Эффективная похвала в классе
занимательные факты по психологии
Американский учитель называет общие принципы эффективной похвалы учащихся.
Исследования в области образования показывают, что учащиеся всех классов и по каждому предмету любят, когда их хвалят за работу в классе. Похвала может оказать положительное влияние как на академическое обучение учащихся, так и на их социальное поведение. Но похвала должна быть эффективной! Общие фразы, например, «Отличная работа!» или «Хорошо поработали!» — не самый эффективный способ мотивировать учащихся. Такие отзывы о проделанной работе не несут "полезной" информации и звучат банально. Из них непонятно: какое конкретное поведение привело к успеху.
Итак, что может сделать похвалу «правильной»? Что может сделать похвалу в классе эффективной?
1. Используйте похвалу, чтобы отметить усилия учащихся в решении задач. Похвала всегда должна быть связана с процессом, а не с интеллектом ученика. Похвала за интеллект, как правило, настраивает учащихся на фиксированное мышление (интеллектуальные способности у меня уже есть и стремиться к чему-то ещё не надо). Тогда как похвала за усилия, как правило, приводит к установке на их рост (у меня получилось, потому что я много работал и дальше будет ещё лучше).
2. Чем младше ученик, тем более немедленной должна быть похвала. На уровне старшей школы большинство учеников могут принять отсроченную похвалу.
3. Похвала должна быть разнообразной в зависимости от ситуации.
Например,
- Я вижу вашу тяжелую работу в этом задании.
- Вы не сдались даже при встрече с этой трудной проблемой.
- Продолжайте использовать свои стратегии! Вы делаете хорошие успехи!
- Вы действительно выросли (в этих областях).
- Я вижу разницу в вашей работе по сравнению со вчерашним днём.
Когда учитель видит, что ученик преуспевает, язык поздравительной похвалы может быть более подходящим, например:
- Поздравляем! Видно, что вы прикладываете усилия, чтобы добиться успеха и поэтому у вас всё получается.
- Посмотрите, чего вы можете добиться, если не сдаётесь.
- Вы должны гордиться усилиями, которые вы приложили к этому.
Если учащиеся преуспевают легко и без усилий, похвала может относиться к уровню задания или проблемы. Например:
- Это задание было для вас не таким сложным, так что давайте попробуем найти то, что поможет вам расти.
- Возможно, вы готовы к чему-то более сложному. Над какими навыками нам следует поработать дальше?
- Здорово, что у тебя это получается. Нам нужно поднять планку для вас прямо сейчас.
После похвалы учителя должны поощрять учащихся поразмышлять. Например:
- Итак, когда у вас появится еще одно задание или проблема, подобная этой, что вы будете делать?
- Вспомните, что из того, что вы сделали, способствовало вашему успеху?
И, наконец, самое главное - не совмещайте похвалу с критикой, не используйте слово «но» сразу после комплимента.
Эффективная похвала может дать учащимся своего рода положительное подкрепление, которое основывается на успехе, мотивирует их учиться и повышает самооценку.
Автор: Колетт Беннетт, учитель английского языка с более чем 20-летним опытом работы. Брукфилд, США.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnaya_pohvala.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение поддерживать учеников в процессе обучения — навык, который отличает хорошего преподавателя от посредственного. Согласно исследованиям известного американского психолога Кэрол Дуэк, эффективная похвала побуждает двигаться вперед. Мы попросили педагогов-практиков поделиться лайфхаками, как найти правильные слова для каждого. Берите на вооружение!
Не критикуйте без похвалы
Обращать внимание на ошибки и исправлять их — это прямая обязанность преподавателя. Но суровый «разбор полётов» приводит к тому, что у ученика опустятся руки, он перестанет верить в себя или вовсе потеряет интерес к занятиям.
«Фокусироваться только на ошибках не стоит. Иначе весь энтузиазм студентов рано или поздно сводится к нулю. Если мы говорим о развитии и повышении личной эффективности, то после анализа ошибок стоит обозначить успехи. Именно они вдохновляют на новые свершения», — считает Юлия Сивая, тренер по личной эффективности.
C этим утверждением согласна Мария Синюкова, педагог, руководитель школы онлайн-коммуникаций KitUp.
«В нашей школе не принято ставить студенту балл без комментариев. Ведь оценка не поможет разобраться в том, какие у него сильные стороны, что получилось хорошо, а на что нужно обратить внимание. Поэтому преподаватели дают каждому ученику обратную связь: обязательно находят, за что похвалить, а уже потом обозначают зоны развития», — говорит Мария.
Сконцентрируйтесь на успехе
Первый успех ученика — счастливый миг для учителя. Наконец-то получилось! Дальше педагог выбирает, на что направить усилия: улучшать результат, чтобы взять новую высоту или остановиться и порадоваться победе.
Похвалы достойны даже небольшие успехи.
