Примерная программа учебного предмета «Психокоррекционные занятия» для 5-7-х классов
план-конспект по психологии

Глазунова Жанна Ивановна

Пояснительная записка.

 

Программа учебного предмета «Психокоррекционные занятия»  разработана в соответствии с нормативными документами Законом  РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в  Российской Федерации»,  Приказом  Министерства образования и науки  РФ  от 19.12.2014 № 1598 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья» и направлена на достижение учащимися  предметных и личностных результатов в коррекционно-развивающей области (коррекционные занятия) в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПР.

 

Цель: создание для каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оптимальных  образовательных условий, способствующих  развитию интеллектуальных и социальных интересов учащихся,  как в процессе обучения, так и в свободное от учебы время.

Задачи:

- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

 

Общая характеристика учебного предмета

Курс  «Психокоррекционные занятия»  является составной частью коррекционно-развивающей области наравне с логопедическими занятиями и ритмикой. Содержание данной области может быть дополнено  на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Психокоррекционные занятия» входит в «Коррекционно-развивающая область» и относится к обязательной части учебного плана  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа предмета «Психокоррекционные занятия» рассчитана на 1 год (5 классы). Общее количество часов за весь период образования составляет 105 часов со следующим распределением часов по классам: 5-й класс – 105 часов (35 недель).

Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Психокоррекционные занятия» составляет:

  • для 5-х классов – 3 часа;

  • для 6-х классов – 3 часа;

  • для 7-х классов – 3 часа.

Год обучения

Кол-во часов неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

3

35

105

6 класс

3

35

105

7 класс

3

35

105

 

 

 

Результаты освоения коррекционного курса.

 

Личностные результаты.

 

  1. Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющейся: 

  • в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватной возрасту обучающегося в развитии активной личностной позиции во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности и умении адекватно оценить свои достижения; 

  • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, исключая асоциальные проявления; 

  • в адекватности поведения обучающегося с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих.

 

  1. Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющейся: 

  • в умении регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса; 

  • в освоении необходимых социальных ритуалов в ситуациях необходимости  корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, сочувствие, намерение, опасение и др.; 

  • в соблюдении адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях; 

  • в умении корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации; 

  • в умении распознавать и противостоять социально неблагоприятному воздействию.

 

  1. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: 

  • в обогащении опыта коммуникации подростка, расширении коммуникативного репертуара и гибкости общения в соответствии с контекстом социально коммуникативной ситуации; 

  • в умении использовать коммуникацию как средство достижения цели; 

  • в умении критически оценивать полученную от собеседника информацию; 

  • в освоении культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей; 

  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

 

 

 

 

класс

Предметные результаты

 

5 «а»

Предметными результатами в 5 «а» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • распознавать  и выражать  свои эмоции и чувств;

  • отличать эмоции и чувства от ощущений;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия.

Достаточный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;

  • распознавать эмоциональное состояние других людей;

  • отражать словесно состояние другого человека;

  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию;

  • анализировать правила, действовать  в соответствии с заданными правилами.

5 «б»

Предметными результатами в 5 «б» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;

  • распознавать  и выражать  свои эмоции и чувств;

  • отличать эмоции и чувства от ощущений;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия.

Достаточный уровень.

  • распознавать эмоциональное состояние других людей;

  • отражать словесно состояние другого человека;

  • отражать свои потребности, просить помощь и поддержку;

  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию.

6 «а»

Предметными результатами в 6 «а» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;

  • распознавать эмоциональное состояние других людей;

  • отражать словесно состояние другого человека;

  • отражать свои потребности, просить поддержку;

  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию;

  • анализировать правила, действовать  в соответствии с заданными правилами.

Достаточный уровень.

  • строить логические рассуждения:

  • выполнять самостоятельно задание;

  • признавать свои ошибки;

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

  • высказывать свою позицию и отстаивать свое мнение;

  • работать в паре, сотрудничать.

7 «а»

Предметными результатами в 7 «а» классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень.

  • отождествлять свои переживания  и чувства с конкретными словами;

  • распознавать эмоциональное состояние других людей;

  • отражать словесно состояние другого человека;

  • регулировать свое поведение, ориентируясь на свое эмоциональное состояние и ситуацию;

  • анализировать правила, действовать  в соответствии с заданными правилами.

  • строить логические рассуждения:

  • выполнять самостоятельно задание;

  • признавать свои ошибки;

Достаточный уровень.

  • ответственно поступать в ситуации нравственного выбора;

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

  • аргументировать вою позицию  в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать  критерии для обоснования своего суждения;

  • уметь работать в команде, сотрудничать, действовать согласовано;

  • готовность к самоанализу, реальному уровню притязаний.

                                                                   

 

Содержание  коррекционного курса  в 5- 7-х классах

Содержание курса  «Психокоррекционные занятия» представлено адаптированными для школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторскими программами:

  1. О.В. Хухлаевой. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе.

  2. Н.П. Локаловой. Уроки психологического развития в средней школе.

  3. А.В. Микляевой. Я - подросток. Программа уроков психологии.

  4. Е.И. Николаева. Воспитание  толерантности.

 

При формировании занятий и отборе содержания курса «Психокоррекционные занятия» были учтены данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции и поведенческих проявлениях детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Теоретическая основа программы представлена: концепцией самосознания личности  В.С. Мухиной, где в основу структуры личности ложится выделение ребенком себя как персоны; концепцией отношений В.Н. Мясищева, где общественные отношения -  системнообразующий  элемент  личности; теорией личности А.Н. Леонтьева, где личность рассматривается как совокупность общественных отношений, которые реализуются его деятельностью.

Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание – это некое единство,  психологическая структура,  состоящая из различных звеньев:  имя человека, его физическая сущность;  потребность в социальном признании; психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности);  половая идентификация.[1]

Самосознание В.С. Мухина определяет, как «осознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, своего положения в обществе, а также осознание своих рефлексий на себя, других и человечество в целом, осознание особенностей своего поведения. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и способность с достаточной степенью объективности оценить свое “Я”, свою уникальность как человека среди других людей, каждый из которых также обладает уникальностью. Самосознание предполагает рефлексию на место человека в природе, в предметном мире, в мире образно-знаковых систем и социально-нормативном пространстве. Самосознание предполагает определенный уровень развития сознания и, стало быть, рефлексии. Развитое самосознание является условием развития личности». [2]

Опираясь на концепцию структуры самосознания личности В.С. Мухиной мы в программе выделили 5 основных мишеней психокоррекционной работы.

Первая мишень  соответствует первому структурному звену в концепции самосознания В.С. Мухиной – имя, которое является  социальным знаком, имеющим индивидуальное значение  и  позволяет ему иметь «глубоко интимную эмоциональную связь со своими телесными, психическими и социальными особенностями». [Там же, с. 543].

