Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Эмоциональный интеллект»
рабочая программа по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа психологической направленности «Эмоциональный интеллект» отличается оригинальной авторской идеей и позволяет коренным образом изменить взгляд подростка на себя, свое окружение, проанализировать свои внутренние ресурсы, выстроить созидательный маршрут саморазвития, повысить социальную активность, готовность к позитивному преобразованию социального мира.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие у подростков одного из главных практических навыков, который напрямую связан с успехом в социуме, эффективной коммуникацией, познанием себя и других, интуицией, харизмой и гибким лидерством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Архангелова О. С. Программа Эмоциональный интеллект. | 52.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»
Социально-психологическая служба
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Эмоциональный интеллект»
Автор и разработчик
программы:
Архангелова О. С.,
педагог-психолог высшей
квалификационной категории
2023 год
- Пояснительная записка
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать свои и чужие эмоции; использовать эти эмоции на практике.
Дополнительная общеразвивающая программа психологической направленности «Эмоциональный интеллект» отличается оригинальной авторской идеей и позволяет коренным образом изменить взгляд подростка на себя, свое окружение, проанализировать свои внутренние ресурсы, выстроить созидательный маршрут саморазвития, повысить социальную активность, готовность к позитивному преобразованию социального мира.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие у подростков одного из главных практических навыков, который напрямую связан с успехом в социуме, эффективной коммуникацией, познанием себя и других, интуицией, харизмой и гибким лидерством. Один из ведущих отечественных специалистов по развитию эмоционального интеллекта Леонид Кроль написал в своей книге: «Я считаю эмоциональный интеллект самым главным человеческим навыком. Мне кажется, что в него входит все, что нам нужно и для успеха, и для счастья». Развитый эмоциональный интеллект –навык, помогающий подростку распознавать свои и чужие эмоции и конструктивно управлять ими. Чем раньше подросток приобретет этот навык, тем проще ему будет взаимодействовать с окружающими. Подростки с низким эмоциональным интеллектом часто конфликтны, раздражительны, нерешительны, подвластны сильному чувству гнева, имеют проблемы во взаимоотношениях. Подростки с высоким эмоциональным интеллектом способны выражать негативные эмоции в устной форме без оскорблений, они доброжелательны, оптимистичны и самостоятельны, стремятся обогащать свой внутренний мир, ставить цели. Развитый эмоциональный интеллект не только позволяет улучшить взаимодействие между людьми, но и как следствие существенно повышает качество жизни, что делает данную программу привлекательной не только для подростков, но и для людей разных возрастных категорий.
На занятиях участники:
- узнают, что такое «эмоциональный интеллект» и осознают важность его развития, как навыка, обусловливающего успешное взаимодействие,какс группой, так и с отдельными людьми;
- познакомятся с характеристиками людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом;
- осознают проблемное поле и зоны ближайшего развития собственного эмоционального интеллекта;
- ознакомятся с понятием «эмоция» и различными видами эмоций,
- научатся конструктивным способам управления своими эмоциональными состояниями;
- примут участие в практикуме по развитию эмпатии:
- улучшат навыки понимания других;
- повысят навыки эффективного общения и взаимодействия.
- Краткая характеристика участников
Подростки 14-17 лет – участники программ и проектов детских лагерей ВДЦ «Орлёнок». На занятие подростки, как правило, приходят без предварительного ввода в тему занятия. Количество детей в учебной группе не должно превышать 15 человек. Специальной подготовки для освоения программы не требуется.
- Понятийный аппарат
Алекситимия – неумение вербально выражать свои эмоции, что влечет за собой непонимание как своих переживаний, так и других людей.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Грусть – отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким словам, как печаль, тоска, уныние, скорбь, кручина, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами.
Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции; использовать эти эмоции на практике.
Эмоция – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).
Эмпатия – способность к сопереживанию, пониманию эмоциональных состояний другого человека.
- Целевой блок
Цель программы
Содействие в повышении психологической компетентности подростков в области развития эмоционального интеллекта.
Задачи программы
1. Познакомить подростков с понятием «эмоциональный интеллект и показать важность его развития – как навыка, обусловливающего успех в социуме.
2. Помочь подростку в определении проблемного поля в области развития собственного эмоционального интеллекта.
3. Познакомить подростка с понятием «эмоция» и видами эмоций.
4. Предоставить подростку возможность для практики в распознании собственного эмоционального состояния и состояния другого человека.
