Психологические основы профилактики наркомании у подростков
методическая разработка на тему

Воликова Ирина Владимировна

Материал для выступления на родительском собрании, посвященный роли родителей в профилактике употребления ПАВ уподростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические основы профилактики наркомании у подростков (Сл. 1)

 В самом начале нашего семинара  разрешите мне рассказать вам одну легенду, которая позволит нам расставить все точки над i.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил : «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой. (Сл. 2)

Прежде всего хотелось бы ознакомить вас с некоторыми статистическими данными. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что 58, 5% всех смертей в стране происходит от употребления психоактивных веществ. Общая летальность составляет порядка 2000000 смертей ежегодно, из них 1170000 смертей связаны с употреблением психоактивных веществ. (Сл. 3)

В частности, 400000 смертей – от курения,

650000 – от алкоголя,

120000 – от наркомании. (Сл. 4)

Хотелось бы отметить, что в настоящее время основной  груз работы по профилактике наркозависимости в основном лежит на плечах школы. Классные руководители, учителя, психологи проводят классные часы, тренинги, всевозможные акции, а вот родители занимают пассивную позицию, искренне веря, что эта беда обойдет их стороной.

Проблема в том, что мы как страна, как общество не определились, кто же у нас отвечает за воспитание детей. В большинстве развитых стран, в числе которых мы хотим себя видеть, законодательно обозначено: родители несут гражданскую и уголовную ответственность за воспитание своих детей.

Если что-то «не заладилось», активизируются социальные службы – обязывают родителей пройти курс занятий с психологом. Причем платят за курсы сами родители. А если ты не пошел на занятия, тебе выпишут штраф в среднем в размере двух с половиной тысяч евро. Не умеешь воспитывать – плати, а мы будем воспитывать твоего ребенка. (Сл.5)

К сожалению, зачастую у нас можно услышать такое мнение родителей: «Пусть воспитывает школа, это их прямая обязанность».  (Клик) Да, обязанность, но по большому счету, ребенок в школе проводит 11 лет, а вами, родителями,  - всю жизнь. Поэтому,  только объединив усилия, можно говорить о действительно эффективной профилактике наркозависимости. (Клик)

Проблема есть, но она, конечно, минует нас… Распространённая иллюзия, заблуждение, в котором пребывает часть родителей. Однако хорошо ли мы знаем наших детей, которым исполнилось 15, 16, 17 лет? Мы каждый день наблюдаем их дома, что-то слышим о них от учителей или знакомых… Достаточно ли этого? Понимаем ли мы их внутренний мир, интересы, проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе, во дворах, и вообще, делая первые самостоятельные шаги в жизни? 14-17 лет - наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любым психоактивным веществом. Возраст часто называют  возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками - в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо – опосредованный через близких, знакомых и друзей.

 Старшее поколение всегда всё примеряет на себя и пользуется собственным жизненным опытом, вспоминает собственное детство, отрочество и юность. (Слайд 6) Современные дедушки и бабушки практически не знали о  наркотиках 40 лет тому назад. А вот у мам и пап, чей переходный возраст совпал с концом 80-х – началом 90-х, опасность столкновения с наркотиками была.  (Клик) Однако опасность в отношении собственных детей большинству  родителей  кажется нереальной. (Клик)

Это существенная ошибка. Угроза есть. Ситуация за последние два десятилетия изменилась радикально в худшую сторону. Кстати, наши дети её чувствуют гораздо лучше. Многократные социологические исследования, которые проводят учёные Национального университета внутренних дел, показывают: 70% опрошенных школьников считают проблему наркотиков достаточно серьёзной и это выше, чем показатель обеспокоенности алкогольной проблемой. Но дети редко обсуждают проблему наркотиков с родителями. Среди них существует некий «обет молчания» относительно всего, что составляет «их тайну», за что могут наказать или что может «подставить» друга.

Можно,  подобно страусу, спрятать голову в песок. Но не надейтесь, что внешнее благополучие семьи, уровень образованности, ваша обеспеченность или любовь к ребёнку создают барьер и дают гарантии. Женщины всегда как бы отставали в этом вопросе от мужчин, однако, за последние годы разница в потреблении нелегальных наркотиков между юношами и девушками быстро сокращается.

