Комплексная программа: "Профилактика наркомании в образовательной среде"
статья
Целевая комплексная программа по незаконному обороту наркотиков рассчитана на обучающихся 1-11 классов и составлена с учетом их интересов и возрастных особенностей сроком на 2010-2015 г. Предусматривает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и органов управления образования, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Целевая комплексная программа по незаконному обороту наркотиков была представлена на олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselevaya_kompleksnaya_programma_po_nezakonnomu_oborotu_narkotikov.doc | 360 КБ |
Предварительный просмотр:
«Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА №______________
ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА
НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
«Профилактика наркомании в образовательной среде».
АВТОР БУРОВНИКОВА ВИКТОРИЯ ЮРЬЕВНА
Г<ОУ СОШ № 321 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Адрес автора: 191119, Санкт-Петербург, ул.Боровая, д.26, кв.95
Телефоны:
(812)696-23-28
8-931-300-36-72
е-mail: vika_bur@bk.ru
Санкт-Петербург
2015 г.
Структура программы.
написания программы…………………………………………………………..
профилактической деятельности……………………………………………….
воспитания школьной психологической службы……………………………..
социализации и антинаркотического воспитания школьников……………..
| 3 4 5 7 8 9 10 11 12 15 17 18 20 21 22 28 30 36 43 44 |
Нормативно-правовые документы, используемые для написания программы.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №123-ФЗ от 24.06.1998 г., «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999 г., о внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» и другие законодательные акты РФ.
- Постановление от 11 июля 2006 г. №848 о программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в С.-Пб на 2006-2010 г.
- Методические рекомендации о взаимодействии ОУ с семьей, разработанные и подписанные Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ.
- Письмо Минобразования РФ №419/28-5 (2002 г.) «О мерах повыявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в ОУ».
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию С.-Пб «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 29.12.2003 г. №4485.
- Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг. и на 2009 – 2012 гг.»
Пояснительная записка к программе.
Программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов и составлена с учетом их интересов и возрастных особенностей сроком на 2010-2015 г. Предусматривает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и органов управления образования, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В 321 школе в 2012 г. обучается 550 обучающихся. Из них 180 обучающихся из неполных семей, 88 человек из малообеспеченных семей, 56 человек нуждаются в регулярной психолого-педагогической поддержке, 41 человек – в регулярной медико-педагогической поддержке, 39 человек требует регулярного педагогического контроля. В школе 39 учеников из многодетных семей, 6 человек состоят на учете в ПТД, 6 опекаемых обучающихся, 6 детей – инвалидов, 17 человек состоят на внутришкольном учете, 3 человека состоят на учете в ОДН.
Написание данной программы необходимо:
- для активизации и повышения эффективности работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вовлечение или использование несовершеннолетних в совершении такого нарушения;
- для сокращения количества несовершеннолетних учащихся, употребляющих наркотики, психотропные вещества, алкоголь, табачные изделия;
- для внедрения новых методов и форм работы с несовершеннолетними обучающимися по проведению первичной, вторичной профилактики и реабилитационной работы;
- для планирования внеурочных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни обучающихся.
Обоснование выбора проблематики программы.
В переходный период российского общества молодое поколение находится в сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний.
В последние годы в подростковой среде наблюдается рост наркомании, курения, пьянства, токсикомании.
Психологи и социологи, занимающиеся изучением данной проблемы, отмечают, что причины этой тенденции носят универсально-экономический характер:
- общая криминализация и наркотизация взрослого населения страны;
- жилищная проблема;
- низкий социальный статус многих семей;
- недостаточный уровень материального обеспечения;
- отсутствие мотивации к труду;
- отчужденность от результатов труда.
Воздействие этих явлений на молодежь объективно усиливается в таком мегаполисе, каким является Санкт-Петербург, где социальная поляризация населения носит ярко выраженные формы. Прямое действие оказывают факторы, имеющие психолого-педагогическую сущность:
- отсутствие прямой заинтересованности многих семей в результатах воспитания детей;
- педагогическая безграмотность родителей;
- правовой нигилизм несовершеннолетних;
- несовершенство системы нравственно-правового просвещения детей и родителей;
- отсутствие взаимопонимания, уважения, терпимости;
- неумение считаться с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными возможностями.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
Поэтому совершенно очевидной представляется задача школы по организации и осуществлению действенной профилактики правонарушений, потребления наркотиков и других социальных отклонений подростков.
Вопросы создания условий для обеспечения социальной адаптации ребенка, адекватного образования, развития его физических, психологических и нравственных качеств остаются одними из главных проблем современного общества. Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, педагогический коллектив школы в своей повседневной работе придерживается следующих принципов:
- от каждого по возможностям;
- создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
- формирование индивидуального стиля здорового образа жизни для продуктивности и продолжительности их жизнедеятельности и будущего потомства;
- формирование адаптивных механизмов личности;
- замена авторитарного стиля отношений демократическим.
Концептуальные основы программы.
В современных условиях важно:
- развитие и усиление «Я» ребенка;
- формирование уверенности и позитивного отношения к себе;
- развитие навыков самовыражения личности;
- развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения;
- формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь;
- формирование гражданской ответственности, уважения к людям иной культуры, языка, веры.
В связи с этим неотъемлемой частью целевой комплексной программы являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха
Подобный подход к профилактической работе позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия.
