«Профессиональная и педагогическая этика современного преподавателя»
статья по психологии (11 класс)
Доклад по психолого-педагогической тематике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_professionalnaya_pedagogicheskaya_etika_sovremennogo_uchitelya.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение СК
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
Доклад
НА ТЕМУ:
«Профессиональная и педагогическая этика современного преподавателя»
Разработана преподавателем
ЦМК ОГСЭ дисциплины
Немеш М.В.
Одобрено на заседании ЦМК
« » 2023г.
Протокол №
Председатель ЦМК Мирзоян Е.В.
Ставрополь 2023г.
Профессиональная и педагогическая этика современного преподавателя
«Этика – совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)». (С.И. Ожегов)
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную и педагогическую деятельность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности. И педагогу в этом процессе отводится особая роль.
Педагогический такт, профессиональный такт, педагогическая культура, нравственная культура, профессиональная квалификация, все понятия между собой взаимосвязаны и нет четкой грани между ними.
Педагогическая этика – это совокупность норм форм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
. 1.Составляющие педагогической этики:
- профессиональная квалификация;
- педагогическая культура;
- нравственная культура;
- педагогический такт;
- профессиональный такт.
- Педагогическая справедливость
- Профессиональная честь педагога
Этот перечень можно еще перечислять и добавлять, но эти понятия отражают все.
Профессиональная квалификация – образование (среднее специальное, высшее). Непрерывность профессионального развития, профессионального мастерства, активно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, повышение квалификации, совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня. Ответственность за результат обучения.
Педагогическая культура (нравственная культура) – внешний облик педагога (придерживаться делового стиля в одежде), культура речи, вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора. Педагог имеет право на возмущение, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности как с коллегами, так и с родителями и учащимися.
Ни при каких обстоятельствах не допускается применение методов физического и морального и психического насилия к участникам образовательного процесса. С уважением относиться к особенностям, ценностям и достоинством каждой национальной культуре. Уважение прав и достоинства всех людей вне зависимости от социального, должностного положения.
Педагогический такт –(от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя: уважение достоинства ребенка, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Выбор средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.
Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.
Правила педагогического такта
Существует немало приемов, пользуясь которыми, педагог, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:
- Воспитывать ребенка – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;
- никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
- нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше педагог подчеркивает свое превосходство перед ребенком, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;
- если педагог чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
- никогда не следует напоминать ребенку о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;
- целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
- в работе с детьми следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
- всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях.
Профессиональный такт - умение быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; сочетать разумную требовательность с чутким отношением к учащимся; хорошо знать возрастные и индивидуальные особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Профессиональная солидарность, забота о престиже профессии.
Педагогическая справедливость – это качество педагога, проявляющееся в объективном отношении к каждому ребенку, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к детям, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.
Среди категорий педагогической этики особое место занимает
Профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя.
Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания педагога, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии
И хотелось бы называть те качества, которые дети наиболее всего ценят в педагоге, и прежде всего включают в данный список следующие:
отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал.
Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви педагога (нашей любви) к своим детям не рождается ответная любовь и доверие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"
Данная программа направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и может быть использована в работе методистами ОДОД....
Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагогических работников
Презентация "Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагогических работников"...
Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя
Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...
Профессиональная деятельность современного преподавателя в лицее системы НПО
Современное профессиональный лицей создает условия для удовлетворения образовательных потребностей молодого человека, его родителей и общества. Эта тенденция св...
«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».
цель: расширить представления о педагогической этике. Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои...
Формирование теоретических основ профессиональной компетентности современного преподавателя
Современный педагог, являясь основным субъектом системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе образования специалисты призваны стать носителя...
Семинар-практикум "Педагогическая этика как фактор успешной профессиональной деятельности "
Статья представляет собой сценарий проведения практического семинара на тему профессиональной этики педагога школы. Представлен конкретный опыт проведения мероприятия, в рамках которого организована р...