Мастер-класс для детей 9-11 классов.
материал по психологии
Мастер- класс для старшеклассников на тему " Эмоциональный интеллект. Контроль стресса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_shkole_na_temu_emotsionalnyy_intellekt_17.11.22.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект. Контроль стресса.
Здравствуйте, уважаемые ребята! Я очень рада нашей с вами встрече. Темой сегодняшнего разговора будет «Эмоциональный интеллект». Поговорим о понятии ЭИ, скажу о его значении для каждого из нас, для чего он нужен. А так же расскажу о некоторых техниках которые помогут контролировать, регулировать или управлять своими эмоциями при стрессовых неприятных ситуациях.
Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.
Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями. И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.
- Давайте вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.
(Психолог показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию-хитрость, радость, восторг, удивление, растерянность, возмущение, злость, гнев, негодование…)
- Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы испытываете в данный момент? (Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха? Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )
- А что же такое эмоция?(ответы детей)
Эмоция - это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску .
Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию».
Я называю определённые слова и выражения, а вы называете, какую эмоцию испытываете, когда слышите данное выражение или слово.
- 1 сентября
- Летние каникулы
- 9 мая
- Новый год
- Выпускные экзамены
- Урок физкультуры
- Война
- мама
Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.
Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект», что же это такое?
Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Джеком Мейером и Питером Сэловеем.
Что вы видите на картинке? (айсберг)
Верхушка - это лишь малая часть айсберга. Всё остальное под водой.
-действительно эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная.
Эмоциона́льный интеллект — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем (Одна ситуация, но люди по разному на нее реагируют. Например-контрольная работа).
Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе вы можете встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора, и нередко возникают конфликты. Здесь как раз нам нужен и ЭИ.
Что дает нам ЭИ? Какого значение ЭИ?
- помогает дружить, общаться со сверстниками и взрослыми;
- способствует популярности ребенка или взрослого в коллективе;
- повышает продуктивность в учёбе; улучшает успеваемость;
- помогает адекватно воспринимать критику, школьные оценки;
- учит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепляет уверенность в себе;
- позволяет быстро принимать решения.
Если же говорить о дальнейшей жизни, то высокий ЭИ снижает уровень стресса на работе, помогает легче добиваться профессионального успеха и справляться с неудачами, выстраивать гармоничные отношения и строить крепкую семью.
Об эмоциональном интеллекте сейчас говорят, как об одном из лидирующих качеств успешного человека. Все уважают работника, который может себя контролировать и понимать, что чувствует сам и другие. Установлено, что в профессии больший успех сопутствует специалисту с более развитым эмоциональным интеллектом .ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»
Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь. И всё это благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта.
Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?
Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.
Если вы (если у вас)……
Общительный | Замкнутость и нежелание общаться |
Открытость к знаниям | Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность |
Адекватно реагируете на замечание старших | Неспособность налаживать контакты с ровесниками |
Можете извиниться, если не правы | Апатия |
Знаете свои сильные и слабые стороны | Нарушения сна и постоянное чувство усталости |
Знаете причину того, что вас расстраивает | Перепады настроения |
Бескорыстно помогаете другим | Болезненно переживаете свои неудачи |
Можете найти выход из трудной ситуации | Чувствуете себя несчастным |
Не боитесь ошибок | Чувство вины или собственной несостоятельности |
Умеете слушать и слышать | Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти. |
Распознаёте эмоции других | Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности |
Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком.
Каковы же признаки ЭИ?
По итогам исследований психолога Тони Роббинса составлены признаки высокого EQ.
- Вы всегда можете назвать то, что чувствует человек
- Вы стремитесь узнавать людей
- Вы принимаете любые изменения
- Вы знаете свои сильные и слабые стороны
- Вы понимаете других людей
- Вас трудно обидеть и вы не держите зла на других
- Вы способны проявить самообладание
- Вы не держите в голове негативных мыслей
- Вы не позволяете испортить вам настроение
Как развивать эмоциональный интеллект
Развитие эмоционального интеллекта не происходит само собой и требует специальных усилий родителей, педагогов и психологов. Например, можно использовать специально разработанные игры, арт-терапию (в особенности, музыкотерапию); психогимнастику (она предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы); поведенческую терапию и дискуссионные методы. Одним из самых эффективных методов некоторые исследователи считают тренинги, направленные на развитие ЭИ.