Кто же может стать жертвой наркоторговцев?

1-я «жертва»: (7 слайд) Мать не понимает меня. Считает меня еще маленькой. Отца я просто ненавижу. Он все время пьет. Недавно я перешла в другую школу. Я чувствую себя одиноко. (Клик)

2-я «жертва»: (Клик) Меня ненавидят в классе за то, что я много знаю и хорошо учусь. Я хочу поступить в вуз. Но у нашей семьи таких денег нет. Отец потерял работу, у матери проблемы со здоровьем. У меня нет будущего. Мне не хочется жить. (Клик)

3-я «жертва»(Клик)У моего отца достаточно денег. Он бизнесмен. Но мы редко видимся. Для него главное — деньги. А недавно меня бросил любимый парень. Это тупик. (Клик)

4-я «жертва»: (Клик)Мне плохо дается учеба. Все считают меня тупым. Я замкнулся в себе, стал ужасно закомплексованным. Почти всегда у меня плохое настроение (Клик)

5-я «жертва»: (Клик)Меня эти взрослые достали! Учат жизни, учат, а сами... Надоело жить по их дурацким правилам! Я люблю хорошо проводить время, гулять с друзьями. Больше меня ничего не интересует... (Клик)

Итак, никаких иллюзий о том, что угроза как-нибудь обойдёт стороной вашего ребёнка, питать не стоит. Лучше следует подумать о том, как её встретить и отразить.

Во-первых, необходимо контролировать своих детей. Во-вторых, чётко представлять опасности и риски, которые им угрожают. В-третьих, надо уметь правильно себя вести по отношению к подростку, делать верные шаги в критических ситуациях, а ещё лучше, упреждать их средствами семейной педагогики.

Давайте вместе подумаем над тем, как же распределяется время современного подростка. (Сл. 8) Из 24 часов убираем 6-8 часов сна, (Сл. 9) 6-7 часов занятий в школе (Сл. 10), 1 час – на дорогу(Сл. 11) , 1 час – на еду (Сл. 12), 1 час – на гигиену(Сл. 13) , в среднем 3 часа  - на выполнение домашних заданий (Сл. 14),  3,5 часа – время, проведенное в Интернете (Сл. 15) … Что же остается на беседу с родителями, семейные совместные дела? Не более получаса в день в самом лучшем случае!

А ведь принятие ребенка в семье является лучшим гарантом от развития зависимого поведения. Однако на практике часто приходится сталкиваться со следующими семейными проблемами:

  1. Дефицит внимания к ребенку в семье. (Сл. 16) 

Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

  1. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, (Сл. 17) где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности, поскольку нравственность в основе своей предполагает прежде всего свободу выбора, направления и способов действия. Мы так боимся, чтобы наши дети наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Чем же опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля со стороны старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка  все равно найдет какой-либо выход, и, скорее всего, он будет неожиданным и неблагоприятным. Важно понять, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь от своих детей, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей в  итоге - препятствует выработке собственных позиций, решению выбора, умению сказать «Нет», в том числе и на предложение попробовать наркотик.
  2. Использование ребенка в качестве средства давления при решении вопросов взаимоотношений между супругами, (Сл. 18)  ;
  3. Спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы , (Сл. 19), когда прародители активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом чаще всего по отношению к внукам, обнаруживается гиперпротекция и попустительство;
  4. Заниженная оценка достижений ребенка, (Сл. 20), либо негативные ожидания по отношению к его действиям и поступкам;
  5. Сексуальное насилие(Сл. 21);
  6. Генетическая предрасположенность к алкоголизму или наличие в семье алкоголика или наркомана(Сл. 22);
  7. Отсутствие в ближайшем окружении ребенка значимого взрослого(Сл. 23) .

Стремясь компенсировать семейное неблагополучие, ребенок ищет контакты на стороне и легко может попасть в группу наркоманов, где его с удовольствием примут.

(Сл. 24) Посмотрите на эту книгу: красивая, глянцевая обложка, интригующее название. Хочется прочитать? А если она вам понравится, возможно, что вы ее будете перечитывать еще и еще раз? По всей вероятности, да.

