Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам.
материал на тему
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации по выявлению причин неуспеваемости | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости
и оказанию помощи неуспевающим школьникам.
Причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику.
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности нервной высшей деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.
Внешние по отношению к школьнику
Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные методы обнаружения отставания учащихся.
-наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
-беседы учителя с учеником;
-анализ обучающих самостоятельных работ в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные причины неуспеваемости учащихся.
1.Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2.Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
3.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к содержанию учебного материала, характеру его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика), алгоритмы; единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, с дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)
1. Демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
4. Организация сотрудничества в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
1. Планирование учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
2. Инструктирование в ходе учебной деятельности.
3.Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4.Диагностирование учебной деятельности (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5.Организация взаимопомощи.
6. Организация дополнительных занятий с учеником.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2.Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3.Индивидуальный подход к учащемуся.
4.Специальная система домашних заданий.
5.Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Методические рекомендации по преодолению причин неуспеваемости,
развития интереса к учению
1. Учителям школы в плане каждой темы или раздела программы определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны иметь и уметь в процессе изучения данной темы. Желательно этот перечень знаний и умений вывешивать в классе или дать каждому ученику для повседневного пользования.
2. Приступая к изучению какого-либо вопроса, понятия, создать проблемную ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения. Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации.
3. Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя считать организацию и руководство этой деятельностью и не подменять деятельность учащихся своей собственной.
4. Контроль и учет работы учащихся должны быть направлены главным образом на воспитание у них положительной мотивации учебной деятельности, правильной самооценки и ответственности перед коллективом.
5. На основе текущего тематического учета организовать индивидуальное коррекционное обучение учащихся для восполнения обнаруженных пробелов путем определения учащимся индивидуальных заданий к конкретному сроку с последующей проверкой их выполнения.
6. Оценивание деятельности учащихся должно быть главным образом качественным в форме развернутой характеристики успехов и неудач учащихся и лишь затем - в форме отметки.
7. К работе по оценке учебной работы учащихся надо привлекать самих учащихся, приобщать их к самооценке, с коллективным обсуждением и обоснованием.
8. При организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно-распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы.
9. Практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение.
10. Каждому учителю школы постоянно выявлять наличие пробелов в знаниях и умениях учащихся, устанавливать, что мешает успешному усвоению новых понятий, теорий, а также осуществлению необходимых практических действий, выявлять наличие пробелов в навыках организации учебного труда, которые снижают темпы и эффективность учебной деятельности, и принимать меры по ликвидации этих недостатков.
11. Организация заседаний руководителей методических объединений учителей по вопросам:
- как обобщить свой опыт работы,
- как спланировать работу по самообразованию,
- как оценить эффективность своей работы,
-как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников.
1. Организация профилактики типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам.
2. проектирование тематики педагогических советов, заседаний методических советов, объединений по вопросам, связанным с предупреждением неуспеваемости учащихся;
3. Выявление специфических для школы причин отставания учащихся, организация профилактической работы.
4. Ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
5. Обеспечивание единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками, активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
6. Организация ознакомления с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
7. Определение проблем в работе учителей, улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующего самообразования.
8. Организация контроля над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгого учета результатов этой работы.
9. Обобщение и пропаганда передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
Родительское собрание на тему:«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» Цель: • обратить внимание родителей к своим детям, ...
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему ученику
предложенный материал может помочь на практике в работе с неуспевающими учениками...
"Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях."
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама...
Причины неуспеваемости. Работа с неуспевающими детьми.
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Нельзя сказать, что п...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Рекомендации....
Оказание педагогической помощи неуспевающим учащимся. Советы психолога.
Типы неуспевающих учащихся. Памятки для педагогов по формированию мотивации, созданию ситуации успеха, адаптации учебного материала....