Оказание педагогической помощи неуспевающим учащимся. Советы психолога.
консультация по психологии

Типы неуспевающих учащихся. Памятки для педагогов по формированию мотивации, созданию ситуации успеха, адаптации учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности учащихся, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Пути коррекции»

«Ученик, который учится без желания, —

                                                                              это птица без крыльев». Саади

Традиционно выделяют три типа учащихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы:

  1. «Хочет, но не может» - учащиеся с низким уровнем познавательных способностей, но с достаточным уровнем мотивации. Низкое развитие мыслительных операций, недостаточное волевое усилие ведет к избеганию тяжелого умственного труд, навыки учебной работы не формируются. При этом сохраняется стремление получить помощь, улучшить результат учебной деятельности, позиция школьника превалирует.
  2.  «Не хочет и не может» - учащиеся с низким уровнем познавательных способностей и с низким уровнем мотивации. Учащиеся испытывают трудности в учебной деятельности, проявляют неумение выполнять учебную задачу, при этом у них присутствует узость мышления и низкая критичность к собственной деятельности. Нежелание учиться проявляется в негативном отношении к процессу познания, школе в целом.
  3.  «Может, но не хочет» - учащиеся с достаточным уровнем познавательных способностей и с низким уровнем мотивации. Не имея устойчивой мотивации к учению, учащиеся избегают напряженного умственного труда, учатся, не прилагая усилий, поверхностно. Достаточное интеллектуальное развитие не помогает им справляться с трудностями, так как навыки решения учебных задач не формируются.  Это противоречие усиливает внутренний конфликт и ведет к обострению негативного отношения к школе, учению и одноклассникам.

Характеристики второго и третьего типа учащихся могут дополняться нарушениями в поведении.

На каждом из этапов урока учитель имеет возможность оказать поддержку учащемуся:

  1. На этапе контроля знаний:

- создание доброжелательной атмосферы (подбадривание, похвала, положительное стимулирование, ситуация успеха),

- снижение темпа опроса, увеличение времени подготовки к ответу у доски,

- использование при ответе опорных схем, плана, наглядных пособий.

  1. На этапе изучения нового  материала:

– концентрация внимания учащихся на опорных точках материала,

- использование новых технологий, современных методов преподавания,

- изложение материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (в зависимости от типа нервной системы, преобладающего типа восприятия),

– контроль понимания нового материала слабыми учениками (уточняющие вопросы).

  1. На этапе самостоятельной работы на уроке:

– предложение алгоритма выполнения работы,

– деление выполнения заданий на четкие этапы,

- предварительное повторение правил, приемов выполнения заданий,

- упрощение инструкций.

«Как работать с разными типами учащихся»

«Хочет, но не может»

- использовать техники поддержки и подбадривания (похвала авансом);

- активно включать в групповую работу;

- научить учиться – формировать учебные навыки (закрепить навыки решения задач, автоматизация использования правил и др);

- развивать  мыслительные операции с опорой на учебный материал.

«Может, но не хочет»

- формировать познавательный интерес через активные формы обучения ( решение проблемных ситуаций,  использование проектного метода, приемов критического мышления,  связь информации с жизненным опытом);

- развивать личностные качества, необходимые для достижения результата в учебной деятельности (ответственность, целеполагание, умение работать в команде);

- формировать позитивное восприятие школы и учебного процесса (снижение уровня тревожности через создание ситуации успеха, конструктивную критику, положительное эмоциональное подкрепление).

«Не хочет и не может»

 - формировать понимание важности получения новых знаний;

- развивать волевое усилие, самоконтроль;

- включать в деятельность на уроке, как помощника;

- предлагать алгоритмы, схемы выполнения заданий;

- предлагать задания дозированно, с четкой инструкцией;

- обеспечивать эффективное взаимодействие с одноклассниками в групповой работе;

- оказывать стимулирующую поддержку.