Цели программы:
- создание условий для формирования социально-адаптированной
личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
- пропаганда здорового жизненного стиля;
- предотвращение начала наркотизации у детей и подростков, формирование
у них личностного иммунитета к наркотическому соблазну;
- формирование мышления, направленного на достижения жизненных
целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам здоровья
- формирование сознательного отношения к физическому здоровью –
основе успешного становления личности, потребности быть принятым и понятым в обществе;
- формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности;
- формирование дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
- формирование потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств.
Задачи программы:
- обеспечивание эффективности занятий в системе дополнительного образования детей с девиантным поведением;
- внедрение разработанных учебных программ по ряду предметов по профилактике наркомании;
- совершенствование методов совместной работы школы с органами системы профилактики правонарушений;
- развитие личностной компетентности;
- вырабатывание и развитие навыков защиты;
- предупреждение возникновения проблем;
- направление работы школьной социопсихологической службы на коррекцию негативных личностных качеств;
- привлечение родителей к вопросам профилактики наркомании;
- предупреждение возникновения у подростков установки на желание попробовать наркотик;
- проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни несовершеннолетних обучающихся;
- проведение мероприятий в рамках родительского всеобуча (лекторий для родителей, «круглые столы», оказание консультативной помощи семьям с целью информационной поддержки по вопросам профилактики наркозависимого поведения).
Принципы программы
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- Системность- построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.
- Активность в усвоении информации
- Дифференциация- деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.
- Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.
- Порциальность - профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические вещества;
- укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков;
- обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;
- повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;
- поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;
- проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности обучающихся;
- изменение социальной и гражданской позиции учащихся, определение системы дальнейшей деятельности;
- формирование эстетического отношения детей к окружающей среде и труду.
Основные положения содержания и направления профилактической деятельности.
Природа не терпит пустоты, и каждый педагог знает: для того, чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.
Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание программы в основном нацелено на помощь молодым людям в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, преодоление стресса). То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.
Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Реальной альтернативой наркомании является физическая культура, спорт, участие в общественной жизни школы и самореализация обучающихся. Создание условий для участия в общественной жизни школы и самореализации обучающихся является одним из приоритетных направлений программы.
Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, суть этой программы заключается в том, что вся учебная деятельность средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.
Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, граждановедения, химии и других предметов.
Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать в непредвиденной ситуации. На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Разговоры с молодыми, здоровыми людьми о проблемах здоровья, как правило, не имеют успеха. Однако вопросы любви, брака и
деторождения интересуют молодежную аудиторию, особенно в старших классах. И здесь обязательно надо говорить о влиянии наркотических веществ на потомство.
Гуманитарные дисциплины дают большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных - все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал. На уроках литературы и граждановедения должен быть раскрыт следующий круг вопросов:
- народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни;
- пьянство и наркомания во все века были несовместимы с созидательной трудовой и познавательной деятельностью людей;
- пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиями для целых народов;
- наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути экономического и социального прогресса.
Научность и личностный смысл - вот основные принципы при выборе содержания и формы урока. В средней школе рекомендуем максимальное использование наглядности, демонстрационных опытов, в старшей - активные формы обучения, привлечение школьников как носителей информации.
Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только хорошего знания обучающимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.
Реализация этого направления.
- Включение специальных сведений в содержание традиционных курсов. Организация тренингов, шоу, агитбригад, конкурсов рисунков. Проведение тематических дискуссий в школьном дискуссионном клубе, ролевых игр.
- Выпуск школьного журнала «Неопытное перо».
- Выполнение учащимися исследовательских и информационно-просветительских проектов.
- Дети часто не хотят обсуждать свои проблемы с взрослыми, за помощью они чаще обращаются к друзьям, одноклассникам. При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.
- Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных секциях школы, в театральной студии, в студии фольклора, в цирковую студию «Юнар», в туристический клуб.
- Проведение уроков здоровья. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность обучающихся.
Работа социально-психологической службы.
Работа этой службы предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, а также организацию условий для успешной адаптации.
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В нашей школе № 321 созданы благоприятные условия при формировании единого воспитательно-профилактического пространства, ориентированного на применение как индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, попавшему в социально-опасное положение, так и комплексного подхода при организации социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков «группы риска».
- В местах, доступных для обучающихся и их родителей (законных представителей), текстов уставов, правил внутреннего распорядка школы, а также информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации.
- Включены в штат образовательного учреждения должности специалистов (социального педагога, педагога-психолога, логопеда, классных воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и т.д.), которые обеспечивают непрерывный, целенаправленный воспитательный процесс в образовательном учреждении.
- Развита социально - психологическая служба.
- Ведётся работа по развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга, оздоровления и занятости несовершеннолетних, сохраняется и развивается сеть учреждений дополнительного образования детей, создаются условия для проведения внеурочной работы с детьми и подростками во второй половине дня: обеспечивается доступ детям и подросткам в спортивные залы в дневное и вечернее время.
- Обеспечивается доступность компьютерных классов во внеурочное время.
- При планировании воспитательных мероприятий обязательно учитываются потребности, направленность интересов учащихся и уровень развития социума.
- Организована информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказывается им соответствующая психолого-педагогическая и социально-правовая помощь в воспитании детей, в том числе посредством организации родительского всеобуча, формирования групп родительской поддержки.
- Разрабатываются и внедряются в практику работы школы программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся.
- Развиваются формы школьного уклада, разрабатываются и внедряются в практику работы образовательного учреждения соответствующие этические кодексы, нормы и правила поведения обучающихся и педагогических работников, развивается детское самоуправление.