(Клик) Посмотрите на это пирожное: аппетитное, красивое. Хочется попробовать первый раз? А если оно вам понравится, возможно ли такое, что вы его будете покупать постоянно? Скорее всего, да.

(Клик) А вот перед вами наркотик (завернутый в бумагу белый порошок, можно использовать муку). Хочется попробовать первый раз? А если вам понравится, то пробовать его еще и еще? Возможно.

Так что если отношение к наркотикам у вашего ребенка не сформируете Вы, как родитель, то это обязательно сделает кто-то другой (сверстники, друзья, улица, СМИ). Главное - не бояться обсуждать с ребенком эту тему! Психологи, педагоги, медики советуют: «Неважно, сколько лет вашим детям, неважно, заметили вы что-то странное в их поведении и физическом состоянии или нет – вам следует поговорить с ними о наркотиках». Этот разговор не может быть преждевременным, так же как его некогда не поздно начинать.

Однако вопрос в том – как говорить с детьми? Одна журналистка из большого уральского города взялась за постоянную рубрику о наркотиках потому, что у нее есть ребенок в «возрасте риска». Она начинает свои передачи, стоя в читальном зале библиотеки и называя громкие имена писателей, которые увлекались наркотиками и, более того, цитируя их впечатления о необыкновенных наркотических воздействиях, о «кайфе» и всплесках творческой энергии. Затем, разумеется, идёт скучная «мораль» от лица современного доктора. Но запоминается-то другое! «Весь серебряный век был пропитан запахом кокаина... Михаил Булгаков отдал дань этому прекрасному безумию...»

Внимательно следует отнестись и к выбору фильмов, разнообразных передач по профилактике наркозависимости.  В большинстве передач – крупные планы шприцев, вонзающихся в вены, показ, как делается наркотическое варево, сцены «кайфа» и, как неизбежное следствие, -могильные плиты с надписями, что прожил человек недолго. Известный нарколог А. Г. Данилин сказал даже, что антинаркотическую пропаганду, согласно мировому опыту, нередко финансируют крупные наркодельцы. Ибо получается не борьба с наркоманией, а реклама наркотиков. Часто такие передачи  напоминают рассказ А.П. Чехова, в котором монах, вернувшийся в обитель из города, так красочно рассказывает своей братии о городском разврате и грехе, что наутро монастырь оказывается пуст: все сбежали в город…

Поэтому более плодотворны усилия телевизионщиков, развернувших перед молодыми зрителями красивые альтернативы «чудному мгновенью» наркотиков. В их фильмах проводится параллель: (Слайд 25)  вот врезавшийся в столб водитель «Мерседеса», бывший «под кайфом», а вот молодые люди, нашедшие себя в любимых увлечениях; (Клик) кроит наряды и рассказывает о них модельерша Галя, (Клик) расписывает стены мастер граффити Антон, (Клик) крутит брейк-данс Виталий, а толкиенист Илья старательно плетёт стальную кольчугу для рыцарских сражений (Клик)  .

Учитывая вышесказанное, предлагаю вам ознакомиться с рядом технических приёмов или последовательность действий, которые можно использовать, чтобы удержать своих детей от употребления наркотиков:

1) Подростки понимают лучше всего примеры! 

Поэтому разговор о наркотиках лучше всего начать во время совместного просмотра фильма, в котором затронута эта тема. Для начала спросите, что ваш ребёнок думает по поводу наркотиков. Независимо от того, что он вам ответил, сохраняйте спокойствие, не впадайте в панику, иначе нить доверительной беседы будет потеряна.(Слайд 26)  Один из лучших фильмов на эту тему – лекция Марины Грибановой «Правда о наркотиках». Есть еще пара страшных фильмов – «Реквием по мечте» и «Трагедия в стиле рок» (лучше посмотреть их отдельно перед тем, как показывать ребенку).

2) Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ.

Беседу нужно проводить  без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Нужно говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. (Слайд 27) Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Можно подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами.

3) Учите вашего ребёнка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным, уникальным. (Слайд 28) Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что, на его взгляд, делает их особенными, заслуживающими уважение. Попросите вашего ребёнка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить. (Слайд 29) В том-то и дело, что мы должны из своих детей воспитать победителей, а не побежденных, они должны накопить опыт побед, а не опыт проигрышей.