Вот некоторые способы и приемы, которые помогут развивать ЭИ.
1. Ставить себя на место другого человека. Если представлять себя в разных ситуациях, то будет гораздо легче понять, что чувствует другой человек в настоящий момент.
2. Называть эмоции: свои и чужие. Большинство людей не умеют называть свои эмоции, не различают «гнев», «обиду», «разочарование» (меня все бесит, я сейчас взорвусь, мне все надоело)…что это значит?Один из лучших способов разобраться в эмоциях — расширить свой эмоциональный словарь, отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Когда вы поймет, какие негативные эмоции преобладают в вашей жизни, вам будет проще найти им выход. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, вам будет гораздо проще определить чужие по вербальным и невербальным сигналам (мимика, пантомимика).
3. Расширять кругозор. Необходимо читать книги, смотреть кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы осознавать разнообразие мира и невозможность всех «мерить одной меркой». Все накопленные знания – это еще и способ выстраивания гармоничных отношений и лучшего понимания других.
4. Думать на два шага вперед. Эмоциональный интеллект -прекрасный инструмент для долгосрочного планирования. Он позволяет намечать стратегию и разрабатывать тактику. Вот поэтому он особенно нужен подросткам. Именно благодаря этому среди крупных руководителей много людей с высоким уровнем EQ.(если я сейчас начну громко ругаться, то что я буду с этого иметь ? хлопну дверью, уйду из дома….., удалю из списка номер друга, но что потом, нагрублю учителю…,и что дальше?).
5.Развитие эмпатии. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. В любых отношениях, будь то в школе, в компании или дома, подросток может работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве общения, настроении и успешности в будущем. (Кому то необходимо чтобы его обняли, утешили, другим просто быть рядом, когда я плачу…).
Повысить уровень эмоционального интеллекта – вполне реальная задача.
Однако будьте готовы к тому, что такие изменения не всегда происходят быстро и могут потребовать значительных усилий с вашей стороны.
Упражнения для распознавания эмоций
«Зеркало»
1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.
Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.
Упражнения для эмоциональной устойчивости
Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.
«Назойливая муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУК-ЧУВСТВО»
Инструкция. « Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того, чтобы показать это, мы будем гудеть. Если редко испытываем чувство – будем гудеть тихо; если чаще, то громче, если совсем часто – то еще громче.
РАДОСТЬ, ГНЕВ, ГРУСТЬ, РЕВНОСТЬ, СЧАСТЬЕ, РАЗОЧАРОВАНИЕ, ЗЛОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ОБИДА.
В жизни случаются такие ситуации, к которым мы никогда не будем готовы заранее. Бывает так, что что-то пошло не так, трудно сохранить контроль над чувствами страха или тревоги. То есть испытываем стрессовую ситуацию. Поэтому необходимо научиться управлять своими эмоциями. Предлагаю техники и упражнения эмоционального контроля, которые пригодятся во время сильных переживаний, мешающих вам сосредотачиваться на учебе , в будущем на работе и других важных делах.
1 техника «Отложить на потом». Если что то произошло неприятное или не так удачное чем мы рассчитывали, то можно попробовать отложить беспокойство на более поздний срок. Я подумаю об этом позже. Или сказать: сегодня в 19.00 я начну переживать по этому поводу. И часок другой буду сидеть и плакать. Способ отложенного волнения обычно эффективно работает.
2.Техника «Зато». Техника позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон. В состоянии стресса сложно мыслить обьективно. Мы заостряем внимание на негативе, и от этого становится только хуже. Когда вас одолевают мрачные мысли, чувства, используйте союз «ЗАТО» .(У вас отключили интернет и телевизор, т.к. неполадки сети. Зато…. Мама не отпустила гулять с друзьями. ЗАТО…)
3.Техника «Успокойте своего внутреннего ребенка». Рекомендуется тем, кто испытывает сильную тревогу. Постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка и успокоить его. Именно он сейчас так отчаянно просит вас о помощи. Плачущих детей обычно берут на ручки или обнимают. Попросите кого то обнять или обнимите себя сами. Помогает самомассаж или аромованна.
