Психологическое занятие «Профилактика воровства среди подростков»
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Бакаева Анастасия Юрьевна

Подростковое воровство - одна из самых серьёзных проблем. Оно волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое. Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

В случае же подросткового воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать - это попробовать найти причины воровства подростка, а второе - постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof._po_vorovstvu.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие

«Профилактика воровства

среди подростков»

Задачи:

1.Определить и обсудить причины воровства среди подростков.

2.Обсудить последствия воровства в подростковом возрасте.

3.Проработать возможные способы решения жизненных проблем без применения воровства.

Результат: Отрицательное отношение учащихся к воровству, умение разрешать жизненные проблемы без воровства.

Ресурсы: Доска, листы ватмана, маркеры, плакат для социологического опроса с высказываниями, геометрические фигуры в конвертах, один большой конверт, отпечатанная ситуация для обсуждения.

Форма проведения: групповая

Количество участников: 8-15 обучающихся.

Возраст участников: 14-16 лет.

Ход занятия.

Вводный этап.

Упражнение «Я рад тебя видеть, потому что…»

Учащиеся дополняют предложение по цепочке в кругу.

Диагностический этап.

1.«Мозговой штурм»

 Разделите доску на две части. Озаглавьте одну часть «Причины воровства». Попросите назвать причины, по которым подростки начинают воровать. Запишите ответы. Обсудите некоторые причины и обстоятельства жизни, которые способствуют воровству в подростковом возрасте. Вторая часть «Причины, удерживающие подростков от воровства». Проводите опрос до тех пор, пока список причин удерживающих подростков от воровства станет больше, чем причин воровать. Запишите ответы на второй части доски, обсудите их. Особое внимание обратите на причины не воровать.

2. «Социологический опрос»

На ватмане написано 5 высказываний:

- Все люди воруют (круг).

- Я никогда ничего в жизни не воровал (треугольник).

- Со мной бывали случаи, когда я брал чужую вещь (квадрат).

- Я считаю, что воровство - это болезнь (ромб).

- В отношении воровства, я всегда делаю так, как поступают мои друзья (прямоугольник).

Напротив каждого нарисована какая-либо геометрическая фигура.

Участникам выдаются конверты, в которых присутствуют эти фигуры. Предлагается выбрать те высказывания, с которыми они согласны, и бросить в общий конверт соответствующие выбранным высказываниям геометрические фигуры. Затем проводится подсчет фигур, соответствующих каждому высказыванию и количество записывается на ватман.

Информационный этап.

Мини-лекция. Формируются понятия: преступление, хищение, грабеж, кража, разбой и напоминается об ответственности.

Формирующий этап. Работа в группах кооперативного обучения. Объедините участников в 4 группы  с помощью упражнения «Атомы и молекулы». Можно собрать «молекулы» по 2, 3, ..., 6 атомов. Когда в «молекуле» будет нужное количество участников, упражнение останавливается, а «молекула» становится группой для дальнейшей работы.

Распределите роли в группе: докладчик, секретарь, хронометрист, генератор идей, критик. Дайте каждой группе карточку с рассказом к нему. Каждая группа должна обсудить поведение одного из героев рассказа: 1 группа анализирует поведение Светы; 2 группа — Олега; 3 группа - Коли; 4 группа - Вики. 

Попросите прочитать рассказ, обсудить поведение своего героя и ответить на следующие вопросы:

1.Какую проблему пытался решить герой ситуации посредством воровства?

2.Удалось ли герою решить свою проблему посредством воровства?

3.Как герой ситуации мог решить свою проблему без воровства?

(Описание ситуации в примечании 1.)

Выслушайте отчеты групп. Обратите внимание, что воровство чаще всего не помогает разрешить ситуацию, а может усугубить ее, создавая новые проблемы. Подведите к выводу, что существует много здоровых и законных способов, которые помогают справляться с проблемами и разрешают денежные затруднения. Скажите, что в случае, когда самому не получается справиться с жизненными проблемами, следует обращаться за помощью к специалистам (врачу, психологу, воспитателю, педагогу, милиционеру и др.).

Проективный этап. Объедините участников в 3 группы, например, раздав 3 вида геометрических фигур. Дайте задание группам оформить идеи на ватман.

