Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11-А,Б класс 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по обж

Сеноженский Михаил Александрович

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -  11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».   Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obzh_11_ab_klass.docx74.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                      «Утверждаю»                                                  

заместитель директора по учебно-                           ДиректорМБОУСОШ№1 г. Советский

воспитательной  работе                                     ________________Е.К Писаренко ________________________ Т.В. Дидич

«2020г»                                         «2020г»

Программа учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

11-А,Б класс

2020 - 2021 учебный год

Учитель: Сеноженский Михаил Александрович

Квалификационная категория: первая

Программа составлена в соответствии с  Примерной  программой по учебным предметам «ОБЖ » -  Москва, «Просвещение», 2010 г.

Количество  часов по учебному плану на 2020-2021 учебный год: 35часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол №  от «2020г  »    

г.Советский

2020г.

                                                

Пояснительная записка

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -  11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».   Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).

Программа составлена на основе «Комплексной программы основ безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Изд. «Просвещение», 2009год. Количество учебных часов – 35, по 1 часу в неделю.

Базовым является учебник А.Т. Смирнова,  Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности». 11 класс.– М: «Просвещение», 2012 год

Используемый УМК:

Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников »Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс, Москва, «Просвещение», 2012 г.

«Общевоинские уставы РФ», Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2009г.

И.Ф. Богоявленский »Оказание ПМП в очагах ЧС» Санкт – Петербург, Медиус, 2005год

Цифровой ресурс: ОБЖ: 5-11 класс [Электронный ресурс]: Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

Тематический контроль: тесты, домашние задания в тетради, рефераты, устные ответы и письменные работы.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено решение следующих целей:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Изучение  тематики  данной  учебной программы направлено  достижение следующих задач:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления.

Общая характеристика

Основы безопасности жизнедеятельности», как ни в каком другом предмете, представлены в единстве все функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Образовательная функция предполагает усвоение обучаемыми определенного объема общенаучных и специальных знаний и формирование на их основе различных умений и навыков.

Развивающая функция обеспечивает, помимо формирования знаний, умений и навыков, общее интеллектуальное развитие учащихся, становление их познавательных качеств и творческой активности.

Воспитательная функция формирует волевые, эстетические, нравственные, патриотические и другие качества, диалектическое мировоззрение и как результат — всесторонне и гармонично развитую личность. Значимость курса обусловлена тем, что в нем реализуются требования Конституции Российской Федерации, ряда важнейших федеральных законов и нормативных правовых документов федерального уровня.

В курс включен раздел «Основы военной службы», при изучении которого учащиеся не только теоретически знакомятся с военной службой и воинской обязанностью, но и принимают участие в практических занятиях, занимаются военно-прикладными видами спорта.

На занятиях школьники получают систематизированное представление о возможных опасностях, учатся их прогнозировать и вырабатывать безопасный алгоритм действий в конкретных условиях обстановки, обучаются оказанию первой помощи, транспортировке пострадавших, элементарным приемам самозащиты и выживания в природных условиях.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» решает и еще одну немаловажную задачу — он нацелен на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек: наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения, знакомит обучаемых с основами репродуктивного здоровья.

Курс является своеобразной базой для проведения целого ряда внешкольных и внеклассных мероприятий. Это прежде всего Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности и Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности».

Структурно курс представлен тремя разделами:

  • раздел 1 «Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях»;
  • раздел 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;
  • раздел 3 «Основы военной службы».

Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

Ключевые компетентности, которыми должны овладеть учащиеся:

  • Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, употребления наркотиков, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни человека.
  • Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знания и гордость за символы государства.
  • Компетенции ценностно – смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры; истории цивилизаций, собственной страны, религии.
  • Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.
  • Компетенции специальные: умение вести себя в различных ЧС; оказание само и взаимопомощи в зависимости от поражающего фактора; умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему; знать основы воинской службы быть готовым  к службе в ВС РФ.