 «Формируем учебную мотивацию»

  1. Внушите учащемуся веру в собственные силы:

- подбирайте задания, темы, которые ученик освоил и способен с ними справиться. Например, ученик слабо заучивает материал, но может подготовить замечательную презентацию по готовому тексту доклада.

- задания должны быть на уровне имеющихся знаний, но  небольшим посылом на опережение.  Ситуация «Эврика! Я теперь это знаю!» стимулирует стремление к познанию.

- оказывайте психологическую поддержку учащемуся: поддерживайте, отмечайте успехи, подчеркивайте положительные черты.

2. Сделайте свои уроки интересными:

- используйте технологии проблемного обучения, критического мышления. Тогда ученик будет субъектом образовательного процесса, его активным участником.

- позволяйте учеником влиять на содержание деятельности: выбор вида задания, его сложности, формы работы.

- создавайте ситуации эксперимента, приучайте к тому, что на ошибках учатся, только испробовав все возможные и невозможные способы можно найти решение.

3. Правильно оценивайте достижения учащихся:

- отмечайте динамику ученика только в сравнении с ним самим.

- давайте обратную связь. Поясняйте, что именно выполнено хорошо, за что вы хвалите, и над чем еще нужно поработать.

4. Сложно опираться только на учебную мотивацию. Задействуйте и другие мотивы, стимулирующие интерес к обучению: социальные, мотивы достижения, внешние мотивы (система поощрение и санкций должна быть прозрачной и понятной). Даже коммуникативные мотивы возможно использовать для повышения интереса к учению.

«Ситуация успеха на уроке»

  1. Откажитесь от критических замечаний в адрес учащегося, особенно в сочетании с пренебрежительным тоном («что еще от тебя ожидать», «ты как всегда…», «ты головой-то думай»).
  2. Используйте похвалу: устную («Молодец! Стараешься!»), письменную (напишите в тетради или дневнике слова одобрения), коллективную (класс аплодирует ученику за успешный ответ, или дети показывают сигнальные карточки «позитивный смайлик»).
  3. Подбадривайте сомневающихся, тревожных учащихся: «У тебя получится! Я уверена - ты знаешь!», «Начни отвечать, если забудешь – мы поможем»
  4. Давайте возможность совершить открытие, добиться результата через преодоление трудностей. При этом помните о правиле «шаг назад или  шаг вперед»: каждое задание должно быть посильным. Неуверенным в своих силах учащимся, слабо владеющих материалом, стоит предложить более легкие варианты (на повторение). Учащимся, обладающим хорошими мыслительными способностями, можно предложить нестандартное задание (логические задачи, проектная деятельность, задание метапредметной направленности).
  5. Сравнивайте результат ученика только с его собственным уровнем знаний и компетенций («Сегодня у тебя получается лучше, чем на прошлом уроке!»).

«Как адаптировать задания для слабоуспевающих учащихся»

  1. Упрощайте инструкций к заданиям: предлагайте простой алгоритм выполнения, делите на короткие задачи, используйте зрительное подкрепление (схемы).
  2. Предлагайте дополнительную  визуализацию:  картинки, схемы, условные обозначения.
  3. Постарайтесь убрать двойные задания. Например: «спиши текст и подчеркни главные члены предложения»  - что для учителя будет основным: навык списывания или определения главных членов?
  4. Сокращайте объем заданий при сохранении уровня их сложности. Вместо 8 примеров, предложите сделать 4 – вам важно закрепление навыка решения, а не количество примеров. При заучивании стихотворения разрешите  выучить 1/3 или ½ от общего объема.
  5. Упрощайте содержания задания. Например, при пересказе текста ученику разрешается пользоваться планом.  Или сложные понятия, термины заменяются на знакомые и понятные для учащегося.

Рекомендуем обратить внимание на бесплатные обучающие семинары (с сертификатом участия):

  1. Работа с трудным поведением: принципы и инструменты

https://yandex.ru/project/education/course/rabota-s-trudnym-povedeniem-principy-i-instrumenty 

  1. Работа с детьми с низкой мотивацией

https://yandex.ru/project/education/course/rabota-s-detmi-s-nizkoi-motivaciey 



Предварительный просмотр:

 «Если ученик мешает вести урок»

Стратегии, которыми учитель может использовать в случае проблемного поведения учеников, условно можно расположить по мере усиления воздействия:

Уровень 1.