- Повышается ответственность руководителей и педагогических работников образовательных учреждений за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
- Совершенствуется профилактическая работа с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи, на ранних стадиях их социального неблагополучия, в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка.
- Реализовывается комплекс мер по обеспечению общественно – полезной занятости несовершеннолетних.
- Обобщается и распространяется практический опыт организации профилактической работы среди обучающихся.
Этапы психолого-профилактической работы.
1 этап.
1 класс: «Здравствуй, школа!»
2 класс: «Учусь понимать себя»
3 класс: «Учусь понимать других»
4 класс: «Учусь общаться»
- эмоциональное развитие младших школьников;
- знакомство со здоровым образом жизни,
- формирование базовых навыков общения;
2 этап. «Будем здоровы!» 5 класс:
- формирование базовых навыков общения;
- формирование умения сказать «нет»;
- формирование знаний и представлений обучающихся о вреде табакокурения и
алкоголизма.
3 этап. 6-7 класс:
- развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе;
- развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя;
- формирование умений сохранять автономность, умение сказать «нет».
4 этап. 8-9 класс:
- развитие критического мышления и навыков ведения дискуссии;
- развитие самосознание и положительного отношения к себе и
окружающим;
- формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни.
- формирование осознанного выбора профиля обучения.
5 этап. 10-11 класс:
- формирование знаний и представлений основ социальной психологии, психологии общения, основ конфликтологии;
- формирование осознанного выбора жизненного пути.
Работа с родителями.
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. Возросший уровень педагогической компетентности части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества — консультирование родителей педагогами и психологами — выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень. На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями, одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа психологической службы (психолог, социальный педагог) с целью педагогического просвещения родителей Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную часть программы развития школы, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи:
— изучение семей;
— открытость деятельности ОУ и информирование родителей;
— просвещение родителей;
— консультирование родителей;
— обучение родителей;
— совместная деятельность педагогов и родителей.
Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определяется взаимными потребностями семей и школы.
Формы работы:
- родительские собрания ( тематические лекции)
- индивидуальные консультации;
- привлечение родителей к участию в психолого-педагогических тренингах, осуществляемых на базе психологической службы школы;
- участие в работе Совета по профилактике.
Огромная роль в антинаркотическом воспитании отводится семье. Существенным является выделение следующих направлений семейной антинаркотической профилактической помощи:
Развитие осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного выбора в необходимости занять ответственную и деятельную позицию по отношению к риску наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок.
Это уровень первичной антинаркотической профилактической работы. Она проводится преимущественно через две основные формы: проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма), и семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка. Последняя форма работы носит более индивидуальный, касающийся отдельных проблем семьи, характер (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи).
Обе формы описанной первичной профилактической работы реализуются преимущественно через школу, проводятся педагогами - классными руководителями, социальными педагогами и организуются зам. директора школы по воспитательной работе. Наиболее действенно такая форма активной первичной профилактики осуществляется, когда координация и руководство работой родительского университета а также плановый характер консультаций родителей по семейным проблемам контролирует и обеспечивает зам. директора по воспитательной работе.
В соответствии с планом профилактической внутришкольной работы для проведения таких бесед и лекций могут приглашаться специалисты по проблемам профилактики наркоманий из Центров социально-психологической поддержки и реабилитации, специалисты наркологической службы. Предупреждение случаев неадекватного отношения к детям с вовлечением их в раннюю алкоголизацию-это направление работы связано с оказанием первичной профилактической помощи детям группы "риска" ранней алкоголизации и наркотизации. Данное направление предусматривает работу с конфликтными (дисфункциональными) семьями. При этом эффективность таких форм первичной профилактической деятельности как лекции на родительских собраниях, на родительском университете несомненно снижается.
Критерии оценки эффективности программы.
Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.
Это определяется:
- фондом знаний о вреде наркотических веществ;
- высоким развитием личных качеств учащихся;
- умение принимать решения в разных условиях;
- быть физически и психически здоровым.
Программа первичной профилактики наркотизации.
Программа разработана в соответствии с особенностями каждой возрастной группы обучающихся:
для обучающихся 1-5 классов;
6-7 классов;
8-9 классов;
10-11 классов.
Дети младшего школьного возраста (1-4 класс) мало информированы о психоактивных веществах. Поэтому основную роль в системе занятий для обучающихся младшего школьного возраста занимают информационно-дидактические материалы о вреде наркотиков на организм человека как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме метафорического тренинга с привлечением материалов из сказок.
Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.
Содержание предлагаемого курса для младших школьников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?»
Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у обучающихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.
Программа курса для учащихся начальной школы состоит из 7- 9 занятий в каждом классе. Для проведения подобных занятий не подходит обычная форма проведения уроков. Необходимо, чтобы на занятиях присутствовала дружеская беседа между равноправными партнёрами. Поэтому такие занятия проводятся психологами школы.
Программа обеспечения успешной социализации и антинаркотического воспитания школьной психологической службы.
1 класс: «Здравствуй, школа!»
