Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Эмоциональный интеллект»
рабочая программа по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Архангелова Ольга Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа психологической направленности «Эмоциональный интеллект» отличается оригинальной авторской идеей и позволяет коренным образом изменить взгляд подростка  на себя, свое окружение, проанализировать свои внутренние ресурсы, выстроить созидательный маршрут саморазвития, повысить социальную активность, готовность к позитивному преобразованию социального мира.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие у подростков одного из главных практических навыков, который напрямую связан с успехом в социуме, эффективной коммуникацией,  познанием себя и других, интуицией,  харизмой и гибким лидерством. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»

Социально-психологическая служба

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Эмоциональный интеллект»

Автор и разработчик

программы:

Архангелова О. С.,

педагог-психолог высшей

квалификационной категории

2023 год

  1. Пояснительная записка

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать свои и чужие эмоции; использовать эти эмоции на практике.

Дополнительная общеразвивающая программа психологической направленности «Эмоциональный интеллект» отличается оригинальной авторской идеей и позволяет коренным образом изменить взгляд подростка  на себя, свое окружение, проанализировать свои внутренние ресурсы, выстроить созидательный маршрут саморазвития, повысить социальную активность, готовность к позитивному преобразованию социального мира.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие у подростков одного из главных практических навыков, который напрямую связан с успехом в социуме, эффективной коммуникацией,  познанием себя и других, интуицией,  харизмой и гибким лидерством. Один из ведущих отечественных специалистов по развитию эмоционального интеллекта Леонид Кроль написал в своей книге: «Я считаю эмоциональный интеллект самым главным человеческим навыком. Мне кажется, что в него входит все, что нам нужно и для успеха, и для счастья». Развитый эмоциональный интеллект –навык, помогающий подростку распознавать свои и чужие эмоции и конструктивно управлять ими. Чем раньше подросток приобретет этот навык, тем проще ему будет взаимодействовать с окружающими. Подростки с низким эмоциональным интеллектом часто конфликтны, раздражительны, нерешительны, подвластны сильному чувству гнева, имеют проблемы во взаимоотношениях. Подростки с высоким эмоциональным интеллектом способны выражать негативные эмоции в устной форме без оскорблений, они доброжелательны, оптимистичны и самостоятельны, стремятся обогащать свой внутренний мир, ставить цели. Развитый эмоциональный интеллект не только позволяет улучшить взаимодействие между людьми, но и как следствие существенно повышает качество жизни, что делает данную программу привлекательной не только для подростков, но и для людей разных возрастных категорий.

На занятиях участники:

  • узнают, что такое «эмоциональный интеллект» и осознают важность его развития, как навыка, обусловливающего успешное взаимодействие,какс группой, так  и с отдельными людьми;
  • познакомятся с характеристиками людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом;
  • осознают проблемное поле и зоны ближайшего развития собственного эмоционального интеллекта;
  • ознакомятся с понятием «эмоция» и различными видами эмоций,
  • научатся конструктивным способам управления своими эмоциональными состояниями;
  • примут участие в практикуме по развитию эмпатии:
  • улучшат навыки понимания других;
  • повысят навыки эффективного общения и взаимодействия.

  1. Краткая характеристика участников

Подростки 14-17 лет  – участники программ и проектов детских лагерей ВДЦ «Орлёнок». На занятие подростки, как правило, приходят без предварительного ввода в тему занятия. Количество детей в учебной группе не должно превышать 15 человек. Специальной подготовки для освоения программы не требуется.

  1. Понятийный аппарат

Алекситимия – неумение вербально выражать свои эмоции, что влечет за собой непонимание как своих переживаний, так и других людей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Грусть – отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким словам, как печаль, тоска, уныние, скорбь, кручина, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами.

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции; использовать эти эмоции на практике.

Эмоция – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).

Эмпатия – способность к сопереживанию, пониманию эмоциональных состояний другого человека.

  1. Целевой блок

Цель программы

Содействие в повышении психологической компетентности подростков в области развития эмоционального интеллекта.

Задачи программы

1.        Познакомить подростков с понятием «эмоциональный интеллект и показать важность его развития – как навыка, обусловливающего успех в социуме.

2.        Помочь подростку в определении проблемного поля в области развития собственного эмоционального интеллекта.

3.        Познакомить подростка с понятием «эмоция» и видами эмоций.

4.        Предоставить подростку возможность для практики в распознании собственного эмоционального состояния и состояния другого человека.

5.        Показать значение эмоционального интеллекта в командной работе, познакомить с различными методами взаимодействия в микро-группе.

