Роль школьного психолога в процессе адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях г. Тольятти
статья по психологии
В связи с растущим притоком трудовых мигрантов в Россию увеличилось и количество детей, приехавших со своими родителями. Они адаптируются к жизни в новой стране, к обучению в новой школе, к новому коллективу класса. Для понимания роли школьного психолога в процессе адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях г. Тольятти для педагогов была разработана и проведена анкета с целью выявления наиболее актуальных направлений психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся - несовершеннолетних иностранных граждан к обучению в новой социальной ситуации развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernova_e.e._statya.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школьного психолога в процессе адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях г. Тольятти
Чернова Е.Е.
Вавилова О.С.
Самсонова И.А.
Миграция людей всегда предполагает поиск лучших условий проживания, новых возможностей получения и реализации образования, профессиональной самореализации и много другого. Одним словом, на такие перемены в своей жизни всегда есть серьёзная причина, отражённая в русской народной пословице «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше».
В связи с растущим притоком трудовых мигрантов в Россию увеличилось и количество детей, приехавших со своими родителями. Они адаптируются к жизни в новой стране, к обучению в новой школе, к новому коллективу класса. Всё это достаточно сложные как для самих родителей – трудовых мигрантов, так и для детей аспекты, которые нужно понять и принять. Сложно и педагогам в школах, т.к. им тоже нужно понять, какие особенности обучения, поведения новых учеников надо учитывать, чтобы обучающийся - несовершеннолетний иностранный гражданин, был успешен в учёбе и принят коллективом класса.
Какие именно сложности в учебном процессе, в общении с одноклассниками испытывают обучающиеся - несовершеннолетние иностранные граждане, с точки зрения педагогов? Первым препятствием для интеграции мигрантов в принимающее сообщество является языковой барьер. Если дети ходили в русскоязычный детский сад – проблем не будет. Если нет, то это очень усложняет и замедляет адаптацию к школе и какое-то время плохо говорящие или малоговорящие по-русски ученики вынуждены пользоваться помощью добровольных и лучше говорящих и понимающих русскую речь одноклассников - «переводчиков». Это создаёт определённые затруднения в построении продуктивного общения, как с учителем, так и с одноклассниками.
Часто выявляется невозможность обучаться по образовательным программам в школах РФ в классах, соответствующих возрасту. Сложности обнаруживаются в несоответствии учебных программ и уровня освоения знаний, что вынуждает обучаться несовершеннолетних иностранных граждан в младших классах школы. Наблюдается рост недоразумений при взаимодействии детей разных национальностей обусловленный культурными различиями в нормах отношений, в способах невербальной коммуникации, ценностях, стандартах и ритуалах поведения. Навыки взаимодействия, с которыми приходят в школу несовершеннолетние иностранные граждане, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде. Например, приезжие дети могут оскорбиться на выражения и слова, которые не являются таковыми в местной детской культуре.
Во всей этой многоаспектной ситуации есть важная составляющая – психологическая. Роль психолога в успешности процесса адаптации учащихся - несовершеннолетних иностранных граждан к обучению в новой школе и в новом классе, однозначно значительна.
Нами была разработана анкета, где, с точки зрения педагогов, определились наиболее актуальные направления психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся - несовершеннолетних иностранных граждан к обучению в новой социальной ситуации развития. В анкетировании участвовало 75 педагогов «Школа №1», «Школа №23», «Школа №71» г. Тольятти. Разработанная нами анкета для педагогов состояла из следующих вопросов и предложенных ответов:
1. Какие из перечисленных ниже аспектов вызывают у Вас затруднения в построении учебно-воспитательного процесса с несовершеннолетними иностранными гражданами:
-выполнение социальных норм и правил;
-взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками;
-во взаимодействие с учителем;
-усвоение основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания;
другое________________________________________________________
2. Что именно из нижеперечисленного вызывает у Вас затруднения в процессе взаимодействия с родителями-мигрантами:
-понимание важности информации о готовности ребёнка к обучению в школе;
-готовность родителей-мигрантов к обсуждению проблем успешности обучения детей;
-эффективное взаимодействие педагогов и родителей в принятии социально значимых норм и способов поведения в российских школах;
-осознание необходимости повышения педагогической культуры родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых;
другое________________________________________________________
3. В чём именно Вы видите роль педагога-психолога во взаимодействии с несовершеннолетними иностранными гражданами в условиях образовательной организации:
-развитие коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан;
-снижение напряжения, сопровождающего усилия, необходимых для психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан;
-формирование уверенного поведения в социуме;
-снижения чувства отверженности и отвержения;
-повышение способности понимать причинные объяснения ситуаций и действий одноклассников с точки зрения другой культуры;
-снижения чувства тревоги, основанных на различных эмоциях, возникающих в результате осознания культурных различий;
другое________________________________________________________
По итогам анкеты были получены следующие результаты. В первом вопросе 61% опрошенных педагогов обозначили затруднения в выполнении несовершеннолетними иностранными гражданами социальных норм и правил в условиях образовательной организации. Например, несколько обучающихся - несовершеннолетних иностранных граждан разговаривают на уроках недопустимо громко, даже если сидят через ряд.