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Давай познакомимся. | 1 |
Занятие 2. Ты стал школьником. | 1 |
Занятие 3. Ты растешь. | 1 |
Занятие 4. Когда нам бывает весело, грустно. | 1 |
Занятие 5. Мир вокруг нас- мы познаем мир. | 1 |
Занятие 6. Почему мы плачем? | 1 |
Занятие 7. Твои привычки. | 1 |
Занятие 8. Что полезно, что вредно? | 1 |
Занятие 9. Мои друзья. | 1 |
Всего: | 9 |
2 класс: «Учусь понимать себя»
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Твои новые друзья. | 1 |
Занятие 2. Как ты растешь. | 1 |
Занятие 3. Что ты знаешь о себе. | 1 |
Занятие 4. Твое настроение. | 1 |
Занятие 5. Как ты познаешь мир. | 1 |
Занятие 6. Твои чувства. | 1 |
Занятие 7. Как исправить настроение. | 1 |
Занятие 8. Твои поступки. | 1 |
Занятие 9. Твои привычки. | 1 |
Всего: | 9 |
3 класс: «Учусь понимать других»
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Что изменилось за год. | 1 |
Занятие 2. Как научиться разговаривать с людьми. | 1 |
Занятие 3. Что такое интонация. | 1 |
Занятие 4. Как научиться преодолевать трудности? | 1 |
Занятие 5. Как понять друг друга без слов? | 1 |
Занятие 6. Для чего нужна улыбка? | 1 |
Занятие 7. Умеешь ли ты дружить. | 1 |
Всего: | 7 |
4 класс: «Учусь общаться»
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Что вы знаете друг о друге. | 1 |
Занятие 2. Твой класс. | 1 |
Занятие 3. Кто твой друг | 1 |
Занятие 4. Как научиться жить дружно | 1 |
Занятие 5. Как помириться после ссоры | 1 |
Занятие 6. Какой у тебя характер. | 1 |
Занятие 7. Как воспитать свой характер. | 1 |
Занятие 8. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. | 1 |
Занятие 9. Фантастическое путешествие. | 1 |
Всего: | 9 |
5 класс.
Для обучающихся 5 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме потребления вредных веществ и стрессоустойчивости необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.
Программа рассчитана на 9 часов.
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Знакомство с группой. Ритуалы знакомства. Умение общаться с незнакомыми. | 1 |
Занятие 2. Общение, умение спорить. Способы решения конфликтов. | 1 |
Занятие 3. Эмоции в общении. Стрессоустойчивость. | 1 |
Занятие 4. Здоровье, факторы отрицательно влияющие на здоровье. | 1 |
Занятие 5. Необходимость сохранения здоровья: единство психологического и физического здоровья. | 1 |
Занятие 6. О вреде табакокурения. | 1 |
Занятие 7. Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголизма. | 1 |
Занятие 8. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбужденности. | 1 |
Занятие 9. Достижение успеха в жизни и гармония личности, ее ценности. | 1 |
Всего: | 9 |
6-7 класс.
Программа 6-7 классов включает в себя 6 основных тем. На занятиях рассматриваются вопросы, направленные на обеспечение успешной социализации детей, профилактику дезадаптации.
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Знакомство. Тестирование. Правила групповой работы. | 3 |
Занятие 2. Я и мой характер. | 4 |
Занятие 3. Я и мои сверстники. | 4 |
Занятие 4. Я и взрослые. | 2 |
Занятие 5. Умение разбираться в трудных жизненных ситуациях. | 4 |
Занятие 6. Заключительное занятие. | 1 |
Всего: | 18 час |
8 класс
Программа 8 классов включает в себя 3 направления. На занятиях рассматриваются вопросы направленные на: знакомство обучающихся с разнообразием профессий, знакомство родителей с особенностями предпрофильной подготовки в подростковом возрасте, знакомство учащихся со своими особенностями.
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Знакомство с миром профессий. (Лекции, экскурсии) | 3 |
Занятие 2. Особенности подросткового возраста и профессиональное самоопределение. (Лекция для родителей) | 1 |
Занятие 3. Классные часы «Профессия моих родителей». «Я и мои способности». | 2 |
Всего: | 6 час |
9 класс
Программа 9 классов включает в себя 7 основных тем. На занятиях рассматриваются вопросы направленные на: знакомство обучающихся с разнообразием профессий, знакомство обучающихся со своими способностями и возможностями, с типами ОУ, С алгоритмом принятия решения при выборе профессии.
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Тема 1. Знакомство с программой «Я выбираю». (Мир профессий-игра) | 1 |
Тема 2. Типы и классы профессий. Профессиональный тип личности. | 2 |
Тема 3. Свободное время. Досуг. Профессия. | 1 |
Тема 4. Жизненные ценности. Жизненный успех. Личные и профессиональные цели. | 2 |
Тема 5. Интересы, склонности, возможности и потребности. | 3 |
Тема 6. Как правильно сделать выбор? Типы ОУ. Обзор вариантов образовательного маршрута, основной и запасной вариант. Принятие решения. Эссе о себе. | 5 |
Тема 7. Профессиональная пригодность. Социальная зрелость и осознанность выбора профиля обучения. Обобщающее занятие по программе. | 3 |
Всего: | 17 час |
10-11 класс.
Программа 10-11 классов включает в себя 6 основных тем. На занятиях рассматриваются вопросы направленные на обеспечение успешной социализации детей, профилактику зависимого поведения и психологическое сопровождение профильного обучения.
Наименование занятия | Количество часов на тему |
Занятие 1. Вводное. Правила групповой работы. | 1 |
Занятие 2. Основы социальной психологии. | 2 |
Занятие 3. Психология общения. | 5 |
Занятие 4. Основы конфликтологии. | 4 |
Занятие 5. Стресс. | 2 |
Занятие 6. Технологии успеха. | 3 |
Всего: | 17 |
Программа социального педагога для обеспечения успешной социализации и антинаркотического воспитания школьников.