1-я группа - придумать и рассказать о 10 способах решить проблему нехватки карманных денег без воровства.

2-я группа - придумать и показать 10 способов отказа от предложения группы сверстников пойти на воровство.

3-я группа - продумать и продемонстрировать 10 здоровых способов организации подросткового досуга.

По окончании работы пригласите группы продемонстрировать свои проекты.

Выводы: Воровство отрицательно влияет на поведение и репутацию среди сверстников, на взаимоотношения с окружающими. Воровать плохо, это опасный путь, в обществе воровство осуждается и преследуется законом. Существует много причин, которые удерживают большинство подростков и взрослых людей от воровства.

Примечание 1.

 Содержание ситуации. Вова пригласил поехать на природу своих друзей: Свету, Олега, Колю и Вику. Они подошли к зданию железнодорожного вокзала, чтобы купить билеты на электричку и обнаружили, что им не хватит денег, чтобы купить билеты в оба конца. Тут к ним подошел Дима, их знакомый из соседнего двора со своим другом. Дима стал уговаривать ребят разнообразить их отдых получением добычи, уверять, что небольшое приключение сделает их прогулку более захватывающей, позволит попробовать свои силы, что воровать понемногу совсем неопасно. Ребята сначала стыдливо отказывались, но потом согласились.

  1. Света подумала, что немного адреналина ей не повредит, украв что-нибудь, она сможет поднять себе настроение, а добычу она отнесет старшему брату, которого обидела вчера.
  2. Олег решил, что воровство поможет ему стать смелее, что ребята перестанут считать его «размазней» и станут считаться с его мнением.
  3. Коля, будучи примерным и уважаемым мальчиком, считал, что никто из знакомых не узнает о краже, и этот небольшой проступок не испортит его идеальную репутацию.
  4. Вика решила, что она не станет ругать себя за маленькую шалость, что она простит себе этот неблаговидный поступок.

После того как была совершена кража, у подростков возникли проблемы:

  1. Свету так утомило преследование милиции, что она забежала на незнакомую улицу и упала без сил, испортив свою новую блузку.
  2. Олег стал задираться с милиционером, который его задержал, и оказался в наручниках.
  3. Коля увидел, что напротив отделения милиции, куда его вели, сидела его соседка по подъезду и внимательно наблюдала за происходящим.
  4. Вику так сильно мучили угрызения совести, что она стала плакать и причитать, пришлось ее успокаивать и отпаивать валерианой всем отделением милиции.

Литература.

1.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. «Ось-89», 2006.-224 с.

2.Звездина Г.П., Вольваченко А.Г. Социально - психологический тренинг. Ростов - на - Дону, 2008.56 с.

3.Материалы курсов повышения квалификации в «ИПК и ПРО» г. Ростов - на - Дону по проблеме: «Специфика использования методов активного обучения в инновационном образовательном пространстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида среди подростков.

В наше нелегкое время подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Мною предложена презентация по профилактике суицида ....

Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков

Проблема наркомании считается весьма  актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Актуальность и необходимость  предложенных методиче...

Работа социального педагога по профилактике табакокурения среди подростков

В настоящее время в центре педагогического коллектива школы стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Как добиться успеха, как не стать жертвой алкоголя или табака - с этими вопросами подросток обр...

Конспект психологического занятия с детьми и подростками, направленными на профилактику возникновения самодеструктивных форм поведения.

Материалы, предоставленные в данном конспекте подлежат использованию педагогами-психологами и социальными педагогами при работе с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведени. Данное занят...

Психологические основы профилактики наркомании у подростков

Материал для выступления на родительском собрании, посвященный роли родителей в профилактике употребления ПАВ уподростков...

Индивидуальная программа психологического сопровождения (профилактика суицидального поведения подростка) Ф.И.О. ребенка: Д 001 Дата рождения 00.00.2007 класс 5 Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, неустой

Индивидуальная программа психологического сопровождения(профилактика суицидального поведения подростка)Ф.И.О. ребенка: Д 001Дата рождения 00.00.2007 класс 5Проблема: умеренно-выраженные эмоционал...

Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…

Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...