Методическая разработка тренинг- игры "Остров"
методическая разработка по психологии (10 класс)

Поэтапное проведение  профориентационной тренинг- игры "Остров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kospekt_ostrov_1.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа № 613

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Тренинг- игры

 «Остров»

Олих Ангелина Геннадиевна

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2023

План-конспект занятия

  1. Автор материала:Олих Ангелина Геннадиевна, Каверина Светлана Михайловна.
  2. Должность: педагог- пихолог
  3. Название материала: конспект тренинг- игры «Остров»
  4. Направление : Коррекционно – развивающее занятие, направленное на активизацию процесса самоопределения.
  5. Тип занятия: урок-тренинг
  6. Форма занятия интерактивный урок.
  7. Цель:  актуализация процесса профессионального самоопределения, расширение границ восприятия самого себя и других людей, пробуждение потребности в самосовершенствовании.
  8. Общие задачи:

       - Расширить кругозор учащихся в мире профессий и труда;

- Развить адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения;

- Помочь учащимся в построении жизненной перспективы;

-Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

-Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

-Расширение диапазона творческих способностей;

-Обучение участников ориентации в проблеме;

-Развитие и расширение навыков принятия решений.

  Коррекционные   задачи:

- развивать навыки устной монологической, диалогической речи;

- развитие личного опыты участников тренинга в результате ролевого проигрывания

- развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий

- развивать приемы и навыки рефлексивной практики

  1. Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование познавательного интереса к мотивированному выбору профессии;

           - развитие личной организованности и готовности к самостоятельной работе.

Предметные:

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение поставленных задач с использованием общедоступных в инструментов и источников информации;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

 - уметь анализировать условия достижения цели, ставить новые задачи;

- адекватно оценивать свои возможности для достижения поставленных целей.

- снятие напряжения, формирование положительных эмоций для улучшения усвоения материала.

Познавательные:

- способность понимать суть вопроса, анализировать и делать выводы;

- умение использовать свои знания в поиске правильного решения.

Коммуникативные:

- способность отвечать на вопросы, рассуждать;

- умение работать в группах, устно выражать свои мысли, аргументировать.

  1. Оборудование: ноутбук, экран, презентация, доска,  наглядный материал (карточки,карандаши,бумага)

Ход занятия (40 минут)

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приемы организации деятельности

Организационный момент

Определение темы, цели и порядка занятия

2 минуты

2 минуты

–Добрый день, уважаемые гости и ребята! создает эмоциональный настрой

Сегодня мы с вами проведем тренинг-игру, которая поможет вам проверить не только свои будущие профессиональные знания, но и поможет научить вас коммуницировать друг с другом. Вам нужно будет с помощью ваших знаний о профессиях, орудий труда и сплоченности показать, что вам не страшны новые условия, которые может преподнести жизнь.

здороваются

слайд 1. Приветствие, название урока

Слайд 2. Остров

Коллективная, словесный метод, проблемно-ориентированный диалог,

Динамическая пауза

Цель:

установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга.

3 минуты

Релаксационная пауза. «На ощупь»

цель- узнать человека по характерным признакам на ощупь.

Слайд 8. Остров + музыка

групповая, практический метод

Основная часть

«Остров»

2 минуты

2 минуты

3 минуты

3 минуты

Представьте, что мы все чудом оказались на заброшенном в океане на острове, где-то в южных тропических широтах. Перед нами стоят две основные задачи. Первая — выжить, используя свои знания о труде.
Вторая — объединить свои усилия для успешной жизни на острове.
За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи.

Сейчас мы проведем жребий, и вы поделитесь на 3 группы, каждая из которых отвечает за определенные обязанности на острове.

Для каждой категории обязанности лежит свой конверт, в котором карточки с различными предметами.  Каждый из вас может выбрать всего 2 предмета, согласно своим должностным обязанностям (итого на 1 группу 6 предметов). Это будет первое испытание, которое покажет, как хорошо вы знаете «орудия» труда.

Сейчас мы проверим, на сколько правильно вы выбрали предметы. Каждый из вас должен объяснить, почему именно эти предметы выбрал

(слайд 3. Картинки 3 специальностей)

Слайд 4. Отсров

Жеребьевка

Ребята делятся на группы

Вскрывают конверты с предметами и выбирают их

 

слайды: 5- проверка поваров, 6- проверка строителей, 7- проверка добытчиков вода и огня

групповая, индивидуальная, словесный метод, проблемно-ориентированный, практический, наглядный

индивидуальная, словесный метод, проблемно-ориентированный

Динамическая пауза

3 минуты

  Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 слайд 8. Остров+ музыка

групповая, практический метод

Основная часть

«План»

2 минуты

5 минут

У вас есть определенные орудия труда, с помощью которых вам будет легче выжить на острове. Теперь вам необходим  план: что вы будете делать на острове и как: строить жилье, добывать еду, пресную воду, огонь, охранять сон итд.

Для этого предлагается задание:

У каждой группы на столе лист бумаги, карандаши, вы должны сделать зарисовку  или прописать алгоритм своих действийй, используя те предметы, которые вы взяли с собой.

слайд 9. Картинка плана

групповая, визуальный метод,

проблемно-ориентированный диалог

групповая

практический метод

Динамическая пауза

3 минуты

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

(слайд 10. Остров+ музыка

групповая, практический метод

Основная часть

«Корабль»

5 минут

У вас выпал шанс отправиться домой, но для этого вам придется разгадать загадки и выполнить следующие задания:

«Пословицы и поговорки о труде»

В конвертах лежат пословицы и поговорки, но они разрезаны. Вам нужно разложить слова пословиц в правильном порядке

Без топора – не плотник, без лопаты – не огородник.