Поэтому не навешивайте ярлыков, ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители. «Аня глупая и ленивая девочка. Она никогда ничего не добьется». Такое «навешивание ярлыка» ведет к тому, что «предсказание» исполняется само собой. Еще один аспект: когда мы говорим ребенку о своих страхах («Я так боюсь, что ты поедешь учиться, свяжешься с плохой компанией и станешь принимать наркотики»), ребенок подсознательно старается «оправдать» наши ожидания и в этом случае, опуская слово «боюсь», которое носит негативный оттенок.

4) Объясните ребёнку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твёрдым отказом. (Слайд 30) Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребёнку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Объясните вашему ребёнку, что в определённых ситуациях каждый имеет право высказывать своё собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить принимать наркотики.

5) Категорический совет не употреблять наркотиков игнорируется детьми. Разговор с ребенком необходимо организовывать так, чтобы узнать его мысли и чувства по поводу употребления наркотиков другими детьми. (Слайд 31) Например: ты знаешь каких–нибудь детей, которые употребляют наркотики? какие наркотики они употребляют? как ты к этому относишься? что ты чувствуешь, когда узнаешь, что кто-то из детей употребляет наркотики? как ты думаешь, почему они это делают? как ты считаешь, много ли детей, которым нельзя навязывать выбор со стороны? а как они отказываются? какой способ нравится тебе? вам рассказывали в школе, как говорить «нет»? как ты думаешь, почему я расспрашиваю тебя?

6) Развенчивайте мифы о наркотиках.

В первую очередь мифы наркоманов направлены на защиту и сохранение своего образа жизни. Эти мифы дают им возможность оправдываться перед своими близкими в употреблении наркотических препаратов и перед своим пока еще существующим «Я». Как и любые другие мифы, мифы наркоманов имеют разную интерпретацию, но суть их одна и та же.

Миф №1. В среде наркоманов существует мнение, что они избраны самой судьбой, и только им открыт неведомый мир истины. Этот миф по праву можно отнести к самому древнему. История этого мифа уходит корнями в глубокую древность, когда оракулы, жрецы и шаманы при помощи наркотических веществ общались с богами и духами. Но максимально он начал расти только в XIX и XX веках. Такому распространению способствовала главным образом литературная интеллигенция и богема середины XIX века. Насколько тот загадочный мир, что открывает свои объятья перед наркоманами, соответствует истине – вопрос, конечно, спорный.

Реальность является неподдельной вещью, но, безусловно, зависит  от нашего восприятия. Наркотические вещества полностью меняют восприятие, а восприятие изменяет осознание существующей реальности. Но, как бы мы не крутили, уйти от реального мира невозможно. Поэтому, тот мир, который открывается наркоманам под воздействием наркотических препаратов, будет отличаться от мира трезвого мышления только восприятием окружающей действительности. (Слайд 32)

Под действием наркотических веществ любой предмет может показаться предметом божественной красоты, но, тем не менее, он останется все тем же предметом с характерными для него свойствами. И что бы не увидел наркоман под воздействием наркотика, все равно это будет искажением истины, но не сама истина. Тогда, что можно сказать о каком-то тайном смысле мира кайфа? Ведь на самом деле все, что могут дать наркотические вещества, - это только приятные ощущения, которые ограничены привыканием к наркотику и личной устойчивостью организма. А такое удовольствие выглядит довольно сомнительным. Наркоманию можно сравнить с мазохизмом. Причиняя себе физический вред, наркоманы получают психологическое удовлетворение. Но что буде самым важным? На такой вопрос наркоманам может дать только ломка. Известен тот факт, что при опьянении некоторыми наркотическими препаратами, наблюдаемые психологические реакции полностью схожи с симптомами такого заболевания как шизофрения. Но мы почему-то не считаем шизофреников избранными.