Модульный принцип построения курса ОБЖ в этом учебнике позволяет решить следующие задачи:

  • последовательно и логично структурировать тематику курса ОБЖ;
  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а так же с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
  • эффективнее использовать межпредметные связи;
  • обеспечить непрерывность образования;
  • более эффективно использовать ТСО;

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет так же определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10-11-х классов основных понятий в области  безопасности жизнедеятельности и предлагает, наряду с изучением  проблем личной безопасности, получения школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций  по защите населения и территорий от ЧС мирного и венного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороны(ГО) РФ как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а так же государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на развитие практических навыков сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а так же методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития. По данной теме мною добавлены уроки на мой взгляд , имеющие большую актуальность чем некоторые другие темы; психологическая безопасность личности в современном мире, информационная безопасность, безопасность питания, экологическая безопасность так как давно уже человечество стало на грань не эффективной и безопасной жизнедеятельности, а выживания. Кроме того поскольку учащиеся нашей школы являются провинциальными жителями и, большинство из них после окончания школы едут продолжать образование в больших городах и мегаполисах страны. В связи с этим мне показалось целесообразным ввести в программу несколько уроков по теме «Безопасность большого города» для того что бы выпускникам школы было легче адаптироваться в не знакомой для них и к сожалению довольно агрессивной среде.

Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть все. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающий его системное изучение.

В соответствие с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положении Конституции РФ и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной военной службы.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе, по 1 часу в неделю. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Кроме того в 10-м классе предусмотрены 5-ти дневные практические занятия  по ОВС на базе воинской части или военно – спортивного оздоровительного лагеря в объеме 40 часов во вне учебное время. Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  • Формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;
  • Ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
  • Изучение правил оказания и  навыками первой медицинской помощи (ПМП) в сложных случаях при первой необходимости;
  • Ознакомление с задачами и структурами государственных  организаций, занимающихся вопросами защиты населения от ЧС природного и техногенного, и социального характера;
  • Воспитание личной заинтересованности, сознания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
  • Изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
  • Оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
  • Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать собственное мировоззрение;
  • Осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии;

Реализация предлагаемой программы предусматривает использование учебно – методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно – методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия, а так же по возможности ТСО. «ПО возможности» оговорено в связи со слабостью материальной базы предмета ОБЖ.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» включается во все учебные планы из расчета 1 ч в неделю (всего 70 ч) в 11 классе и 1 ч в неделю (всего 35 часов)

Планируемые результаты:

           - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

-  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

           -  умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

- овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

-умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

-  формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

                   - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

- формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

-  умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

-  овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности

Система оценки достижений учащихся: Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

Выпускник на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
  • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
  • действовать согласно указанию на дорожных знаках;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
  • распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
  • описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
  • определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
  • опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
  • опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
  • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
  • соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
  • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

  • Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
  • объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
  • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
  • распознавать симптомы употребления наркотических средств;
  • описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
  • использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
  • описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
  • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
  • составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
  • оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
  • описывать факторы здорового образа жизни;
  • объяснять преимущества здорового образа жизни;
  • объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
  • описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
  • раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
  • распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации  о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
  • отличать первую помощь от медицинской помощи;
  • распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
  • действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
  • составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • классифицировать основные инфекционные болезни;
  • определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
  • действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

Основы обороны государства

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
  • характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
  • описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
  • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
  • приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
  • раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
  • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
  • оперировать основными понятиями в области обороны государства;
  • раскрывать основы и организацию обороны РФ;
  • раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
  • объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
  • описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
  • характеризовать историю создания ВС РФ;
  • описывать структуру ВС РФ;
  • характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
  • распознавать символы ВС РФ;
  • приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

  • Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
  • использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
  • раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
  • характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
  • раскрывать организацию воинского учета;
  • комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
  • использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
  • описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
  • объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
  • различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
  • описывать основание увольнения с военной службы;
  • раскрывать предназначение запаса;
  • объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
  • раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
  • объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.

