Мастер-класс для детей 9-11 классов.
материал по психологии

Миронова Ольга Валерьевна

Мастер- класс для старшеклассников на тему " Эмоциональный интеллект. Контроль стресса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект. Контроль стресса.

Здравствуйте, уважаемые ребята! Я очень рада нашей с вами встрече. Темой сегодняшнего разговора будет  «Эмоциональный интеллект». Поговорим  о понятии ЭИ, скажу о его значении для каждого из нас,  для чего он нужен. А так же расскажу о некоторых техниках которые помогут контролировать, регулировать или управлять своими эмоциями при стрессовых неприятных ситуациях.

Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.

Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями.  И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.

- Давайте  вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.

 (Психолог  показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию-хитрость, радость, восторг, удивление, растерянность, возмущение, злость, гнев, негодование…)

- Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы  испытываете в данный момент? (Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха?  Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )

- А что же такое эмоция?(ответы детей)

Эмоция - это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску .

Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию». 

Я называю определённые слова и выражения, а вы называете, какую эмоцию испытываете, когда слышите данное выражение или слово.

- 1 сентября

- Летние каникулы

- 9 мая

- Новый год

- Выпускные экзамены

- Урок физкультуры

- Война

- мама

Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.

Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект», что же это такое?

Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Джеком Мейером и Питером Сэловеем.

Что вы видите на картинке? (айсберг)

Верхушка - это лишь  малая часть айсберга. Всё остальное под водой.

-действительно эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная.

Эмоциона́льный интеллект   — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что  жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем (Одна ситуация, но люди по разному на нее реагируют. Например-контрольная работа).

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и  детям. В школе вы можете встретиться с  завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора,  и нередко возникают конфликты. Здесь как раз нам нужен и ЭИ.

 

Что дает нам ЭИ? Какого значение ЭИ?

  • помогает дружить, общаться со сверстниками и взрослыми;
  • способствует популярности ребенка или взрослого в коллективе;
  • повышает продуктивность в учёбе; улучшает успеваемость;
  • помогает адекватно воспринимать критику, школьные оценки;
  • учит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепляет уверенность в себе;
  • позволяет быстро принимать решения.

Если же говорить о дальнейшей жизни, то высокий ЭИ снижает уровень стресса на работе, помогает легче добиваться профессионального успеха и справляться с неудачами, выстраивать гармоничные отношения и строить крепкую семью.

Об эмоциональном интеллекте сейчас говорят, как об одном из лидирующих качеств успешного человека. Все уважают работника, который может себя контролировать и понимать, что чувствует сам и другие.  Установлено, что в профессии больший успех сопутствует специалисту с более развитым эмоциональным интеллектом .ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы,  становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь.  И всё это  благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый  уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.                                        

Если вы (если у вас)……

Общительный

Замкнутость и нежелание общаться

Открытость к знаниям

Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность

Адекватно реагируете на замечание старших

Неспособность налаживать контакты с ровесниками

Можете извиниться, если не правы

Апатия        

Знаете свои сильные и слабые стороны

Нарушения сна и постоянное чувство усталости

Знаете причину того, что вас расстраивает

Перепады настроения

Бескорыстно помогаете другим

Болезненно переживаете свои неудачи

Можете найти выход из трудной ситуации

Чувствуете себя несчастным

Не боитесь ошибок

Чувство вины или собственной несостоятельности

Умеете слушать и слышать

Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти.

Распознаёте эмоции других

Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности

Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком. 

Каковы же признаки ЭИ?

По итогам исследований психолога Тони Роббинса составлены признаки высокого EQ.

  • Вы всегда можете назвать то, что чувствует человек
  • Вы стремитесь узнавать людей
  • Вы принимаете любые изменения
  • Вы знаете свои сильные и слабые стороны
  • Вы понимаете других людей
  • Вас трудно обидеть и вы не держите зла на других
  • Вы способны проявить самообладание
  • Вы не держите в голове негативных мыслей
  • Вы не позволяете испортить вам настроение        

Как развивать эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта не происходит само собой и требует специальных усилий родителей, педагогов и психологов. Например, можно использовать специально разработанные игры, арт-терапию (в особенности, музыкотерапию); психогимнастику (она предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы); поведенческую терапию и дискуссионные методы. Одним из самых эффективных методов некоторые исследователи считают тренинги, направленные на развитие ЭИ.