Данная программа разработана с целью оказания помощи обучающихся и их родителям, оказание помощи семье в конфликтных ситуациях; создание в школе воспитательной системы, направленной на пропаганду здорового образа жизни; методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков; создание условий для саморазвития и самореализации личности. В ней используются все формы и методы профилактической работы, которые направлены на активное участие самих подростков, что поможет им сознательно регулировать свои поступки, учитывать интересы других людей, ориентироваться в современной жизни, что приведет и к профессиональному самоопределению, сформирует здоровый образ жизни.
Наименование занятия | Количество часов на тему |
1. Индивидуальные консультации и беседы с обучающихся, родителями, педагогами. | 20 |
2. Ежемесячное посещение родительских собраний «Радости и трудности общения», «Духовное и нравственное воспитание в семье». | 9 |
3. Подготовка и участие в районных смотрах, проектах, акциях и играх: «Соревнование классов свободных от курения», «Безопасное колесо», «Правовой лабиринт», «Крокодил в мире правонарушений», «Здоровое будущее», «Сто шагов к здоровью», «Чувства разные нужны, чувства разные важны», «Наш дом – Земля», «Современный герой – это…», «Узнавая, помогаем друг другу», «Интерактивное путешествие по Санкт-Петербургу» | 5 |
4. Проведение заседаний Совета по профилактике с приглашением «трудных» обучающихся и их родителей (ежемесячно). | 10 |
5. Выступления на МО классных руководителей, на педсоветах. | 2 |
6. Подготовка и участие в проведении общешкольных мероприятий для родителей конференция отцов; родительский всеобуч. | 3 |
7. Участие в классных часах и дисциплинарных линейках: «Мои права и обязанности», агитация здорового образа жизни. | 9 |
8. Проведение профилактических бесед обо всех видах зависимостей с обучающихся и родителями. | 9 |
9. Знакомство с миром профессий. (лекции, экскурсии). Классные часы: «Профессия моих родителей». «Я и мои способности». Классные часы: «Подросток и закон», «Компьютер – друг и враг», «Такие похожие, разные мы», «Мой безопасный мир», «Законы города», «В мире людей», «Я выбираю здоровый стиль жизни», «Следи за собой, будь осторожен» | 10 |
10. Помощь учащимся в подготовке и проведении 200 – летия школы, в фестиваля дружбы «Небо общее для всех…». Привлечение «трудных» обучающихся. | 3 |
11. Помощь родителям в устройстве детей в городской лагерь и учащимся, в устройстве на индивидуально-трудовую деятельность в летние каникулы. | 1 |
Всего: | 81 |
Учебная программа антинаркотического воспитания
Тематика занятий для 1-4 классов
Предмет класса. | Тема. | Цель. | Используется пословица. |
1 Класс. Чтение. Труд. | 1.Твоя семья. | Воспитание заботливого и внимательного отношения к членам семьи. | При солнце – тепло, при матери - добро. Где любовь да совет, там и счастье, и свет. |
2. Труд кормит, а лень портит. | Научить имитировать положительные эмоции при выполнении определенных видов труда. | Труд кормит, а лень портит. Век живи - век учись. Жизнь дана на добрые дела. | |
3.Заботиться о других - долг, и радость. 4.Что такое здоровье? 5.Режим дня. | Учить помогать другим людям, прежде всего - своим родным. Формирование навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию. | Всякий человек в деле познается. Мало хотеть, надо уметь. Здоровью цены нет. Здоровому все здорово. Здоровье дороже денег. | |
1 класс. Чтение | 1. Русская народная сказка «Сестрица Алешка и братец Иванушка» | Научить эмоциональное реагировать на прочитанное, радоваться, сочувствовать, высказывать собственное мнение, мысли. | Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви. Каждое дело любовью освещается. |
2.Басня И..А. Крылова «Стрекоза и муравей» | Воспитание ответственности за свои поступки. | Делу время – потехе час. Всякий человек в деле познается. | |
2 класс. | 1.Мир, в котором ты живешь. 2.Опасность вредных привычек.. | Учить правильно обращаться с вещами, предвидеть опасность. Систематически вырабатывать у детей умение и навыки падения, формирование правильного отношения к окружающему. Формирование навыков здорового образа жизни. Уметь распознавать «что такое хорошо, а что такое плохо». | Семь раз отмерь, один раз отрежь. Опытный реже ошибается. Знание приобретешь -не пропадешь. Тот не дурак, кто знает ,что и как. |
2 Класс. Чтение. | 1.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» 2.А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Учиться не только эмоционально реагировать на прочитанное, радоваться и сочувствовать, но и анализировать поступки героев. | Сначала подумай, а потом делай. Упрямые все делают наоборот. Жадность всякому горю начало. |
Предмет класса. | Тема. | Цель. | Используется пословица. |
3 класс Окружающий мир. Физкультура. | 1. Умение преодолевать страх. 2. Учись быть здоровым. | Учить правильно действовать в случае любой опасности. Выбрать представление о пользе физкультуры и закаливания. | Страх силу отнимает. У страха глаза велики. Здоровью цены нет. |
3 класс Риторика. | 1. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 2. Остер Г. Б. «Вредные привычки». | Учить оценивать не только поступки героев сказки, но и свои. | Сначала подумай, а потом делай. Жадность всякому горю начало. Упрямый всё делает наоборот. |
4 класс Чтение | 1. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». 2. А. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Учить оценивать свои поступки и отвечать за них. | Дал слово - держи! Делу время - потехе час. Всякий человек в деле познаётся. |
4 класс Окружающий мир. | 1. Чем и как можно отравиться. Как избежать отравления. Как оказать первую помощь при отравлении. 2. Что влияет на здоровье? | Знать первичные сведения об алкоголизме, табакокурении, наркомании. Учить не поддаваться соблазну вредных привычек. Формировать самодисциплинированность, самоконтроль. | За худую привычку и умного дураком обзывают. |
4 класс Окружающий мир. | Нервная система. Органы чувств, гигиена нервной системы. Вредное влияние алкоголя, курения, употребления наркотиков на нервную систему | Дать первичные сведения о пагубном влиянии алкоголя, наркотиков и табака на организм. |
Химия
Класс, тема | Тема урока | Содержание антинаркотической информации |
9-й класс. Подгруппа углерода. | Оксид углерода (II) и оксид углерода(IV) | Образование угарного газа при курении и действие его на организм. |
10-й класс. Спирты и фенолы. | Применение метилового и этилового спиртов | Особенности физических свойств (растворимость в полярных и неполярных растворителях), проникновение спиртов в ткани и органы, ядовитость спиртов, их губительное действие на организм. |
10-й класс. Углеводы. | Целлюлоза | Демонстрация опыта термического разложения древесины как пример процессов, происходящих при курении. |
11-й класс. Белки. Нуклеиновые кислоты. | Свойства белков: гидролиз, денатурация | Демонстрация опыта осаждения белка ацетоном как пример денатурации белка при токсикомании. |
Биология.
