Формирование учебной мотивации в рамках работы классного руководителя
статья по теме

Удилова Татьяна Александровна

Из опыта работы по формированию учебной мотивации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А. Удилова – учитель экологии, биологии

Формирование учебной мотивации                                                                                                       в рамках  работы классного руководителя                                                                                                                                                           

Мозг даёт человеку неисчерпаемые возможности для познания. Но эти резервы должны быть востребованы. Организуя развивающую образовательную и творческую деятельность детей, опирающуюся на потребность в познании педагог должен учитывать её высокий воспитательный потенциал, но при этом помнить, что слишком низкая или слишком высокая вероятность удовлетворения подавляет потребность. Данная потребность удовлетворяется в процессе обучения.

Успешность в обучении зависит от ряда факторов и роль классного руководителя в создании положительной мотивации к учебной деятельности далеко не последняя. И  если перед  учителем на уроке  стоит цель создать условия для учебной мотивации в процессе обучения, то перед классным руководителем стоит цель сохранить то, что сделано каждым предметником на своем уроке и заложено в семье для создания познавательного климата в классе.

С  учётом выше сказанного  перед классным руководителем стоят не простые вопросы – как добиться максимального эффекта в развитии мотивации к успешному обучению? Какие мотивы необходимо положить во главу угла?

Обратившись к словарю, Ожегова я выяснила, что к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. А мотивацией  в биологии принято называть активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей.

Для продуктивной работы по созданию положительной мотивации к успешному обучению каждому классному руководителю необходимо владеть информацией о предпочитаемых мотивах выбираемых детьми и в этом незаменимым приемом служит анкетирование учащихся, как это делает Г. И. Раскошная. А для обобщения информации от всех учителей, работающих в каждом классе, классным руководителем может быть составлена  карта учёта показателей учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять индивидуальный подход с учётом психологических особенностей каждого ребёнка.

Ведущим мотивом в деятельности подростка является самоопределение своего достойного места в классном коллективе. А воспитание у него сознательного отношения к учебным занятиям находится в прямой зависимости от того какое место занимают вопросы учения в жизни детского коллектива.  В связи с этим основной задачей кл. руководителя является формирование здорового общественного мнения по вопросам  успешного учения.  Мнение коллектива одноклассников порой оказывается более эффективным, чем воздействие классного руководителя на отдельных учащихся. В каждом классном коллективе может быть  приемлем лозунг «Учиться на совесть!», но под ним подразумевается не только отличные и хорошие оценки и добросовестное отношение к учебным занятиям, а применение знаний на практике, в конкретных жизненных ситуациях, постоянное углубление и совершенствование знаний.  Используя различные формы  внеклассных мероприятий, классные руководители стремятся показать преимущества  эрудированных детей перед детьми с узким кругозором. Это могут быть интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.

Большое значение для развития и активизации коллективной ответственности за учение, для превращения ее в действенную силу имеет систематическое обсуждение учебных дел на классных собраниях и прежде всего индивидуальные отчёты о своих успехах и неудачах. Коллектив даёт оценку усилиям одноклассника в учебных занятиях, определяет, насколько они соответствуют его возможностям, при необходимости по результатам  таких собраний можно организовать товарищескую взаимопомощь. Наглядным результатом проведения такой работы может быть выпуск классным пресс-центром газеты или листовки по результатам  четверти или раз в месяц. Газета класса может в дальнейшем вообще стать зеркалом жизни классного коллектива. Такие собрания проводят все классные руководители по итогам четверти.

Необходимо повышать роль ученического самоуправления в развитии познавательных интересов, ответственного отношения к учебным занятиям и увлечённости отдельными науками. С этой целью можно привлекать ребят к регулярному проведению устного журнала «Хочу всё знать!» и на его страницах  рассказывать о роли той или иной науки в жизни человека, о людях науки. Это позволит приобщить детей к работе с энциклопедической и научно-популярной литературой. Приобщение  детей к работе с книгами за страницами учебника может быть одним из способов повышения учебной мотивации, но лишь в том случае если, например, после проведения библиотечных уроков обучающих правильно выбирать книгу будет организован библиографический конкурс для выявления лучших  библиографов, или, же проведен конкурс по защите читательского формуляра.

Вообще обучение детей умениям учиться  в нашей школе распространено достаточно широко. Большинство кл. руководителей проводят тренинги позволяющие детям овладеть общеучебными умениями и навыками: память, мышление, умение сравнивать, наблюдение и т.д. В данном направлении немало важно ещё научить детей правильному оцениванию своих результатов, то есть рефлексии.  Это можно сделать путём анкетирования с последующим анализом результатов или при проведении психологических часов общения. Классный руководитель может включить в свой план серию таких часов общения как : «Настрой на учёбу», «Уверенность в себе», «Позитивное мышление», «Чем я силён?», где  дети не просто получат информацию, а смогут  записать все необходимое и выполнить тесты в специально заведённых тетрадях.

Ещё одним из направлений работы является выработка единой тактики в работе с родителями  с целью своевременной и грамотной корректировки педагогических воздействий на учащихся.  В этом направлении также работают все кл. руководители. Работа заключается как в информировании отдельных родителей о проблемах, возникающих у их  детей, так и в проведении тематических родительских собраний. Например, выбирались в разных классах следующие темы: «Режим дня школьника», «Домашнее задание», «Влияние семейного климата на учебную деятельность ребёнка», «О трудностях в учении». Входит в регулярную практику проведение совместных собраний родителей вместе с детьми и учителями, работающими  в данном классе.  На таких собраниях есть больше возможностей услышать мнение  всех сторон участвующих в процессе обучения и воспитания по возникающим проблемам, а также на таких собраниях родителям и детям вдвойне приятно получить благодарность за успехи в учении. Например, в 5А классе я ввела такую традицию – по окончании каждой четверти я на собрании вручаю родителям благодарственные письма за воспитание, отличные или хорошие успехи в обучении. А по итогам III четверти хочу попробовать ввести ещё одну традицию – на дневники отличников и ударников  наклеить отличительные знаки и в классном уголке вывесить рейтинговую таблицу со средним балом у каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации

Основные направления работы классного руководителя в формировании учебной мотивации школьников...

Работа классного руководителя по формированию мотивации учащихся к самовоспитанию

Вопросы формирования мотивации учения лежат между обучением и воспитанием. Они есть важнейший аспект современного обучения. Это значит, что в поле вним...

Формирование коммуникативной компетенции в системе работы классного руководителяя

Показана система работы классного руководителя,направленная на формирование коммуникативной компетенции учащихся, на примере 5 класса....

Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом

На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...