6.  Познакомить участников с конструктивными способами управления своими эмоциональными состояния.

7.  Познакомить с моделью экологичного управления конфликтными ситуациями.

8. Отработать базовые навыки психологии эффективного общения и лидерства.

Образовательные результаты:

Основные группы

образовательных результатов

Формулировка результата

Показатели результата

Личностные

Ценностно-смысловая ориентацияобучающихся и

ориентация в социальных ролях, межличностных отношениях

устойчивая позитивная самооценка

осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам

осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре

Метапредметные

Освоение подростками основных способов саморегуляции и самооценки, приемов эффективной коммуникации, определение проблемного поля и зоны ближайшего развития, построение индивидуальной образовательной траектории

наличие базовых знаний о способах самоконтроля, об ошибках социального восприятия и адекватной оценке как собственного состояния и поведения, так и окружающих.

понимание эмоциональной обусловленности поведения; наличие базовых навыков осуществления эмоциональной саморегуляции и оказания эмоциональной поддержки окружающим;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

управление конфликтами на основе согласования позиций и учёта интересов;

осознание проблемных зон в области развития собственного эмоционального интеллекта и способность выстроить индивидуальный  образовательный маршрут дальнейшего развития.

Предметные

Освоение подростками знаний в области развития эмоционального интеллекта, базовых умений и опыта распознания своих и чужих эмоций, а также экологичного взаимодействия с другими

умение распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих

наличие базовых навыков использования приемлемых способов выражения эмоций и самоконтроль собственных эмоциональных состояний

 готовность и способность вести конструктивный диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

готовность  к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности

  1. Содержание

Дополнительная общеразвивающая программа «Эмоциональный интеллект» является вариативной программой и рассчитана на 14 академических часов.

5.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

занятия

Краткое содержание темы занятия

Количество учебных часов

1

«Понятие «эмоциональный интеллект» и основные этапы его развития»

Вводная часть: приветствие и знакомство участников занятия, сбор ожиданий; объявление темы и задач занятия; разъяснение особенностей предстоящей совместной работы и правил участия в занятии;мотивация подростков на активное участие.

Основная часть: практикум по самооценке уровня эмоционального интеллектас использованием чек-листа; самооценка эмоционального состояния с использованием элементов  арт-терапевтических методик, упражнение: «Это же Я!»; знакомство с понятием «эмоциональный интеллект» и основными этапами его развития; практическая работа в мини-группах: использование метода «мозговой штурм» при обсуждении ассоциаций с понятием «эмоциональный интеллект»; мини-лекция: понятие «эмоциональный интеллект»; характеристики людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом;связь эмоционального интеллекта с традиционным понятием интеллекта; роль эмоционального интеллекта в достижении успешного  взаимодействия  в социуме иосновные этапы его развития.

Итоговая часть:подведение итогов работы;проверка «сухих остатков» от занятия;обмен впечатлениями, рефлексия занятия;ответы на вопросы участников.

2

2

«Я в мире эмоций»

Вводная часть: упражнение «Приветствие»;упражнение с мячом «На прошлом занятие я узнал…».

Основная часть: практическая работа в мини-группах с комплектом развивающих карточек «Эти разные эмоции» М. Лебедевой;мини-лекция «Азбука эмоций»: что такое эмоции, простые и сложные эмоции, отличие эмоций от чувств; понятие «алекситимия»,виды эмоций по Изарду, «колесо Плутчика»; практикум по распознанию простых и сложных эмоциональных состояний и чувств:  работа в мини-группах - упражнение «Угадай эмоцию» (работа с комплектом фотокарточек), индивидуальная работа «Нарисуй эмоцию», групповая работа на распознание эмоций «Стихи А. Барто».

Итоговая часть: подведение итогов работы;

проверка «сухих остатков» от занятия; обмен впечатлениями, рефлексия занятия;ответы на вопросы.

2

3

«Познай самого себя: рождение эмоций»

Вводная часть: упражнение «Ассоциации: если бы я был цветком (деревом, птицей, рыбой, овощем, погодой и т.д.), то я был бы...»; проверка «сухих остатков» по прошлому занятию - экспресс-опрос с мячом.

Основная часть:практикум по самопознанию – работа в парах, упражнение «Проективная ладошка», упражнение «Окно Джохарри»; упражнение «Покажи эмоцию!»; загадка «Джеймса-Ланге» (мы плачем потому что нам грустно или нам грустно потомучто мы плачем»; мини-лекция «Как зарождается эмоция» - теория эмоций «Джеймса-Ланге», трехкомпонентная теория, выводы: от теории зарождения эмоций к практике управления эмоцией; разминка «Девочка, дракон, самурай…»

Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание.

