Профилактика ЗОЖ для обучающихся
статья по психологии
Важной особенностью проведения любой профилактической активности является вовлечение школьников в процесс профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для учащихся по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ, в т.ч. наркозивисимости и табакозависимости среди учащихся.
В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотических средств, возрастает. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманомические средства, что в свою очередь определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков – больных наркоманией и токсикоманией. Наркозависимые группы населения стремительно «молодеют». Возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в учреждениях профессионального образования.
Важной особенностью проведения любой профилактической активности является вовлечение школьников в процесс профилактики.
Опросы показывают: многие ребята хотели бы участвовать в общественно полезном труде, но не видят такой возможности.
Ответим на вопросы школьников, которые они задают учителям и психологам.
В каких направлениях работы могут принимать участие школьники? В школах реализуются различные формы профилактической работы, в которых школьники разных классов могут принять участие:
- антинаркотические диспуты,
- профилактические беседы (например, «Опасный дым», «Наркотический яд», «Дети без будущего»);
- сбор и распространение информации о работе служб социальнопрофилактической помощи, телефонах доверия,
- спортивные мероприятия как альтернатива употребления ПАВ (спортивные секции, дни здоровья, физкультминутки, спортивные игры, эстафеты, соревнования и др.);
- организация досуга;
- внеклассные мероприятия, классные часы (например, «Вредные привычки»);
- дни профилактики, тематические дни (например, «Мир без наркотиков»);
- тренинговые занятия;
- первичные профилактические программы (например, «Секреты здоровья», «Радуга жизни», «Антистресс», «Выбор за тобой» и др.);
- конкурсы творческих работ (например, «Я не курю, и мне это нравится», «Жизнь без наркотиков»);
- конкурс ситуаций по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения;
- конкурс сочинений по профилактике употребления ПАВ среди школьников;
- конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет (например, конкурсы на лучший плакат или антирекламу под девизом «Мир без наркотиков»);
- тематическая неделя (например, «Мы за здоровый образ жизни»);
- олимпиады по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения;
- круглые столы, мастер-классы; ролевые и маршрутные игры (например, «Спаси мир» и др.);
- агитационные бригады учащихся (например, «Мы – за здоровое будущее»), раздача листовок, памяток-предупреждений;
- театральные постановки;
- ведение рубрики «профилактическая работа» в школьной газете;
- выставки литературы по профилактике ПАВ (обзор новых журналов, книг,
специальной литературы, посвященных профилактике наркомании и ПАВ);
- просмотр видеофильмов и антирекламных роликов;
- акции (например, «Никотин – яд», приуроченная к Всемирному дню отказа от курения; «Нет наркотику», посвященная Всемирному дню борьбы с наркотиками, «Мы за здоровый образ жизни», «Победи сигаретный дым», «Быть здоровым – это здорово!»; «Молодежь против наркотиков», «Анти-СПИД», «О вреде курения», «Профилактика злоупотребления ПАВ среди подростков» и др.);
- марафоны (например, «Здоровое поколение – сильная Россия!»);
- кружковая работа по интересам (спортивные секции, художественномузыкальные студии и др.);
- волонтерская деятельность старшеклассников по профилактике ПАВ.
Что надо знать школьнику о здоровье?
Здоровье – это состояние полного благополучия, которое позволяет человеку жить счастливо и достигать целей, соответствующих его возможностям.
Основными показателями здоровья являются:
- умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей;
- высокая работоспособность и устойчивость к болезням;
- уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровье человека зависит от многих условий, но главным среди них является здоровый образ жизни. Основные условия ЗОЖ:
1. Настрой на здоровый образ жизни.
2. Достаточная двигательная активность.
3. Умение регулировать свое психическое состояние.
4. Правильное питание.
5. Закаливание и тренировка иммунитета.
6.Четкий режим жизни.
7. Выполнение гигиенических требований.
8. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
9. Отказ от вредных привычек.
10. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.
Как научиться говорить «нет», если предлагают ПАВ или наркотики?
Сказать «нет» – это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди. Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Голос должен быть твердым и уверенным. Любой школьник имеет право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым.
Некоторые примеры или сценарии отказа:
1. «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида ПАВ или наркотиков.
2. «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений – они убедятся, что Вы не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
3. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
4. «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
5. «Отстань!»
6. «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?»
7. «ПАВ (наркотики) меня не интересуют».
8. Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.
9. Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.
10. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами.
11. Перевести стрелки: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, тогда почему же они так назойливы.
12. «Задавить» интеллектом: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики) или испугать: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, случиться белая горячка, можно заразиться СПИДом, зубы сгниют и др.).
13. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то кампании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Как избежать негативного давления сверстников?
Чтобы преодолеть давление вы должны знать:
– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.
Алгоритм действия:
1. Разберитесь, что происходит на самом деле: где вы; с кем вы; что они делают; как они себя ведут; как вы относитесь к тому, что происходит?
2. Подумайте о последствиях: как вы будете относиться к себе завтра; может ли это привести к проблемам; может ли это нанести вред вашему здоровью; будут ли ваши родители разочарованы вами; какие могут быть последствия?
3. Примите свое решение.
4. Сообщите другим о вашем решении.
5. Что происходит после того, как я принял решение?
Сказав «нет», вы можете:
– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.
12. Куда можно обратиться за помощью?
Есть много людей, которые могут дать вам хороший совет:
- проверенные друзья;
- родители – попробуйте поговорить с ними, они тоже были подростками,
спросите их, как они противостояли давлению сверстников, когда были молоды;
- специалисты школьной психологической службы;
- учителя.
Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Профилактика асоциального поведения обучающихся"
Данная программа была разработана мною в соавторстве с заместителем директора по воспитательной работе....
Практическое занятие по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами сказкотерапии
Практическое занятие разработано педагогом-психологом с целью организации профилактической работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению...
План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год
План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....
Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся
Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...
Профилактика суицидов среди обучающихся (воспитанников) детского дома
В данном информационном буклете представлена необходимая информация: куда можно обратиться за помощью в случае суицида, указаны основные направления профилактической работы, опасные симптомы в поведен...
Интегрированное занятие для классных руководителей "Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся"
Данное занятие предназначено для классных руководителей с целью создания условий для повышения эффективности профилактической работы педагогов с обучающимися отклоняющегося поведения.Основные задачи:1...