Учебная мотивация и стратегии работы учителя.
материал по психологии

Тренинг для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_motivatsiya_i_strategiya_raboty_uchitelya_.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация и стратегия работы учителя.

Цель тренинга: учебная мотивация учащихся и стратегия работы учителя. Одним из самых популярных вопросов у учителей, обращавшихся к психологу, является “Как мотивировать учеников учиться?”. Наступает 1 сентября, все приходят в школу радостные, полные сил, учителя приходят отдохнувшие, полные энтузиазма научить маленьких будущих взрослых чему-то новому. Но тут проходит около месяца (в каких-то классах больше, в каких-то меньше) и картина начинает кардинально меняться. Некоторые ребята продолжают с интересом посещать школу, от некоторых хотелось бы больше стараний, так как мы знаем, что они могут большего, а некоторые мало того, что сами “отсиживают” учебное время с нежеланием, так еще и, бывает, усложняют работу учителю и своим одноклассникам. Как же решить этот вопрос, преследующий учителей годами?

Так что же такое мотивация?

Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

- Уважаемые учителя, тема нашего семинара «Учебная мотивация и стратегия работы учителя». Мы поговорим о мотивации, но не учеников, а о Вашей мотивации. И в начале я хочу предложить

Упражнение: “Кому больше достается?”

Оно необходимо нам, чтобы переключили фокус учителя с них самих непосредственно на учеников.

Разделимся на 2 команды методом “первый-второй”, только заменим на “ученик-учитель”.

Затем даем каждой команде тему для обсуждения. Условие будет одинаковое. Меняться будет только субъект обсуждения. Для команды “учителей” условие будет таким: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности, которые испытывает учитель, если в классе присутствуют незамотивированные ученики?”. И аналогичное условие для команды “учеников”: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности испытывает незамотивированный ученик?”.

Когда время истечет, мы выслушиваем каждую команду по очереди. Желательно, для наглядности, записать кратко ответы обеих команд на доске. После ответов учителей подвести итог. Можно задать вопросы группе: “Что же вы тут видите? В общем, как можно назвать эти трудности? На кого они направлены больше всего? Кто больше всего от них страдает (пострадает)?”. Приходим к выводу, что конечно учитель испытывает неудобства из-за недостатка учебной мотивации, исходящей от учеников. Но больше всего от этого страдают сами ученики, так как их жизнь осложняется со всех сторон, и они не знают – что нужно сделать, чтобы выбраться из этой паутины. Здесь может помочь только взрослый.

Я предлагаю Вам ознакомиться с внутренними психологическими источниками учебной мотивации, которые существуют. Их очень много, и если всех их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше:

  1. Интерес к информации (познавательная потребность);
  2. Интерес к способу действия;
  3. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём;
  4. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;
  5. Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;
  6. Актуализация творческой позиции;
  7. Осознание значимости происходящего для себя и других;
  8. Потребность в социальном признании;
  9. Избегание наказания (физического или морального);
  10. Получение материальных выгод и преимуществ.

Сегодня же в массовой педагогической практике активно эксплуатируются лишь некоторые «волшебные кнопки» мотивации. На всех этапах обучения – последние три, в старшей школе – «осознание значимости…», в начальной школе – «интерес к информации» и «интерес к способу действия», да и то последние используются как то не так, раз познавательная потребность резко снижается у большинства детей в средней и старшей школе.

Интерес к информации.

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно» - такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Младших школьников волнует вопрос, как всё вокруг устроено, младших подростков эта же тема, а ещё то, что всё работает, собирается и разбирается. Подростков постарше – как устроены они сами, старшеклассников – как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги…

Интерес к способу действия.

Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это ещё лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.

Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём.

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то – возможность общения, построения отношений. Социальность – наша глубинная, родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников – огромный стимул. Если учение построено таким образом, что у ребёнка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

Потребность в самовыражении и самопрезентации.

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, – её не спрячешь в мешок и не зашьёшь. Она рвётся наружу, и это нормально. Ненормально, когда «демонстративные дети» лишены возможности проявлять свою особенность «законным путём», а вынуждены устраивать представления на последней парте, кривляться, нарушать ход урока, в общем – выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а, следовательно – стимулируют к учёбе.

Потребность в самопознании.

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании – это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Они должна быть доступным по силе испытанием – чувств, мышления, социальных умений и т.д.

Актуализация творческой позиции.

Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. Жаль только, что при всей своей известности он почти не находит места в учебном процессе…

Осознание значимости происходящего для себя и для других.

Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация – удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне. В такой ситуации, как правило, живут выпускники, готовящиеся к поступлению в престижные вузы.

Потребность в социальном признании.

Естественная потребность для детей 8-12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней.

Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но если они– единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, - это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.

Для каждого возрастного периода эффективна определённая мотивация.

Мотивирующие факторы (внешние мотиваторы):

5 – 6,5 лет – соревновательность с самим собой и другими как получение удовольствия от процесса; познавательные интересы, такие, как любопытство к сущности явлений; возможность получить одобрение взрослого и сверстников.

7 – 9 лет – социальная позиция; соревнование с другими; одобрение учителем, как референтным взрослым.

9 – 12 лет – азарт приключений; преодоление себя в «рискованных» задачах; одобрение сверстников, референтных взрослых; неповторимость, яркость индивидуальности.

12 – 14 лет – возможность испытать себя на прочность; одобрение сверстников, референтных взрослых.

Старше 14 лет – учебно-познавательная мотивация, связанная с интересом к профессии.

А вот теперь о главном. Если нельзя, но очень хочется, то можно. Знакомая поговорка? Обычно её понимают в том смысле, что при сильном желании запреты нарушать допустимо. Звучит как-то незаконопослушно. Но «нельзя» означает не только «запрещено», но и «невозможно». И если поговорку понимать именно в этом смысле, то она становится отличным эпиграфом к теме «Мотивация». В самом деле, мы ведь хорошо знаем, что стоит лишь по-настоящему захотеть, как становятся достижимыми самые фантастические цели.

В качестве внешнего мотиватора (по Е. П. Ильину) для повышения эффективности работы, предлагаю Вам

Упражнение «Самый мотивированный ученик».

Инструкция:

  1. Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале.
  2. Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал.
  3. Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого мотивированный ученик набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов?

Шкалы мотивации

Несимпатичный

-1

0

+1

Симпатичный

Злой

-1

0

+1

Добрый

Безответственный

-1

0

+1

Обязательный

Глупый

-1

0

+1

Умный

Равнодушный

-1

0

+1

Отзывчивый

Невнимательный

-1

0

+1

Собранный

Безвольный

-1

0

+1

Целеустремлённый

Невоспитанный

-1

0

+1

Воспитанный

Ничем не интересующийся

-1

0

+1

Увлечённый

Неудачливый

-1

0

+1

Успешный

На неуспешных в учёбе учениках мы в какой-то мере ставим крест. В данном случае мы имеем дело с «эффектом ореола» - включения положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации). В представлении же о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, мы включаем отрицательные черты, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Предубеждение по отношению к человеку выражается не в осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями. В одном исследовании выбрали и протестировали детей с примерно равным уровнем интеллекта, а затем разделили их на две группы. Учителю, который взял первую группу, сказали, что у него очень сильные ученики. Учителю, который взял вторую группу, сказали, что его группа сформирована из отстающих учеников. При повторном тестировании уровня интеллекта, первая группа была успешнее второй в среднем на 20 пунктов.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передаётся нами в словах, интонациях, жестах. Человек воспринимает эти сигналы и, может быть даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы от него ожидаем. Это психологический закон, который был подтверждён экспериментально. Он получил название «самоисполняющееся пророчество». Можно (и нужно) использовать этот закон сознательно.

Упражнение «Самоисполняющееся пророчество»

Цель: получить опыт самоисполняющихся предсказаний.

Попробуем поработать с нашим предубеждением. Будем действовать по следующему алгоритму:

- Напишите имя ученика, которого Вы оценили сейчас, как не желающего учиться;

- Забудьте все предубеждения относительно него, будто Вы его совсем не знаете;

- Составьте для себя желаемое представление о нём. Каким бы Вы хотели его видеть? Пусть Ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своём воображении.

-Запишите, каким Вы видите новый образ. К чему он стремиться? Что его мотивирует?

- А теперь действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким Вы хотите его видеть. Не ожидайте мгновенного результата. Наберитесь терпения, и результат последует. Примите это хотя бы в качестве эксперимента.

Притча «Лотерейный билет».

Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».

И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.

- Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, -что Тебе стоит, а он ещё больше в вере укрепиться.

- Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил…

Мораль: сделайте шаг в нужном направлении! Помогите себе!

Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация! И станьте, по возможности, для своих учеников тем самым «лотерейным билетом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации в рамках работы классного руководителя

Из опыта работы по формированию учебной мотивации...

Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.

Материал в помощь для создания портфолио учителя....

Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....

Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии

Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)

Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...