2

4

«Стратегии управления своими эмоциями»

Вводная часть: разминка-приветствие «Здравствуйте, я рад всех видеть… Я желаю всем сегодня..», упражнение: «Это хорошо, это плохо..» (или «Зато»). Экспресс-опрос: основные инсайты прошлого занятия.

Основная часть: дискуссия «Обсуждение индивидуальных стратегий управления эмоциями»;  мини-лекция «Обзор стратегийуправления собственнымиэмоциональными состояниями»; экспресс-методы разрядки эмоций; практикум по экологичному проживаниюбазовых эмоций через арт-терапевтические технологии;когнитивные стратегии управления эмоциями, теория «АВС»; практикум по работе с иррациональными установками.

Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание.

2

5

«Стратегии социальной восприимчивости»

Вводная часть:упражнение «Невербальное приветствие»; проверка домашнего задания

Основная часть: упражнение «Картинка»; групповая дискуссия «Ошибки восприятия» (на примере упражнения «Картинка»); загадка «Проблемы односторонней коммуникации»; упражнение «Красный молоток»; мини-лекция «Особенности межличностной перцепции»-  феномен «стереотипизации», «эффект ореола», «эффект первичности», «эффект новизны», «теория каузальной атрибуции»

Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание.

2

6

«Стратегии управления отношениями»

Вводная часть:  упражнение «Ассоциации: если бы ты был сказочным персонажем (мультипликационным, кино-героем и т .д), то ты бы был..»; проверка домашнего задания.

Основная часть:тест «Умею ли я слушать»; анализ теста; «Основные ошибки коммуникации: феномен «домысливания»; упражнение «Кувшин Эмоций»; мини-лекция – техники пассивного  (нерефлексивного) слушания: «язык тела»; техники активного (рефлексивного)  слушания: уточнение, перефразирование, резюмирование; стратегия эффективного слушания «ВИПО»; практикум по отработке навыков эффективного слушания»; критерии «экологичного» и «токсичного» общения;распознание манипуляций и стратегии защиты от них».

Итоговая часть: Рефлексия. Домашнее задание.

2

7

«Роль эмоционального интеллекта в управлении конфликтными ситуациями»

Вводная часть: упражнение «Здравствуй, Друг!», упражнение «Комплимент».

Основная часть:работа в мини-группах - ассоциации со словом конфликт; мини-лекция «Что такое конфликт. Функции, виды, фазы конфликта»; упражнение «Дерево конфликта» (работа в мини-группах и индивидуальная работа; мини-лекция «Как возникает конфликт и что такое конфликтоген», практикум по распознанию конфликтогенов, групповая работа с кейсами; мини-лекция технология управления конфликтами «Бесконфликтная ладошка»; практикум управления конфликтами с использованием «Бесконфликтной ладошки», работа с кейсами.

Итоговая часть: подведение итогов работы;

проверка «сухих остатков» от занятий;        обмен впечатлениями, рефлексия занятия; заполнение анкет обратной связи.

2

Итого:

14

  1. Методическое обеспечение программы.

п/п

Тема

занятия

Форма проведения

занятия

Методы и приёмы

организации образовательного процесса

Дидактические материалы, электронные информационные и образовательные ресурсы

Вид и форма контроля

1

«Понятие «эмоциональный интеллект» и основные этапы его развития»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Беседа, рассказ,анкетирование, упражнение с использованием элементов арт-терапии,дискуссия,«мозговой штурм», мини-лекция,  поочередное комментированное чтение участниками основных тезисов занятия;игра с мячом на закрепление материала, ответы на вопросы; рефлексия

Мультимедийные материалы,презентация с тезисами,чек-лист, мяч, мини-фигурки, блокноты для участников

Итоговые вопросы, рефлексия, заполнение чек-листа

2

«Я в мире эмоций»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Психогимнастические упражнения на создание работоспособности, работа в мини-группах по типу «мозговой штурм, беседа, рассказ,  мини-лекция, игра-практикум по распознанию эмоций, ответы на вопросы, рефлексия.

Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, комплект развивающих карточек «Эти разные эмоции» М. Лебедевой;комплект фотокарточек«Азбука эмоций» Голикова Н., Мясникова А., цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флипчарта, карточки со стихами А. Барто.

Итоговые вопросы, рефлексия.