Миф №2. Среди наркоманов бытует выражение, что лучше быть наркоманом, чем алкоголиком. А скажите, что будет лучше, прыгнуть из окна 20-го или 30-го этажа?  Большинство людей не задается такими вопросами, ибо они не лишены инстинкта самосохранения, за исключением наркоманов, алкоголиков и душевнобольных. Для алкоголиков и наркоманов вопрос кем лучше быть равносилен вопросу, - с какого этажа прыгнуть? И выбирая, что именно вы будете употреблять, равносильно тому, с какого этажа вы будете лететь на дно своей жизни. (Слайд 33)(Клик) (Клик) (Клик)

7) Наркомания  представляет собою добровольное безумие.  Слово «добровольное» не означает, что человек сам захотел стать наркоманом. Вряд ли среди наркоманов можно найти хотя бы одного, который ставил пред собою цель стать наркоманом. Каждый из них никогда не думал, что станет наркоманом, и тем более не желал этого.

Отношения человека к наркотикам не простые. А именно неопределённость может стать одним из шагов навстречу наркомании. Школьники почти единодушно считают, что наркоманы – это «конченые люди». Их можно лишь пожалеть. Но никто из школьников не считает, что может стать сам наркоманом. Зато многие считаю, что наркоманом может стать человек, постоянно употребляющий наркотики. Действительно, людей, эпизодически использующих наркотики (на вечеринке, дискотеки, просто за компанию) гораздо больше, чем истинно больных наркоманией. Но больные наркоманией люди как раз и появляются из тех, кто употреблял наркотики от случая к случаю. (Слайд 34)

Ещё одним заблуждением служит следующее: подростки уверены, что важно не проворонить, не прозевать момент привыкания к наркотику и при необходимости остановиться. И это в чём-то действительно так. Но в том-то и дело, что процесс формирования зависимости от наркотиков, в отличие от осознания  самого факта этой зависимости, протекает скрытно от сознания. И когда человек понимает, что попал в состояние зависимости, бывает уже поздно.  Современные наркотические средства способны развивать у человека привыкание к ним быстро, иногда за 1-2 их употребления.

8)Есть довольно много причин, почему даже не стоит начинать пробовать наркотики – ни так называемые «легкие» ни тяжелые. Вот всего несколько из них:

Наркоманы живут очень мало – ранее здоровый человек, после начала приема наркотиков, может прожить не более 10 лет. Очень часты случаи, когда после начала приема наркотиков, люди живут около года. (Слайд 35)Поскольку наркотики - это, по сути, яд, они медленно убивают человека из нутрии, воздействуя не только на нервную и половую системы, но и на почки, печень и сердце.

Дело в том, что наркоманы под воздействием наркотических препаратов угнетают свой иммунитет и стают более подвержены к любым болезням. Большинство из них умирают от СПИДа и пневмонии, некоторые не контролируя своих действий и не ощущая реальность, замерзают на улицах или стают жертвами ДТП, а также участвуют в действиях криминального мира и подвергают свою жизнь большой опасности.

Наркоманами чаще всего становятся подростки из-за переходного периода и  среднестатистический наркоман не доживает и до 30-ти. А вы хотите умереть молодым? Не хотите увидеть своих детей и внуков?

9)Если вы хотите уберечь своего ребенка от вредных привычек, то в первую очередь следует показать ему пример своим поведением. Очень часто родители говорят своим детям – «Ни в коем случае не пробуй принимать наркотики», а сами в это время употребляют их. Также это относится и употреблению алкоголя. Если родители регулярно употребляют алкогольные напитки, то их ребенок воспримет такое поведение как норму. (Слайд 36)Например, если родители курят, то со временем, повзрослев, их ребенок тоже начнет курить. В тех случаях, когда родители принимают наркотические препараты, ребенку трудно понять их предупреждение. В тех случаях, когда родители будут прятать от ребенка алкоголь и наркотики, то все равно ребенок рано или поздно узнает всю правду. И тогда, скорее всего, он пойдет их путем, но при этом он будет чувствовать себя обиженным и обманутым. Ученые доказали, что взгляды большинства взрослых людей на употребление спиртных напитков, наркотиков сходны с взглядами их родителей. Следовательно, если подросток видит, как отец или мать пьет, курит, то и сам начинает вести такой образ жизни.

Иногда непьющие родители ошибочно считают излишним объяснять детям свои принципы, отношение к вредным привычкам, но одного личного примера оказывается недостаточно.

