Программа "Soft skills для чемпиона"
рабочая программа по психологии
Программа психолого-педагогического сопровождения чемпионатов и конкурсов. Направлена на развитие "гибких" навыков обучающихся подросткового возраста - стрессоустойчивости, готовности к участию в соревнованиях, эффективной коммуникации, саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soft_skills_dlya_chempiona.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Soft skills для чемпиона»
Возрастная группа: 14-17 лет
Модуль: Психологическое сопровождение
Составила: педагог-психолог
Орлова Н.А.
Москва
2021
Содержание:
Введение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
3. Организационный раздел
3.1. Структура реализации программы
3.2. Условия реализации программы
Заключение
Перечень использованных источников
Приложение
Введение
Любая проверка знаний является стрессовой ситуацией для человека. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, демонстрационных экзаменах, чемпионатах является серьезным испытанием. Очевидно, что в этой ситуации обучающийся более, чем когда-либо, нуждается в психологической помощи и поддержке специалистов, родителей (законных представителей), педагогов. Идея психолого-педагогического сопровождения в этот период является востребованной и достаточно разработанной в образовательной практике.
Важнейшей характеристикой психолого-педагогического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи; в процессе психологического сопровождения педагог-психолог создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «мне сложно» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями» (Г. Бардиер, М. Битянова, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т. Яничева).
В процессе подготовки и участия в значимых мероприятиях (конкурсах, экзаменах) обучающиеся сталкиваются с состоянием психологического стресса, эмоциональной напряженности, утомления. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома.
Г. Селье, основатель учения о стрессе, выделял две его формы: стресс полезный — эустресс (тонизирует работу организма и способствует мобилизации защитных сил, включая иммунную систему) и стресс деструктивный — дистресс. Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий, таких как: положительный эмоциональный фон, опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее, одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды, наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса. Психолого-педагогическое сопровождение в период подготовки к участию в чемпионатах заключается в развитии личности обучающихся, развитие Я-концепции и самооценки, рефлексии, навыков эффективной межличностной коммуникации, стрессоустойчивости, способности действовать в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности, развитие навыков саморегуляции и уверенного поведения, поиске ресурсов, опору на собственные возможности и создание на этой основе психолого-педагогических условий для личностного саморазвития.
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Ситуация проверки знаний, публичная демонстрация своего опыта, занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у обучающихся, что может неблагоприятно повлиять на результативность участия в значимых мероприятиях. К неблагоприятным факторам можно отнести интенсивную нагрузку; нарушение распорядка дня; эмоциональные переживания, связанные с возможным неудачным выступлением, боязнью не оправдать ожидания со стороны педагогов и ближайшего социального окружения.
В последние годы получены убедительные доказательства того, что подобный стресс оказывает сильное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы, ведет к различным нарушениям психологического здоровья.
В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства является неотъемлемой частью системной подготовки обучающихся.
Целью данной программы является психолого-педагогическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства.
Задачи:
• проведение системной работы со всеми участниками соревнований (тренерами, педагогами, родителями/законными представителями) с целью синхронизации их действий и реализации единой стратегии подготовки участников соревнований;
• формирование у обучающихся компетенции «готовность участвовать в соревнованиях», которая обеспечивает сберегающее и эффективное участие в конкурсе;
• построение индивидуальной системы подготовки участника с опорой на его ресурсы и внутренний потенциал;
• обеспечение смыслообразующего и экологичного участия в соревнованиях для каждого участника; реализация системы сопровождения полного цикла - от постановки целей участия в соревнованиях до осознания и переживания итогов конкурса вне зависимости от результатов соревнования.
Методологическая основа программы
- положения о создании условий для перехода личности к самопомощи (Г. Бардиер, М. Битянова, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т. Яничева)
- теоретические подходы к пониманию состояния тревожности таких исследователей, как А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер, Х. Хекхаузен и др.
- проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются через трактовку понятия «готовность» в психологии:
1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
3) момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации демонстрации своих знаний.
- подходы к определению понятия «стресс» и оказание психологической помощи, применение определенных техник и приемов в зависимости от категории стресса (Щербатых Ю.В.)
- самооценка как центральное личностное образование и основополагающий компонент «я – концепции» , ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. (Ананьев Б.Г; Божович Л.И.; Кон И.С.) Самооценка характеризуется по некоторым параметрам: устойчивость, адекватность, высота или уровень. Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными конкретными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, смены критериев, оценок окружающих и других факторов, является оптимальной для развития и жизнедеятельности индивида (Серебрякова Е.А., Липкина А.И., Рыбак Л.А.)