3

«Познай самого себя: рождение эмоций»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности, повышение мотивации, работа в мини-группах по типу «мозговой штурм, беседа, рас-сказ,  мини-лекция, игра-практикум по распознанию эмоций, ответы на вопросы, рефлексия.

Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, листы формата А4, карандаши, раздаточный материал с описанием качеств личности, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта,

Итоговые вопросы, рефлексия.

4

«Стратегии управления своими эмоциями»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособностиповышение мотивации, работа в мини-группах, упражнения на разрядку эмоций, беседа, рассказ,  мини-лекция,  ответы на вопросы, рефлексия.

Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта.

Итоговые вопросы, рефлексия.

5

«Стратегии социальной восприимчивости»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности работа в мини-группах, опрос, беседа, рассказ,  мини-лекция, пси-хогимнастическое упражнение на актуализацию проблемвосп-риятия и передачи информации, дис-куссия, ответы на вопросы,рефлексия

Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта.

Итоговые вопросы, рефлексия.

6

«Стратегии управления отношениями»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности мини-лекция, психогимнастическое упражнение на развитие эмпатии и и навыковактив-ного слушания, ответы на вопросы, рефлексия.

Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры,флипчарт, блокноты для флип-чарта,

Итоговые вопросы, рефлексия.

7

«Роль эмоционального интеллекта в управлении конфликтными ситуациями»

Информационно-развивающее занятие              с элементами семинара-

тренинга

Психогимнастиче-ские упражнения на создание работоспособности повышение моти-вации, работа в мини-группах по типу «мозговой штурм», беседа, рассказ,  мини-лекция, упражнение на распознание конфликтогенов, дискуссия, работа в мини-группах с кейсами,  ответы на вопросы, рефлексия, анкетирование.

Мультимедийные материалы, презентация с тезисами, блокноты для участников, цветные карандаши, маркеры флипчарт, блокноты для флип-чарта, кейсы, анкеты обратной связи.

Итоговые вопросы, рефлексия,работа с кейсами,заполнение анкет обратной связи

  1. Система диагностики и анализа образовательных результатов        

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся и ориентация в социальных ролях, межличностных отношениях

Показатели результата

Способ оценки и диагностический инструмент

устойчивая позитивная самооценка

Анализ мнений, высказываний, поведенческих реакций подростков/ учебные кейсы, упражнения, опросы

осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам

осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре

Освоение подростками основных способов саморегуляции и самооценки, приемов эффективной коммуникации, определение проблемного поля и зоны ближайшего развития, построение индивидуальной образовательной траектории

Показатели результата

Способ оценки и диагностический инструмент

наличие базовых знаний о способах самоконтроля, об ошибках социального восприятия и адекватной оценке как собственного состояния и поведения, так и окружающих

Анализ мнений, высказываний, поведенческих реакций подростков/

учебные кейсы, упражнения, опросы, чек-лист

понимание эмоциональной обусловленности поведения; наличие базовых навыков осуществления эмоциональной саморегуляции и оказания эмоциональной поддержки окружающим;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

управление конфликтами на основе согласования позиций и учёта интересов;

осознание проблемных зон в области развития собственного эмоционального интеллекта и способность выстроить индивидуальный  образовательный маршрут дальнейшего развития.

Освоение подростками знаний в области развития эмоционального интеллекта, базовых умений и опыта распознания своих и чужих эмоций, а также экологичного взаимодействия с другими

Показатели результата

Способ оценки и диагностический инструмент

умение распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих

Анализ мнений, высказываний, поведенческих реакций подростков/

учебные кейсы, упражнения, опросы, анкеты обратной связи

наличие базовых навыков использования приемлемых способов выражения эмоций и самоконтроль собственных эмоциональных состояний

 готовность и способность вести конструктивный диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

готовность  к сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности

  1. Описание форм фиксации достижений участника

Педагог проводит оценку достижения участников программы через анализ степени включенности подростка в деятельность. Педагог фиксирует активность участников занятий на уровне демонстрации знаний, помощи в проведении занятия (участники получают сертификаты за прохождения курса и активное участие в программе).

  1. Условия реализации программы

Для проведения занятия рекомендуется использовать помещение с 15-20 посадочными местами. Важно, чтобы помещение было проветриваемым, с комфортной для работы температурой.

Техническое обеспечение: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, флипчарт.

Расходный материал: карандаши простые, ручки, листы и маркеры для флипчарта, бумага А4, блокноты для записей участников.

