Программа Лилейкиной О.В. "Мир вокруг меня"
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа разработана в рамках системы профилактической работы работы, пропаганды здорового образа жизни. Представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на формирование жизненных ценностей, стресс-преодолевающего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lileykinoy.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ЦО Ревякинский»
Ясногорского района Тульской области
Согласовано Рассмотрено Утверждаю
на заседании НМС на заседании Педсовета Директор МОУ
Протокол № ___ «ЦО Ревякинский»
_______ Собакин В.Л.
от _____________ 2020 г. от ____________ 2020 г. от ____________2020г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
«МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
(АНТИРИСКОВАЯ)
Уровень образования: основное общее
Срок реализации: 4 месяца
Составил: педагог-психолог
Борисова Е.Г. (высшая категория)
Ревякино, 2020- 2021 уч.
Программа антирисковая «Мир вокруг меня. (Влияние формирования ценностных ориентаций на личностное развитие подростков)».
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа — программа, направленная на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с различными категориями обучающихся. Авторы: Лилейкина Оксана Васильевна – социальный педагог МБОУ Наро-Фоминской сош №9, oks_ru@inbox.ru Попова Татьяна Николаевна – педагог-психолог МБОУ Наро-Фоминской сош №9, avpopov.1976@mail.ru
Актуальность программы.
Разработка проектов и программ профилактики употребления психоактивных веществ (далее ПАВ) и всякого рода зависимостей, возникающих у детей во всё более раннем возрасте, является одним из приоритетных направлений в области образования и здравоохранения. Данная программа «Мир вокруг меня» разработана в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей, пропаганды здорового образа жизни и представляет собой комплекс психологопедагогических и социальных мероприятий, направленных на развитие жизненных ценностей, формирование у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни и формирование навыков социальной адаптации, необходимых им в повседневной жизни. Существенной частью системы профилактики является организация досуга и занятости детей во внеурочное время. Сюда включаются различные мероприятия спортивного, трудового, развлекательного, информационно-познавательного и эмоционального характера, имеющие целью развивать и формировать различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней. Свободное время, оптимально организованное, связанное с учетом интересов подростка, удовлетворением его потребностей в общении, познании окружающего мира - это залог того, что подросток найдет для себя сферу реализации, будет приобщен к культурным основам, созданным человечеством. Таким образом, подросток окажется вовлеченным в активную жизнь с возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшего развития.
Цель, задачи программы.
Цель: формирование позитивных жизненных ценностей и развитие у обучающихся, участвующих в проекте, личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей. Задачи: 1. Формирование у обучающихся жизненных навыков, стресс-преодолевающего поведения, системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни, негативного отношения к различным видам зависимости через расширение теоретических и практических знаний об организации своего досуга через творческую деятельность и вовлечение детей в общественно полезную и социально значимую среду;
2. Развитие умения детей правильно оценивать свои и чужие действия, осознавать и адекватно выражать свои мысли и чувства; формирование навыков взаимодействия с людьми;
3. Реализация мероприятий, направленных на определение рисков формирования различного рода зависимостей;
4. Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; - просветительская работа с родителями школьников и педагогов по вопросам профилактики зависимого поведения у детей;
Научно-методические и нормативно-правовые основания программы:
- Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;
4. Закон Московской области от 24.07.2014 № 103/2014-ОЗ «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Московской области»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
6. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Список основной литературы:
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006. – 185 с.
2. Волкова Т. В., Яшин Д. П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». – М.: МАКС Пресс, 2004. – 38 с.
3. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-психологическая работа. — 2009. — № 4. — С. 53—57.
4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.—М.,2003. – 144с.)
5. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Внешкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 23—27.
6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1999г. – 247с.
7. Ляхович А. В., Маркова А. И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании. – Москва-Воронеж, 2004. – 292 с.
8. Мухина В.С.«Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». – М.: Академия, 2000.-452 с.
9. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: Планета, 2011. – 208 с.
10. Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе:Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. – 432с.
11. Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор». – М.: Ижица, 2005.-176с.
12. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Сост. и ред. Ю. В. Науменко. – М.: Глобус, 2009. – 250 с.
13. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. - 144 стр.
14. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени / – СПб., 2003. – 464 с.
15. Суслова И. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района по работе с детьми «Группы риска». – Наро-Фоминск, 2014г. – 22 с.
16. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А. Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – 154 с.
17. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей// Изд. 2-е, перераб. и допол. // Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 176 с. - Интернет-ресурсы: http://ank.mosreg.ru/ http://metodic.obshee-delo.ru/ Структура и содержание программы
Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 10 занятий. Срок реализации программы: февраль – май. Занятие проводится с обучающимися 7-8 классов один раз в неделю. Данную программу можно реализовывать каждый учебный год.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап: диагностический.
Время проведения: февраль-март Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ; определение рисков формирования зависимости наркотических средств и ПАВ
1. Изучение нормативных актов и литературы по вопросам профилактики наркомании в образовательной среде.
2. Составление и изучение социально-психологического паспорта школы, в котором собраны и отражены все проблемы конкретных классов и обучающихся.
3. Изучение и создание базы данных детей «группы риска».
4. Изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
5. Определение степени информированности детей и подростков по проблеме. 6. Проведение и изучение результатов социально-психологического тестирования обучающихся 7-11 классов.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, региональных и муниципальных исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) результаты социально-психологического тестирования обучающихся 7-11 классов;
3) диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение)
Второй этап: организационно-практический. Время проведения: март – май.
Цель: реализация работы в образовательном учреждении по профилактике употребления наркотических средств и ПАВ (с привлечением волонтеров МКЦ). 1. Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о вреде табака, алкоголя, наркотиков.
2. Формирование активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
3. Расширение знаний обучающихся о жизненных ценностях; осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него.
4. Применение всеми участниками образовательного процесса здоровьесберегающих технологий.
5. Развитие умения у обучающихся осознавать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
6. Создание условий для формирования у обучающихся культуры выбора, ответственности за принятие собственных решений; ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям.
7. Обеспечение взаимодействия школы с семьями и внешкольными организациями.
8. Вовлечение детей в досуговую, творческую деятельность.
Методы: 1) информирование; 2) групповые дискуссии; 3) игровые методы; 4) моделирование ситуаций; 5) конструктивно-позитивный метод (организация занятий с элементами тренинга, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы: 1. лекции; 2. беседы; 3. семинары; 4. мини-спектакли; 5. занятия с элементами тренинга; 6. ролевые и деловые игры; 7. мозговой штурм; 8. круглые столы; 9. дискуссии; 10. конкурсы творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка); 11. показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. (Здоровая Россия общее дело) 12. экскурсии, квесты, акции. Вся работа строится по трем основным направлениям: 1. Работа с педагогическим коллективом. 2. Работа с родителями. 3. Работа с детским коллективом. Таким образом, на данном этапе задействованы все участники образовательного процесса. Кроме этого, совместно с образовательным учреждением взаимодействуют КДН и ПДН
Третий этап: заключительный. Время проведения: май
Цель: определение и изучение эффективности разработанной системы профилактики употребления ПАВ в образовательной организации.
1. Выявление достижений и недостатков в проделанной работе.
2. Изучение изменений позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании; изучение изменения ценностных установок личности.
3. Обобщение и систематизация информации, накопленной в процессе проведения профилактической работы; выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики.
4. Анализ и планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании и употребления ПАВ.
Методы: 1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анкетирование.