 Понимание роли этого важнейшего звена самосознания обязывает педагогов образовательного учреждения внимательно отнестись к тому, в какой степени особенный ребенок, принимает свое имя и помочь ему преодолеть негативные переживания, если таковые имеются. Работа с проблемой негативного отношения к имени, данному при рождении, наиболее успешна в рамках ценностного подхода Э. Фромма, когда ребенку предлагается совместно с родителем изучить этимологию своего имени, найти его этнокультурные корни и презентовать его в группе сверстников.

Важным в этой теме является  так же профилактика буллинга, которая чаще всего начинается со словесной формы и представляет собой  вербальную травлю (унизительные прозвища, нецензурную брань в сторону ребенка, словесные издевательства над личностью и внешностью).

Вторая мишень  связана с потребностью в признании. Ребенок в школе находиться в ситуации оцениваемой деятельности и для него важна позитивная оценка. Притязание на признание может мотивировать ребенка на достижения в социальном пространстве и во внутреннем, духовном плане, но оно же может глубоко травмирует в случае неуспеха. Завышенные требования родителей к ребенку, когда родители не способны адекватно соотнести способности ребенка с их, родительскими, притязаниями на признание способно влиять на повышение уровня тревожности у ребенка. За многими из этих ошибок стоят проблемы с притязанием на признание у взрослых членов семьи. И в  практике сопровождения родителей, законных представителей  обучающихся  именно с работы над этим звеном самосознания следует начинать психолого-педагогическую работу.

О.В. Хухлаева пишет, что если ребенок воспринимает результаты  учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает «ограниченную идентичность» (по Э. Эрексону:«Я есть только то, что я могу делать»). Малейшее  снижение результатов учебы приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на актуальную ситуацию ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

В рамках же  психокоррекционной работы важным условием является создание у детей ситуации успешности, в которых они могут ощутить себя самостоятельными, компетентными, активными, инициативными и как следствие у них могло возникнуть чувство уверенности в своих силах и возможностях.

Третья мишень связана со значимым звеном структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной – половой  идентификацией. «Половая идентификация, – пишет В.С. Мухина, – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль». В  данной теме мы уделим внимание социальным ролям и то, каким образом они проявляются в зависимости от половой принадлежности.

Четвертая мишень  звено - психологическое время личности. Подростковый период – время выборов, определяющих дальнейшую жизнь. И хотя для детей с особенными познавательными потребностями, будущее довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действия, задача педагогов показать привлекательность той или иной трудовой деятельности и мотивировать ребенка на поиск профессиональной идентичности. Психологическое время личности «позволяет стремиться осознавать свой уникальный путь индивидуальной жизни, стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях на всех этапах жизни».

Четвертая мишень самосознания ребенка - психологическое пространство личности, которое Валерия Сергеевна определяет как «индивидуальное переживание себя во всех сущностях пространства бытия: в пространстве природных, предметных, образно-знаковых и социально-нормативных реалий, а также в реальности внутреннего пространства».

С целью успешной адаптации в школе и создания условия для дальнейшего развития гражданской позиции мы делаем акцент на развитии эмоционального интеллекта  ребенка. Подразумевая под эмоциональным интеллектом вслед за Николаевой Е.И. «умение понимать эмоции других, отождествлять  свои собственные  эмоции и  владеть своими переживаниями».

Умение понимать вои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным позволит ребенку при возникновении любых проблем в школе рассказать о них взрослому. В  свою очередь, это  облегчит разрешение конфликтных ситуаций. Развитие эмоциональной сферы будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди  детей,  что также будет способствовать большей эффективности школьного процесса.[3]

Структура курса представлена следующими разделами:

  1. Знакомство. Введение в мир психологии.

  2. Диагностическое обследование.

  3. «Я»-это мое имя.

  4. «Я»- это моя социальная роль.

  5. Я-школьник.

  6. Мир чувств.

  7. Мир ощущений.

  8. Мир ценностных представлений.

  9. Мир взаимоотношений.

 

  Образовательные технологии: здоровьесберегающие, коммуникационные и  личностно-ориентированные.

 

Принципы психокоррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

 

 

Тематическое планирование

 

Название раздела, темы

Количество часов

Виды учебной деятельности

I

четверть

II

 четверть

III

четверть

IV

четверть

Психокоррекционные занятия  – 3 часа

Знакомство. Введение в мир психологии.

1

 

 

 

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя.

  3. Просмотр учебных фильмов.

  4. Анализ проблемных ситуаций.

  5. Работа с раздаточным материалом.

Диагностическое обследование

1

 

 

1

«Я» - это мое имя

2

 

2

2

2

«Я» - это моя социальная роль

1

1

1

1

Я - школьник

1

1

1

 

1

Мир ощущений

3

3

3

 

3

Мир чувств

9

9

11

 

10

Мир представлений

3

3

3

 

4

Мир взаимоотношений

4

 

6

9

3

Всего:

         25

       25

      30

       25

105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально - техническое обеспечение

 

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебники

  1.  

 

 

Методические пособия для учителя

  1.  

О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе.

Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе.

А.В. Микляева. Я - подросток. Программа уроков психологии.

Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг.

Е.И. Николаева. Воспитание  толерантности.

Технические средства

  1.  

Интерактивная доска.

 

Персональный ноутбук.

Учебно-практическое оборудование

  1.  

Карточки с различным выражением лица и ситуаций, отражающих эмоции и чувства людей, сказочных персонажей.

Карточки с жестами.

Карточки с различными ситуациями, отражающие испытываемые людьми и животными различных ощущений.

Список чувств, карточки с названием чувств.

Таблички с ответами «да», «нет», «иногда», «стоп».

4 шляпы разного цвета из цветной бумаги.

Оборудование класса

  1.  

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

 

Стол учительский с тумбой.

 

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

 

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Материалы и инструменты

  1.  

Листы бумаги формата А3 и А4.

Цветная бумага, клеящий карандаш, пластилин, ручка, карандаши (простые и цветные), альбом; стакан для воды, гуашь, кисти, ватман, маркеры.

Бумажные конверты.

Мячи.

 

 


[1]Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) 4-е  изд. –М.: Генезис, 2011.- 344 с. (стр.6)

[2] Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2017. (стр. 495)

[3] Николаева Е.И. Воспитание толерантности. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ООО «Мой учебник», 2007. – 272 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП (пример)69.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

ДЛЯ 5 – 7  КЛАССОВ


Календарно-тематическое планирование

Четверть – I

Учебный предмет – Психокоррекционные занятия

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

1

Знакомство.