Направления психолого-педагогического сопровождения
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
• Работа с участником (определение ресурсов личности, которые обеспечат эффективное участие в соревнованиях; развитие саморегуляции и самопомощи в ситуации стресса; построение индивидуальной стратегии подготовки и участия в соревнованиях; развитие компетенции «готовность участия в соревнованиях»; консультирование в процессе подготовки и участия)
• Работа с наставниками/кураторами (проектирование системы тренировки и участия в конкурсе в соответствии с индивидуальными особенностями личности конкурсанта; разработка стратегии победы; консультирование в процессе подготовки и участия)
• Работа с родителями /законными представителями (информирование и осознанная поддержка участника)
Система психолого-педагогического сопровождения включает в себя:
• психодиагностику;
• разработку и реализацию индивидуальной стратегии (разработка и коррекция стратегии тренировки и победы, построенной на основе индивидуальных особенностей участника);
• координацию и консультирование (постоянная коррекция и совершенствование процесса тренировки и психолого-педагогической подготовки);
• развитие компетенции «готовности участвовать в соревнованиях»;
• формирование командной работы при подготовке к соревнованиям и в процессе соревнований;
• формирование корпоративной культуры победы
Этапы реализации программы:
1 этап: Диагностический
Задачи психодиагностики:
-определение личностных особенностей участников
-выявление внутренних ресурсов и потенциала
-определение зон риска
-определение готовности нервной системы конкурсанта к участию в соревнованиях
Применяемые методы и методики:
- Беседа
- Наблюдение
- Шкала ситуационной тревожности (Методика О. Кондаша)
- Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
- Опросник структуры темперамента В.М. Русалова
- Теппинг тест (Е.П. Ильин)
- Тест Кеттелла
- Шкала ситуативной тревожности (Спилбергер, Ханина)
- Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС)
- Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв)
- Тактика поведения в конфликтных ситуациях (К.У. Томас)
Диагностический инструментарий может быть дополнен и изменен в соответствии с индивидуальными потребностями и возрастными особенностями.
2 этап: Этап реализации
На основе данных, полученных в процессе диагностики, уточняются и конкретизируются направления и содержание работы, происходит реализация индивидуально ориентированной программы сопровождения.
3 этап: Рефлексивный
Подведение итогов, обсуждение результатов. Профилактика эмоционального выгорания. Психологическая работа с переживаниями победы или поражения, преодоление ситуации неуспеха.
Ключевые точки психолого-педагогического сопровождения
- Развитие мотивации участвовать в конкурсе
- Формирование индивидуальной стратегии тренировки и участия
- Реализация системы мероприятий (индивидуальных/групповых занятий, консультирования и др.)
- Формирование компетенции «готовность участия в соревнованиях»
- Осознание себя частью команды и командной поддержки
- Поддержка в процессе соревнований
- Осмысление результатов конкурса
Методы и приемы, используемые в работе:
- Аутогенная тренировка
- Дыхательные техники
- Телесно-ориентированные методы
- Мышечная релаксация
- Методы прагматизации и диссоциации стресса (пространственная диссоциация, изменение субмодальностей стрессорного образа, построение моделей стрессовой ситуации)
- Медитативные техники
- Использование позитивных образов (визуализация)
- Эффективное целеполагание
- Арттерапия
- Коммуникативные, ролевые игры
- Психотехнические упражнения
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает овладение обучающимися компетенции «готовность участвовать в соревнованиях»:
1. Обучающийся
- понимает смысл и цели участия в конкурсе;
- рассматривает конкурс как значимый жизненный этап, который обеспечит профессиональное и личностное становление (личностное и профессиональное целеполагание)
2. Владеет навыками ассертивного (уверенного) поведения
3. Распознает свое эмоциональное состояние и управляет своими эмоциями как в процессе подготовки к конкурсу, так и в процессе участия.
4. Владеет навыками саморегуляции в кризисных (стрессовых) условиях, в том числе способами снижения психоэмоционального напряжения; способен быстро находить выход из стрессовых ситуаций в процессе соревнований.
5. Осознает свои сильные стороны и слабые стороны, умеет опираться на свой потенциал
6. Владеет приемами эффективного запоминания, способен к концентрации внимания в процессе выполнения заданий
7. Имеет развитые коммуникативные способности, может эффективно взаимодействовать в процессе конкурса, владеет навыками решения конфликтов в условиях конкурса.