Элементы начальной военной подготовки

  • Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
  • использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
  • оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
  • выполнять строевые приемы и движение без оружия;
  • выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
  • выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
  • приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
  • описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;        
  • описывать порядок хранения автомата;
  • различать составляющие патрона;
  • снаряжать магазин патронами;
  • выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
  • описывать явление выстрела и его практическое значение;
  • объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
  • объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
  • выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
  • объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
  • выполнять изготовку к стрельбе;
  • производить стрельбу;
  • объяснять назначение и боевые свойства гранат;
  • различать наступательные и оборонительные гранаты;
  • описывать устройство ручных осколочных гранат;
  • выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
  • выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
  • объяснять предназначение современного общевойскового боя;
  • характеризовать современный общевойсковой бой;
  • описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
  • выполнять приемы «К бою», «Встать»;
  • объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
  • выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
  • передвигаться по азимутам;
  • описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
  • применять средства индивидуальной защиты;
  • действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
  • описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
  • раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
  • выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

  • Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
  • объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
  • характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
  • использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

  • Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

  • Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы обороны государства

  • Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
  • приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

  • Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
  • определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
  • выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
  • выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
  • описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
  • выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
  • описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
  • выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
  • оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Содержание

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч.).

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2 ч.).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (3 ч.).

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч.).

Раздел 1. Основы здорового образа жизни (9 ч.).

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (6 ч.).

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (14 ч.).

Раздел 1. Основы обороны государства (7 ч.).

Раздел 2. Основы военной службы (7 ч.).

Тематическое планирование

№ п.п

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч.).

1

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

1

познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту .Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т.д., выбирать наиболее эффектный способ предотвращения возгорания;

-изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах;

-знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище;

-знакомиться с мерами безопасности в быту, учиться понимать инструкции электрических и электронных приборов, различать предметы бытовой химии, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту;

-изучать  состояние водоемов в различное время года,

знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора, усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде;

-находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии, оценивать состояние окружающей среды, знать перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;

-знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте, знать духовно-нравственные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни;

-знакомится с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях; осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности на природе, в походах, при автономном существовании в природной среде, определять возможные последствия;

2

Обеспечение личной безопасности на водоемах в разное время года.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

1

3

Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.

1

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.

С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».

Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

4

Контртеррористическая операция и условия ее проведения.

1

характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.

Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

5

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч.).

6

Правила личной гигиены

1

анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих; анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья; развить навыки профилактики вредных привычек; моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье; анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье; сформировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими); моделировать ситуации

Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. Изучают меры профилактики этих заболеваний и статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за заражение венерической болезнью

7

Нравственность и здоровье.

1

8

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

1

9

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

1

10

Безопасность питания.

1

11

Информационная безопасность.

1

12

Экологическая безопасность.

1

13

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1

Изучают основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, определяющие условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, а также отношения между членами семьи

14

Первая медпомощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

учащиеся получают представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи, сформировать  готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся; проектировать свою деятельность в направлении здоровьесбережения.

Регулятивные: анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений; отработать основные приемы оказания первой медицинской помощи в различных условиях (при неотложных состояниях, при массовых поражениях).

Познавательные:

-познакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм;

-освоить правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

-знать неотложные состояния, требующие оказания первой медицинской помощи;

-научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д.

-овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца;

-познакомиться с причинами массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений;

-изучить мероприятия по оказанию помощи населения в местах массовых поражений.

15

Первая медицинская помощь при ранениях.

1

16

ПМП при травмах опорно – двигательного аппарата.

1

17

ПМП при черепно – мозговой травме, травме груди, травме живота.

1

18

ПМП при травмах в области таза; при повреждениях позвоночника, спины.

1

19

ПМП при остановке сердца.

1

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (14 ч.).

20

Функции и задачи вооруженных сил.

1

Представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах.

Анализируют цели и содержание  военных реформ

представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении

21

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

1

22

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1

Получают представление об истории наград, орденах и медалях дореволюционной России, Советского Союза и государственной наградной системе Российской Федерации. Беседуют со своими родственниками, награжденными государственными наградами, и узнают, за какие подвиги и заслуги они награждены

23

Военная форма одежды.

1

24

Основные понятия о воинской обязанности и воинском учете. Обязанности граждан по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

1

изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе

Изучают положения Конституции и федеральных законов, регламентирующие вопросы воинской обязанности, военной службы и обороны страны

25

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по воинским должностям. Подготовка граждан по ВУС.

1

26

Медицинское освидетельствование граждан при постановке на воинский учет. Профессионально психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

1

27

Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.

1

28

Виды и особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к гражданину.

1

29

Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ.