Введение в мир психологии

Цель занятия: создать условия для формирования  доброжелательной атмосферы, мотивировать  к занятиям.

Содержание:

Беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку, кто такой психолог и с каким вопросом можно к нему обратиться.

Обсуждение и принятие правил.

Поговорить с родителями и членами семьи для чего нужна психология.

Презентация «Введение в мир психологии»

2

Диагностическое обследование

Цель занятия: определить  уровень знаний и представлений о  себе, определить уровень сформированной  социально-личностного и эмоционального развития.

Содержание:

Беседа, анкетирование, выполнение проективных  методик.

Бумага А 4, простой и цветные карандаши, ручки.

3

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: выявить отношение ребенка к собственному имени, создать условия для самопознания и самооценки.

Содержание:

Рисунок имени.

Упражнение «Ласковые имена»

Беседа о том, чем отличаются прозвище, кличка, псевдоним. (Е.И. Николаева)

Дискуссия о том, почему нельзя обзывать человека.

Спросить у родителей и членов семьи про историю своего имени.

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти..

4

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку.

Содержание:

Беседа  об  истории своего имени.

Рассказ о  значении имени.

Дискуссия о важности уважительного отношения к  человеку, через обращения к нему по имени.

Поделиться своими открытиями о происхождении и значении имени  с родителями и ленами семьи..

Карточки или презентация со значением имени каждого ребенка

5

«Я» - это моя социальная роль

Цель занятия: изучить различные социальные роли; определить свои социальные роли.

Содержание:

Беседа о социальных ролях и ролевой адекватности»

Презентация «Социальные роли»

6

Я - школьник

Цель занятия: содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность  в себе и своих учебных возможностях.

Содержание:

Беседа о том, зачем нужно ходить в школу.

Упражнение «Закончи  предложение».

Работа со сказкой «Про Колю» (Н. Селезнева).

Нарисовать рисунок «Я школьник» и/или сделать коллаж на тему «Я – школьник»

7

Мир ощущений

Цель занятия: познакомить детей с понятием ощущение;  способствовать формированию дружеских отношений в классе.

Содержание:

Упражнение «Мешочек»

Беседа об ощущениях, о важности отслеживать собственные ощущения для познания подметного мира.

Исследовать предметный мир дома, какие он вызывает ощущения.

Презентация

«Ощущения».

Карточки со словами,   отражающими ощущения.

8

Мир ощущений

Цель занятия: познакомить  детей с понятием потребность и её связи с ощущениями тела; способствовать формированию дружеских отношений в классе

Содержание:

Беседа о потребностях человека.

Упражнение «Когда я (ощущение), мне хочется (потребность…)

Подумать какую потребность могут испытывать близкие люди.

Презентация

«Ощущение – потребность»

9

Мир ощущений

Цель занятия: способствовать формированию дружеских отношений в классе.

Содержание:

Беседа о состояниях человека, в которых он нуждается в помощи, поддержке, сочувствие.

Проявить простую заботу  о членах семьи.

Презентация

«Сочувствие»

10

Мир чувств

«Мимика»

Цель занятия: рассмотреть особенности отражения состояния человека, его чувств  через выразительные  движения мышц лица;  способствовать формированию дружеских отношений в классе.

Содержание:

Беседа о мимике человека.

Дискуссия «Что такое сочувствие и как можно поддержать человека»

Понаблюдать за мимикой людей.

Презентация

«Мимика»

11

Мир чувств

«Жесты»

Цель занятия: рассмотреть особенности отражения состояния человека через его жесты и положения тела в пространстве.

Содержание:

Беседа о  том, что  жесты  имеют  определенное значение или смысл, то есть являются неким   знаком или символом, отражающим состояние человека.

Игра «Иностранец»

Понаблюдать за жестами людей и своими жестами.

Презентация

«Жесты»

12

Мир чувств

«Мимика и жесты»

Цель занятия: формировать умение устанавливать и поддерживать контакт, рассмотреть особенности отражения состояния человека через его жесты; способствовать формированию дружеских отношений в классе.

Содержание:

Игра «Сурдоперевод»

Дискуссия «Жесты, которые способны поддержать».

Поиграть с друзьями в игру «изобрази предмет»

Карточки с ситуациями.

13

Мир чувств «Положение тела и походка»

Цель занятия: формировать умение устанавливать и поддерживать контакт, рассмотреть особенности отражения состояния человека через его положения тела в пространстве и походку.

Содержание:

Игра «Фигура замри»

Дискуссия «Как по положению тела в пространстве и походке человека мы можем предположить

Презентация

«Положение тела и походка»

14

Мир чувств

«Пантомимика»

Цель занятия: формировать умение устанавливать и поддерживать контакт, рассмотреть особенности отражения состояния человека через выразительные движения лица, головы, конечностей и туловища; способствовать формированию дружеских отношений в классе.

Содержание:

Игра «Подражание»

Дискуссия «Что мимика, жесты и выразительные движения тела говорят о состоянии человека»

Презентация

«пантомимика»

15

Мир чувств

«Радость»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство радости, определять радость у других людей, адекватно  реагировать на нее, связывать  собственные  положительные  переживания с соответствующими словами.

Содержание:

Беседа о том, какие ситуации  могут  вызывать переживания чувство радости.  

Упражнение «Улыбка»

Нарисовать радостное событие

Презентация «Радость»

16

Мир чувств

«Радость»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство радости, определять радость у других людей, адекватно  реагировать на нее, связывать  собственные  положительные  переживания с соответствующими словами.

Содержание:

Чтение рассказа Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» (отрывок)

Дискуссия «Чем отличается смех над собой и смех над кем-то?»

Поговорить с членами семьи о том, что их радует

Карточки с изображением людей и сказочных персонажей переживающих ситуации радости.

17

Мир чувств

«Радость»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство радости, определять радость у других людей, адекватно  реагировать на нее, связывать  собственные  положительные  переживания с соответствующими словами.

Содержание:

Беседа о том, как мы можем поделиться радостью.

Разминка «Делиться радостью»

Рисунок «Радость»

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти.

18

Мир чувств

«Грусть. Печаль»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство грусти, определять грусть у других людей, адекватно  реагировать на нее, связывать  собственные    переживания с соответствующим словом.

Содержание:

Беседа о причинах грусти.

Мозговой штурм «Как можно поддержать человека, когда он грустит»

Презентация

«Причины грусти и как поддержать, когда человеку грустно»

19

Мир  ценностных представлений

«Сочувствие и поддержка»

Цель занятия: научиться  проявлять сочувствие к другим  и определять подобное поведение у окружающих.

Содержание:

Мозговой штурм «Как мы узнаем о чувствах других людей»

Разминка «Зеркало»

Работа со сказкой «Шляпа волшебника» (Т. Янсон)

Дискуссия «В каких действиях проявляется сочувствие.