4.Техника-упражнение «Лифт». Осознанная работа по управлению эмоциями. Представьте себе десятиэтажное здание. Этажи - наши эмоции. Внизу-самые негативные (отвратительное настроение). Наверху самые позитивные. Начинайте ездить по этажам мысленно на лифте. Допустим, вы на 1 этаже, вам кажется все плохо и будет еще хуже. Нажмите на кнопку 2 этажа. Здесь не комфортно тоже, но все-таки не так безнадежно, в мыслях появляется какой-то проблеск надежды. На 3 этаже-можете сказать себе что то ободряющее. Не стремитесь уехать сразу на 10.Но если вы сумеете изо дня в день хотя бы чуть-чуть приподниматься над негативными эмоциями, они уже не смогут вами управлять.
5.Техника «Худшее, что может случиться». Размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваше текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль. (Я поссорился с другом или подругой. Но худшее, что может произойти?)
6. Техника «Воспоминание об успехе». Вспомните все успехи и крутые моменты. Этот способ может быть самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и учебой.
Пример: вместо того, чтобы нервничать из-за неудачи в своей контрольной работе, луче вспомните, что вас когда то хвалили за успешно сделанную работу (проект или задание).
7.Техника «Конструктивная коммуникация». Выражать свои эмоции следует четко по общей формуле: «Я чувствую (эмоция), когда я делаю-со мной делают (поведение) в положении (ситуация). Четко осознайте эмоцию, выскажите свои эмоции от первого лица, определите, какое поведение провоцирует вас на эмоции, выражайте, что вам необходимо, избегайте использования фраз, которые начинаются с ты или вы. Эта техника помогает притормозить и проконтролировать свои эмоции, а затем справиться с ними. Эта техника помогает в стрессовых ситуациях (Я чувствую раздражение, когда дома берут мои вещи без разрешения).
8. Техника «5 почему?»: Для понимания истинных внутренних мотивов совершения действий.
1Почему я поругался с мамой?
Потому что она не отпустила на праздник
2почему я хочу пойти на праздник?
Потому что хочу повеселиться.
3.Почему хочу повеселиться?
Потому что устал.
4.Почему я устал?
Потому что много учился?
5.Почему много учился?
Потому что хочу стать экономистом.
Вариант свой предлагают.
9.Упражнение «Копилка обид». Что делать с текущими обидами, которые постоянно возникают в нашей повседневной жизни? Умение выразить обиду, досаду, важно для самого себя. Работают такие способы: записывать обиду, потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо, пускать по ветру.
В завершении я хочу прочитать вам древнюю притчу.
Древняя притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы и наполнять свои сердца только положительными эмоциями.
Я желаю вам хорошего настроения, удачного дня и эмоциональной устойчивости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".
В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Мастер-класс. Картина «Панно бабочки». Аппликация из бумаги детей 5- 6 класс.
Научить ребенка изготовлению Аппликации. аппликация может быть использована в качестве подарка, служить украшением интерьера....
Организация мастер класса для детей с ОВЗ "Применение методов мокрого валяния для развития трудовых навыков детей с ОВЗ"
в данном материале представлен алгоритм работы по организации мастер класса по методу мокрого валяния броши в стиле БОХО...
Организация мастер класса для детей с ОВЗ "Применение методов сухого валяния для развития трудовых навыков детей с ОВЗ
Материал содержить описание методолв и приемов по организации мастер класса по сухому валянию для детей с ОВЗ...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс по теме "Моделирование индивидуальной траектории развития одаренных детей по математике в 5-9 классах"
-Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя- Освоение приемов и методов, используемых педагогами при моделировании индивидуальной траектории развития одаренных детей...