Профилактика предотвращения суицида в образовательной среде
презентация к уроку по психологии

В данной презинтации представлен алгоритм работы педагога-психолога ОУ по профилактике предотвращения суицида в образовательной среде

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа специалистов школы Профилактика предотвращения суицида в образовательной среде

Слайд 2

Уровни профилактики суицида в учреждении образования: І уровень – ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического микроклимата в школе . ІІ уровень – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – повышение компетентности участников образовательного процесса (педагогов, родителей и учеников) в области профилактики суицидального риска, оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации . ІІІ уровень – ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель - предотвращение самоубийства . ІV уровень – ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов .

Слайд 3

Задачи общей профилактики суицида : повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях : диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).

Слайд 4

Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей . Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование ). Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.)

Слайд 5

Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры . В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации . Работа с семьей подростка , попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный характер.

Слайд 6

Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть). Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации , степень риска по суициду. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации. Участвовать в работе консилиума.

Слайд 7

Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения . Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делает педагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка. Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать). Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.

Слайд 8

Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, что является частью психолого-педагогического сопровождения. Методики : Патохарактерологический опросник (Личко). Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга). Опросник суицидального риска (ОСР). Опросник социально-психологической адаптации ( Роджерса – Даймонда ). Шкала самооценки уровня тревожности ( Спилбергера –Ханина). Опросник агрессивности (Баса– Дарки ). Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений ( Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.

Слайд 9

Вторичная профилактика суицида Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида. В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства . Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Слайд 10

Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида . Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать с подростком суицидальные чувства. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка. Направить подростка с родителями к психотерапевту (психиатру). Постараться встретиться с ребёнком через определенное время и наладить постоянный контакт.

Слайд 11

Задачи психолога при наличии риска средней степени. Необходимо п редложить подростку эмоциональную поддержку. Проработать суицидальные чувства. Укрепить желание жить (через амбивалентные, антисуицидальные чувства ). Обсудить альтернативы самоубийства. Заключить контракт. Направить к психотерапевту (психиатру) с родителями как можно скорее. Связаться с семьей, друзьями.

Слайд 12

Задачи психолога при наличии высокого риска суицида Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту. При необходимости удалить орудия самоубийства. Заключить контракт. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. Информировать семью.

Слайд 13

Третичная профилактика суицида Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида , социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида . Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы. Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки.

Слайд 14

существуют три главных компонента ближайшего постсуицида : актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций, отношение к совершенной попытке. Задача специалистов-психологов получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.

Слайд 15

Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида. Определение типа постсуицидального состояния у подростка. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам). Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба). Индивидуальная коррекционная работа с подростком. Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности ). Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба). Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).

Слайд 16

Первичная экспертная оценка суицидального поведения Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя: - проверку имеющих отношение к суициду факторов риска; - историю проявлений суицидального поведения; - неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья; - степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности; - внезапные сильные факторы стресса; - уровень импульсивности и самоконтроля; - защитные факторы (антисуицидальные факторы).

Слайд 17

Суицидальные факторы Антисуицидальные факторы Эмоциональная депривация Выраженная эмоциональная привязанность Несформированность родственных связей Родственные связи и обязанности Эгоизм ( эгоцентричность ) Чувство долга, понятие о чести Положительное отношение к суициду Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство Несформированный образ будущего, несформированный навык целеполагания Планы, определяющие цель жизни Алкоголизация (наркотизация) Приверженность здоровому образу жизни Суженность сознания ( туннельность ) Умение видеть ресурсные возможности Склонность к негативному восприятию жизни Позитивное восприятие жизни Отсутствие смысла жизни Способность к экзистенциальному осмыслению проблемы Экзистенциальная пустота Вера Факторы суицидального и антисуицидального риска

Слайд 18

Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ) Риск отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не существует. Незначительный . Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно, но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом. Умеренный . На лицо твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус. Высокий . Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения вербализуются наряду с хорошо продуманным планом и средствами для выполнения этого плана. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку .

Слайд 19

Детский телефон доверия : 8-800-2000-122 Линия помощи «Дети Онлайн » — служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете . 8-800-25-000-15 . helpline@detionline.com бесплатно , с 9.00 – 18.00 по рабочим дням Брянская детская психиатрическая больница +7 (4832) 53-04-76 Интернет служба экстренной психологической помощи МЧС России http :// psi.mchs.gov.ru телефон: +7499 216-50-50 бесплатно, круглосуточно Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (бесплатно, круглосуточно 8-495-637-70-70 Полезная информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

«Профилактика наркомании в образовательной среде»

Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации....

Программа адаптации первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения

Программа адаптации детей-сирот-первокурсников к образовательной среде СПб ГБПОУ  "ИСЛ" как форма реализации профилактики девиантного поведения....

Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде

Данный материал представляет собой методические рекомендации педагога-психолога по профилактике суицидов среди подростков....

Комплексная программа: "Профилактика наркомании в образовательной среде"

Целевая комплексная программа по незаконному обороту наркотиков рассчитана на обучающихся 1-11 классов и составлена с учетом их интересов и возрастных особенностей сроком на 2010-2015 г. Предусматрива...

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...