Как принять помощь других людей»

Презентация «Помощь и поддержка»»

20

Мир ценностных представлений.

«Свобода и ответственность»

Цель занятия: обозначить грани между возможностью проявления  собственных желаний и действий с требованием общества не нарушать права других людей.

Содержание:

Работа с рассказом «ПеппиДлинныйчулок» (А. Линдгрен)

Дискуссия «Может ли  свобода одного человека ограничивать свободу другого? Почему у человека тем больше свободы, чем  больше ответственности он на себя возлагает?»

Презентация

«свобода и ответственность»

21

Мир  ценностных представлений

«Закон. Права и обязанности»

Цель занятия: создать условия для формирования у  детей уважительного отношения к законам и показать, что права человека неразрывно связаны с обязанностями.

Содержание:

Работа с рассказом «Возвращение домой» Дж. Барри

Дискуссия «Зачем нужны законы? Кто устанавливает законы? Зависят ли  права человека от его обязанностей?»

Презентация

«Закон. Права и обязанности»

22

Мир  ценностных представлений

«Лож и правда»

Цель занятия: создать условия для осознания нравственного аспекта лживого поведения и неэффективности использования лжи в построении близости.

Содержание:

Работа с рассказом «Не надо врать» (М. Зощенка)

Беседа «Почему дети врут. Какие последствия у лжи»

Прочитать рассказ А. Гайдара «Чук и Гек» (отрывок)

Презентация

«Лож и правда»

23

Мир взаимоотношений

«Я и мои родители»

Цель занятия: помочь детям осознать требования родителей, сопоставить  их со своими возможностями; обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Содержание:

Упражнение «Неоконченные предложения»

Беседа о том, что такое семья и кто такие близкие люди.

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти.

24

Мир взаимоотношений

«Я и мои друзья»

Цель занятия: помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести  учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Содержание:

Упражнение «Неоконченные предложения»

Дискуссия «Качества настоящего друга».

Работа с рассказом «Неожиданная встреча» (Е. Андреева)

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти.

25

Мир взаимоотношений

«Умею ли я дружить?»

Цель занятия: помочь детям осознать, какими личностными качествами должен обладать настоящий друг; подвести  учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Содержание:

Дискуссия «Нужно ли уметь дружить?»

Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» (А. Завалишина)

Презентация

«Дружба»

Четверть – II

Учебный предмет – Психокоррекционные занятия

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

26

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку.

Содержание:

Беседа  об имени.

Упражнение «Какие ласковые имена можно подобрать к твоему имени?»

Какие «домашние имена» бывают у людей?

Дискуссия о важности уважительного отношения к  человеку, через обращения к нему по имени.

Обсудить  с  родителями  и членами семьи тему «домашнего» имени.

27

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку.

Содержание:

Беседа  об имени, о формах официального обращении к человеку и о формах обращения к человеку через «домашнее имя» в рамках семьи.

Дискуссия о важности разделять формы обращения к человеку по имени в зависимости от социальной  ситуации.

Обсудить  с  родителями  и членами семьи тему официального обращения к  человеку с использованием  его имени  и отчества.

28

«Я» - это моя социальная роль

Цель занятия: повторить различные социальные роли; определить свои социальные роли.

Содержание:

Дискуссия о социальных ролях и ролевой адекватности.

Упражнение «Социальные роли»

Написать список своих социальных ролей.

Презентация «Социальные роли»

29

Я - школьник

Цель занятия: содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность  в себе и своих учебных возможностях.

Содержание:

Упражнение «Какой урок важнее»

Рисунок «Я в школе»

Работа со сказкой «Два города» (О.В. Хухлаева)

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти

30

Мир ощущений

«Я вижу этот мир»

Цель занятия: способствовать осознанию взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; развитие слухового и зрительного внимания;  развивать  умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщать; развивать мелкую моторику пальцев и координацию движения; формировать умение  произвольно расслаблять мышцы тела.

Содержание:

Упражнение «Запомни все зеленные  предметы…»

Беседа о цвете, о его значении в жизни человека, о его влиянии на состояние человека.

Понаблюдать  за пространством, какого цвета в вашем пространстве больше.

Презентация «Цвет в нашей жизни»

31

Мир ощущений

«Я вижу этот мир»

Цель занятия: способствовать осознанию взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; развитие слухового и зрительного внимания;   развивать  умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщать; развивать мелкую моторику пальцев и координацию движения; формировать умение  произвольно расслаблять мышцы тела.

Содержание:

Беседа об использовании цвета в поэзии.

Упражнение «Самовыражение в цвете» (Н. М. Погосова)

Понаблюдать за собой, какие цвета нравятся больше.

Разноцветные предметы: игрушки, листья, ягоды и цветы из бумаги, ткани, бусы, кубики, нитки, клубки, пуговицы, карандаши, фломастеры, ит.д.

Иллюстрации с видами природы.

32

Мир ощущений

«Я вижу это мир»

Цель занятия: способствовать осознанию взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; развитие слухового и зрительного внимания;  развивать  умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщать; развивать мелкую моторику пальцев и координацию движения; формировать умение  произвольно расслаблять мышцы тела.

Содержание:

Беседа об использовании цвета в живописи.

Упражнение «Мой цвет»

Презентация «Использование цвета в живописи»

33

Мир чувств

«Чувства бывают разные»

Цель занятия: способствовать рефлексии эмоциональных состояний; способствовать адекватному самовыражению.

Содержание:

Упражнение «Я имею право на …»

Упражнение «Изобрази чувство»

Работа со сказкой «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил» (А. Вергазов)

34

Мир чувств

«Каждый видит мир и чувствует по-своему»

Цель занятия: способствовать рефлексии эмоциональных состояний, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Содержание:

Упражнение «Если я камушек»

Упражнение «Маленькая страна»

Работа со сказкой «Сказ про Вольняшку» (О. Пасхина)

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти

35

Мир чувств

«Любой внутренний мир ценен и уникален»

Цель занятия:  способствовать рефлексии эмоциональных состояний, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Содержание:

Упражнение «Мысленная картинка»

Упражнение «Я внутри и я снаружи»

Пластилин

36

Мир чувств

«Скука и Интерес»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувства скуки и интереса, связывать  собственные  переживания с соответствующими словами, брать ответственность за организацию собственного досуга.

Содержание:

Дискуссия о том,  как сделать «Интерес» доброй привычкой.

Беседа о том, что необычного и интересного есть в мире.

Презентация

«Скука и Интерес»

37

Мир чувств

«Одиночество»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство одиночества, определять чувство у других людей, адекватно  реагировать на нее, оказывать поддержку.