Класс | Темы | Тема урока | Содержание антинаркотической информации |
6 класс учебник «Биология. Ботаника» автор В.В.Пасечник | Классификация растений. | Класс двудольные. Семейство пасленовых. | Вред, наносимый организму табакокурением. |
8 класс учебник «Биология. Человек» автор Д.В.Колесов | Кровеносная и лимфатическая системы. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | Значение здорового образа жизни для работы сердца и сосудов, дыхательной системы. Изменения в функционировании кровеносной и дыхательной систем вследствие курения и употребления алкоголя, наркотиков. |
Дыхание. | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | ||
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Их профилактика и первая помощь. Приемы реанимации. | |||
Пищеварение. | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Влияние алкоголя на пищеварение. | |
Индивидуальное развитие организма. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Влияние алкоголя, курения и наркотиков на внутриутробное развитие человека и протекание беременности. | |
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | Влияние алкоголя, курения и наркотиков на развитие ребенка и становление его личности. | ||
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Влияние алкоголя, курения и наркотиков на появление врожденных заболеваний у человека. | ||
9—11 класс курс : Общая биология. Учебник: «Биология. 9 класс» автор А.А.Каменский «Биология. Общая биология. 10-11 класс» автор А.А.Каменский «Общая биология. 10-11 класс» автор В.Б.Захаров, С.Г.Сонин | Клетка- структурная и функциональная единица живого. | Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирус СПИДа. | Заражение ВИЧ – инфекцией, СПИДом при наркомании, беспорядочных половых связях. |
Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез ). | Развитие организмов и окружающая среда. | Влияние алкоголя, курения и наркотиков на внутриутробное развитие человека. | |
Влияние химических веществ на развитие организмов. |
Основы безопасности жизнедеятельности.
(Учебники: Б.И.Мишин, А.Т.Смирнов, Е.Н.Литвинов «ОБЖ для 5-6-х классов», «ОБЖ для 9-х, 11-х классов»)
Класс, количество часов | Наименование раздела и темы занятий | Содержание антинаркотической информации |
5-й класс, 6 часов. | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. | Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения. |
9-й класс, 14 часов. | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни. | Здоровье человека, общие понятия и определения. Критерии состояния здоровья, понятие о резервах здоровья, здоровье физическое и духовное. Пути достижения высокого уровня здоровья. Психологические и физиологические особенности организма подростка. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Правила выработки умений управлять своими чувствами. Профилактика переутомления. Получение знаний по основным формам самоконтроля нагрузок. Правила личной гигиены подростка и рационального питания. |
11-й класс, 5 часов. | Основы медицинских знаний. Основы здорового образа жизни. | Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Возрастные особенности подростка. Девушки и юноши в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка. |
Комплекс мероприятий по предупреждению распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
Был разработан на заседании Совета по профилактике.