Данные методы, используемые на всех этапах реализации проекта, дают возможность изучить изменение отношения обучающихся к употреблению наркотических средств, определить динамику целевых групп, а также приобщить подростков к общечеловеческим ценностям. Кроме этого, целесообразно проводить индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей, педагогов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов. |
1. | Кто Я? Что я знаю о себе? Мир вокруг меня. | 1 |
2. | Я – Творец своей жизни. Все мы разные. | 1 |
3. | Как победить своего дракона? | 1 |
4. | Доверие в жизни человека. | 1 |
5. | Конфликты и способы их разрешения. | 1 |
6. | Жизнь человека и его ценности. | 1 |
7. | Позитивная линия жизни. Наши ресурсы. | 1 |
8. | Учимся говорить «нет». | 1 |
9. | Мой выбор. | 1 |
10. | Проблема на ладошке. | 1 |
1 Кто Я? Что Я знаю о себе? Мир вокруг меня.
- содействие в формировании гармоничной Я-концепции, развитие навыков самоанализа,
Диагностика обучающихся, дети учатся анализировать собственное поведение, принимают себя такими, как есть.
принятие себя
2 Я-творец своей жизни. Все мы разные.
- стимулирование осознания обучающимися своих индивидуальных личностных черт. Сопоставление себя с окружающими.
Обучающиеся осознают свои индивидуальные личностные черты. Учатся сравнивать себя с окружающими.
3 Как победить своего дракона?
- формирование у обучающихся способности выявлять и анализировать свои недостатки;
знакомство с разными видами зависимого поведения; развитие умения противостоять давлению сверстников, воспитывая активную жизненную позицию
Обучающихся выявляют и анализируют свои недостатки; развивают критическое мышление, активную жизненную позицию.
4 Доверие в жизни человека.
- осознание обучающимися значения доверия в жизни человека; определение собственного отношения к доверию
Обучающиеся учатся доверять другим, осознание собственных границ.
5 Конфликты и способы их разрешения.
- формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.
Выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; формирование готовности у всех субъектов образовательного процесса обсуждать и решать все спорные и конфликтные ситуации.
6 Жизнь человека и его ценности.
- формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях и ответственного отношения к своей жизни
У обучающихся формируются представления об истинных и мнимых ценностях, они побуждаются к самосовершенствованию и саморазвитию.
7 Позитивная линия жизни. Наши ресурсы. Обучающиеся учатся находить выход
- формирование у обучающихся умения находить выход из трудных ситуаций, знакомство с «позитивным формулированием» как способом изменения отношения к ситуации.
из разных трудных ситуаций, знакомятся с «позитивным формулированием» как способом изменения отношения к ситуации.
8 Учимся говорить нет!
- формирование у обучающихся навыков противостояния давлению среды, развитие умения принимать ответственность за собственную жизнь
Освоение навыков адекватного поведения в ситуации продуктивного взаимодействия детей с окружающим миром, развитие умения принимать ответственность за собственную жизнь.
9 Мой выбор!
- формирование у обучающихся умения распознавать и анализировать различные виды поведения, находить конструктивные способы поведения в различных ситуациях.
Освоение навыков распознавания различных видов поведения; формирование умения делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.
10 Проблема на ладошке.
- формирование у обучающихся сопротивления проблемным жизненным ситуациям
Обучающиеся овладеют способностью видеть и анализировать проблему изнутри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы для начальной школы "Мир вокруг меня"
Особенности работы по программе...
Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"
Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...
Вокруг меня мир. 1-4 класс Рабочая программа
Программа дополнительного образования «Вокруг меня мир» опирается на ФГОС , базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе ...
Специфика и реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности.
Специфика и реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности. Автор Ларина Т.В.- учитель МБОУ СОШ№13 Тимашевский район...
Программа "Я и мир вокруг меня"
Программа "Я и мир вокруг меня"...
Воспитательная программа «Я и мир вокруг меня» классного руководителя 5 Е класса МБОУ «СОШ №27 г. Йошкар-Олы» Александровой Людмилы Григорьевны на 2018-2019 учебный год
Воспитательная программа "Я и мир вокруг меня" составлена на 5 лет(с 5-го по 9-ый классы). Прописаны цели и задачи воспитательной работы по всем направлениям и этапам данной программы и ожид...
Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".
План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....