Содержание:

Упражнение «Какого человека можно назвать…»

Упражнение «Закончи предложение…»

Работа со сказкой «Сказка о маленькой  одинокой рыбке и об огромном синем море» (Д.Лаврова)

Презентация со значением слов: оптимизм, контактность, целеустремленность.

38

Мир чувств

«Я не одинок в этом мире»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство одиночества, определять чувство у других людей, адекватно  реагировать на нее, оказывать поддержку, инициировать общение.

Содержание:

Работа с плакатом «Позитивные качества»

Работа со сказкой «И однажды утром…» (И. Коротаеева)

Обсудить с родителями и/или членами семьи тему занятия.

39

Мир чувств

«Гнев»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство гнева, справляться с собственным гневом, адекватно  реагировать на чужой гнев.

Содержание:

Беседа о том, что такое гнев.

Работа с рассказом «Приключение Тома Сойера» (М. Твен)

Дискуссия «Как выглядит человек в гневе? Почему говорят, что радость и грусть ощущаются человеком, а гнев его «охватывает»? Как можно справляться со своим гневом?»

Разминка «Напряжение»

Презентация «Как справиться с гневом»

40

Мир чувств

«Гнев»

Цель занятия:  научиться справляться с собственным гневом, адекватно  реагировать на чужой гнев.

Содержание:

Пихогимнастика «Способы работы с гневом»

Дискуссия «Как  справляюсь с гневом?»

Презентация «Как справиться с гневом»

41

Мир чувств

«Спокойствие и Уравновешенность»

Цель занятия: создать условия для обучения соморегуляции и самоконтролю.

Содержание:

Дискуссия о том,  как важно быть спокойным, уравновешенным, уметь «держать себя в руках».

Психогимнастика «Спокойствие»

Презентация  «Спокойствие и Уравновешенность»

42

Мир ценностных представлений.

«Похвала. Лесть»

Цель занятия: научить видеть в людях  положительные черты, лучшие качества,  научиться говорить о них с достоинством.

Содержание:

Разминка «Сцепленные руки»

Работа с рассказом «Кошка, гулявшая сама по себе» (Р. Киплинг)

Дискуссия «Чем отличается похвала от лести? Почему часто лесть нравится? Что значит похваляться? Как лучше хвалить других?»

Презентация

«Похвала. Лесть»

43

Мир  ценностных представлений

«Наказание»

Цель занятия: показать, что при наказании осуждается  не личность ребенка, а его поступок, подчеркнуть недопустимость физического наказания.

Содержание:

Разминка «Отрицание»

Работа с рассказом «Зоки и Бада» (И. и Л. Тюхтяевы)

Дискуссия «Что чувствует человек, который  наказывает, и человек, которого наказывают? Любит ли родитель ребенка, когда его наказывает?»

Презентация

«Наказание»

44

Мир  ценностных представлений

«Ответственность»

Цель занятия: привлечь внимание к необходимости анализировать собственные поступки и отвечать за них.

Содержание:

Работа с рассказом «Елка» (М. Зощенка)

Беседа «Что такое ответственность? Как мы понимаем, что данный человек ответственный?»

Презентация

«Ответственность»

45

Мир взаимоотношений

«Дружба»

Цель занятия: обсудить проблемы подростковой дружбы; подвести  учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Содержание:

Упражнение «Самое длинное»(О.В. Хулаева)

Игра «Красивые поступки».

Работа сосказкой «Светлячек» (А. Безотосов)

Презентация со значением  слов: доброжелательный, волевой, сострадающий.

46

Мир взаимоотношений

«У меня есть друг»

Цель занятия: обсудить проблемы подростковой дружбы; подвести  учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Содержание:

Упражнение «Самое короткое» (О.В. Хухлаева)

Упражнение «Если человек…»

Дискуссия «Нужно ли уметь дружить?»

Работа со сказкой «Волшебная роща» (Н. Лумпова)

Упражнение «Качества моего друга»

О.В. Хухлавой.

Презентация со значением  слов: активный, добрый, воспитанный.

47

Мир взаимоотношений

«Я бываю не дружелюбным»

Цель занятия:  обсудить проблемы подростковой дружбы; подвести  учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Содержание:

Упражнение «Из пяти слов» О.В. Хухлаева

Упражнение «Кто сколько запомнит…»

Дискуссия «Что помогает и что мешает нам общаться»

Работа со сказкой «Шиповник» (Е. Голованова)

Упражнение «Мои колючки», «Ми магнитики»

О.В. Хухлаевой

Презентация со значением  слов: любознательный, доброжелательный, воспитанный, волевой, терпеливый, добродушный, приветливый, дружелюбный, верный, общительный.

48

Мир взаимоотношений

«Искусство дарить и получать подарки»

Цель занятия: научить детей ориентироваться на потребности и предпочтения других людей, научить детей получать удовольствие от процесса дарения, а не только от получения  подарков;  задуматься о том, какой подарок моно подарить тому или иному человеку, как принимать подарки, чтобы не обидеть дарителя.

Содержание:

Работа со сказкой «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн).

Дискуссия «Какие слова можно говорить, когда даришь подарок? Что можно говорить, когда получаешь подарок? Как надо поступать, если ты получил подарок, который тебе не нравиться?»

49

Мир взаимоотношений

«Вежливость и благодарность»

Цель занятия: помочь детям осознано относиться к жизни среди людей, замечать ответственное поведение других людей по отношению к ним, научить детей  рассматривать вежливое поведение других людей   не как должное, а как проявление доброй воли, которая заслуживает благодарности.

Содержание:

Дискуссия «Люди постоянно влияю друг на друга.
Это влияние может быть различным»

Работа с рассказом «Зоки и Бада» (И. и Л. Тюхляевы)

Разминка «Благодарность»

50

Мир взаимоотношений «Толерантность»

Цель занятия: помочь детям осознано относиться к жизни среди людей, проявлять толерантность, уважение к взглядам других людей.

Содержание:

Дискуссия «Какие правила поведения позволяют людям в обществе жить так, чтобы не мешать другим?» (Е.И. Николаева)

Упражнение «Толерантность это…»

Презентация «Толерантность»

Четверть – III

Учебный предмет – Психокоррекционные занятия

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

51

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку. Создать предпосылки для творческой идентичности.

Содержание:

Беседа  об имени. Изучение содержания слов:  псевдоним, прозвищ,  кличка.

Упражнение «Мой творческий псевдоним».

Дискуссия о недопустимости обращения к человеку через «прозвище» и «кличку»

Обсудить  с  родителями  и членами семьи тему «творческий псевдоним»

Презентация «Псевдонимы  известных людей»  

52

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку.

Содержание:

Беседа  об имени, о важности отстаивать свое достоинство.