Основные мероприятия | Год, месяц проведе- ния | Класс | Виды деятельности | Результат | Перспек- тивы |
Издание приказов, принятие положений, решения педагогических советов по вопросам предупреждения социогенных заболеваний, формированию здорового образа жизни. | постоянно, ежегодно | ||||
Использование учебных дисциплин, разработка программы через уроки общеобразовательного цикла. | постоянно, ежегодно | ||||
Составление социального паспорта школы с целью выявления детей и подростков «группы риска» и неблагополучных семей. | сентябрь, ежегодно | 1-11 | Изучение личных дел, мед.карт | ||
Выявлять детей и подростков не посещающих школу, находящихся в социально опасном положении. | постоянно, ежегодно | 1- 11 | |||
Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, табачных изделий. | постоянно, ежегодно | 1-11 | Анкетирова-ние, тестирование | ||
Запись детей в кружки и секции. | постоянно, ежегодно | 1-11 | агитация, посещение домов творчества | ||
Планирование совместной работы с ОДН, РУВД, ГИБДД, муниципаль- ным советом, планирование встреч со специалистами: юристом, врачом, психологом, наркологом. | Сентябрь, ежегодно | ||||
Психологический тренинг с антинаркотической направленностью «Учусь понимать себя». | Один раз в 1-2 месяца по планам классных руководителей в течение 2012-2015г. | 2 | Игры, беседы, просмотр кинофильмов на классных часах | ||
Психологический тренинг «Учусь понимать других». | 3 | ||||
Психологический тренинг «Учусь общаться». | 4 | ||||
Курс «Обучения жизненно важным навыкам». | 5-9 | ||||
Психологический тренинг по конфликтологии «Умения выяснять отношения мирным путем». | 10-11 | ||||
Инструктаж классных руководителей, для проведения бесед с учащимися на классных часах, по профилактике вовлечения их в неформальные группировки. | Октябрь 2012-2015г. | 1-11 | Лекция | ||
Лекции и беседы на классных часах для подростков по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений среди подростков. Разъяснение уголовной и административной ответственности за распространение и употребление психоактивных веществ среди несовершеннолетних. | по планам классных руководителей в течение 2012-2015г. | 1-11 | Лекция, беседа | ||
Посещение музеев сан.-гигиены, милиции, Кунсткамеры, выставок. | В течение 2012-2015г. по планам классных руководителей | 1-11 | Экскурсии | ||
Проведение «Дня правовых знаний». | Ежегодно | 1-11 | Беседы | ||
Участие в соревнованиях школьного, районного уровня, в «Веселых стартах», в походах, с целью недопущения учащихся к вступле- нию в неформальные молодежные группировки. | В течение 2012-2015г. | 1-11 | Соревнова- ния | ||
Родительские собрания, обучающие семинары для родителей, конференции, встречи со специалистами, индивидуальное консультации и другие активные формы профилактической деятельности. | по планам классных руководителей в течение 2012-2015г | 1-11 | |||
Организация каникулярного и летнего отдыха подростков проживающих в неблагополучных семьях, а также состоящих на учете в ОДН и КДН и ЗП | Ежегодно | 1-11 | |||
2012-2013 учебный год | |||||
Тренинг «Авангард». Центр «Развитие». | Сентябрь 2012 г. | 9-10 | Волонтерс- кое движение | ||
Конкурс «Здоровое будущее». | Октябрь 2012 г. | 1-7 | Рисунки | ||
Родительский всеобуч: «Неформальные молодежные объединения. Как уберечь детей от них». | Октябрь 2012 г. | 8-11 | Педагоги-ческий университет для родителей | ||
«Почему я скажу наркотикам «Нет!». | Ноябрь 2012 г. | 8-11 | Дискуссия | ||
«Путешествие в страну Здоровейка» | Ноябрь 2012 г. | 1-4 | Классный час | ||
Проведение уроков здоровья. | Ноябрь 2012 г. | 5-7 | Беседы мед.сестры | ||
Родительский всеобуч: «Наркомания и алкоголизм. Как уберечь детей от них». | Январь 2013 г. | 1-11 | Педагогический университет для родителей | ||
Участие в акции «Наш дом – Земля»; в соревновании классов, свободных от курения, в районных играх», «Сто шагов к здоровью», «Правовой лабиринт», «Чувства разные нужны, чувства разные важны»; | по плану центра «Развитие» | 5-11 | Игры, конкурсы | ||
Участие в конкурсах-смотрах творческих работ «Я выбираю…», «Современный герой – это…»; | по плану центра «Развитие» | 5-11 | Конкурсы, творческие работы | ||
Выставка рисунков «Вредным привычкам скажем-нет». | Февраль 2013 г. | 1-7 | Рисунки | ||
Акция «Солнечный круг». | Март 2013г. | 8-11 | Центр «Развитие» | ||
Программа здорового образа жизни «Компас». | Март 2013г. | 1-5 | Центр «Развитие» | ||
Родительский всеобуч: «Возрастные особенности подросткового периода». | Апрель 2013 г. | 5-11 | Педагогический университет для родителей | ||
Всероссийская неделя здоровья «Мы выбираем здоровый образ жизни». | Апрель 2013 г. | 1-11 | Соревнова-ния, уроки здоровья, «круглый стол» | ||
2013-2014 учебный год | |||||
Беседы о режиме дня. | Сентябрь 2013 г. | 1-7 | Беседы мед.сестры | ||
«Я и мое здоровье» | Октябрь 2013 г. | 5-6 | Классный час | ||
«Курильщик- сам себе могильщик». | Октябрь 2013 г. | 7-8 | Устный журнал | ||
«Вредным привычкам скажем-«нет». | Октябрь 2013 г. | 9-11 | Семинар | ||
Родительский всеобуч: «Чья вина, если в дом пришла беда». | Октябрь 2013 г. | 1-11 | Педагогический университет для родителей | ||
Выставка рисунков и плакатов «Рука в руке». | Ноябрь 2013 г. | 1-11 | Рисунки, плакаты | ||
«Думайте сами, решайте сами…» | Ноябрь 2013 г. | 8-11 | Классный час | ||
Участие в акции «Наш дом – Земля»; в соревновании классов, свободных от курения, в районных играх», «Сто шагов к здоровью», «Правовой лабиринт», «Чувства разные нужны, чувства разные важны», «Крокодил в мире правонарушений»; | по плану центра «Развитие» | 5-11 | Игры, конкурсы | ||
Участие в конкурсах-смотрах творческих работ «Я выбираю…», «Моя семья-территория любви»; | по плану центра «Развитие» | 5-11 | Конкурсы, творческие работы | ||
Родительский всеобуч: «О роли семьи воспитания здорового ребенка». | Январь 2014 г. | 8-11 | Педагоги-ческий университет для родителей | ||
