Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Основными принципами отбора учебного материала являются принципы системности, последовательности, взаимосвязи техники и тактики; преемственности, варивтивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность-волейбол | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Волейбол» внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 5-9 классов.
Основной целью программы является организация и планирование изучения содержания учебной дисциплины для учащихся данного этапа спортивной подготовки.
Задачами программы являются:
- определение содержания изучаемого курса;
- определение объема учебного материала для учащихся этапа начальной подготовки
первого года обучения;
- определение основных блоков программного материала;
- порядок изучения учебной дисциплины.
На протяжении всего периода обучения учащиеся проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. На этапе начальной подготовки выделяются следующие:
- отбор способных к занятиям волейболом детей;
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке;
- подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.
Основная идея программы – реализация учебно-тренировочного процесса в течение первого года обучения начального этапа спортивной подготовки, являющегося начальным звеном в системе этапов многолетней подготовки спортсменов, конечной целью которой является решение образовательных задач внеурочной деятельности: обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности учащихся в соответствии с требованиями программ по видам спорта; формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, развитие детского и юношеского спорта; обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся, укрепление их здоровья и профессионального самоопределения.
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Основными принципами отбора учебного материала являются принципы системности, последовательности, взаимосвязи техники и тактики; преемственности, варивтивности.
Планирование учебного материала осуществляется в соответствии с нормативными требованиями для учащихся .
Режим учебных занятий- 6 учебных часов в неделю
Количество учебных часов в соответствии с учебной программой – 276 часов.
Основные формы занятий: групповые теоретические и учебно-тренировочные; работа по индивидуальным планам; педагогическое тестирование.
Контроль освоения учебного материала осуществляется в форме устного опроса и беседы по теоретическому разделу программы и сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке согласно программным требованиям. Участие в спортивных соревнованиях и показанные учащимися спортивные результаты также являются формой контроля и оценки качества полученных знаний и умений.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны :
Знать
- Состояние ФК и спорта в России;
- Состояние и развитие волейбола в России.
- Сведения о строении и функциях организма человека
- Гигиенические требования к занимающимся спортом.
- Тактические приемы в волейболе.
Уметь
- Овладеть основными техническими приемами волейболиста.
- Проводить разминку волейболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности
- Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
- Развить коммуникабельность, умение работать в коллективе.
- Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Итоговый результат
- успешная сдача программных переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, теоретическому разделу и перевод на следующий курс обучения начального этапа спортивной подготовки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная учебная нагрузка | Занятия в течение учебного года | Индивид. работа (в период каникул) | ||
всего | тео-рия | Уч.-тре-нир. занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Теоретическая подготовка | 8 | 8 | 8 | ||
1.1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 1 | ||
1.2 | Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | 1 | ||
1.3 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1 | 1 | 1 | ||
1.4. | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль | 1 | 1 | 1 | ||
1.5. | Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений | 1 | 1 | 1 | ||
1.6. | Планирование и контроль в процессе спортивно-оздоровительных занятий | 1 | 1 | 1 | ||
1.7. | Основы техники и тактики волейбола | 2 | 2 | 2 | ||
2. | Практические занятия | 268 | 268 | 268 | 20 | |
2.1. | Контрольные испытания | 12 | 12 | 12 | ||
2.1.1. | Общефизическая подготовка | 256 | 256 | 256 | 20 | |
Всего: | 276 | 276 | 8 | 276 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Теоретическая подготовка-8часов
Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.
Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, Сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.
Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к5 местам физкультурно-спортивных занятий. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.
Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в волейбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Сетка и мяч. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.
Практические занятия- 268 часов
Общая физическая подготовка –256 часов
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса; вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60 м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Контрольные нормативы – 12 часов
Контрольные испытания проводятся дважды в год согласно приказу директора два раза в год: 1-30 октября и 1-20 мая.
Общая физическая подготовка
1.Бег 30 м
2.Прыжок в длину с места
3.Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
4.Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по волейболу.
- Картотека подвижных и подводящих игр .
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Регламент проведения волейбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
2. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
- Инструкции по охране труда.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(для педагогов)
- Банников А.М., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика).- Краснодар, 2001.
- Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. – М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).
- Волейбол/Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000.
- Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М., 1978.
- Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М., 1988.
- Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. – М., 1991.
- Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 1998.
- Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск, 1999.
- Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – М., 1998.
- Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев, 1999.
- Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 1998.
- Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. – М.,1998.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982.
- Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
- Система подготовки спортивного резерва. – М., 1999.
- Современная система спотивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.
- Спортивная медицина: справочное издание. – М., 1999.
- Спортивные игры /Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М., 2000.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М., 1987.
Методическое обеспечение программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Теоретическая подготовка | Групповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе. | Устный зачет по темам |
2 | Общая физическая подготовка
| Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, двухсторонняя игра, круговая тренировка, мини-соревнования | Таблицы, схемы, мячи на каждого обучающегося | Тестирование, протоколы, комплекс упражнений разминки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.) Все занятия по в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Аэробика» для учащихся 3-4 классов.
Аэробика оказывает благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Волейбол"
Волейбол - один из самых популярных видов спорта среди учащихся старших классов. Соревнования по волейболу включены в план спортивно – массовых и оздоровительных мероприятий школы, Зан...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для обучающихся 10-11 класса
Данная программа расчитана на малокомплектные школы.Срок реализации 1 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 классов
Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской програм...