5. Показать значение эмоционального интеллекта в командной работе, познакомить с различными методами взаимодействия в микро-группе.
6. Познакомить участников с конструктивными способами управления своими эмоциональными состояния.
7. Познакомить с моделью экологичного управления конфликтными ситуациями.
8. Отработать базовые навыки психологии эффективного общения и лидерства.
Образовательные результаты:
Основные группы образовательных результатов | Формулировка результата | Показатели результата |
Личностные | Ценностно-смысловая ориентацияобучающихся и ориентация в социальных ролях, межличностных отношениях | устойчивая позитивная самооценка |
осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам | ||
осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | ||
Метапредметные | Освоение подростками основных способов саморегуляции и самооценки, приемов эффективной коммуникации, определение проблемного поля и зоны ближайшего развития, построение индивидуальной образовательной траектории | наличие базовых знаний о способах самоконтроля, об ошибках социального восприятия и адекватной оценке как собственного состояния и поведения, так и окружающих. |
понимание эмоциональной обусловленности поведения; наличие базовых навыков осуществления эмоциональной саморегуляции и оказания эмоциональной поддержки окружающим; | ||
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | ||
управление конфликтами на основе согласования позиций и учёта интересов; | ||
осознание проблемных зон в области развития собственного эмоционального интеллекта и способность выстроить индивидуальный образовательный маршрут дальнейшего развития. | ||
Предметные | Освоение подростками знаний в области развития эмоционального интеллекта, базовых умений и опыта распознания своих и чужих эмоций, а также экологичного взаимодействия с другими | умение распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих |
наличие базовых навыков использования приемлемых способов выражения эмоций и самоконтроль собственных эмоциональных состояний | ||
готовность и способность вести конструктивный диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | ||
готовность к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности |
- Содержание
Дополнительная общеразвивающая программа «Эмоциональный интеллект» является вариативной программой и рассчитана на 14 академических часов.
5.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание темы занятия | Количество учебных часов |
1 | «Понятие «эмоциональный интеллект» и основные этапы его развития» | Вводная часть: приветствие и знакомство участников занятия, сбор ожиданий; объявление темы и задач занятия; разъяснение особенностей предстоящей совместной работы и правил участия в занятии;мотивация подростков на активное участие. Основная часть: практикум по самооценке уровня эмоционального интеллектас использованием чек-листа; самооценка эмоционального состояния с использованием элементов арт-терапевтических методик, упражнение: «Это же Я!»; знакомство с понятием «эмоциональный интеллект» и основными этапами его развития; практическая работа в мини-группах: использование метода «мозговой штурм» при обсуждении ассоциаций с понятием «эмоциональный интеллект»; мини-лекция: понятие «эмоциональный интеллект»; характеристики людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом;связь эмоционального интеллекта с традиционным понятием интеллекта; роль эмоционального интеллекта в достижении успешного взаимодействия в социуме иосновные этапы его развития. Итоговая часть:подведение итогов работы;проверка «сухих остатков» от занятия;обмен впечатлениями, рефлексия занятия;ответы на вопросы участников. | 2 |
