Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11-А,Б класс 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по обж
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х - 11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_obzh_11_ab_klass.docx | 74.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно- ДиректорМБОУСОШ№1 г. Советский
воспитательной работе ________________Е.К Писаренко ________________________ Т.В. Дидич
«2020г» «2020г»
Программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
11-А,Б класс
2020 - 2021 учебный год
Учитель: Сеноженский Михаил Александрович
Квалификационная категория: первая
Программа составлена в соответствии с Примерной программой по учебным предметам «ОБЖ » - Москва, «Просвещение», 2010 г.
Количество часов по учебному плану на 2020-2021 учебный год: 35часов
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № от «2020г »
г.Советский
2020г.
Пояснительная записка
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х - 11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).
Программа составлена на основе «Комплексной программы основ безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Изд. «Просвещение», 2009год. Количество учебных часов – 35, по 1 часу в неделю.
Базовым является учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности». 11 класс.– М: «Просвещение», 2012 год
Используемый УМК:
Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников »Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс, Москва, «Просвещение», 2012 г.
«Общевоинские уставы РФ», Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2009г.
И.Ф. Богоявленский »Оказание ПМП в очагах ЧС» Санкт – Петербург, Медиус, 2005год
Цифровой ресурс: ОБЖ: 5-11 класс [Электронный ресурс]: Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003.
Тематический контроль: тесты, домашние задания в тетради, рефераты, устные ответы и письменные работы.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
Общая характеристика
Основы безопасности жизнедеятельности», как ни в каком другом предмете, представлены в единстве все функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Образовательная функция предполагает усвоение обучаемыми определенного объема общенаучных и специальных знаний и формирование на их основе различных умений и навыков.
Развивающая функция обеспечивает, помимо формирования знаний, умений и навыков, общее интеллектуальное развитие учащихся, становление их познавательных качеств и творческой активности.
Воспитательная функция формирует волевые, эстетические, нравственные, патриотические и другие качества, диалектическое мировоззрение и как результат — всесторонне и гармонично развитую личность. Значимость курса обусловлена тем, что в нем реализуются требования Конституции Российской Федерации, ряда важнейших федеральных законов и нормативных правовых документов федерального уровня.
В курс включен раздел «Основы военной службы», при изучении которого учащиеся не только теоретически знакомятся с военной службой и воинской обязанностью, но и принимают участие в практических занятиях, занимаются военно-прикладными видами спорта.
На занятиях школьники получают систематизированное представление о возможных опасностях, учатся их прогнозировать и вырабатывать безопасный алгоритм действий в конкретных условиях обстановки, обучаются оказанию первой помощи, транспортировке пострадавших, элементарным приемам самозащиты и выживания в природных условиях.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» решает и еще одну немаловажную задачу — он нацелен на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек: наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения, знакомит обучаемых с основами репродуктивного здоровья.
Курс является своеобразной базой для проведения целого ряда внешкольных и внеклассных мероприятий. Это прежде всего Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности и Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности».
Структурно курс представлен тремя разделами:
- раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях»;
- раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;
- раздел 3 «Основы военной службы».
Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.
Ключевые компетентности, которыми должны овладеть учащиеся:
- Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, употребления наркотиков, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни человека.
- Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знания и гордость за символы государства.
- Компетенции ценностно – смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры; истории цивилизаций, собственной страны, религии.
- Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
- Компетенции специальные: умение вести себя в различных ЧС; оказание само и взаимопомощи в зависимости от поражающего фактора; умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему; знать основы воинской службы быть готовым к службе в ВС РФ.
Модульный принцип построения курса ОБЖ в этом учебнике позволяет решить следующие задачи:
- последовательно и логично структурировать тематику курса ОБЖ;
- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а так же с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
- эффективнее использовать межпредметные связи;
- обеспечить непрерывность образования;
- более эффективно использовать ТСО;
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет так же определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10-11-х классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предлагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получения школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.
Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС мирного и венного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороны(ГО) РФ как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а так же государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на развитие практических навыков сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а так же методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития. По данной теме мною добавлены уроки на мой взгляд , имеющие большую актуальность чем некоторые другие темы; психологическая безопасность личности в современном мире, информационная безопасность, безопасность питания, экологическая безопасность так как давно уже человечество стало на грань не эффективной и безопасной жизнедеятельности, а выживания. Кроме того поскольку учащиеся нашей школы являются провинциальными жителями и, большинство из них после окончания школы едут продолжать образование в больших городах и мегаполисах страны. В связи с этим мне показалось целесообразным ввести в программу несколько уроков по теме «Безопасность большого города» для того что бы выпускникам школы было легче адаптироваться в не знакомой для них и к сожалению довольно агрессивной среде.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть все. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающий его системное изучение.
В соответствие с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положении Конституции РФ и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной военной службы.
Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе, по 1 часу в неделю. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Кроме того в 10-м классе предусмотрены 5-ти дневные практические занятия по ОВС на базе воинской части или военно – спортивного оздоровительного лагеря в объеме 40 часов во вне учебное время. Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
- Формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;
- Ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
- Изучение правил оказания и навыками первой медицинской помощи (ПМП) в сложных случаях при первой необходимости;
- Ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от ЧС природного и техногенного, и социального характера;
- Воспитание личной заинтересованности, сознания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- Изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
- Оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
- Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать собственное мировоззрение;
- Осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии;
Реализация предлагаемой программы предусматривает использование учебно – методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно – методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия, а так же по возможности ТСО. «ПО возможности» оговорено в связи со слабостью материальной базы предмета ОБЖ.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» включается во все учебные планы из расчета 1 ч в неделю (всего 70 ч) в 11 классе и 1 ч в неделю (всего 35 часов)
Планируемые результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
- овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
-умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
- формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
- умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности
Система оценки достижений учащихся: Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
- использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
- объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
- действовать согласно указанию на дорожных знаках;
- пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
- использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
- распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
- описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
- определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
- опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
- опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
- пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
- прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
- составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
- распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
- соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
- использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
- применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
- распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
- использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
- составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
- приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
- использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
- действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
- вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
- прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
- Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
- объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
- оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
- объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
- использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
- распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
- распознавать симптомы употребления наркотических средств;
- описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
- использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
- описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
- описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
- составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
- использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
- оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
- описывать факторы здорового образа жизни;
- объяснять преимущества здорового образа жизни;
- объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
- описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
- раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
- распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
- использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
- отличать первую помощь от медицинской помощи;
- распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
- выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
- действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
- составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
- использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
- классифицировать основные инфекционные болезни;
- определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
- характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
- описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
- приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
- приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
- раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
- разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
- оперировать основными понятиями в области обороны государства;
- раскрывать основы и организацию обороны РФ;
- раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
- объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
- описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
- характеризовать историю создания ВС РФ;
- описывать структуру ВС РФ;
- характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
- распознавать символы ВС РФ;
- приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
- использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
- раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
- характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
- раскрывать организацию воинского учета;
- комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
- использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
- описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
- объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
- различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
- описывать основание увольнения с военной службы;
- раскрывать предназначение запаса;
- объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
- раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
- объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
- Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
- использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
- оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
- выполнять строевые приемы и движение без оружия;
- выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
- выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
- приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
- описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
- выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
- описывать порядок хранения автомата;
- различать составляющие патрона;
- снаряжать магазин патронами;
- выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
- описывать явление выстрела и его практическое значение;
- объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
- объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
- выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
- объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
- выполнять изготовку к стрельбе;
- производить стрельбу;
- объяснять назначение и боевые свойства гранат;
- различать наступательные и оборонительные гранаты;
- описывать устройство ручных осколочных гранат;
- выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
- выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
- объяснять предназначение современного общевойскового боя;
- характеризовать современный общевойсковой бой;
- описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
- выполнять приемы «К бою», «Встать»;
- объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
- выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
- определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
- передвигаться по азимутам;
- описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
- применять средства индивидуальной защиты;
- действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
- описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
- раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
- выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
- Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
- объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
- характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
- использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
- Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
- Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
- Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
- приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
- Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
- определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
- выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
- выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
- описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
- выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
- описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
- выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
- оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Содержание
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч.).