Изучение содержания слов: «назвать», «величать». «обзывать»

Дискуссия о недопустимости обращения к человеку через ненормативную лексику и использование «слов дразнилок»..

Обсудить  с  родителями  и членами семьи тему

«достоинство»

53

«Я» - это моя социальная роль

Цель занятия:  создать условия для возможности задуматься о будущем, попытаться структурировать  его, обсудить возможные варианты будущего, своих социальных ролей; помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; ввести понятие «жизненный выбор».

Содержание:

Разминка «Взрослое имя»

Упражнение «Я хочу в будущем – делаю сейчас»

Рисунок или коллаж «Я в настоящем, я в будущем»

54

Я - школьник

Цель занятия: содействовать осознанию позиции школьника;  помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; развить  понятие «жизненный выбор».

Содержание:

Упражнение «Раньше и сейчас»

Упражнение «Каким я буду, когда выросту»

Табличка «Раньше и сейчас»

55

Мир ощущений

«Я слышу это мир»

Цель занятия: способствовать осознанию взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; развитие слухового и зрительного внимания;  развивать  умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщать; формировать умение  произвольно расслаблять мышцы тела.

Содержание:

Упражнение «Прослушайте произведение…»

Беседа о звуке, о его значении в жизни человека, о его влиянии на состояние человека.

Понаблюдать  за пространством, каких звуков  в вашем пространстве больше?  Какие звуки создают живые существа?

«Полет шмеля»         Н. Римский-Корсаков

56

Мир ощущений

«Я слышу это мир»

Цель занятия: способствовать осознанию взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; развитие слухового и зрительного внимания;   развивать  умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщать; формировать умение  произвольно расслаблять мышцы тела.

Содержание:

Упражнение «Прослушайте произведение…»

Беседа о звуке, о его значении в жизни человека, о его влиянии на чувства.

Понаблюдать за собой, какие звуки нравятся больше.

«Времена года»       А. Вивальди

57

Мир ощущений

«Я слышу  это мир»

Цель занятия: способствовать осознанию взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; развитие слухового и зрительного внимания;  развивать  умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщать; формировать умение  произвольно расслаблять мышцы тела.

Содержание:

Дискуссия  «Любимые звуки...»

Упражнение «Презентация моей любимой музыки»

Упражнение «Тишина»

58

Мир чувств

«Чувства бывают разные»

Цель занятия: способствовать рефлексии эмоциональных состояний; способствовать адекватному самовыражению.

Содержание:

Дискуссия «Чувства бывают разные, нет «плохих» чувств,

важно их проявлять социально приемлемым образом…»

Упражнение «Допустимо – не допустимо»

Таблица «Допустимо, не допустимо»

59

Мир чувств

«Тревога»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство тревоги, справляться с собственной тревогой, определять тревогу  у других людей, адекватно  реагировать на нее.

Содержание:

Беседа о том, что такое тревога.

Психогимнастика «Справляемся с тревогой»

Презентация «Как справиться с тревогой»

60

Мир чувств

«Страх»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство страха, отличать ее от тревоги, определять  страх у других людей, просить помощи и поддержки в ситуации реальной угрозы.

Содержание:

Беседа о том, чем отличается тревога от страха.

Дискуссия «Реальный и виртуальный страх. Ситуации, в которых  страх спасает, страх мешает».

Презентация  «Чем отличается тревога от страха»

61

Мир чувств

«Страх»

Цель занятия: научиться работать со своим страхом, а не подавлять его или скрывать, просить помощи и поддержки. Содержание:

Работа со сказкой «Винни-Пух и все-все-все» (А. Милн)

Разминка «Освобождение»

Упражнение «Как справиться со страхом)

62

Мир чувств

«Страх»

Цель занятия: способствовать рефлексии эмоциональных состояний, способствовать адекватному самовыражению.

Содержание:

Дискуссия «Стыдно ли бояться?»

Работа со сказкой «Сказка проЕгора-мухомора, девочку Машу, серого валка, лосей и мимолетную бабушку» (А. Никитин)

63

Мир чувств

«Обида»

Цель занятия: научиться идентифицировать чувство обиды, определять чувство у других людей, причины по которым чувство возникает, научить адекватно  реагировать на нее, оказывать поддержку, инициировать общение.

Содержание:

Упражнение «Лишнее слово»

Игра «Помогите маме»

Упражнение «Рисуем обиду»

Карточки «Лишнее слово»

64

Мир чувств

«Обида»

Цель занятия: разобрать неэффективность обиды в общении, разрушительности мести, обсудить различные  способы выхода из ситуации, в которых порождаются эти чувства.

Содержание:

Дискуссия «Какого цвета обид, месть, прощение? Почему человек обижается? Что делать если кто-то тебя обидел?»

Упражнение  «Почемлюди прощают друг друга»

Презентация «Прощение»

65

Мир чувств

«Агрессия и агрессивность»

Цель занятия:  помочь осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Содержание:

Беседа о разнице между агрессией и агрессивностью.

Работа со сказкой «Лабиринт души» (Т. Шмидт)

Презентация «Агрессия и агрессивность»

66

Мир чувств

«Агрессия и агрессивность»

Цель занятия:  помочь осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Содержание:

Упражнение «Золотые мысли»

Работа со сказкой «Про Рона» (О.В. Хухлаева)

Презентация «Агрессия и агрессивность»

67

Мир чувств

«Агрессия и агрессивность»

Цель занятия:  помочь осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Содержание:

Беседа «моя реакция на агрессию»

Работа со сказкой «Время» (О. Горбушина)

Упражнение «Как поступить конструктивно?»

Рисунок  «Моя реакция на агрессию»

Презентация «Агрессия и агрессивность»

68

Мир чувств

«Агрессия и агрессивность»

Цель занятия:  помочь осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Содержание:

Упражнение «Трудно» (О.В. Хухлаева)

Упражнение «Если я сильный…»

Работа с притчей «Живот с пристежками» (Кротов В.Г.)

69

Мир ценностных представлений.

«Уважение, Достоинство»

Цель занятия:  научить детей видеть достоинства одноклассников  и уважительно говорить о них; создать условия для получения опыта позитивной обратной вязи от одноклассников.

Содержание:

Упражнение «Мой портрет»

Упражнение «Что вам нравиться, за что уважает»

Дискуссия «Какие качества людей достойны уважения»

Презентация

«Уважение. Достоинство»

70

Мир  ценностных представлений

«Ценность человеческой жизни»

Цель занятия:  заострить внимание на ценности человеческой жизни, научить их трепетному отношению к собственной жизни и жизни другого

Содержание:

Разминка «Молодые стебельки»

Работа с рассказом «Таинственный остров» (Ж. Верн)

Дискуссия «Что означает «ценить жизнь»? Что  такое Красная книга?»