2 | «Я в мире эмоций» | Вводная часть: упражнение «Приветствие»;упражнение с мячом «На прошлом занятие я узнал…». Основная часть: практическая работа в мини-группах с комплектом развивающих карточек «Эти разные эмоции» М. Лебедевой;мини-лекция «Азбука эмоций»: что такое эмоции, простые и сложные эмоции, отличие эмоций от чувств; понятие «алекситимия»,виды эмоций по Изарду, «колесо Плутчика»; практикум по распознанию простых и сложных эмоциональных состояний и чувств: работа в мини-группах - упражнение «Угадай эмоцию» (работа с комплектом фотокарточек), индивидуальная работа «Нарисуй эмоцию», групповая работа на распознание эмоций «Стихи А. Барто». Итоговая часть: подведение итогов работы; проверка «сухих остатков» от занятия; обмен впечатлениями, рефлексия занятия;ответы на вопросы. | 2 |
3 | «Познай самого себя: рождение эмоций» | Вводная часть: упражнение «Ассоциации: если бы я был цветком (деревом, птицей, рыбой, овощем, погодой и т.д.), то я был бы...»; проверка «сухих остатков» по прошлому занятию - экспресс-опрос с мячом. Основная часть:практикум по самопознанию – работа в парах, упражнение «Проективная ладошка», упражнение «Окно Джохарри»; упражнение «Покажи эмоцию!»; загадка «Джеймса-Ланге» (мы плачем потому что нам грустно или нам грустно потомучто мы плачем»; мини-лекция «Как зарождается эмоция» - теория эмоций «Джеймса-Ланге», трехкомпонентная теория, выводы: от теории зарождения эмоций к практике управления эмоцией; разминка «Девочка, дракон, самурай…» Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание. | 2 |
4 | «Стратегии управления своими эмоциями» | Вводная часть: разминка-приветствие «Здравствуйте, я рад всех видеть… Я желаю всем сегодня..», упражнение: «Это хорошо, это плохо..» (или «Зато»). Экспресс-опрос: основные инсайты прошлого занятия. Основная часть: дискуссия «Обсуждение индивидуальных стратегий управления эмоциями»; мини-лекция «Обзор стратегийуправления собственнымиэмоциональными состояниями»; экспресс-методы разрядки эмоций; практикум по экологичному проживаниюбазовых эмоций через арт-терапевтические технологии;когнитивные стратегии управления эмоциями, теория «АВС»; практикум по работе с иррациональными установками. Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание. | 2 |
5 | «Стратегии социальной восприимчивости» | Вводная часть:упражнение «Невербальное приветствие»; проверка домашнего задания Основная часть: упражнение «Картинка»; групповая дискуссия «Ошибки восприятия» (на примере упражнения «Картинка»); загадка «Проблемы односторонней коммуникации»; упражнение «Красный молоток»; мини-лекция «Особенности межличностной перцепции»- феномен «стереотипизации», «эффект ореола», «эффект первичности», «эффект новизны», «теория каузальной атрибуции» Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание. | 2 |
6 | «Стратегии управления отношениями» | Вводная часть: упражнение «Ассоциации: если бы ты был сказочным персонажем (мультипликационным, кино-героем и т .д), то ты бы был..»; проверка домашнего задания. Основная часть:тест «Умею ли я слушать»; анализ теста; «Основные ошибки коммуникации: феномен «домысливания»; упражнение «Кувшин Эмоций»; мини-лекция – техники пассивного (нерефлексивного) слушания: «язык тела»; техники активного (рефлексивного) слушания: уточнение, перефразирование, резюмирование; стратегия эффективного слушания «ВИПО»; практикум по отработке навыков эффективного слушания»; критерии «экологичного» и «токсичного» общения;распознание манипуляций и стратегии защиты от них». Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание. | 2 |
7 | «Роль эмоционального интеллекта в управлении конфликтными ситуациями» | Вводная часть: упражнение «Здравствуй, Друг!», упражнение «Комплимент». Основная часть:работа в мини-группах - ассоциации со словом конфликт; мини-лекция «Что такое конфликт. Функции, виды, фазы конфликта»; упражнение «Дерево конфликта» (работа в мини-группах и индивидуальная работа; мини-лекция «Как возникает конфликт и что такое конфликтоген», практикум по распознанию конфликтогенов, групповая работа с кейсами; мини-лекция технология управления конфликтами «Бесконфликтная ладошка»; практикум управления конфликтами с использованием «Бесконфликтной ладошки», работа с кейсами. Итоговая часть: подведение итогов работы; проверка «сухих остатков» от занятий; обмен впечатлениями, рефлексия занятия; заполнение анкет обратной связи. | 2 |
Итого: | 14 |
- Методическое обеспечение программы.