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2 ч.).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (3 ч.).
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч.).
Раздел 1. Основы здорового образа жизни (9 ч.).
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (6 ч.).
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (14 ч.).
Раздел 1. Основы обороны государства (7 ч.).
Раздел 2. Основы военной службы (7 ч.).
Тематическое планирование
№ п.п | Темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч.). | |||
1 | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. | 1 | познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту .Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т.д., выбирать наиболее эффектный способ предотвращения возгорания; -изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах; -знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище; -знакомиться с мерами безопасности в быту, учиться понимать инструкции электрических и электронных приборов, различать предметы бытовой химии, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту; -изучать состояние водоемов в различное время года, знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора, усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде; -находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии, оценивать состояние окружающей среды, знать перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой; -знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте, знать духовно-нравственные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни; -знакомится с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях; осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности на природе, в походах, при автономном существовании в природной среде, определять возможные последствия; |
2 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в разное время года. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. | 1 | |
3 | Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма». Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку. |
4 | Контртеррористическая операция и условия ее проведения. | 1 | характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях. |
5 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч.). | |||
6 | Правила личной гигиены | 1 | анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих; анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья; развить навыки профилактики вредных привычек; моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье; анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье; сформировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими); моделировать ситуации Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. Изучают меры профилактики этих заболеваний и статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за заражение венерической болезнью |
7 | Нравственность и здоровье. | 1 | |
8 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. | 1 | |
9 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. | 1 | |
10 | Безопасность питания. | 1 | |
11 | Информационная безопасность. | 1 | |
12 | Экологическая безопасность. | 1 | |
13 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье. | 1 | Изучают основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, определяющие условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, а также отношения между членами семьи |
14 | Первая медпомощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. | 1 | учащиеся получают представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи, сформировать готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся; проектировать свою деятельность в направлении здоровьесбережения. Регулятивные: анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений; отработать основные приемы оказания первой медицинской помощи в различных условиях (при неотложных состояниях, при массовых поражениях). Познавательные: -познакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм; -освоить правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; -знать неотложные состояния, требующие оказания первой медицинской помощи; -научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д. -овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца; -познакомиться с причинами массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений; -изучить мероприятия по оказанию помощи населения в местах массовых поражений. |
15 | Первая медицинская помощь при ранениях. | 1 | |
16 | ПМП при травмах опорно – двигательного аппарата. | 1 | |
17 | ПМП при черепно – мозговой травме, травме груди, травме живота. | 1 | |
18 | ПМП при травмах в области таза; при повреждениях позвоночника, спины. | 1 | |
19 | ПМП при остановке сердца. | 1 | |
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (14 ч.). | |||
20 | Функции и задачи вооруженных сил. | 1 | Представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание военных реформ представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении |
21 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. | 1 | |
22 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | Получают представление об истории наград, орденах и медалях дореволюционной России, Советского Союза и государственной наградной системе Российской Федерации. Беседуют со своими родственниками, награжденными государственными наградами, и узнают, за какие подвиги и заслуги они награждены |
23 | Военная форма одежды. | 1 | |
24 | Основные понятия о воинской обязанности и воинском учете. Обязанности граждан по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. | 1 | изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе Изучают положения Конституции и федеральных законов, регламентирующие вопросы воинской обязанности, военной службы и обороны страны |
25 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по воинским должностям. Подготовка граждан по ВУС. | 1 | |
26 | Медицинское освидетельствование граждан при постановке на воинский учет. Профессионально психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | 1 | |
27 | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. | 1 | |
28 | Виды и особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к гражданину. | 1 | |
29 | Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ. | 1 | |
30 | Основные обязанности военнослужащих. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. | 1 | |
31 | Ритуалы ВС РФ. Вынос знамени, приведение к присяге, подъем и спуск государственного знамени. | 1 | Знакомятся с историей ритуала посвящения в воины (обряд клятвы на верность, присяга). Изучают текст Военной присяги, ее морально-нравственное и правовое значение, порядок принятия |