Используя некоторые приемы, вы можете дать подросткам хорошие модели поведения на вечеринках или семейном празднике:

  • Никогда не фиксируйте внимание гостей на алкогольных напитках и их употреблении.
  • Не заставляйте принимать спиртные напитки.
  • Не предлагайте тем, кто находится за рулем

Когда родители начнут разговор с ребенком о вреде наркотиков, то они должны быть готовыми к тому, что он спросит их, а не пробовали ли они наркотики. Если вы никогда не употребляли наркотики, то вам очень легко будет ответить на такой вопрос. Разговор в таких случаях лучше всего можно начинать с фразы – «А почему ты об этом спрашиваешь?», «А как ты думаешь, что я должен ответить на твой вопрос?» Если вы в прошлом имели такой грех и употребляли или пробовали наркотические препараты, то не стоит об этой ситуации рассказывать ребенку. Лучше подождать, пока он подрастает, а лучше всего будет, если вы сможете убедить его, что принимать наркотические препараты нельзя. Если вы расскажете ему какую-нибудь ситуацию из своего опыта, то не исключено, что он захочет повторить ваш опыт.

10) Стоит объяснить, что, как только кто-то начинает употреблять наркотики, он утрачивает свою самостоятельность! 

С этого момента все, что будет делать человек, когда и как - уже в большей степени зависит не от него самого, а от распространителя наркотиков и его зелья. Он становится заложником страшной болезни под названием наркомания и сам превращается в товар. Расскажите ребенку о сущности наркобизнеса, о том, что вначале наркотики предлагаются бесплатно ( чтобы «подсадить» человека), а потом уже за огромные деньги. (Слайд 37)Затем наркотики употребляют уже не для того, чтобы получить кайф или наслаждение, а как средство, чтобы избавиться от физических болей, чтобы снять ломку и хоть немного почувствовать себя нормально.

Нужно объяснить ребенку, что, употребляя наркотики, он позволяет каким-то негодяям зарабатывать на себе деньги! 

11) Помогайте подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет вам развить его независимость:«Это твой выбор»; «Сам реши этот вопрос»; «Ты можешь отвечать за это»; «Это твое решение». 

НО! Не переборщите с его самостоятельностью! Все-таки ребенок должен чувствовать, что главный в доме – вы! 

Родители должны постепенно подводить детей к самостоятельному принятию решений, учить сомневаться в правильности мнений ровесников  и разделять понятия «мысль» и «желание».

 Мысль «А не попробовать ли мне один разок…» - еще не желание. На первое предложение желание попробовать не возникнет. (Сл. 24). Представьте, что вам предлагают в ресторане какое-то мало аппетитное с виду блюдо. Вам говорят, что это очень вкусно. А вы где-то слышали, что один человек после того, как попробовал, очень серьезно заболел. Обдумав, скорее всего от нового блюда вы откажетесь.

А вот когда это блюдо заказали ваши соседи за столиком и едят его с выражением неземного блаженства на лице,  (КЛИК) вот тогда может возникнуть сильное желание попробовать, что же там такое вкусное. Однако любое сильное желание длится 3-5 минут, главное в этот момент  отвлекать себя : «Я не буду об этом думать», «Нет – значит нет!».

Вспомните прекрасную пословицу: (Сл. 25) «Ты не можешь запретить птицам летать над твоей головой, но ты можешь запретить птице свить на ней гнездо!» Главное – не уступать своему желанию, не допускать, чтобы оно перетекало в действие.  

12) Предмет запрета – наркотик– нужно сделать предметом добровольного отвержения на основе знаний о действии наркотиков на организм и об истинных причинах распространенности этих “химических источников радости”. Альтернативой должны выступать истинные собственные интересы и увлечения учащихся.

Можно исходить из того, что в природе существуют такие действия, которые молодым людям запрещать не нужно, потому что они их и так не совершают. Надо понять, каким образом у людей появляется свой собственный категорический запрет на определенные действия. А поняв этот механизм самозапрещения, использовать его в борьбе с вредными удовольствиями.

Можно привести один из примеров самозапретов: не надо запрещать прыгать с 10 этажа. Почему не надо? Потому что и без запрета нормальные люди не делают этого, даже если их пытаться соблазнять возможностью ощутить сильнейший “кайф” от свободного полета.

