Выступление на педагогическом совете на тему: "Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната"
учебно-методический материал
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л. О. Бадаляна, В. Е. Кагана, И. А. Шашковой, М. Раттера и других специалистов, масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой и обществом, среди детей и подростков весьма значительны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ « Инсарская общеобразовательная школа-интернат
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната»
Подготовила воспитатель: Хохлова И.В
2023
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л. О. Бадаляна, В. Е. Кагана, И. А. Шашковой, М. Раттера и других специалистов, масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой и обществом, среди детей и подростков весьма значительны.
Таким образом, формирование эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:
- поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
- социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
- коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
- интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Создание системы психологического сопровождения и коррекционно-развивающего обучения в образовательных организациях призвано решить проблемы обучающихся, испытывающих различные трудности в процессе школьного обучения.
О необходимости корригирования познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии написано и сказано достаточно много, и, конечно же, все мы осознаем важность и необходимость в подобной работе с данной категорией детей. Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии имеет важное значение, и не уступает по важности коррекции познавательной сферы ребенка.
В коррекционно — воспитательной работе с детьми с ОВЗ (в частности с умственной отсталостью или интеллектуальными нарушениями) учет эмоционального компонента очень важен., ведь эмоционально-волевая сфера наших воспитанников чрезвычайно сложна и несовершенна.
Большинству из детей доступны простые эмоции, такие как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, также встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
В процессе коррекции эмоционально-волевой сферы важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать у него неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв».
Коррекция эмоционально-волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях. Где дети переживают эмоциональные состояния, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются творческим трудом, художественной литературой и т.д. Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность лучше понимать себя и других. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и упражнений, элементов психогимнастики, художественной литературы мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
В работе по формированию эмоционально-волевой сферы традиционным является подход, рассматривающий её в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и не правильных поступках. Именно нравственное воспитание является важной составной частью большинства проводимых мною воспитательных занятий (например: «Простая вежливость», «Что значит жить в мире с собой и другими» «Учимся быть терпимыми», «Золотые правила этикета», «В каждом сердце пусть живет добро», «От чего зависит настроение» «Что такое доброта» ), провожу открытое занятие «Путешествие в город доброты» целью которых является воспитание нравственных чувств и этического сознания воспитанниц, умений вести себя в соответствии с нравственными нормами поведения., создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.
Наиболее действенными методами и эффективным средством коррекции и развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями является игра и упражнение.
Игры и упражнения в педагогическом процессе могут носить различный характер и преследовать множество целей.
На занятиях этической направленности использую такие игры и упражнения, как «Расскажи о себе», «Я- хороший, я -плохой» «Ласковое имя», «Школа улыбок», «Закончи предложение», «Я дарю тебе радость», «На что похоже настроение», «Кто как радуется» и другие, направленные на развитие позитивных эмоций по отношению к окружающим, на формирование у детей умения видеть свои достоинства и достоинства других людей.
Проведение подвижных и эстафетных игр, веселых стартов также способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей. Игры дают детям яркие минуты общения, развивают опыт поведения в определенной ситуации. Им приходится учиться координировать свои действия с действиями других игроков, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия для достижения успеха.
Игр и упражнений существует великое множество и при правильной организации все они являются важным методом воздействия на эмоциональную сферу воспитанников.
Положительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы оказывает и участие в художественной самодеятельности, где у детей есть возможность проявить себя, показать себя с лучшей стороны. Ведь иногда на сцене дети меняются до неузнаваемости. Такие мероприятие, как «Новый год, Масленица, Фольклор, 8 марта, Праздник осени,Пасха.
Совместная деятельность при подготовке к праздникам и общешкольным мероприятиям, выставкам рисунков и поделок хорошо сплачивает коллектив и создает дружескую атмосферу.
Важным условием развития эмоционально-волевой сферы воспитанников является наличие благоприятного психологического климата в группе. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обусловливает то, что наши дети вспыльчивы, несдержанны, поэтому часто конфликтуют как между собой, так и со взрослыми. Конечно, конфликты оказывают негативное влияние на всех в группе. Если в конфликт вступают дети, то и разрешать такую ситуацию нужно с участием самих детей. Здесь можно использовать метод убеждения. Нужно попытаться уговорить или убедить того, кто податливее или может посильнее, оказать как бы доверие одному из них. Гораздо сложнее, если возникает конфликт между педагогом и ребёнком. Очень важно не допускать такого конфликта, а если он возник, то взрослый должен найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, чтобы обычный конфликт не перерос во вражду. Существует несколько методов разрешения конфликтных ситуаций. Наиболее приемлемы в работе с детьми положительные методы: это умение идти на компромисс, анализ ситуации, который предполагает поиск первопричины конфликта и умение поставить себя на место ребёнка, чтобы увидеть ситуацию своими глазами;
тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрицательных эмоций, чувств.
Основа всей воспитательной работы с детьми в школе – интернате соблюдение принципа безусловного принятия. Это означает, что воспитатель не выбирает своих воспитанников, он принимает их такими, какие они есть.
Поэтому наша задача - учить наших воспитанников управлять своими эмоциями, развивать способность понимать эмоциональное состояние окружающих людей, повысить чувство уверенности, настраивать детей на положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы-интерната
Здоровье - одно из важных составляющих жизни человека....
Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависи...
Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интернат.
Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога...
Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...
Развитие познавательной деятельности воспитанников через воспитательные мероприятия в условиях школы-интерната
Развитие познавательной деятельности воспитанников через воспитательные мероприятия в условиях школы-интерната...