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Методы и приёмы организации образовательного процесса | Дидактические материалы, электронные информационные и образовательные ресурсы | Вид и форма контроля |
1 | «Понятие «эмоциональный интеллект» и основные этапы его развития» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Беседа, рассказ,анкетирование, упражнение с использованием элементов арт-терапии,дискуссия,«мозговой штурм», мини-лекция, поочередное комментированное чтение участниками основных тезисов занятия;игра с мячом на закрепление материала, ответы на вопросы; рефлексия | Мультимедийные материалы,презентация с тезисами,чек-лист, мяч, мини-фигурки, блокноты для участников | Итоговые вопросы, рефлексия, заполнение чек-листа |
2 | «Я в мире эмоций» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Психогимнастические упражнения на создание работоспособности, работа в мини-группах по типу «мозговой штурм, беседа, рассказ, мини-лекция, игра-практикум по распознанию эмоций, ответы на вопросы, рефлексия. | Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, комплект развивающих карточек «Эти разные эмоции» М. Лебедевой;комплект фотокарточек«Азбука эмоций» Голикова Н., Мясникова А., цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флипчарта, карточки со стихами А. Барто. | Итоговые вопросы, рефлексия. |
3 | «Познай самого себя: рождение эмоций» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности, повышение мотивации, работа в мини-группах по типу «мозговой штурм, беседа, рас-сказ, мини-лекция, игра-практикум по распознанию эмоций, ответы на вопросы, рефлексия. | Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, листы формата А4, карандаши, раздаточный материал с описанием качеств личности, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта, | Итоговые вопросы, рефлексия. |
4 | «Стратегии управления своими эмоциями» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособностиповышение мотивации, работа в мини-группах, упражнения на разрядку эмоций, беседа, рассказ, мини-лекция, ответы на вопросы, рефлексия. | Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта. | Итоговые вопросы, рефлексия. |
5 | «Стратегии социальной восприимчивости» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности работа в мини-группах, опрос, беседа, рассказ, мини-лекция, пси-хогимнастическое упражнение на актуализацию проблемвосп-риятия и передачи информации, дис-куссия, ответы на вопросы,рефлексия | Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта. | Итоговые вопросы, рефлексия. |
6 | «Стратегии управления отношениями» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности мини-лекция, психогимнастическое упражнение на развитие эмпатии и и навыковактив-ного слушания, ответы на вопросы, рефлексия. | Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры,флипчарт, блокноты для флип-чарта, | Итоговые вопросы, рефлексия. |
7 | «Роль эмоционального интеллекта в управлении конфликтными ситуациями» | Информационно-развивающее занятие с элементами семинара- тренинга | Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности повышение моти-вации, работа в мини-группах по типу «мозговой штурм», беседа, рассказ, мини-лекция, упражнение на распознание конфликтогенов, дискуссия, работа в мини-группах с кейсами, ответы на вопросы, рефлексия, анкетирование. | Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта, кейсы, анкеты обратной связи. | Итоговые вопросы, рефлексия,работа с кейсами,заполнение анкет обратной связи |
- Система диагностики и анализа образовательных результатов
Ценностно-смысловая ориентация обучающихся и ориентация в социальных ролях, межличностных отношениях | |
Показатели результата | Способ оценки и диагностический инструмент |
устойчивая позитивная самооценка | Анализ мнений, высказываний, поведенческих реакций подростков/ учебные кейсы, упражнения, опросы |
осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам | |
осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | |
Освоение подростками основных способов саморегуляции и самооценки, приемов эффективной коммуникации, определение проблемного поля и зоны ближайшего развития, построение индивидуальной образовательной траектории | |
Показатели результата | Способ оценки и диагностический инструмент |
наличие базовых знаний о способах самоконтроля, об ошибках социального восприятия и адекватной оценке как собственного состояния и поведения, так и окружающих | Анализ мнений, высказываний, поведенческих реакций подростков/ учебные кейсы, упражнения, опросы, чек-лист |
понимание эмоциональной обусловленности поведения; наличие базовых навыков осуществления эмоциональной саморегуляции и оказания эмоциональной поддержки окружающим; | |
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | |
управление конфликтами на основе согласования позиций и учёта интересов; | |
осознание проблемных зон в области развития собственного эмоционального интеллекта и способность выстроить индивидуальный образовательный маршрут дальнейшего развития. | |
Освоение подростками знаний в области развития эмоционального интеллекта, базовых умений и опыта распознания своих и чужих эмоций, а также экологичного взаимодействия с другими | |
Показатели результата | Способ оценки и диагностический инструмент |
умение распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих | Анализ мнений, высказываний, поведенческих реакций подростков/ учебные кейсы, упражнения, опросы, анкеты обратной связи |
наличие базовых навыков использования приемлемых способов выражения эмоций и самоконтроль собственных эмоциональных состояний | |
готовность и способность вести конструктивный диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | |
готовность к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности |
- Описание форм фиксации достижений участника
Педагог проводит оценку достижения участников программы через анализ степени включенности подростка в деятельность. Педагог фиксирует активность участников занятий на уровне демонстрации знаний, помощи в проведении занятия (участники получают сертификаты за прохождения курса и активное участие в программе).
- Условия реализации программы
Для проведения занятия рекомендуется использовать помещение с 15-20 посадочными местами. Важно, чтобы помещение было проветриваемым, с комфортной для работы температурой.
Техническое обеспечение: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, флипчарт.
Расходный материал: карандаши простые, ручки, листы и маркеры для флипчарта, бумага А4, блокноты для записей участников.