1

30

Основные обязанности военнослужащих. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

1

31

Ритуалы ВС РФ. Вынос знамени, приведение к присяге, подъем и спуск государственного знамени.

1

Знакомятся с историей ритуала посвящения в воины (обряд клятвы на верность, присяга). Изучают текст Военной присяги, ее морально-нравственное и правовое значение, порядок принятия

32

Призыв на военную службу, порядок прохождения военной службы, размещение и быт военнослужащих.

1

Получают представление о категориях граждан, подлежащих призыву на военную службу, сроках проведения призыва, предоставлении отсрочки и освобождения от призыва, общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Получают представление о категориях граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, условиях заключения контракта, сроках службы по контракту, правах и льготах военнослужащих, заключивших контракт

33

Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.

1

34

Льготы военнослужащих

1

35

Необходимость глубоких знаний и понимание своей военной специализированости.

1

Календарно - тематическое  планирование

№урока

Изучаемый материал

К-во часов

Виды деятельности

Формы урока

Компетентность

Дата

Факт.дата

Модуль 1.

Основы безопасности личности, общества и государства.

5

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности.

2

1

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

1

Фронтальная.

С книгой.

Лекция.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Компетенции гражданственности.

Компетенции здоровьесбережения.

05.09

2

Обеспечение личной безопасности на водоемах в разное время года.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

1

Фронтальная.

С книгой.

Лекция. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Компетенции здоровьесбережения.

12.09

Раздел 2

Защита населения от ЧС.

3

3

Нормативно – правовая база борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции гражданственности.

Компетенции социального взаимодействия с обществом.

19.09

4

Контртеррористическая операция и условия ее проведения.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции социального взаимодействия с обществом

26.09

5

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире.

Компетенции здоровьесбережения.

03.10

Модуль 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

15

Раздел 3.

Основы здорового образа жизни.

9

6

Правила личной гигиены

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции здоровьесбережения

10.10

7

Нравственность и здоровье.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции ценностно – смысловой ориентации в мире..

17.10

8

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции здоровьесбережения

Компетенции гражданственности

24.10

9

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции здоровьесбережения. Компетенции гражданственности.

07.11

10

Безопасность питания.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции здоровьесбережения

14.11

11

Информационная безопасность.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции здоровьесбережения

Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире.

21.11

12

Экологическая безопасность.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции здоровьесбережения Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире. Компетенции гражданственности

28.11

13

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции гражданственности

05.12

Раздел 4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

6

14

Первая медпомощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

С книгой.

Лекция.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности.

12.12

15

Первая медицинская помощь при ранениях.

1

С книгой.

В парах.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

19.01

16

ПМП при травмах опорно – двигательного аппарата.

1

С книгой.

В парах.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

09.01

17

ПМП при черепно – мозговой травме, травме груди, травме живота.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

16.01

18

ПМП при травмах в области таза; при повреждениях позвоночника, спины.

1

С книгой.

В парах.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

23.01

19

ПМП при остановке сердца.

1

С книгой.

В парах.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

30.02

Модуль 3.

Обеспечение военной безопасности государства.

14

Раздел 5

Основы обороны государства.

7

20

Функции и задачи вооруженных сил.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире.

Компетенции гражданственности

06.02

21

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции гражданственности

13.02

22

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний.

Компетенции гражданственности

20.02

23

Военная форма одежды.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции познавательной деятельности

27.02

24

Основные понятия о воинской обязанности и воинском учете. Обязанности граждан по воинскому учету. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

5.03

25

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов по воинским должностям. Подготовка граждан по ВУС.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

12.03

26

Медицинское освидетельствование граждан при постановке на воинский учет. Профессионально психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

19.03

Раздел 6.

Основы военной службы.

7

27

Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции гражданственности

2.04

28

Виды и особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к гражданину.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции познавательной деятельности

9.04

29

Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции гражданственности

Компетенции ценностно смысловой ориентации в мире.

16.04

30

Основные обязанности военнослужащих. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

1

Индивидуальная.

С книгой.

Актуализация знаний и умений.

Компетенции гражданственности

23.04

31

Ритуалы ВС РФ. Вынос знамени, приведение к присяге, подъм и спуск государственного знамени.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции гражданственности

30.04

32

Внеурочная деятельность. Призыв на военную службу, порядок прохождения военной службы, размещение и быт военнослужащих.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции познавательной деятельности

7.05

33

Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.