От соблазна их надежно удержит знание того, что после короткого удовольствия они очень больно ударятся о землю, получат травматические повреждения всех органов, от которых погибнут.

Роль категорического самозапрета на прыжки с крыши играют желание жить и знание о смертельной опасности таких прыжков.

При осознании опасности у людей появляется собственная мотивация к её устранению, причем обнаруживаются огромные волевые и интеллектуальные резервы.

Вполне возможно оказать такое информационно-психологическое воздействие на учащихся, после которого они сами захотят и смогут избавить себя и своих близких от наркотиков как, например, от чесотки и педикулеза. Эти заболевания не престижны, не модны, позорны, поэтому люди справляются с ними сами, проявляя при этом полную самодостаточность.

Нормальные люди сами себе не враги. С ними не надо бороться. Надо предоставить людям право самостоятельного выбора удовольствий, но обеспечить это выбор всей необходимой информацией, чтобы знания о предмете выбора были полными, как о прыжке с крыши – есть очень большое удовольствие от полета, но его последствия смертельны, неотделимы и неотвратимы. Наркотические удовольствия также неотделимы и неотвратимы от смертельных последствий.

13) Можно по-разному относиться к религии, но молитва – это то, что может помочь избежать соблазна. (Сл. 41) По сути дела, в момент молитвы ты просишь силу, которая сильнее тебя, помочь тебе в том, в чем ты бессилен.

14) О чем еще следует информировать подростков?

Психическая зависимость неизбежно влечет за собой зависимость физическую. Пропустив прием очередной дозы, наркомана мучает ломота в суставах, рвота, озноб, холодный пот, боли в животе, перепады температуры. Тяжелый грипп + пищевое отравление = ¼ того, что испытывает наркоман в период ломки. (Сл. 42)

Наркомания напрямую связана с нарушением закона. Провести свою молодость в тюрьме – далеко не радужная перспектива! 

Употребление наркотиков перечеркивает будущее: поступление в ВУЗ, устройство на престижную высокооплачиваемую работу, возможность иметь здоровых детей и иметь их вообще. 

В популярной форме можно рассказывать о таких тяжелых проявлениях зависимости от ПАВ, как о синдроме зависимости, судорожных припадках, расстройствах личности и психозах.

Наиболее опасными являются те родственники, друзья и знакомые Вашего ребёнка, которые только начинают приобщаться к наркотикам. Пока у человека, употребляющего наркотики, нет зависимости и осознания табу на их первую пробу, он наиболее опасен для окружающих. Он уверен, что можно контролировать употребление наркотиков, чтобы получать удовольствие, но не доводить до зависимости. Исследования показали, что даже те из наркоманов, кто не зарабатывал на распространении, активно «подсаживали на иглу» многих знакомых, вплоть до самых близких и дорогих людей. Они искренне верили, что делают добро своим близким. Их побуждало осознание того, что они «делятся с человеком кайфом», «открывают ему новый мир», помогают отвлечься, успокоиться. Им также приятно было ощущать себя «зачинщиком нового интересного мероприятия». Немаловажную роль играет то, что своим близким людям Ваш ребёнок склонен доверять, он верит, что они не сделают ему плохо, не ждёт опасности. Вот почему потребление наркотиков в ближайшем круге знакомых играет решающую роль в приобщении к наркотикам. (Сл. 43)

Если ваш ребёнок уверен, что никогда не будет употреблять наркотики, можно ли быть за него спокойным? Нет, нельзя, даже если ваш ребёнок много знает о вреде употребления наркотиков, если он убеждён, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя употреблять наркотики. Исследования показывают, что даже так настроенный молодой человек или девушка могут решиться на пробу наркотика, если они близко и долго общаются с людьми, употребляющими наркотики. Как это происходит? Человеку свойственно ко многому привыкать. Со временем даже употребление наркотиков другими людьми кажется привычным, обыденным, нестрашным. Всё чаще и чаще возникает мысль только один раз испытать то удовольствие, за которое другие готовы всё отдать. В конце концов, даже в прошлом убеждённый противник наркотиков тоже может их попробовать. 

Кроме того, неординарные жизненные события, в особенности радостные, могут снизить самоконтроль. «Опьяненный» успехом, победой, счастьем, человек может забыть об опасности, считать, что ему позволено многое. В такие моменты человек может рискнуть даже попробовать наркотик.