Рекомендации к подготовке занятия
Педагог заранее продумывает структуру занятия с учетом возрастных особенностей предполагаемой группы. В зависимости от условий проведения подобного занятия, возраста участников, имеющегося в распоряжении времени, информационный блок занятия может быть разным по объёму и сложности. Так же может варьироваться (усложняться или упрощаться) и практическая часть занятия. Педагог заранее готовит материалы кейсов, которые дает подросткам для отработки полученных теоретических знаний на практике, подготавливает раздаточный материал.
- Список литературы
- Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014.
- Васильева И. Книга сказочных игр «Волшебный сундучок» / сост. И. Васильева. – Спб; М.: Речь, 2019. – 64 с.
- Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0 / ТревисБредберри, Джин Гривз– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 192 с.
- Голиков Н. А., Мясников А. Ю. Азбука эмоций: практикум развития эмоционального интеллекта – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2016 г. – 43 с.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.
- Изард К. Э. Психология эмоций. - М: Питер, 2006.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - С. 242-244.
- Заболотнаая Э. Н. Эмоциональный ннтеллект / Этери Заболотная – Ростов н/Д: Феникс, 2021 – 32 с.
- Кедрова Н. Азбука эмоций / Н. Кедрова – М.: Редкая птица, 2022. –112 с.
- Кроль Л. М. Эмоциональный интеллект лидера. – Альпина Паблишер, 2019 – 220 с.
- Лебедева М. Азбука развития эмоций. Радуюсь, злюсь, боюсь – Спб.: Речь, 2019. – 24 с.
- Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 146 с.
- Маккей М., Вуд Д., Брэнтли Д. Эмоциональный баланс: 12 навыков, которые помогут обрести внутреннюю гармонию / Мэтью Маккей, Джеффри Вуд, Джеффри Брэнтли – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 128 с.
- Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Чек-лист для определения проблемных зон в области развития эмоционального интеллекта:
- Я часто подавляю свои эмоции.
- Зачастую я вообще не могу понять, что со мной происходит.
- Часто я не могу справиться со своими эмоциями.
- В моей жизни часто случаются конфликты.
- Я с трудом понимаю состояние другого человека.
- Я часто бываю раздражителен.
- Очень часто я бываю нерешителен.
- Я стремлюсь все держать под контролем.
- Я подвластен сильному чувству гнева.
- Если на меня повышают голос, критикуют в ответ я тоже повышаю голос, либо хочу заплакать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
КЕЙСЫ
Задание: внимательно ознакомиться с ситуациями, определить эмоциональное состояние подростков и дать рекомендации по зонам ближайшего развития эмоционального интеллекта.
1. Петр, 15 лет. Очень активный, отзывчивый, талантливый подросток. С 12 лет участвует в волонтерском движении, помогает инвалидам и беженцам. Приехал в «Орленок» впервые, сразу включился в деятельность, был избран командиром. Стремился принимать участие во всех мероприятиях и призывал свой отряд к тому же. Однако в последнее время между отрядом и командиром возникли напряженные отношения. Петр стал вести себя раздраженно и порой агрессивно, разговаривать на повышенных тонах, критиковать ребят за пассивность, лень, безынициативность.
2. Макс, 16 лет. Ранее часто ездил отдыхать с родителями в разные курортные места, жил в комфортабельных отелях. В «Орленок» приехал впервые. Возмущен условиями проживания и правилами «Орленка»: 8 человек в «бочках», «дырки» в туалетах, забирают телефоны, не разрешают свободно передвигаться по территории центра и т.д. Постоянно звонит родителям и жалуется.
3. Марина, 14 лет. В «Орленке» не первый раз. Познакомилась с новыми девочками и особенно сдружилась с Катей. Марина часто помогала Кате в разных делах, делилась угощениями, защищала от насмешек подростков из отряда. Однако, Катя вскоре больше сдружилась с другими девочками и стала сплетничать за спиной Марины, рассказывать «тайную» информацию про нее.
4. Света, 17 лет. Несколько лет успешно занимается вокалом, поет в хоре, участвовала во многих конкурсах, часто занимала призовые места, либо становилась лауреатом. В «Орленке» также принимала участие в конкурсе вокалистов, но в последний момент переволновалась и немного ошиблась при выступлении. Призовое место досталось другой участнице. Светлана очень расстроилась, стала упрекать себя, считать неудачницей и бездарным человеком, который ничего в жизни не добьется.
вербально выражать свои эмоции, что влечет за собой непонимание как своих переживаний, так и других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...