«Почему я скажу наркотикам «нет!». | Февраль 2014 г. | 8-11 | Дискуссия | ||
«Мы и наши привычки». | Февраль 2014 г. | 1-7 | Беседы, игры, просмотр кинофильмов | ||
Устный журнал «Миссия доброй воли». | Апрель 2014 г. | 8-11 | Классный час | ||
«Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье». | Апрель 2014 г. | 1-7 | Рисунки, агитбригада | ||
Родительские собрания: «Об ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних». | Апрель 2014 г. | 1-11 | Педагогический университет для родителей | ||
2014-2015 учебный год | |||||
Праздник «Мама, папа, я спортивная семья». | Сентябрь 2014 г. | 1-7 | Соревнова- ния | ||
Разработка школьной программы «Свободное время учащихся» с целью профилактики зависимостей среди обучающихся. | В течение года | Конкурс | |||
Родительские собрания: «Как помочь ребенку справиться с переживаниями» | Октябрь 2014 г. | Педагоги-ческий университет для родителей | |||
Конкурс рефератов и творческих работ «Мой мир» (работы по предупреждению курения, употребления алкогольных напитков токсичных и наркотических веществ | Октябрь 2014 г.- апрель 2015 г. | 5-11 | Творческие работы | ||
«Открытый микрофон». | Октябрь 2014 г. | 8-11 | Вечер вопросов и ответов | ||
Родительский всеобуч: «Преодоление тревожности подростков». | Ноябрь 2014 г. | 5-11 | Лекция | ||
Участие в акции «Наш дом – Земля»; в соревновании классов, свободных от курения, в районных играх», «Сто шагов к здоровью», «Правовой лабиринт», «Чувства разные нужны, чувства разные важны», «Крокодил в мире правонарушений»; | по плану центра «Развитие» | 5-11 | Игры, конкурсы | ||
Участие в конкурсах-смотрах творческих работ «Я выбираю…», «Моя семья-территория любви»; | по плану центра «Развитие» | 5-11 | Конкурсы, творческие работы | ||
«Об ответственности за правонару-шения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков» | Февраль 2015 г. | 7-11 | Беседы, просмотр кинофильмов | ||
Родительские собрания: «Здоровые дети- здоровая нация». | Февраль 2015 г. | Педагогический университет для родителей | |||
Участие в конкурсе мультимедийных проектов «Узнавая, помогаем друг другу» | Март 2015г. | 10 Б | мультимедийный проект | ||
«Спорные утверждения». | Апрель 2015 г. | 10-11 | Игра и диспут | ||
«Здоровый стиль жизни-2015». | Апрель 2015 г. | 1-9 | Рисунки, беседы, уроки здоровья | ||
Участие в конкурсе мультимедийных проектов «Интерактивное путешествие по Санкт-Петербургу» | Апрель 2015г. | 10А | мультимедийный проект | ||
Подведение итогов написания рефератов и творческих работ. | Апрель 2015 г. | 1-11 | Награждение |
Выводы.
Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что проблема наркомании среди подростков имеет государственный масштаб. Мы знаем, что существует не одна причина сложившейся ситуации, и поэтому будем принимать системные, долгосрочные меры оздоровления, оказанию помощи семье в выполнении обязанностей по воспитанию ребёнка. Все мы, общество в целом и каждый в отдельности, должны объединить свои усилия для устранения, в первую очередь не только следствий, но и причин, способствующих возникновению детской наркомании, беспризорности и безнадзорности.
Благодаря внедрению в школе программы «Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи на 2012-2015 гг.», будет осуществляться целенаправленная работа по совершенствованию профилактических мероприятий по злоупотреблению психоактивными веществами (никотин, алкоголь, наркотики - сокращенно ПАВ). Данный комплекс мероприятий предназначен воспрепятствовать приобщению детей и подростков к употреблению ПАВ через формирование у них антинаркотических установок и соответствующей позитивной системы жизненных ценностей, в том числе личной ответственности за свое поведение. Важнейшую роль играет система раннего выявления потребителей ПАВ для своевременного оказания комплексной квалифицированной помощи психологического, медицинского и социального характера.
Данная программа позволяет ввести новые формы профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи, на ранних стадиях их социального неблагополучия, в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка. А также позволяет обеспечить родителей (законных представителей) информацией об органах и учреждениях, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации (включая проблемы, связанные с употреблением ПАВ), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также о существующих возможностях организации творческого досуга и занятости детей и подростков.
Список используемой литературы
- Б.Г. Комиссаров. Подросток и наркомания. Ростов - на – Дону, Феникс 2001г., стр.211 – 212.
- Клуб Юнеско «Оптималист Подмосковья», Как избежать беды 2, методические материалы по антинаркотическому воспитанию школьников, М., 2007г.
- Н.А. Сирота, В.М.Ялтонский Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков актвности несовершеннолетних и молодёжи. М.2004
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд – во «Образование – культура» С – П 2003.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
- Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
- Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М.,1999.
- Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990
- Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная программа "Профилактика здорового образа жизни" 2012 г
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество боль...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...
«Профилактика наркомании в образовательной среде»
Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации....
Комплексная программа профилактики
Комплексная программа профилактики...
Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...
Комплексная программа профилактики «Подросток» на 2019 – 2024 годы
Программа «Подросток» (комплексная программа профилактики)...
План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»
Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...