Презентация

«Красная книга»

71

Мир  ценностных представлений

«Любовь»

Цель занятия: определить поведение, которое называется словом «любовь», показать, что  любви нужно учиться, что  она проявляется не столько в словах, сколько  в ответственных поступках.

Содержание:

Беседа «Что такое любовь? Какие слова описываю любовь?»

Работа с рассказом «Лунный человек» (О. Дидковская)

Упражнение «Что делает человек, который любит?»

Подумать и записать какими словами можно назвать теплые отношения между людьми.

Презентация

«Любовь = ответственность и поступки»

72

Мир взаимоотношений

«Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми»

Цель занятия:  помочь осознать различия  между агрессий и агрессивностью, научиться контролировать  собственное агрессивное поведение и  правильно вести себя  в ситуации проявления агрессии со стороны других, профилактика жестокого обращения в семье.

Содержание:

Упражнение «Ребенок точно так же воспитывает и контролирует свою семью, как и она его»

Дискуссия «Чем недовольны родители?»

Игра «Подростки не понимают… родители не понимают…»

Упражнение «Учимся договариваться»

Работа со сказкой  «Сказка про Крича» (М. Кирсанов)

Обсудить с родителями тему.

73

Мир взаимоотношений

«Учимся договариваться»

Цель занятия:  помочь осознать различия  между агрессий и агрессивностью, научиться контролировать  собственное агрессивное поведение и  правильно вести себя  в ситуации проявления агрессии со стороны других, профилактика  жестокого обращения в семье.

Содержание:

Дискуссия «Каждый человек идет своим путем развития, переживает свои трудности и находит пути их преодоления»

Игра «На приеме у психолога»

Упражнение  «Мои маски»

Работа с притчей «Дом масок» (Кротов В.Г.)

Презентация «Маски»

74

Мир взаимоотношений

«Учимся договариваться»

Цель занятия:  помочь осознать различия  между агрессий и агрессивностью, научиться контролировать  собственное агрессивное поведение и  правильно вести себя  в ситуации проявления агрессии со стороны других, профилактика  жестокого обращения в семье.

Содержание:

Беседа «Умение доверять другим людям является огромным богатством человека»

Игра «На приеме у психолога»

Работа с притчей «Глиндум-Фря» (Кротов В.Г.)

Упражнение «Маски»

75

Мир взаимоотношений

«Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице»

Цель занятия:  создать условия для  осознания подростками  роли конфликтов в жизни человека, мотивировать на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Содержание:

Упражнение «Первый шаг разрешения конфликта – умение  предвидеть его» (О.В. Хухлаева)

Упражнение «Сигналы конфликта» (Т.Г. Григорьева)

Упражнение «Стиль входа в конфликт»

Дискуссия «Конфликт  - это хорошо или плохо?»

Рисунок моего стиля поведения в конфликте.

Презентация «Стили входа в конфликт»

76

Мир взаимоотношений

«Способы поведения в конфликте»

Цель занятия:  создать условия для  осознания подростками  роли конфликтов в жизни человека, мотивировать на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Содержание:

Упражнение «Каждый человек ведет себя в конфликте по-разному»

Упражнение «Основные стили поведения в конфликте»

Упражнение «Конфликтные ситуации»

Работа со сказкой «Сказка про цветной снег»

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Презентация «Как проявляются способы поведения в конфликте»

77

Мир взаимоотношений «Конструктивное разрешение конфликтов»

Цель занятия:  создать условия для  осознания подростками  роли конфликтов в жизни человека, мотивировать на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Содержание:

Дискуссия «Лучшее разрешение конфликта – то, при котором выигрывают оба участника»

Упражнение «Как выиграть обоим участникам конфликта»

Упражнение «Как оставаться спокойным»

Работа со сказкой «Подумай обо мне»

Листы с фразами (Григорьева Т.Г.)

78

Мир взаимоотношений

«Конфликты как возможность развития»

Цель занятия:  создать условия для  осознания подростками  роли конфликтов в жизни человека, мотивировать на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Содержание:

Дискуссия «Творческий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в возможности»

Упражнение «Станем американцами»

Упражнение «Конфликт как возможность»

Работа со сказкой «Верба» (И. Орлова)

79

Мир взаимоотношений

«Готовность к разрешению конфликтов»

Цель занятия:  создать условия для  осознания подростками  роли конфликтов в жизни человека, мотивировать на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Содержание:

Дискуссия «Иногда конфликт может быть приятным и желательным»

Упражнение «В чем выгода»

Упражнение «В стране вещей»

Работа со сказкой «Город» (О.В. Хухлаева)

80

Мир взаимоотношений

«Опыт разрешения конфликтов»

Цель занятия:  создать условия для  осознания подростками  роли конфликтов в жизни человека, мотивировать на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Содержание:

Ролевая игра «На приеме у психолога»

Упражнение «Попробуем договориться»

Четверть – IV

Учебный предмет – Психокоррекционные занятия

п\п

Наименование раздела и темы

Дата проведения

Цель занятия.

Виды деятельности.

Домашнее задание

ИКТ, наглядно-демонстрационный материал

план.

факт.

81

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку. Создать предпосылки для творческой идентичности.

Содержание:

Рисунок или коллаж имени.

Рассказ об истории и значении своего имени.

82

«Я» - это мое имя.

Цель занятия: создать условия для самопрезентации, повысить самооценку.

Содержание:

Беседа об имени. Повторение пройденных тем (о творческом псевдониме,  о важности отстаивать свое достоинство и о недопустимости некорректного обращения к  человеку)

83

«Я» - это моя социальная роль

Цель занятия:  создать условия для возможности задуматься о будущем, попытаться структурировать  его, обсудить возможные варианты будущего, своих социальных ролей; помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; ввести понятие «жизненный выбор».

Содержание:

Дискуссия «Будущее создается сегодня»

Коллаж «Я и мои ценности через 10 лет»

84

Я - школьник

Цель занятия: содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность  в себе и своих учебных возможностях.

Содержание:

Упражнение «Закончи предложение»

Работа со сказкой «Козленок Хрюпингав» (Е. Елпидинская)

85

Мир ощущений

«Я меняюсь»

Цель занятия: помочь осознать свои изменения, мотивировать к позитивным самоизменениям.

Содержание:

Упражнение «Какого человека можно назвать…»

Упражнения «Мои важные изменения»

Работа со сказкой «Сказка про Тофа» (Е. Яковлева)

Плакат  с позитивными качествами.

86

Мир ощущений

«Я развиваюсь»

Цель занятия: помочь осознать свои изменения, мотивировать к позитивным самоизменениям.