Учитель принимает решение, что данное поведение, хотя не соответствует текущим задачам урока, можно считать приемлемым. Причины могут быть разными: оно длится не долго, не наносит ущерба другим ученикам. Учитель не вмешивается.

Здесь возможно 2 основных формы: разрешить или запастись терпением. В первом случае речь идет о том, что порой ошибки в поведении детей – следствие их незнания правил ситуации и маленького возраста (например, первоклассник может встать и прогуляться по классу посредине урока), и для начала учителю стоит просто объяснять суть правил нахождения в школе, но не вводить никаких санкций (что придется сделать, если поведение с течением времени не будет меняться).

Запастись терпением приходится в ситуациях, когда, например, простуженный ребенок на уроке кашляет или чихает: в данном случае учитель мало что может сделать, кроме того, чтобы следить за тем, чтобы он пользовался носовым платком.

Уровень 2.

Учитель вмешивается в неприемлемое поведение ученика без слов. Намеренное игнорирование (например, поведения, направленного на получение внимания) также относится к этому уровню. Все ситуации, когда учитель использует мимику, жесты, прикосновения (например, к руке ученика), относятся к этому уровню.

Возможные формы поведения учителя для этого уровня:

- намеренное игнорирование

Применяется учителем в тех случаях, когда поведение ребенка не сильно мешает другим, а вмешательство учителя могло бы послужить подкреплением, потому что когда учитель вмешивается, ребенок получает его внимание (и внимание класса, так или иначе)

- вмешательство при помощи сигнала

Часто учителю достаточно бывает выразительно посмотреть на ребенка или покачать головой. Любые жесты делаются при четком взгляде именно на ребенка, который неверно себя ведет.

- вмешательство при помощи пространственного приближения

Если условные жесты не сработали, учитель подходит к парте ребенка, сокращая пространственную дистанцию. При этом продолжает вести урок как обычно. Это должно перенаправить внимание ребенка в правильное русло, не отвлекая при этом весь остальной класс.

- вмешательство при помощи физического прикосновения

Любой неагрессивный физический контакт, демонстрирующий неодобрение учителя: начиная от легкого прикосновения к плечу ребенка до сопровождения его на свое место, если он его покинул.

Уровень 3.

Учитель вмешивается при помощи слов. Одно из самых несильных воздействий со стороны учителя – использование юмора (не обидного!) для того, чтобы ученик обратил внимание на то, как он себя ведет. Степень вмешательства зависит от серьезности происходящего: если дети в течение урока систематически отвлекаются на какой-то посторонний объект, учитель говорит им о том, что такое поведение на уроке не приемлемо, и забирает эту вещь. Если же дети пытаются причинить физический вред себе или другим, вполне адекватен громкий окрик и физическое сдерживание. Конкретные стратегии включают в себя следующие:

обратить внимание на учеников, которые ведут себя в этот момент так, как хотелось бы учителю (нарушителю спокойствия в классе при этом не говорить ничего). Обычно, это лучше работает в начальной школе (когда для детей еще очень высока ценность учительского одобрения), по мере взросления детей – все хуже и хуже;

лично обратиться к ученику, который проблемно себя ведет. Можно задать ему вопрос по теме того, о чем сейчас на уроке идет речь, спросить его мнения и т.д. При этом не рекомендуется просто давать команды типа «Ваня, будь внимательней», потому что они часто вызывают со стороны детей сильное сопротивление.