Трудности во взаимодействии и сотрудничестве с одноклассниками увидели 25% учителей. Например, из-за наличия языкового барьера у обучающихся - несовершеннолетних иностранных граждан преобладает общение с другими учениками с таким уровнем освоения русского языка.
Во взаимодействии с учителем несовершеннолетних иностранных граждан увидели 24% педагогов. Это выражается в непонимании дистанции, рода слов, преобладании сниженного или низкого уровня школьной мотивации.
Второй вопрос – «Что именно из нижеперечисленного вызывает у Вас затруднения в процессе взаимодействия с родителями-мигрантами?» выявил затруднения в процессе взаимодействия педагогов с родителями-мигрантами. Непонимание важности информации о готовности ребёнка к обучению в школе родителями-мигрантами обозначили как первостепенную задачу для решения 47% педагогов.
Ответ «готовность родителей-мигрантов к обсуждению проблем успешности обучения детей» актуален для 41% и точно такой же результат был получен в виде ответа «эффективное взаимодействие педагогов и родителей в принятии социально значимых норм и способов поведения в российских школах». Например, педагогами наблюдается очень низкий уровень инициативы во взаимодействии с учителем со стороны родителей-мигрантов.
«Осознание необходимости повышения педагогической культуры родителей несовершеннолетних иностранных граждан в организации адаптационного периода через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых» - этот ответ выбрали 57% педагогов. Отцы -мигранты очень редко ходят на собрания, объясняя это высокой занятостью на работе.
Однозначно важный ответ от педагогов, находящихся внутри ситуации развития учебной деятельности, - это видение роли педагога-психолога во взаимодействии с несовершеннолетними иностранными гражданами в условиях образовательной организации. Ответы распределились следующим образом.
Итак, какие ответы были получены на вопрос «В чём именно Вы видите роль педагога-психолога во взаимодействии с несовершеннолетними иностранными гражданами в условиях образовательной организации?»
В «развитии коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан» работу педагога-психолога увидели 57% педагогов.
Снижение напряжения у учеников, сопровождающего усилием, необходимым для успешной психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан считают важным 32% учителей.
Необходимость формирования уверенного поведения у несовершеннолетних иностранных граждан в социуме считают важной 15% педагогов.
Работу, направленную на «снижение чувства отверженности и отвержения», признали необходимой 11% учителей.
В создании условий для повышения способности понимать причинные объяснения ситуаций и действий одноклассников с точки зрения другой культуры увидели необходимость 56% педагогов.
В снижении чувства тревоги, основанных на различных эмоциях, возникающих в результате осознания культурных различий, увидели актуальность 24% учителей.
Таким образом, данная анкета дала возможность понять, какие именно трудности обнаружили педагоги на сегодня в адаптации несовершеннолетних иностранных граждан к обучению в российских школах, как видят педагоги помощь педагога-психолога в построении эффективного взаимодействия с учениками и родителями-мигрантами в условиях образовательной организации. Для эффективного построения учебно-воспитательного процесса педагогам нужна психолого-педагогическая поддержка в освоении и выполнении несовершеннолетними иностранными гражданами социальных норм и правил.
Во взаимодействии с родителями несовершеннолетних иностранных граждан педагоги испытывают трудности в организации условий для повышения педагогической культуры родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов.
Роль педагога-психолога во взаимодействии с несовершеннолетними иностранными гражданами в условиях образовательной организации педагоги видят в развитии коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан, в создании условий для повышения способности понимать причинные объяснения ситуаций и действий одноклассников с точки зрения другой культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того,как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейча...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...
Совершенствование образовательного процесса: использование ЭОР, ЦОР в работе образовательной организации
Отправляясь с детьми в путешествие по дороге школьной жизни нам необходимо научить их самостоятельно добывать новые знания. Собираясь в путешествие мы берём с собой всё самое необходимое. Что? Р...
Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...
Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)
Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)2018-20192019-20202020-2021...