8. Владеет навыками командной работы с целью эффективного участия в соревнованиях.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Форма работы | Количество часов |
Психодиагностика первичная | 1 час | ||
На пути к успеху | Впереди чемпионат! | Развитие мотивации, создание положительной установки на участие в чемпионате | 1 |
Что я знаю о себе | Что я знаю о себе. Характер и темперамент Самооценка. Уверенность в себе | Обсуждение результатов диагностики Психотехнические упражнения Беседа Формирование компетенции «готовность к участию в чемпионате» | 1 |
Как справиться с волнением | Способы борьбы со стрессом | 1 | |
На пути к успеху (итоговое) | Образ победы | 1 | |
Итого: | 5 часов |
Раздел | Тема | Форма работы | Количество часов |
Мой чемпионат | Ошибка или невезение; удача или труд | Рефлексия | 1 |
Кто я? Какой я? | Индивидуальные особенности Направленность личности | Психотехнические упражнения Беседа | 1 |
Мотив и его функции | 1 | ||
Мои ресурсы | 2 | ||
Мои цели | 1 | ||
Итого: | 6 часов | ||
Эффективная коммуникация | Я и другие | Психотехнические упражнения Беседа | 1 |
Можно ли избежать конфликта? | 1 | ||
Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | ||
Способы эффективной коммуникации. Техника я-сообщений | 1 | ||
Итого: | 4 часа | ||
Стресс и как его преодолеть | Эмоции | Психотехнические упражнения Беседа Релаксационные упражнения | 1 |
Тревога: плюсы и минусы | 1 | ||
Способы снижения эмоционального напряжения | 3 | ||
Тайм-менеджмент | 1 | ||
Итого: | 6 часов | ||
Психодиагностика итоговая | 1 час | ||
На пути к цели | Внутренние перемены | Обсуждение результатов диагностики Психотехнические упражнения Беседа | 1 |
Как ставить цели, чтобы их достигать | 1 | ||
Мое будущее | 1 | ||
Итого: | 3 часа | ||
Итого: | 20 часов | ||
Консультирование наставника | 5 часов |
3. Организационный раздел
3.1. Структура реализации программы
Срок реализации программы и организация обучения
Программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового возраста 14-17 лет.
Программа предусматривает взаимодействие с педагогами, осуществляющими образовательную деятельность с обучающимися, а также с родителями (законными представителями) в форме консультаций.
Форма и режим занятий
Программа предполагает работу в мини-группах с периодичностью 1 раз в неделю; консультирование наставников.
Количество часов на освоение курса составляет 20 часов. Общее количество часов по программе – 25.
Периодичность и форма их проведения занятий могут быть изменены в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей участников.
3.2. Условия реализации образовательной программы
- психолого-педагогические
Программа предусматривает совместную работу с обучающимися и педагогами в триаде «участник конкурса, педагог-психолог, наставник».
- материально-технические:
картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
метафорические карты;
бумага;
цветные карандаши;
фломастеры;
маркеры;
ватман;
магнитофон
ноутбук
диски с музыкальным сопровождением
Заключение
Программа психолого-педагогического сопровождения конкурсов профессионального мастерства предполагает систему работы, которая предусматривает занятия с участниками, совместную работу с педагогами-наставниками, консультативную деятельность, в том числе с родителями (законными представителями) обучающихся. Программа направлена на развитие определенных личностных качеств и навыков саморегуляции, а также овладение эффективной коммуникацией и поведенческими стратегиями в стрессовых ситуациях. Содержание работы зависит от полученных данных в ходе диагностического обследования, индивидуальных особенностей обучающихся. Сочетание вариативных форм работы, применение различных психотехнических приемов и методов работы, индивидуализация содержания занятий, системный подход к организации психолого-педагогического сопровождения способствуют результативному участию в конкурсе.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224с.
3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120с.
4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256с.
5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135с.
6. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО. 2005.
7. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.442-444
8. Лобзыш В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986, с. 5-272.
9. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192с.
10. Методика «Шкала тревожности» (Кондаш О.) http://www.psylist.net/praktikum/00413.htm
11. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175с.
20. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000, с. 9-238.
12. Тест «Долговременная память» http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/484-test-long-term-memory
13. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.
14. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112с.
15. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 182-237.
16. Щербатых Ю. В. Психология успеха. М., 2004, с. 62-120; 177-209.
17. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
PRESENTATION "Developing public speaking skills"
PRESENTATION " Public speaking skills"...
skills - work 27
work 27...
Lesson focus: Reading for general and more detailed information. Vocabulary. Speaking. (in the context of a story about Christmas) Language skills related tasks.
Разработанный урок может быть использован для развития навыков чтения с пониманием основного содержания, чтения с выборочным пониманием нужной информации, а также для развития лексических навыков и на...
Spotlight 8. Module 3: “Great minds”. Unit 3e: Writing skills. Конспект рабочего урока в 8 классе по теме «Writing skills».
Цель урока (что планируется достичь за урок): 1. Тренировка навыков работы с текстом 2. Обучение письму (написание рассказа)Задачи урока (обучающая, воспитательная, развивающая): 1. Активизирова...
Мастер-класс "Формирование навыков Hard-skills и soft-skills"
Hard skills – узко специализированные знания и умения. Их человек получает и развивает в колледже/вузе/на курсах/тренингах и использует в своей профессиональной деятельности. Например, навы...
Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»
laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...
«Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе», презентация
Презентация для сообщения по теме: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...