Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бегус Геннадий Владмирович

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. 

Основными принципами отбора учебного материала являются принципы системности, последовательности, взаимосвязи техники и тактики; преемственности, варивтивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

        Настоящая  рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Волейбол» внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 5-9 классов.

Основной целью программы является организация и планирование изучения содержания учебной дисциплины для учащихся данного этапа спортивной подготовки.

        Задачами программы являются:

  • определение содержания изучаемого курса;
  • определение объема учебного материала для учащихся этапа начальной подготовки  

   первого года обучения;

  • определение основных блоков программного материала;
  • порядок изучения учебной дисциплины.

        На протяжении всего периода обучения учащиеся  проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. На этапе начальной подготовки выделяются следующие:

  • отбор способных к занятиям волейболом детей;
  • укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;
  • обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке;
  • подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.

Основная идея программы – реализация учебно-тренировочного процесса     в течение первого года обучения начального этапа спортивной подготовки, являющегося начальным звеном в системе этапов многолетней подготовки спортсменов, конечной целью которой является решение образовательных задач внеурочной деятельности: обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности учащихся в соответствии с требованиями программ по видам спорта; формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, развитие детского и юношеского спорта; обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся, укрепление их здоровья и профессионального самоопределения.

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.  

Основными принципами отбора учебного материала являются принципы системности, последовательности, взаимосвязи техники и тактики; преемственности, варивтивности.

Планирование учебного материала осуществляется в соответствии с нормативными требованиями для учащихся .

Режим учебных занятий- 6 учебных часов в неделю

Количество учебных часов  в соответствии с учебной программой – 276 часов.

Основные формы    занятий:  групповые теоретические и  учебно-тренировочные; работа по индивидуальным планам; педагогическое тестирование.

 Контроль освоения учебного материала  осуществляется в форме устного опроса и беседы по теоретическому разделу программы и сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке согласно программным требованиям. Участие в спортивных соревнованиях и показанные учащимися спортивные результаты также являются формой контроля и оценки качества полученных знаний и умений.

 

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны :

Знать

  • Состояние ФК и спорта в России;
  • Состояние и развитие волейбола  в России.
  • Сведения о строении и функциях организма человека
  • Гигиенические требования к занимающимся спортом.
  • Тактические приемы в волейболе.

       Уметь

  • Овладеть основными техническими приемами волейболиста.
  • Проводить разминку волейболиста, организовать проведение подвижных игр.

       Развить качества личности

  • Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
  • Развить коммуникабельность, умение работать в коллективе.
  • Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Итоговый результат

  • успешная сдача программных переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, теоретическому разделу и перевод на следующий курс обучения начального этапа спортивной подготовки.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п/п

Наименование разделов

 и тем

Макси-

мальная учебная нагрузка

Занятия в течение учебного года

Индивид. работа  

(в период каникул)

всего

тео-рия

Уч.-тре-нир.

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Теоретическая подготовка

8

8

8

1.1

Физическая культура и спорт в России

1

1

1

1.2

Сведения о строении и функциях организма человека

1

1

1

1.3

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

1

1

1

1.4.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

1

1

1

1.5.

Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений

1

1

1

1.6.

Планирование и контроль в процессе спортивно-оздоровительных занятий

1

1

1

1.7.

Основы техники и тактики волейбола

2

2

2

2.

Практические занятия

268

268

268

20

2.1.

Контрольные испытания

12

12

12

2.1.1.

Общефизическая подготовка

256

256

256

20

Всего:

276

276

8

276

20

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Теоретическая подготовка-8часов

        Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.

        Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, Сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.

        Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

        Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к5 местам физкультурно-спортивных занятий. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при  ушибах, растяжении связок. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.

Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.

Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в волейбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Сетка и мяч. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.

Практические занятия- 268 часов

Общая физическая подготовка –256 часов

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса; вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.

        Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

        Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

        Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

        Бег: 20, 30, 60 м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.

        Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

        Метания: малого мяча  с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

        Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.

        Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».

Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Контрольные нормативы – 12 часов

        Контрольные испытания проводятся дважды в год согласно приказу директора два раза в год: 1-30 октября и 1-20 мая.

Общая физическая подготовка

1.Бег 30 м

2.Прыжок в длину с места

3.Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.

4.Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками.

                                                             

                             

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Дидактические материалы:

- Картотека упражнений по волейболу.

- Картотека подвижных и подводящих игр .

- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.

- Правила игры в волейбол.

- Правила судейства в волейболе.

- Регламент проведения волейбольных  турниров различных уровней.

- Положение о соревнованиях по волейболу.

2. Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным  мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.

- Инструкции по охране труда.

СПИСОК  ОСНОВНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

(для педагогов)

  1. Банников А.М., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика).- Краснодар, 2001.
  2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. – М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).
  3. Волейбол/Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000.
  4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М., 1978.
  5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М., 1988.
  6. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. – М., 1991.
  7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 1998.
  8. Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск, 1999.
  9. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – М., 1998.
  10. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев, 1999.
  11. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 1998.
  12. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. – М.,1998.
  13. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982.
  14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
  15. Система подготовки спортивного резерва. – М., 1999.
  16. Современная  система спотивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.
  17. Спортивная медицина: справочное  издание. – М., 1999.
  18. Спортивные игры /Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М., 2000.
  19. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М., 1987.

Методическое обеспечение  программы    

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного

процесса

Дидактический

 материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Теоретическая

 подготовка

Групповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе.

Устный зачет по темам

2

Общая физическая

 подготовка

 

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

 Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, двухсторонняя игра, круговая тренировка,

мини-соревнования

Таблицы, схемы, мячи на каждого обучающегося

Тестирование,

протоколы, комплекс упражнений разминки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов.  Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.)  Все занятия по в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Аэробика» для учащихся 3-4 классов.

Аэробика оказывает благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Волейбол"

Волейбол - один из самых популярных видов спорта среди учащихся старших классов. Соревнования по волейболу включены в план спортивно – массовых и оздоровительных мероприятий школы, Зан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской програм...