Шить не будешь – портным не станешь.

По ученику и учителя судят

Добрый повар стоит доктора

Каков сад, таковы и яблоки.

Машиной овладеешь — легче путь одолеешь.

 «Загадки»  

Я горд работой на земле, От пота вымокла рубашка. Зато ладони - на руле. (Тракторист)

 Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нём. Чтобы выше, чтобы шире Были комнаты в квартире. (Каменщики)

На работе день-деньской Он командует рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака. (Крановщик)

У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер)

 Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками – Поток струится шёлковый. (Ткачиха)

На станке детали точит Этот кадровый рабочий. Без его умелых рук Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)

Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист? (Терапевт)

 Спрятан здесь вопрос такой: Доктор с ниткой и иглой Как зовётся? Вспоминай И быстрей ответ давай. (Хирург)

 «Самая - самая»: Сейчас я вам буду предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми -самыми денежными?.." (ответы детей)

1 команда - "самая зеленая профессия",

 - "самая сладкая профессия",

- "самая волосатая профессия".

2 команда - "самая смешная профессия",

 - "самая неприличная профессия",

Командам дают конверты с разрезанными на слова пословицами. Нужно расположить слова в правильной последовательности, прочитать пословицы и объяснить их смысл.

групповая, словесный, визуальный метод,

групповая

наглядный метод, практический метод

Динамическая пауза

3 минуты

Упражнение-релаксация «Волшебный остров»

Цель:психологическая разгрузка, регуляция состояния и дыхания.

Сядьте поудобнее, закройте глаза.  Расслабьтесь всем телом: почувствуйте, как уходит напряжение с ног…ступней…коленей…бедер, как расслабляется живот…грудь…плечи…шея. Осознайте, в каком положении находятся руки, и положите их так, как Вам хочется, как они будут отдыхать… Расслабьте голову и мышцы лица…

Сделайте глубокий вдох и с выдохом отпустите все мысли и переживания…Теперь просто слушайте мой голос и позвольте себе представлять и фантазировать…

Представьте себя на волшебном острове. Это может быть место, где мы только что с вами побывали в игре или какое то свое место, которое, быть может, вы видели на картинке. Здесь хорошо и спокойно. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете? Вас окружают самые фантастические и красивые деревья. Высокие пальмы с тяжелыми кокосами, заросли цветущих кустарников, фруктовых деревьев. Вы чувствуете запах спелых, согретых жарким солнцем бананов, ароматных апельсинов.

Вы видите песчаный берег и прозрачную воду. Вода голубая и такая прозрачная, что видны дно и стайки экзотических рыбок. Рыбки сверкают на солнце, как маленькие серебряные монетки. Поплавайте в море. Какое оно? Вода в море очень теплая, но в то же время она освежает. Волны так приятно качают Вас. Можно просто полежать на воде и смотреть на небо, на пробегающие белоснежные облака, пусть все Ваши неприятности улетят вместе с облаками. Захватите с собой это чувство свободы, уверенности и покоя, и…. возвращайтесь.

Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.

Слайд 11 музыка

групповая, практический метод

 Итог

Рефлексия

2 минуты

-

групповая, словесный метод, рефлексивный анализ

Список используемой литературы:

  1. Аленкина О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009. – 190 с.
  2. Баряева Л. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Л. Баряева, И. Бгажнокова, Д. Бойков, А. Зарин, С. Комарова, Е. Логинова. – М.: Владос, 2010. – 184 с.
  3. Карташова, Е. Ю. Социальный проект «Успех в твоих руках!» и  его вклад в профессиональное самоопределение школьников / Е. Ю. Карташова, В. Ю. Ерохина, И. В. Иванова // Методист. — 2021. — № 4. — С. 28-33.
  4. Савкина, М. В. Игровой профориентационный тренинг «Выбери правильный маршрут!»  / М. В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 12. — С. 40-43. — Библиогр. в конце ст.
  5. Селевко Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь»: Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева. – М.: ИМЦ Арсенал образования, 2008. – 288 с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тренинга "Верёвочный маршрут"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по командообразованию "Верёвочный маршрут" (сентябрь 2010 года)....

Методическая разработка тренинга «Я — это Я»

Использование технологии тренинга для формирования навыка самопознания (от осознания своего «Я» до привычки самоконтроля и целевым установкам улучшения себя)  у  подростков с девиа...

Методическая разработка тренинга общения в малой группе

        Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психиче процессов (познавательных, волевых ...

Методическая разработка тренинга « Наша судьба – в наших руках»

Форма реализации проекта: тренинг.Цели:- обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся; - формиро...

Методическая разработка тренинга с педагогами на тему: «Формирование навыков поведения в эмоционально напряженных ситуациях»

На тренинге участники знакомятся с основными техниками снятия напряжения, имеют возможность отрабатывать практические навыки по овладению техниками снятия напряжения в эмоционально-напряженных ситуаци...

Методическая разработка тренинга по решению конфликтов среди подростков (цикл занятий)

Цикл тренинга, включающий 5 занятий для подростков и старшеклассников. Подробно описаны цели каждого занятия, прилагается рефлексивная анкета по итогам. Основная цель: повышение уровня знаний о теории...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ

Актуальность: Разные специалисты - врачи, психологи, педагоги - говорят о том, что проблема наркомании является следствием рискованного стиля поведения людей, в частности молодежи, отсутствием н...