Вот некоторые способы и приемы, которые помогут развивать ЭИ.

1. Ставить себя на место другого человека. Если представлять себя в разных ситуациях, то будет гораздо легче понять, что чувствует другой человек в настоящий момент.

2. Называть эмоции: свои и чужие. Большинство людей не умеют называть свои эмоции, не различают «гнев», «обиду», «разочарование» (меня все бесит, я сейчас взорвусь, мне все надоело)…что это значит?Один из лучших способов разобраться в эмоциях — расширить свой эмоциональный словарь, отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Когда вы поймет, какие негативные эмоции преобладают в вашей жизни, вам будет проще найти им выход. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, вам будет гораздо проще определить чужие по вербальным и невербальным сигналам (мимика, пантомимика).

3. Расширять кругозор. Необходимо читать книги, смотреть кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы осознавать разнообразие мира и невозможность всех «мерить одной меркой». Все накопленные знания – это еще и способ выстраивания гармоничных отношений и лучшего понимания других.

4. Думать на два шага вперед. Эмоциональный интеллект -прекрасный инструмент для долгосрочного планирования. Он позволяет намечать стратегию и разрабатывать тактику. Вот поэтому он особенно нужен подросткам. Именно благодаря этому среди крупных руководителей много людей с высоким уровнем EQ.(если я сейчас начну громко ругаться, то что я буду с этого иметь ? хлопну дверью, уйду из дома….., удалю из списка номер друга, но что потом, нагрублю учителю…,и что дальше?).

5.Развитие эмпатии. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. В любых отношениях, будь то в школе, в компании или дома, подросток может работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве общения, настроении и успешности в будущем. (Кому то необходимо чтобы его обняли, утешили, другим просто быть рядом, когда я плачу…).

Повысить уровень эмоционального интеллекта  – вполне реальная задача.

Однако будьте готовы к тому, что такие изменения не всегда происходят быстро и могут потребовать значительных усилий с вашей стороны.

Упражнения для распознавания эмоций

«Зеркало»

1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.

2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.

3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.

4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»

5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУК-ЧУВСТВО»

Инструкция. « Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того, чтобы показать это, мы будем гудеть. Если редко испытываем чувство – будем гудеть тихо; если чаще, то громче, если совсем часто – то еще громче.

РАДОСТЬ, ГНЕВ, ГРУСТЬ, РЕВНОСТЬ, СЧАСТЬЕ, РАЗОЧАРОВАНИЕ, ЗЛОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ОБИДА.

В жизни  случаются такие ситуации, к которым мы никогда не будем готовы заранее. Бывает так, что что-то пошло не так, трудно сохранить  контроль над чувствами страха или тревоги. То есть испытываем стрессовую ситуацию. Поэтому необходимо научиться управлять своими эмоциями. Предлагаю техники  и упражнения эмоционального контроля, которые пригодятся во время сильных переживаний, мешающих  вам сосредотачиваться на учебе , в будущем на работе и других важных делах.

1 техника «Отложить на потом». Если что то произошло неприятное или не так удачное чем мы рассчитывали, то можно попробовать отложить беспокойство на более поздний срок. Я подумаю об этом позже. Или сказать: сегодня в 19.00 я начну переживать по этому поводу. И часок другой буду сидеть и плакать. Способ отложенного волнения обычно эффективно работает.

2.Техника «Зато». Техника позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон. В состоянии стресса сложно мыслить  обьективно. Мы заостряем внимание на негативе, и от этого становится только хуже. Когда вас одолевают мрачные мысли, чувства, используйте союз «ЗАТО» .(У вас отключили интернет и телевизор, т.к. неполадки сети. Зато…. Мама не отпустила гулять с друзьями. ЗАТО…)

3.Техника «Успокойте своего внутреннего ребенка». Рекомендуется тем, кто испытывает сильную тревогу. Постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка и успокоить его. Именно он сейчас так отчаянно просит вас о помощи. Плачущих детей обычно берут на ручки или обнимают. Попросите кого то обнять или обнимите себя сами. Помогает самомассаж или аромованна.