32 | Призыв на военную службу, порядок прохождения военной службы, размещение и быт военнослужащих. | 1 | Получают представление о категориях граждан, подлежащих призыву на военную службу, сроках проведения призыва, предоставлении отсрочки и освобождения от призыва, общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Получают представление о категориях граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, условиях заключения контракта, сроках службы по контракту, правах и льготах военнослужащих, заключивших контракт |
33 | Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. | 1 | |
34 | Льготы военнослужащих | 1 | |
35 | Необходимость глубоких знаний и понимание своей военной специализированости. | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№урока | Изучаемый материал | К-во часов | Виды деятельности | Формы урока | Компетентность | Дата | Факт.дата |
Модуль 1. | Основы безопасности личности, общества и государства. | 5 | |||||
Раздел 1. | Основы комплексной безопасности. | 2 | |||||
1 | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. | 1 | Фронтальная. С книгой. | Лекция. Изучение нового материала и первичное закрепление. | Компетенции гражданственности. Компетенции здоровьесбережения. | 05.09 | |
2 | Обеспечение личной безопасности на водоемах в разное время года. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. | 1 | Фронтальная. С книгой. | Лекция. Изучение нового материала и первичное закрепление. | Компетенции здоровьесбережения. | 12.09 | |
Раздел 2 | Защита населения от ЧС. | 3 | |||||
3 | Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции гражданственности. Компетенции социального взаимодействия с обществом. | 19.09 | |
4 | Контртеррористическая операция и условия ее проведения. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции социального взаимодействия с обществом | 26.09 | |
5 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. | Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире. Компетенции здоровьесбережения. | 03.10 | |
Модуль 2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 15 | |||||
Раздел 3. | Основы здорового образа жизни. | 9 | |||||
6 | Правила личной гигиены | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. | Компетенции здоровьесбережения | 10.10 | |
7 | Нравственность и здоровье. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. | Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.. | 17.10 | |
8 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. | Компетенции здоровьесбережения Компетенции гражданственности | 24.10 | |
9 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции здоровьесбережения. Компетенции гражданственности. | 07.11 | |
10 | Безопасность питания. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции здоровьесбережения | 14.11 | |
11 | Информационная безопасность. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции здоровьесбережения Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире. | 21.11 | |
12 | Экологическая безопасность. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции здоровьесбережения Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире. Компетенции гражданственности | 28.11 | |
13 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции гражданственности | 05.12 | |
Раздел 4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 6 | |||||
14 | Первая медпомощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная. С книгой. | Лекция. Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности. | 12.12 | |
15 | Первая медицинская помощь при ранениях. | 1 | С книгой. В парах. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 19.01 | |
16 | ПМП при травмах опорно – двигательного аппарата. | 1 | С книгой. В парах. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 09.01 | |
17 | ПМП при черепно – мозговой травме, травме груди, травме живота. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 16.01 | |
18 | ПМП при травмах в области таза; при повреждениях позвоночника, спины. | 1 | С книгой. В парах. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 23.01 | |
19 | ПМП при остановке сердца. | 1 | С книгой. В парах. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 30.02 | |
Модуль 3. | Обеспечение военной безопасности государства. | 14 | |||||
Раздел 5 | Основы обороны государства. | 7 | |||||
20 | Функции и задачи вооруженных сил. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире. Компетенции гражданственности | 06.02 | |
21 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. | Компетенции гражданственности | 13.02 | |
22 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. | Компетенции гражданственности | 20.02 | |
23 | Военная форма одежды. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции познавательной деятельности | 27.02 | |
24 | Основные понятия о воинской обязанности и воинском учете. Обязанности граждан по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 5.03 | |
25 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по воинским должностям. Подготовка граждан по ВУС. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 12.03 | |
26 | Медицинское освидетельствование граждан при постановке на воинский учет. Профессионально психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 19.03 | |
Раздел 6. | Основы военной службы. | 7 | |||||
27 | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции гражданственности | 2.04 | |
28 | Виды и особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к гражданину. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции познавательной деятельности | 9.04 | |
29 | Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции гражданственности Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире. | 16.04 | |
30 | Основные обязанности военнослужащих. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. | 1 | Индивидуальная. С книгой. | Актуализация знаний и умений. | Компетенции гражданственности | 23.04 | |
31 | Ритуалы ВС РФ. Вынос знамени, приведение к присяге, подъм и спуск государственного знамени. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции гражданственности | 30.04 | |
32 | Внеурочная деятельность. Призыв на военную службу, порядок прохождения военной службы, размещение и быт военнослужащих. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции познавательной деятельности | 7.05 | |
33 | Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. | 1 | Фронтальная. | Лекция. | Компетенции гражданственности | 7.05 | |
34 | Льготы военнослужащих | 1 | Фронтальная | Лекция | Компетенции гражданственности. | 14.05 | |
35 | Необходимость глубоких знаний и понимание своей военной специализированности. | 1 | Фронтальная | Лекция | Компетенции гражданственности | 21.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
1. А.Т.Смирнов. Программы общеобразовательных учреждений по ОБЖ. 5-11 кассы. Просвещение, Москва,2009год.