«Все, на чем мы фиксируем внимание, увеличивается в размере. К вершинам ведет повторенная много раз установка: «Ты победитель, у тебя все получилось!», — считает Ирина Ковалева, семейный психолог, тренер-мотиватор.
Похвала активирует дофамин — гормон, который усиливает желание повторить удачный опыт. Ученик радуется успеху и готов сделать еще, еще и еще одну попытку. Если осознанно запускать эту реакцию, получится отличный результат.
Хвалите за что-то конкретное
Размытое «Молодец!» ничего не рассказывает ученику о нем самом. Конкретная похвала работает лучше. В этом на практике убедилась Юлия Белоног, методист школы изучения иностранных языков Skyeng.
«Если есть прогресс в говорении, сказать об этом важно во время или сразу после выполнения задания, а в конце урока снова акцентировать внимание на успехе. Я всегда отмечаю достижения в аудировании, грамматике, лексике, а если их пока нет, то обращаю внимание на старания и усилия. Что это может быть? Например, ученик очень вовлечен, помогает одноклассникам, задает интересные вопросы, исправил ошибку самостоятельно или выполнил домашнее задание в полном объеме. Это очень повышает мотивацию», — считает Юлия.
Если учитель вообще не дает обратную связь, это серьезная ошибка. Даже хорошую оценку за выполненную работу нельзя оставлять без комментариев со стороны преподавателя — это создает вокруг ученика педагогический вакуум и не мотивирует закреплять положительный результат.
Если нет достижений
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — советует психиатр и психотерапевт Владимир Леви. А американский педагог Аманда Морин в статье «Сила эффективной похвалы: руководство для учителей» рекомендует: «Хвалите процесс и прогресс, а не только результат».
По опыту Аманды, детям часто не удается достичь желаемого результата с первого раза, и они приходят в растерянность.
Вы можете поддержать ученика, похвалив его за поведение и прогресс в процессе работы, давая понять, что он на правильном пути.
«Используйте такую фразу: «Ты приложил так много усилий, чтобы написать свой первый проект». Покажите маленькие победы, которые помогут ребенку осознать, что усердная работа способствует прогрессу», — предлагает она.
Одним из простых и действенных способов похвалы являются «Я-послания». Они сближают педагога и детей, просты по форме и всегда эмоционально заряжены. Например, на уроке литературы похвалите ученика такой фразой: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение».
А вот еще несколько практических лайфхаков, которые помогут найти свой стиль в искусстве хвалить.
«Стикер-шпаргалка» от Юлии Белоног
Чтобы не забывать хвалить своих учеников, наклейте на свой рабочий стол или ноутбук стикер-шпаргалку со словом «Praise!» или «Похвалить!»
«Маленькие плюсики» от Ирины Ковалевой
Отмечайте плюсиками даже небольшие победы учеников или радуйтесь, что дети почти дошли до цели. Не забывайте повторять:
- «Еще чуть-чуть — и у тебя все получится»
- «Я вижу, как хорошо ты справился с этими заданиями»
- «У тебя почти получилось»
- «Лучше всего у тебя получается вот это»
- «В этом явно твой талант»
«Бутерброд» от Марии Синюковой
Используйте «принцип бутерброда». Сначала найдите, за что похвалить студента. Потом дайте обратную связь, что можно улучшить, на какие моменты обратить внимание. Заканчивайте обязательно позитивом.
«Точно в цель» от Юлии Сивой
В своей практике держите фокус учеников на конечном результате. Благодаря этому даже необходимый разбор ошибок становится более увлекательным, так как есть четкое понимание, ради чего он делается. Не просто критикуйте, а предлагайте проанализировать выполненное задание, чтобы достичь больших успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Какой метод эффективнее - похвала или наказание"
Консультация для родителей "Какой метод эффективнее - похвала или наказание"...
"Похвала книгам" (игра для учащихся старших классов по литературе)
Литературная игра предназначена для внеклассной работы...
Конспект факультативного занятия по курсу «Школьная риторика» в 5 классе «Похвала или прививка от стресса»
Представлено занятие факультативного курса «Школьная риторика» в 5 классе. Этот практикоориентированный курс выполняет важный социальный заказ - учит успешному и эффективному общению. Подобные занятия...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...
Презентация. Факультатив "Культура речи" 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида. Тема: "Похвала и критика"
Презентация с практическими материалами к факультативу "Культура речи". Тема: "Похвала и критика"....
Методическая разработка урока русского языка «Основные условия эффективной коммуникации» (10 класс)
Методическая разработка урока «Основные условия эффективной коммуникации»Учебный предметрусский языкКласс10Тема урокаОсновные условия эффективной коммуникацииТип урокаКомбинированныйУМКУМК...
Царей благочестивых держава, и князей православных похвала Классный час для учащихся 9 классов
Презентация к классному часу "Александр Невский"...