использование юмора для снятия напряжения: особенно хорошо в тех ситуациях, когда ученики проверяют границы дозволенного. Применяя шутки, впрочем, нужно помнить, что необходимо избегать сарказма;  смешно должно быть всем (и ни для кого не обидно); не должно быть считано детьми как легкомысленное отношение к своей работе (у учителя); не должно выходить из-под контроля, отвлекая внимание детей от основных задач урока

- задавание вопросов. Иногда дети просто не понимают, как их поведение может мешать другим, и тогда спокойно заданный учителем вопрос на эту тему может помочь им перестроить свое поведение.

просьбы и требования. Например:

  • Я-высказывание: «Когда ты так кричишь с места, другие не могут расслышать меня, и я тоже чувствую себя плохо от такого уровня громкости»;
  • Прямое обращение к ребенку: «Пожалуйста, веди себя хорошо и убери ноги со стола». Подходит учителям, которые чувствуют себя достаточно уверенно в этом классе;
  • Позитивные последствия хорошего поведения: «Если будешь сидеть как следует и поднимать руку, если хочешь ответить, доверю тебе раздать всему классу книги и собрать их после урока». Это хороший способ давать ученикам ответственность за поведение;
  • Утверждение «Это.. не для этого…»: «Книги не для того, чтобы в них рисовать, они для чтения». Имеет ограниченные возможности использования, может ставить учеников в неловкое положение перед классом, если они были замечены в каком-то поведении, которое не хотели демонстрировать окружающим.
  • Напоминание о правилах: «Выходить из класса без разрешения – против правил». Надо быть готовыми к тому, что если ученик не слушает, должны быть применены логические последствия, иначе все правила становятся бессмысленными, а учитель теряет авторитет;
  • Испорченный телефон:

«-Ваня, я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас, как и все остальные.

- Я это делал минуту назад!

- Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.

- Там у полки с книгами столпилось много людей, я через минутку возьму книгу.

- Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.

- Да, хорошо».

Учитель при использовании этой техники должен смотреть ученику в глаза. Если трех повторов недостаточно, учитель переходит к введению логических последствий.

Уровень 4.

Учитель вводит последствия поведения учеников. Это - самое серьезное из возможных вмешательств, оно подчеркивает серьезность проступка и показывает другим, что в школе так себя вести нельзя. Это значит, что все предыдущие способы учителем уже были испробованы, и не имели эффекта. Ученик принял решение не менять свое поведение, и, значит, должен столкнуться с его последствиями.

В отличие от наказаний, они являются следствием действий и принятого учеником решения не слушаться учителя. Они логически связаны с проблемным поведением ученика. Очень важно, что они эмоционально нейтральны – учитель не демонстрирует ученику гнева или неудовольствия, и последствия наступают не из-за того, что ребенок разгневал учителя, но потому, что он нарушил правила.

Три основных типа последствий:

  • Естественные последствия – результат конкретного поведения ученика. Они наступают сами по себе, если никакое вмешательство их не останавливает (ученик качался на стуле – не отреагировал на взгляды учителя, его слова, и, в итоге, упал);
  • Логические последствия, в отличие от естественных, заранее спланированы учителем. Им же они претворяются в жизнь (ученик не выполнял задание на уроке – остался после занятий делать его);
  • Произвольные последствия – вводятся учителями, напрямую с поведением не связаны (мешал писать самостоятельную работу одноклассникам разговорами вслух – остался после урока технологии убирать класс за всеми).

Рекомендуем обратить внимание на бесплатные обучающие семинары (с сертификатом участия):

  1. Работа с трудным поведением: принципы и инструменты

https://yandex.ru/project/education/course/rabota-s-trudnym-povedeniem-principy-i-instrumenty 

  1. Работа с детьми с низкой мотивацией

https://yandex.ru/project/education/course/rabota-s-detmi-s-nizkoi-motivaciey 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику

предложенный материал может помочь на практике в работе с неуспевающими учениками...

Материалы педагогического совета "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"

Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.Задачи:Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;Выраб...

Оказание психолого-педагогической помощи одаренным учащимся

выявление одаренных учащихся и стратегии их поддержки в личностно-ориентированном обучении и воспитании...

Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам.

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в ре...

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Рекомендации....