4.Техника-упражнение «Лифт». Осознанная работа по управлению эмоциями. Представьте себе десятиэтажное здание. Этажи - наши эмоции. Внизу-самые негативные (отвратительное настроение). Наверху самые позитивные. Начинайте ездить по этажам мысленно на лифте. Допустим, вы на 1 этаже, вам  кажется все плохо и будет еще хуже. Нажмите на  кнопку 2 этажа. Здесь не комфортно  тоже, но все-таки не так безнадежно, в мыслях появляется какой-то проблеск надежды. На 3 этаже-можете сказать себе что то ободряющее. Не стремитесь уехать сразу на 10.Но если вы  сумеете изо дня в день  хотя бы  чуть-чуть приподниматься над негативными эмоциями, они уже не  смогут вами управлять.

5.Техника «Худшее, что может случиться». Размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует  ваше текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль. (Я поссорился с другом или подругой. Но худшее,  что может произойти?)

6. Техника «Воспоминание об успехе». Вспомните все успехи и крутые моменты. Этот способ может быть самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и учебой.

Пример: вместо того, чтобы нервничать из-за неудачи в своей контрольной работе, луче вспомните, что вас когда то хвалили за успешно сделанную работу (проект или задание).

7.Техника «Конструктивная коммуникация». Выражать свои эмоции следует четко по общей формуле: «Я чувствую (эмоция), когда я делаю-со мной делают (поведение) в положении (ситуация). Четко осознайте эмоцию, выскажите свои эмоции от первого лица,  определите, какое  поведение провоцирует вас на эмоции, выражайте, что вам необходимо, избегайте использования фраз, которые начинаются с ты или вы. Эта техника помогает притормозить и проконтролировать свои эмоции, а затем справиться с ними. Эта техника помогает в стрессовых ситуациях (Я чувствую раздражение, когда дома берут мои вещи без разрешения).

8. Техника «5 почему?»: Для понимания истинных внутренних мотивов совершения действий.

1Почему я поругался с мамой?

Потому что она не отпустила на праздник

2почему я хочу пойти на праздник?

Потому что хочу повеселиться.

3.Почему хочу повеселиться?

Потому что устал.

4.Почему я устал?

Потому что много учился?

5.Почему много учился?

Потому что хочу стать экономистом.

Вариант свой предлагают.

 9.Упражнение «Копилка обид». Что делать с текущими обидами, которые постоянно возникают в нашей повседневной жизни? Умение выразить обиду, досаду, важно для самого себя. Работают такие способы: записывать обиду, потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо, пускать по ветру.

В завершении я хочу прочитать вам древнюю притчу.

                                         Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы и наполнять свои сердца только положительными эмоциями.

Я желаю вам хорошего настроения, удачного дня и эмоциональной устойчивости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".

В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Мастер-класс. Картина «Панно бабочки». Аппликация из бумаги детей 5- 6 класс.

Научить ребенка изготовлению Аппликации. аппликация  может быть использована в качестве подарка, служить украшением интерьера....

Организация мастер класса для детей с ОВЗ "Применение методов мокрого валяния для развития трудовых навыков детей с ОВЗ"

в данном материале представлен алгоритм работы по организации мастер класса по методу мокрого валяния броши в стиле БОХО...

Организация мастер класса для детей с ОВЗ "Применение методов сухого валяния для развития трудовых навыков детей с ОВЗ

Материал содержить описание методолв и приемов по организации мастер класса по сухому валянию для детей с ОВЗ...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс по теме "Моделирование индивидуальной траектории развития одаренных детей по математике в 5-9 классах"

-Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя- Освоение приемов и методов, используемых педагогами при моделировании индивидуальной траектории развития одаренных детей...