Рекомендации к подготовке занятия

Педагог заранее продумывает структуру занятия с учетом возрастных особенностей предполагаемой группы. В зависимости от условий проведения подобного занятия, возраста участников, имеющегося в распоряжении времени, информационный блок занятия может быть разным по объёму и сложности. Так же может варьироваться (усложняться или упрощаться) и практическая часть занятия. Педагог заранее готовит материалы кейсов, которые дает подросткам для отработки полученных теоретических знаний на  практике, подготавливает раздаточный материал.


  1. Список литературы

  1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014.
  2. Васильева И. Книга сказочных игр «Волшебный сундучок» / сост. И. Васильева. – Спб; М.: Речь, 2019. – 64 с.
  3. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0 / ТревисБредберри, Джин Гривз–  М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 192 с.
  4. Голиков Н. А., Мясников А. Ю. Азбука эмоций: практикум развития эмоционального интеллекта – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2016 г. – 43 с.
  5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.
  6. Изард К. Э. Психология эмоций. - М: Питер, 2006.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - С. 242-244.
  8. Заболотнаая Э. Н. Эмоциональный ннтеллект / Этери Заболотная – Ростов н/Д: Феникс, 2021 – 32 с.
  9. Кедрова Н. Азбука эмоций / Н. Кедрова – М.: Редкая птица, 2022. –112 с.
  10. Кроль Л. М. Эмоциональный интеллект лидера. – Альпина Паблишер, 2019 – 220 с.  
  11. Лебедева М. Азбука развития эмоций. Радуюсь, злюсь, боюсь – Спб.: Речь, 2019. – 24 с.
  12. Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 146 с.
  13. Маккей М., Вуд Д., Брэнтли Д. Эмоциональный баланс: 12 навыков, которые помогут обрести внутреннюю гармонию / Мэтью Маккей, Джеффри Вуд, Джеффри Брэнтли – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 128 с.

  1.  Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Чек-лист для определения проблемных зон в области развития эмоционального интеллекта:

  1. Я часто подавляю свои эмоции.
  2. Зачастую я вообще не могу понять, что со мной происходит.
  3. Часто я не могу справиться со своими эмоциями.
  4. В моей жизни часто случаются конфликты.
  5. Я с трудом понимаю состояние другого человека.
  6. Я часто бываю раздражителен.
  7. Очень часто я бываю нерешителен.
  8. Я стремлюсь все держать под контролем.
  9. Я подвластен сильному чувству гнева.
  10. Если на меня повышают голос, критикуют в ответ я тоже повышаю голос, либо хочу заплакать.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КЕЙСЫ

Задание: внимательно ознакомиться с ситуациями, определить эмоциональное состояние подростков и дать рекомендации по зонам ближайшего развития эмоционального интеллекта.

1.        Петр, 15 лет. Очень активный, отзывчивый, талантливый подросток. С 12 лет участвует в волонтерском движении, помогает инвалидам и беженцам. Приехал в «Орленок» впервые, сразу включился в деятельность, был избран командиром. Стремился принимать участие во всех мероприятиях и призывал свой отряд к тому же. Однако в последнее время между отрядом и командиром возникли напряженные отношения. Петр стал вести себя раздраженно и порой агрессивно, разговаривать на повышенных тонах, критиковать ребят за пассивность, лень, безынициативность.

2.        Макс, 16 лет. Ранее часто ездил отдыхать с родителями в разные курортные места, жил в комфортабельных отелях. В «Орленок» приехал впервые.  Возмущен условиями проживания и правилами «Орленка»: 8 человек в «бочках», «дырки» в туалетах, забирают телефоны, не разрешают свободно передвигаться по территории центра и т.д. Постоянно звонит родителям и жалуется.

3.        Марина, 14 лет. В «Орленке» не первый раз. Познакомилась с новыми девочками и особенно сдружилась с Катей. Марина часто помогала Кате в разных делах, делилась угощениями, защищала от насмешек подростков из отряда. Однако, Катя вскоре больше сдружилась с другими девочками и стала сплетничать за спиной Марины, рассказывать «тайную» информацию про нее.

4.        Света, 17 лет. Несколько лет успешно занимается вокалом, поет в хоре, участвовала во многих конкурсах, часто занимала призовые места, либо становилась лауреатом. В «Орленке» также принимала участие в конкурсе вокалистов, но в последний момент переволновалась и немного ошиблась при выступлении. Призовое место досталось другой участнице. Светлана очень расстроилась, стала упрекать себя, считать неудачницей и бездарным человеком, который ничего в жизни не добьется.

 вербально выражать свои эмоции, что влечет за собой непонимание как своих переживаний, так и других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...