2. А.Т. Смирнов. ОБЖ.Поурочные разработки. 10-11классы. Просвещение, Москва, 2009год.
3. А.Т. Смирнов. ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11классы. Просвещение, Москва, 2010г.
4. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий,М.И.Хабнер. ОБЖ. Методика преподавания предмета 5-11 классы. Москва, ВАКО, 2010год.
Образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
- http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
- http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
- http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
- http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
- http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
- http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
- http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
- http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
- http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
- http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
- http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
- http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
- http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
- http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
- http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
- http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
- http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
- http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.
Планируемые результаты
Обучаемые должны знать:
- Основные опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и, правила поведения при них;
- Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени;
- Способы оповещения населения при ЧС мирного и военного времени;
- Правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования защитных сооружений ГО, порядок эвакуации населения;
- Наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
- Методы и средства оказания ПМП при различных видах травм, ранениях, отравлениях и пограничных состояний организма человека;
- Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ), систему самооздоровления и основы личной гигиены;
- Основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву.
Обучаемые должны овладеть навыками:
- Безопасного поведения в зонах криминогенной опасности, приемам самозащиты;
- В выполнении мероприятий ГО по защите в ЧС мирного и военного времени, предусмотренными органами управления по делам ГО и ЧС;
- В пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- В приемах оказания ПМП при ранениях, кровотечениях, растяжениях, при переломах, при обморожениях и тепловом и солнечном ударах; в приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;
- В выполнении различных физических упражнений для развития силы. Выносливости, гибкости и снятия эмоционального напряжения, составлению рационального режима дня, соблюдению правил личной гигиены;
- В выполнении практических заданий, предусмотренных условиями слетов соревнований Всероссийского детского движения «Школа безопасности»: в подготовке и участии однодневного туристического похода; в ориентировании на местности и магнитному азимуту; в преодолении препятствий на пересеченной местности, в том числе водных преград с использованием подручных средств; в подготовке к работе и использовании первичных средств пожаротушения и пожарно – технического вооружения при возникновении пожара; В использовании разрешенных средств самообороны; В оказании самопомощи и помощи пострадавшему на воде; в выполнении марш – бросков на 4-5 км; в выполнении упражнений стрельб из пневматического(стрелкового) оружия; в выполнении приемов строевой подготовки; в соблюдении мер безопасности вождения транспортных средств(велосипеда, мопеда).
Обучаемые должны иметь представление:
- Об организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
- О современных средствах поражения и их поражающих факторах;
- О защитных сооружениях ГО и правилах их использования при защите населения в ЧС мирного и военного времени;
- Об основах здорового образа жизни и основных его составляющих;
- О способах выживания в природных условиях, в различных климатических зонах;
- О воинской обязанности и военной службе, о порядке организации управления отделением, расчетом, экипажем;
- Об истории боевых традиций ВС России и символах воинской чести;
- О требованиях Уголовного кодекса РФ при нарушении норм поведения в повседневной жизни и при выполнении обязанностей военной службы;
- О требованиях, предъявляемых к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина;
- Об основных видах военно образовательных учреждений профессионального образования и правилах приема в них;
- Об основах военной службы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-11 классов.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-11 классов....
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов...
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы по курсу «Основы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов (ФГОС СОО)
Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов
Рабочая программа учебного предмета ОБЖ для 10-11 классов . В программе содержание учебного предмета ОБЖ представлено отдельными модулями (тематическими линиями). На изучение данного предмета на...