и иные).

***

   По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Согласно данным Следственного комитета России в последние годы в Московской области наблюдался рост количества суицидов несовершеннолетних младше 15 лет, что делает задачу профилактики суицидального поведения обучающихся актуальнее, чем когда-либо ранее. Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.

Применительно к системе образования первичная профилактика, или превенция, направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, её цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов. Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.

 Вторичная профилактика, или психологическая интервенция, – это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его состояние. Главная роль отводится специалистам узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (психологи, психиатры).    

    Третичная профилактика, или поственция, – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению.

Давайте рассмотрим

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

и

Основные факторы риска развития суицидального поведения

Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов: потенциальных (постепенно создающих почву) и актуальных (провоцирующих). Наиболее высокий риск суицидального поведения наблюдается при сочетании наличия факторов риска из обеих групп.

Итак:

1) Потенциальные факторы суицидального поведения 

а) Предыдущие попытки суицида 

б) Семейные факторы: - психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;

 - пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;

 - низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;

 - конфликты в семье, частые ссоры между родителями, недостаток внимания и заботы о детях, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);

 - алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

 - частые переезды со сменой места жительства;

 - проживание (по разным причинам) без родителей.

 в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства (это психические заболевания, характеризующиеся нарушением восприятия окружающей действительности, в том числе неправильным представлением о своей личности) и др.

г) Личностные особенности: - импульсивность, нестабильность настроения;

 - перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки);

- раздражительность;

 - неумение преодолевать проблемы и трудности;

- нестабильная самооценка;

- самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности, которое может скрываться за маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;

 - склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение;

- отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.

2) Актуальные факторы суицидального поведения 

- все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие;

 - депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, безысходности, брошенности, одиночества;

 - крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;

- неприятности в семье;

- проблемы с законом;

- запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;

- неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе;

- внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;

- распад семьи, уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи;

- употребление  подростком алкоголя, ПАВ.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

Давайте поговорим о:

Функции педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся

- Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);

 - Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;

 - Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);

 - Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, психиатр);

 - Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом, администрацией школы).

Итак:

Школьные мероприятия по профилактике суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика).

Мероприятие

Цель

Исполнители

Частота проведения

Наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения

Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах

Классный руководитель

Регулярно

Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах

Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу-психологу

Классный руководитель при методической поддержке педагогапсихолога, социального педагога

По мере необхоимости.

Тематические классные часы

Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях.

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог.

В течение года

Внеклассные мероприятия

Сплочение классного коллектива через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности в классе.

Классный руководитель; учителя предметники.

В течение года.

Участие в школьной интернет-активности

Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся. Подержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (социальные сети: Вконтакте, Facebook, Instagram и др.)

Классный руководитель; учителя-предметники; педагог-психолог; социальный педагог.

В течение года.

Давайте рассмотрим

Поведенческие симптомы наличия

суицидальных намерений у подростка.

- Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности);

- резкое снижение успеваемости;

- ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий;

- увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков;

- высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п. - заинтересованность темой смерти;

- подготовка к совершению попытки (изучение информации о способах самоубийства);

- символическое прощание с ближайшим окружением (например, раздача личных вещей);

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;

- другие резкие изменения в поведении.

Какова же

Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению?

1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление подростков, переживающих стресс и потенциально подвергающихся риску суицидального поведения.

2) При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся).

3) При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом заместителю директора по ВР, школьному педагогу-психологу, и совместно с ними информировать родителей о наличии возможного риска, рекомендовать обратиться к профильным специалистам, при этом вести протокол беседы, дать письменные рекомендации (под роспись!) по обращению за специализированной помощью. В рекомендациях должны быть указаны адреса, телефоны организаций, куда семья может обратиться за помощью.

4) При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.

   Классному руководителю, учителю целесообразно выполнять функции не только транслятора знаний, но и координатора конструктивного межличностного общения, Эффективно реагировать на факты проявления деструктивного поведения, уметь  противостоять, убедительно оппонировать в беседе с подростком в целях изменения его взглядов и линии поведения, в том числе в сети Интернет.

Какими же  действиями может помочь педагог?

·           Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса.

·           Всесторонне изучать личность ребёнка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.

·           Быть активным по отношению к трудному ребёнку, не обвинять в том, в чём его вина не доказана.

·           Критика должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.

·          Необходимо формировать веру в успех, т.е. подчёркивать любые улучшения, отмечайте сильные стороны.

Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном

(тяжелом эмоциональном) состоянии

Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам). В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска.

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

- Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

 - Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).

 - Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не вести записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.

- Учитывать, что уговаривания не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).

 - Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться невзначай, обратиться с несложной просьбой, поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).

- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить  тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

3) Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Необходимо отметить

Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения.

 а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.

 б) Личностные факторы: развитые социальные навыки; уверенность в себе; умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей; открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; наличие философских убеждений, осуждающих суицид.

в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.

Но главное, что может педагог в своей деятельности – постепенное ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ. Педагог может сотрудничать с психологом, содействуя развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных ситуаций, происходящих с подростками, различных литературных сюжетов и т. п. Акцент ставится на способах поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия, направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций. Наряду с этим педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.

Также хорошо себя зарекомендовала система ПАМЯТОК РОДИТЕЛЯМ, где содержится информация:

  • о кризисных ситуациях в жизни подроста, их проявлениях
  • Что делать если ребёнок переживает кризисную ситуацию
  • Структура разговора и примерные фразы для оказания эмоциональной поддержки
  • Признаки депрессивных реакций у подростка
  • Организации, их адреса и телефоны, куда следует обращаться в кризисных ситуациях.

Фильмы, рекомендуемые педагогам для просмотра по теме

суицидального поведения подростков

  1. «Это очень забавная история» (2010), США.
  2.  «Тонкая нить» (1965), США.

Инфраструктура услуг, оказываемых населению бюджетными организациями

 (в т.ч. при кризисных и чрезвычайных ситуациях)

Бесплатные анонимные Телефоны доверия

Всероссийский Детский телефон доверия (круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

∙ Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800- 250-00-15. Консультирование по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.

∙ Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь). Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.

МЧС России Единый номер спасения: 112 

Центр экстренной психологической помощи МЧС России г. Москва, тел: 8 (499) 216-50-53. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях.

Следственный комитет Российской Федерации 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности». Предназначен для обращений по вопросам защиты прав несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций

Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации  (статьей 20 устанавливается общеконституционал...

План по профилактике суицидального поведения обучающихся

План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...

Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся

Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций)...