Важно донести до подростка: Уже после первого приема наркотика ты не будешь таким, как раньше - психика человека начинает меняться! (Сл. 44)

Профилактика наркомании - единственный эффективный способ борьбы с наркоманией. (Сл. 45,46)











Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические основы профилактики наркомании у подростков

Слайд 2

Задача педагогов и родителей – добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду

Слайд 3

Данные исследования, проведенного Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ

Слайд 4

Данные исследования, проведенного Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ

Слайд 5

+ + +

Слайд 8

Распределение времени современного подростка

Слайд 9

Распределение времени современного подростка

Слайд 10

Распределение времени современного подростка

Слайд 11

Распределение времени современного подростка

Слайд 12

Распределение времени современного подростка

Слайд 13

Распределение времени современного подростка

Слайд 14

Распределение времени современного подростка

Слайд 15

Распределение времени современного подростка

Слайд 16

Дефицит внимания к ребенку в семье Основные причины употребления детьми наркотических средств

Слайд 17

Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой Основные причины употребления детьми наркотических средств

Слайд 18

Использование ребенка в качестве средства давления Основные причины употребления детьми наркотических средств

Слайд 19

Основные причины употребления детьми наркотических средств Спутанные отношения и размытые межпоколенные границы

Слайд 20

Основные причины употребления детьми наркотических средств Заниженная оценка достижений ребенка

Слайд 21

Основные причины употребления детьми наркотических средств Сексуальное насилие

Слайд 22

Основные причины употребления детьми наркотических средств Генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании

Слайд 23

Основные причины употребления детьми наркотических средств Отсутствие в ближайшем окружении ребенка значимого взрослого

Слайд 26

Профилактика наркозависимости

Слайд 27

Профилактика наркозависимости

Слайд 28

Профилактика наркозависимости Занятия спортом

Слайд 29

Профилактика наркозависимости Занятия музыкой, танцами

Слайд 30

Профилактика наркозависимости

Слайд 31

Профилактика наркозависимости

Слайд 32

Профилактика наркозависимости

Слайд 33

Профилактика наркозависимости

Слайд 34

Профилактика наркозависимости

Слайд 35

Профилактика наркозависимости

Слайд 36

Профилактика наркозависимости

Слайд 37

Профилактика наркозависимости

Слайд 38

Профилактика наркозависимости Развиваемпривычку мыслить. Мысль «А не попробовать ли мне один разок…» - еще не желание!

Слайд 39

Профилактика наркозависимости Ты не можешь запретить птицам летать над твоей головой, но ты можешь запретить птице свить на ней гнездо!

Слайд 40

Профилактика наркозависимости

Слайд 41

Профилактика наркозависимости Молитва – это то, что может помочь избежать соблазна

Слайд 42

Профилактика наркозависимости

Слайд 43

Профилактика наркозависимости

Слайд 44

Уже после первого приема наркотика ты не будешь таким, как раньше – психика человека начинает меняться!

Слайд 45

Профилактика наркомании - единственный эффективный способ борьбы с наркоманией.

Слайд 46

Презентацию подготовила педагог-психолог МБОУ ТСОШ № 2 Воликова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков

Проблема наркомании считается весьма  актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Актуальность и необходимость  предложенных методиче...

Родительское собрание "Профилактика наркомании среди подростков"

Выступление на общешкольном родительском собрании....

Родительское собрание "Профилактика наркомании среди подростков".

Данная работа включает в себя теоретический и практический материал по профилактической работе с подростками. Материал подготовлен таким образом, чтобы родители могли активно взаимодействовать друг с ...

Статья о профилактике наркомании среди подростков.

Из опыта работы педагога-психолога....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Профилактика наркомании среди подростков"

Просвещение родителей по проблеме употребления наркотических веществ среди подростков...

Подпрограмма программы "Здоровое поколение" - "Профилактика наркомании среди подростков"

Подпрограмма программы сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса "Здоровое поколение" - "Профилактика наркомании среди подростков...

Презентация по профилактике наркомании среди подростков

Презентация "Профилактика наркомании среди подроостков"...