Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
план-конспект по психологии

Буренкова Ирина Михайловна

Материал  посвящен  актульной  проблеме эмоционального  выгорания  педагогов  образовательных  учреждений.  

Подробно  рассмотрен  феномен  эмоцинального  выгорания: факторы,  способствующие формированию  и развитию эмоционального  выгорания.  Даны рекомендации по  профилактике  эмоционального выгорания.

Практическая часть  включает в  себя  экспресс-диагностику эмоционального  выгорания,  упражнения на осознание личностного  и профессионального  ресурса, поднятие самооценки. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

1. Вступительное слово, понятие «Синдром эмоционального выгорания».

2. Тест на профессиональное выгорание.

3. Личность педагога и профессиональное выгорание. Теоретический блок.

4. Об эмоциях.

5. Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания педагогов. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов  начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы  у учителей  накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

2. Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да, не согласны (нет, они верны в некоторых случаях (иногда).

- Меня тяготит педагогическая деятельность.

- У меня нет желания общаться после работы.

- У меня в группе есть «плохие» дети.

- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ «да»- 3 балла, «иногда»-2 балла, «нет»- 1 балл.

Ключ: 5-8 баллов - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 баллов - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 баллов - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.

3. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у педагов , можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс.

Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за обучение,  воспитание  жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:

• характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;

• загруженность рабочего дня;

• высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

• нечеткая организация деятельности;

• неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;

• социальные условия.

Среди субъективных факторов выделяются:

• индивидуальные свойства нервной системы;

• уровень чувствительности к профессиональным трудностям;

• мотивации к профессиональной деятельности и поведению;

• опыт, знания, навыки.

Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:

• напряжения;

• резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);

• истощения.

4. Напряженными для педагога могут быть ситуации:

• взаимодействие с учениками, связанные с нарушением дисциплины, отношением к учебе,   конфликтными ситуациями между детьми;

• взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;

• взаимодействия с родителями  учеников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.

• низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что учитель  делит детей на «хороших» и «плохих», отдавая предпочтение одним и игнорируя других.

Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно «экономит» на эмоциях.

«Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым».

Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.

Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

Преобладает симптом эмоциональной отстраненности – учитель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.

Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся:

• эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;

• напряженность в отношении к людям;

• заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;

• частая раздражительность;

• психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т. д.);

• снижение активности.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.

Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность.

Вся жизнь - это смена эпизодов неустойчивости и стабильности.

5. Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.

- Я горжусь своей работой,когда я:

- Не хочу хвастаться,но в своей работе:

8. Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать, прежде всего, социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Рекомендации для  профилактики эмоционального  выгорания педагогов

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

3. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

4. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов.

5. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

6. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

7. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

8. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, почитайте анекдоты.

9. Не забывайте хвалить себя!

10.Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

11. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

12. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

13. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

14. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

15. Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера.

16. Посещайте, выставки, театр, концерты.

17. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд.

18. Музыка – это тоже психотерапия.

19. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

20. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

21. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

22. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!



Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика уровня профессионального  выгорания  педагогов

  1. Меня тяготит педагогическая деятельность (да    иногда    нет)

2.  У  меня нет желания общаться после работы (да    иногда    нет)

3. Среди  учеников  я четко выделяю «плохих»  детей (да    иногда    нет)

4.  Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым (да    иногда    нет)

5.  Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат (да    иногда    нет)

ИТОГО БАЛЛОВ: ____________ (________________________)

upl_1645096978_127980_5qh3e.jpg

IY9puzZ89uU.jpg

Рекомендации для  профилактики эмоционального  выгорания педагогов

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

3. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

4. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов.

5. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

6. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

7. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

8. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, почитайте анекдоты.

9. Не забывайте хвалить себя!

10.Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

11. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

12. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

13. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

14. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

15. Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера.

16. Посещайте, выставки, театр, концерты.

17. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд.

18. Музыка – это тоже психотерапия.

19. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

20. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

21. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

22. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

709b09ed1baba2069f8a35081d6cdbee.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...