1

Фронтальная.

Лекция.

Компетенции гражданственности

7.05

34

Льготы военнослужащих

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности.

14.05

35

Необходимость глубоких знаний и понимание своей военной специализированности.

1

Фронтальная

Лекция

Компетенции гражданственности

21.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература:

1. А.Т.Смирнов. Программы общеобразовательных учреждений по ОБЖ. 5-11 кассы. Просвещение, Москва,2009год.

2. А.Т. Смирнов. ОБЖ.Поурочные разработки. 10-11классы. Просвещение, Москва, 2009год.

3. А.Т. Смирнов. ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11классы. Просвещение, Москва, 2010г.

4. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий,М.И.Хабнер. ОБЖ. Методика преподавания предмета 5-11 классы. Москва, ВАКО, 2010год.

Образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  • http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
  • http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
  • http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
  • http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
  • http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
  • http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
  • http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
  • http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
  • http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
  • http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
  • http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
  • http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
  • http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
  • http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
  • http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
  • http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
  • http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
  • http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.

Планируемые результаты

Обучаемые должны знать:

  • Основные опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и, правила поведения при них;
  • Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени;
  • Способы оповещения населения при ЧС мирного и военного времени;
  • Правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования защитных сооружений ГО, порядок эвакуации населения;
  • Наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
  • Методы и средства оказания ПМП при различных видах травм, ранениях, отравлениях и пограничных состояний организма человека;
  • Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ), систему самооздоровления и основы личной гигиены;
  • Основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву.

Обучаемые должны овладеть навыками:

  • Безопасного поведения в зонах криминогенной опасности, приемам самозащиты;
  • В выполнении мероприятий ГО по защите в ЧС мирного и военного времени, предусмотренными органами управления по делам ГО и ЧС;
  • В пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • В приемах оказания ПМП при ранениях, кровотечениях, растяжениях, при переломах, при обморожениях и тепловом и солнечном ударах; в приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;
  • В выполнении различных физических упражнений для развития силы. Выносливости, гибкости и снятия эмоционального напряжения, составлению рационального режима дня, соблюдению правил личной гигиены;
  • В выполнении практических заданий, предусмотренных условиями слетов соревнований Всероссийского детского движения «Школа безопасности»: в подготовке и участии однодневного туристического похода; в ориентировании на местности и магнитному азимуту; в преодолении препятствий на пересеченной местности, в том числе водных преград с использованием подручных средств; в подготовке к работе и использовании первичных средств пожаротушения и пожарно – технического вооружения при возникновении пожара; В использовании разрешенных средств самообороны; В оказании самопомощи и помощи пострадавшему на воде; в выполнении марш – бросков на 4-5 км; в выполнении упражнений стрельб из пневматического(стрелкового) оружия; в выполнении приемов строевой подготовки; в соблюдении мер безопасности вождения транспортных средств(велосипеда, мопеда).

Обучаемые должны иметь представление:

  • Об организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
  • О современных средствах поражения и их поражающих факторах;
  • О защитных сооружениях ГО и правилах их использования при защите населения в ЧС мирного и военного времени;
  • Об основах здорового образа жизни и основных его составляющих;
  • О способах выживания в природных условиях, в различных климатических зонах;
  • О воинской обязанности и военной службе, о порядке организации управления отделением, расчетом, экипажем;
  • Об истории боевых традиций ВС России и символах воинской чести;
  • О требованиях Уголовного кодекса РФ при нарушении норм поведения в повседневной жизни и при выполнении обязанностей военной службы;
  • О требованиях, предъявляемых к моральным,  индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина;
  • Об основных видах военно образовательных учреждений профессионального образования и правилах приема в них;
  • Об основах военной службы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей пр...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-11 классов.

    Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-11 классов....

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9  классов...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11  классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов (ФГОС ООО)

           Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы по курсу «Основы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов (ФГОС СОО)

          Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов

Рабочая программа учебного предмета ОБЖ для 10-11 классов . В программе содержание учебного предмета ОБЖ представлено отдельными  модулями (тематическими линиями). На изучение данного предмета на...