Сравнительная психологическая характеристика типичного современного подростка и подростка из прошлого на примере книги «Тимур и его команда»
статья по психологии (8 класс)

Кранкина Алиса Игоревна

Для сравнения образов современного подростка и подростка из прошлого я взяла книгу «Тимур и его команда», в которой главный герой Тимур является своеобразным героем. На мой взгляд данное сравнение может быть удачным, так как основным различием будут ценности подростков в то время, и сейчас. Тимур является 13-тилетним подростком того, военного времени, а значит и сравнение будет происходит с 13-тилетними современными подростками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.krankina_a.i._.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Сравнительная психологическая характеристика типичного современного подростка и подростка из прошлого на примере книги «Тимур и его команда» Кранкина А.И

Для сравнения образов современного подростка и подростка из прошлого я взяла книгу «Тимур и его команда», в которой главный герой Тимур является своеобразным героем. На мой взгляд данное сравнение может быть удачным, так как основным различием будут ценности подростков в то время, и сейчас. Тимур является 13-тилетним подростком того, военного времени, а значит и сравнение будет происходит с 13-тилетними современными подростками.

Тимур проявляет героический характер, ответственность за других, желание быть полезным, здесь можно наблюдать развитие самостоятельности и критичности мышления. Тимур определяет для себя «хорошее» и «плохое» в социальном обществе, и делает попытки помощи социуму в избавлении от «плохого» слоя. Данное качество присуще не всем современным подросткам, многие из современных подростков стремятся к самостоятельности, как к признаку взрослости, но при этом возлагая на себя такую роль, они не всегда принимают в взрослые обязанности. Безусловно, современные подростки определяют понятия «хорошее» и «плохое» крайне размыто, из-за того, что у них совершенно другой строй социума. В современном мире возможностей граница все дозволенного поведения размыта, поэтому современным подросткам необходимо подкрепление от авторитетов. Подростки из прошлого нуждались в таком подкреплении меньше, так как социум строился на чести и достоинстве. Соответственно, я вижу разницу в качестве развития мыслительных процессов и способностей, а именно в развитии диапазона самостоятельных суждений. Отсюда возникают проблемы с развитием критицизма, самостоятельного анализа и подвержению сомнений некоторых фактов.

Принимая тот факт, что развитие современных подростков и подростков из прошлого полностью зависит от окружающего мира, так же в различиях их психологических характеристик можно указать разницу в диапазоне мышления – у современных подростков содержание мышления богаче и сложнее.

Также Тимур подросток, выбравший коллективный способ взаимодействия с социумом, для решения социально значимых проблем. Предположу, что для взаимодействия с миром он использует реакцию имитации, ориентируясь на общественные нормы и подражая своих идеалам. Многие современные подростки использую такой тип развития к идентификации своей личности. Думаю, что и подростков современного мира и у подростков того времени были свои идеалы из социально-нормативной среды и из среды маргиналов. Такое поведение и способ развития своего «Я» легко объясняется психической неустойчивостью подростков и поиском своей идентификации в мире социума.

Типичным для развития подростка является общение со сверстниками, и здесь мы можем наблюдать сходство в подростках разных периодах.

Главный герой книги Тимур открывает и утверждает свое «Я» через практику, он делает это через группирование своего окружения, в котором он является лидером мнений и идей, и регулирует поведение своей группы являясь авторитетом. Подобное сходство мы можем наблюдать и с современными подростками, они также группируются для реализации своего личностного развития. Думаю, что как раньше, так и сейчас эти группировки были полярно разными – социально-одобряемыми и нет.

Немаловажным сходством является способность к самоорганизации, она присутствовала во все времена, просто у каждого возраста взросления этот способ разный, у современных подростков это новые способы взаимодействия, у подростков предыдущего времени – совместное времяпровождение, способы разные, суть – одна.

Я думаю, что существенным отличием подростков разных времен является когнитивный компонент, с каждым новым поколением детей потребность в познании увеличивается, как и возможности познаний.

А существенным отличием является примитивизация сознания, а именно личностных качеств, опущения их до животного уровня, современные подростки стали символом жестокости, буллинга, грубости и агрессивности. Я думаю, что это напрямую связано со страхом быть отверженным и быть в одиночестве, из-за занятости родителей (которые из-за технологического развития также влияют на их загруженность и интересы), поэтому дети компенсируют свои страхи развивая в себе мнимую силу и отрабатывают ее на более слабых, незащищенных сверстниках.

Крайне непросто сделать сравнение подростков разных эпох из-за того, что в каждой новой эпохе идет и социальное и технологическое развитие, что безусловно влияет на психическое развитие каждого нового поколения. Здесь можно упомянуть и о новых видах спорта, развивающих как физическое развитие, так и влияющих на психическое развитие, благодаря расширению кругозора и круга интересов. Тем не менее, это возможно благодаря проведению качественных исследований, в которых будет отражена закономерность прогресса и регресса психических структур подростков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.

В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения . А. Гайдар "Тимур и его команда"

Хорошие результаты по повышению уровня чтения учащихся даёт реклама забытых книг. Аркадий Гайдар... Когда-то это имя было известно любому россиянину, любому жителю нашей огромной страны. Его произведе...

Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе....

«Книга учит, как на свете жить» (внеклассное мероприятие к 75-летию повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»)

Разработка способствовует развитию интереса к личности и творчеству А.П. Гайдара; развивает  речь учащихся, их кругозор; способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к ближнему, доброты, вз...

Внеклассные мероприятия по книге А.П. Гайдара "Тимур и его команда", по книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Мероприятия в рамках декады гуманитарных наук для 5 и 6 класса. Содержат видео, презентации, викторины, раздаточный материал, сценарии, конкурсы....