Содержание:

Упражнение «Самое главное»

Работа со сказкой «Я иду к своей звезде» (Г. Кононенко)

Листы бумаги с надписями позитивных качеств.

87

Мир ощущений

«Я сам решаю…»

Цель занятия: помочь осознать свои изменения, мотивировать к позитивным самоизменениям.

Содержание:

Упражнение «Рюкзак пожеланий»

Упражнение «Пожелания взрослым»

Работа со сказкой «Желтый цветок»

88

Мир чувств

«Уверенность»

Цель занятия: создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Дискуссия «Человеку нужно прежде всего верить в себя»

Игра «В чем проблема» (О.В. Хухлаева)

Упражнение «Ассоциации»

Работа со сказкой «Про мальчика Неудоба»

89

Мир чувств

«Уверенность в себе»

Цель занятия: .создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Дискуссия «Каждому нужно знать, что и кто придает ему уверенность в себе»

Упражнение «Мои источники уверенности»

Упражнение «Мои ресурсы»

Карточки  со списком ресурсов

90

Мир чувств

«Застенчивость»

Цель занятия:  создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Дискуссия «Неуверенность в себе проявляется по-разному»

Упражнение «Маски неуверенности»

Игра «Какое поведение у ребят»

Гимнастика «Надень маску»

Презентация  «Чем отличается тревога от страха»

91

Мир чувств

«Неуверенность»

Цель занятия: .создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Игра «На приеме у психолога»

Работа со сказкой «Маленькая волна» (К. Ступницкая)

92

Мир чувств

«Я становлюсь увереннее»

Цель занятия:  создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Дискуссия «Поражение – прекрасная возможность научиться чему-то новому»

Упражнение «Высказывания»

Работа со сказкой «Молодое дерево» (К.Ступницкая)

Листочки с надписями

93

Мир чувств

«Самоуважение»

Цель занятия:  создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Дискуссия «Действительно уверенный в себе человек относиться к себе с уважением»

Упражнение «Звезда Самоуважения»

Игра «Волшебное зеркало»

Работа со сказкой «На дне моря» (Н.Шилова)

Карточки с качествами

94

Мир чувств

«Уважение к другим»

Цель занятия:  создать условия для приобретения уверенности в себе, и помочь понять, что вера в себя необходима для развития человека; повысить самооценку.

Содержание:

Упражнение «За что я уважаю»

Упражнение «Портрет»

Работа со сказкой «Превращение»

Упражнение «Подумай» (О.В. Хухлаева)

Презентация «Прощение»

95

Мир чувств

«Милосердие»

Цель занятия:  способствовать рефлексии эмоциональных состояний; научить сочувствовать сопереживать.

Содержание:

Дискуссия «Кто нуждается в милосердии?»

Упражнение «Качеств милосердного человека»

Упражнение «С кем бы я мог согласиться?»

Записать собственные мысли о милосердии.

Презентация «Агрессия и агрессивность»

96

Мир чувств

«Упрямство»

Цель занятия:  способствовать рефлексии эмоциональных состояний.

Содержание:

Упражнение «Портрет»

Упражнение «Корзинка непослушания»

Работа со сказкой «Сказка про телефончик»

97

Мир чувств «Зависть»

Цель занятия:  способствовать рефлексии эмоциональных состояний.

Содержание:

Дискуссия «Что такое зависть»

Работа с рассказом «Бабушкин подарок» М. Зощенко

98

Мир  ценностных представлений

«Свершение. Завершенность»

Цель занятия: научить завершать начатое дело.

Содержание:

Работа со сказкой «Как незнайка был музыкантом». (Н. Носов)

Дискуссия «Что труднее начать или закончить дело? Всегда ли  нужно доводить до конца? Что интереснее – решать задачи с ответом или без ответа?»

Презентация «Свершение. Завершенность»

99

Мир ценностных представлений.

«Уроки жизни»

Цель занятия:  подчеркнуть ответственность человека за его чувства и мысли.

Содержание:

Дискуссия «Плюсы и минусы» (О.В. Хухлаева)

Упражнение «Копилка трудных ситуаций»

Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине»

Написать значение слов: тактичный, отзывчивый.

100

Мир  ценностных представлений

«Внутренняя сила»

Цель занятия:  подчеркнуть ответственность человека за его чувства и мысли.

Содержание:

Беседа « Внутренняя сила»

Упражнение «Моя внутренняя сила»

Работа со сказкой «Сказка о волчишке Джоне»

Написать значение слов: сердечный, интеллигентный.

101

Мир  ценностных представлений

«Мой внутренний мир»

Цель занятия:  подчеркнуть ответственность человека за его чувства и мысли.

Содержание:

Дискуссия «Мой внутренний мир»

Коллаж «Мой внутренний мир»

102

Мир взаимоотношений

«Соревнование и сравнение»

Цель занятия:обсудить с детьми неоднозначность таких понятий, как «соревнование» и «сравнение» и их влияние на межличностное общение.

Содержание:

Упражнение «Выбери» (Е.И. Николаева)

Работа со сказкой «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

103

Мир взаимоотношений «Творческие люди»

Цель занятия: показать, что в творчестве с наибольшей силой проявляется индивидуальность каждого человека, его свобода, тогда как вся остальная деятельность в значительной мере ограничена рамками общепринятых правил, стандартов.

Содержание:

Беседа «Сколько разных значений у слова дарить?»

Упражнение «Если бы девочке мама подарила не красную шапочку, а зеленное платьице, как могла бы измениться сказка?» (Е.И. Николаева)

Упражнение «Какими бы были приключения Буратино, если бы он был не деревянным, а пластилиновым?»        

Сочинить «Свою сказку»

104

Мир взаимоотношений

«Дружим не только в школе»

Цель занятия: укрепление позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; создание условий для поддержания дружеских отношений в каникулярный период.

Содержание:

Упражнение «Вспомним хорошие поступки»

Упражнение «Мы»

Упражнение «Спасибо что помог»

Рисунок «Я в школе»

Бумага А 4,  цветные карандаши, гуашь и  кисти

105

Итоговое занятие «Заключительные посиделки»

Цель занятия: определить  уровень усвоенных знаний и представлений о  себе, определить уровень сформированной  социально-личностного и эмоционального развития; помочь учащимся выделить свои положительные, сильные качества; выяснит, какие формы работы, и темы занятий более всего запомнились учащимся в процессе преподавания предмета.

Содержание:

Беседа, анкетирование, рисунок «Мое настроение».

Бумага А 4, простой и цветные карандаши, ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС  ООО) с учетом п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11-А,Б класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -  11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасн...

Рабочая учебная программа учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень) 11 класс

Рабочая учебная программа учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень) для учащихся 11а класса разработана на основе программы, утвержденной Министерством образования и наук...

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...