Профилактика предотвращения суицида в образовательной среде
презентация к уроку по психологии
В данной презинтации представлен алгоритм работы педагога-психолога ОУ по профилактике предотвращения суицида в образовательной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_raboty_v_shkole_s_detmi_s_suitsidnymi_namereniyami.pptx | 586.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровни профилактики суицида в учреждении образования: І уровень – ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического микроклимата в школе . ІІ уровень – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – повышение компетентности участников образовательного процесса (педагогов, родителей и учеников) в области профилактики суицидального риска, оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации . ІІІ уровень – ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель - предотвращение самоубийства . ІV уровень – ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов .
Задачи общей профилактики суицида : повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях : диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).
Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей . Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование ). Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.)
Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры . В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации . Работа с семьей подростка , попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный характер.
Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть). Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации , степень риска по суициду. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации. Участвовать в работе консилиума.
Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения . Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делает педагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка. Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать). Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.
Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, что является частью психолого-педагогического сопровождения. Методики : Патохарактерологический опросник (Личко). Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга). Опросник суицидального риска (ОСР). Опросник социально-психологической адаптации ( Роджерса – Даймонда ). Шкала самооценки уровня тревожности ( Спилбергера –Ханина). Опросник агрессивности (Баса– Дарки ). Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений ( Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.
Вторичная профилактика суицида Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида. В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства . Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида . Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать с подростком суицидальные чувства. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка. Направить подростка с родителями к психотерапевту (психиатру). Постараться встретиться с ребёнком через определенное время и наладить постоянный контакт.
Задачи психолога при наличии риска средней степени. Необходимо п редложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Укрепить желание жить (через амбивалентные, антисуицидальные чувства ). Обсудить альтернативы самоубийства. Заключить контракт. Направить к психотерапевту (психиатру) с родителями как можно скорее. Связаться с семьей, друзьями.
Задачи психолога при наличии высокого риска суицида Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту. При необходимости удалить орудия самоубийства. Заключить контракт. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. Информировать семью.
Третичная профилактика суицида Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида , социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида . Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы. Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки.
существуют три главных компонента ближайшего постсуицида : актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций, отношение к совершенной попытке. Задача специалистов-психологов получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.
Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида. Определение типа постсуицидального состояния у подростка. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам). Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба). Индивидуальная коррекционная работа с подростком. Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности ). Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба). Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).
Первичная экспертная оценка суицидального поведения Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя: - проверку имеющих отношение к суициду факторов риска; - историю проявлений суицидального поведения; - неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья; - степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности; - внезапные сильные факторы стресса; - уровень импульсивности и самоконтроля; - защитные факторы (антисуицидальные факторы).
Суицидальные факторы Антисуицидальные факторы Эмоциональная депривация Выраженная эмоциональная привязанность Несформированность родственных связей Родственные связи и обязанности Эгоизм ( эгоцентричность ) Чувство долга, понятие о чести Положительное отношение к суициду Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство Несформированный образ будущего, несформированный навык целеполагания Планы, определяющие цель жизни Алкоголизация (наркотизация) Приверженность здоровому образу жизни Суженность сознания ( туннельность ) Умение видеть ресурсные возможности Склонность к негативному восприятию жизни Позитивное восприятие жизни Отсутствие смысла жизни Способность к экзистенциальному осмыслению проблемы Экзистенциальная пустота Вера Факторы суицидального и антисуицидального риска
Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ) Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует. Незначительный . Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом. Умеренный . На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус. Высокий . Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку .
Детский телефон доверия : 8-800-2000-122 Линия помощи «Дети Онлайн » — служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете . 8-800-25-000-15 . helpline@detionline.com бесплатно , с 9.00 – 18.00 по рабочим дням Брянская детская психиатрическая больница +7 (4832) 53-04-76 Интернет служба экстренной психологической помощи МЧС России http :// psi.mchs.gov.ru телефон: +7499 216-50-50 бесплатно, круглосуточно Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (бесплатно, круглосуточно 8-495-637-70-70 Полезная информация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении...
«Профилактика наркомании в образовательной среде»
Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации....
Программа адаптации первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения
Программа адаптации детей-сирот-первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения....
Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде
Данный материал представляет собой методические рекомендации педагога-психолога по профилактике суицидов среди подростков....
Комплексная программа: "Профилактика наркомании в образовательной среде"
Целевая комплексная программа по незаконному обороту наркотиков рассчитана на обучающихся 1-11 классов и составлена с учетом их интересов и возрастных особенностей сроком на 2010-2015 г. Предусматрива...
Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»
30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...