Аналитическая справка по результам сформированности УУД 4-х классов
материал по психологии

Сторожева Маргарита Алексеевна

Диагностика УУД в 4-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit.spr_._po_4_klassam.docx142.89 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам диагностики универсальных учебных действий

у учащихся 4-х классов и готовности перехода в среднее звено

2021-2022 учебный год

Обследование проведено

 педагогом-психологом

Сторожевой М.А.

         

Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Рассмотрим  психологическую составляющую  данного периода.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Психологическая диагностика учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено включает в себя изучение познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также выделение уровня  готовности четвероклассников к переходу в среднее звено. Диагностика проведена во втором полугодии учебного года среди учащихся 4 А, 4 Б, 4 В, 4 Г классов.

Структура диагностики  и входящие в диагностический  набор методики.

1.Выявление уровня развития познавательных процессов школьников

   1.1. Диагностика преобладающего типа памяти. Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебное  универсальное действие – знаковосимволическое  моделирование при запоминании; универсальное логическое действие – синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; регулятивное универсальное учебное действие – умение сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого, сверстника.

   1.2. Методика «Выделение существенных признаков». Дает информацию о сформированности  следующих УУД: общеучебные  универсальные действия – смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации; познавательные универсальные логические действия – анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. Подведение под понятия, выведение следствий; регулятивное универсальное учебное действие – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

   1.3. Методика Эббингауза (восполнение пропущенных в тексте слов). Дает информацию о сформированности  следующих УУД:  общеучебные  универсальные действия – смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, учитывая стиль текста; познавательные универсальные логические действия – установление причинно – следственных связей, синтез, построение логической цепи рассуждений.

    1.4. Методика «Исправь ишибки» П.Я. Гальперина, С.Л.Кабыльницкой. Дает информацию о сформированности  следующих УУД:  общеучебные  универсальные действия – выбор наиболее эффективных способов решения задачи (проблемы) в зависимости от конкретных условий; познавательное универсальное логическое действие – доказательство. Регулятивные универсальные учебные действия – умение видеть ошибку и исправлять ее, умение контролировать свою деятельность по результату, актуальный рефлексивный контроль.

Уровни сформированности логического мышления

Таблица 1

Уровни

Классы

       4 А

      4 Б

      4 В

       4 Г

высокий

12

12

12

13

хороший

5

6

7

2

удовлетворительный

2

2

4

4

низкий

1

0

0  

1

Для большей наглядности представим уровни сформированности логического мышления учащихся 4-х классов на Рис. 1

        

        

Рис. 1 Уровни сформированности логического мышления учащихся 4-х классов

Результаты выполнения методики Эббингауза (развитие речи) учащимися 4-х классов представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

высокий

2

2

2

0

хороший

4

9

4

3

удовлетворительный

7

4

9

8

низкий

7

5

8

9

Для большей наглядности представим результаты выполнения методики Эббингауза на Рис. 2

        

        

Успешность и эффективность обучения во многом зависит от того , насколько быстро и прочно ученики запоминают новые знания, поэтому необходимо выявить у четвероклассников объем кратковременной памяти, а также преобладающий способ запоминания информации. Эти сведения помогут учителю с наименьшими затратами времени и усилий добиваться эффективного усвоения школьниками нового учебного материала.

Результаты изучения зрительной, слуховой, моторно-слуховой, комбинированной  памяти представлены в Таблице 3, Таблице 4, Таблице 5 и Таблице 6 соответственно.

Таблица 3

Уровни развития  памяти 4 А класса

Слуховая

Зрительная

Моторно - слуховая

Комбинированная

выс.ур.

0%

(0 ч.)

0%

(0 ч.)

5%

(1 ч.)

20%

(4 ч.)

хор.ур.

25%

(5 ч.)

35%

(7 ч.)

35%

(7 ч.)

30%

(6 ч.)

удовл.ур.

45%

(9 ч.)

50%

(10 ч.)

35%

(7 ч.)

35%

(7 ч.)

низ.ур.

30%

(6 ч.)

15%

(3 ч.)

25%

(5 ч.)

15%

(3 ч.)

Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита комбинированная  память, т.е. в процессе запоминания участвует  и слуховое, и зрительное восприятие, и  кинестетика.

Таблица 4

Уровни развития  памяти 4 Б класса

Слуховая

Зрительная

Моторно - слуховая

Комбинированная

выс.ур.

0%

(0 ч.)

5%

(1 ч.)

10%

(2 ч.)

10%

(2 ч.)

хор.ур.

25%

(5 ч.)

25%

(5 ч.)

30%

(6 ч.)

35%

(7 ч.)

удовл.ур.

60%

(12 ч.)

45%

(9 ч.)

55%

(11 ч.)

50%

(10 ч.)

низ.ур.

15%

(3 ч.)

25%

(5 ч.)

5%

(1 ч.)

5%

(1 ч.)

Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита комбинированная  память, т.е. в процессе запоминания участвует  и слуховое, и зрительное восприятие, и  кинестетика.

Таблица 5

Уровни развития  памяти 4 В класса

Слуховая

Зрительная

Моторно - слуховая

Комбинированная

выс.ур.

0%

(0 ч.)

5%

(1 ч.)

0%

(0 ч.)

0%

(0 ч.)

хор.ур.

17%

(4 ч.)

43%

(10 ч.)

22%

(5 ч.)

26%

(6 ч.)

удовл.ур.

57%

(13 ч.)

30%

(7 ч.)

73%

(17 ч.)

48%

(11 ч.)

низ.ур.

26%

(6 ч.)

22%

(5 ч.)

5%

(1 ч.)

26%

(6 ч.)

Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита моторно – слуховая  память, т.е. в процессе запоминания участвует   слуховое  восприятие и  кинестетика.

Таблица 6

Уровни развития  памяти 4 Г класса

Слуховая

Зрительная

Моторно - слуховая

Комбинированная

выс.ур.

0%

(0 ч.)

0%

(0 ч.)

5%

(1 ч.)

15%

(3 ч.)

хор.ур.

20%

(4 ч.)

30%

(6 ч.)

45%

(9 ч.)

35%

(7 ч.)

удовл.ур.

45%

(9 ч.)

50%

(10 ч.)

25%

(5 ч.)

30%

(6 ч.)

низ.ур.

35%

(7 ч.)

20%

(4 ч.)

25%

(5 ч.)

20%

(4 ч.)

Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита комбинированная  память, т.е. в процессе запоминания участвует  и слуховое, и зрительное восприятие, и  кинестетика.

Уровни сформированности внимания учащихся 4-х классов представлены в Таблице 7

Таблица 7

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

высокий

0

0

0

0

хороший

6

6

3

4

удовлетворительный

12

8

12

6

низкий

2

6

8

10

        

        

Уровни тревожности  учащихся 4-х классов представлены в Таблице 8

Таблица 8

Уровни

Классы

4 А

4 Б

4 В

4 Г

высокий

5

2

4

5

повышенный

6

3

7

8

низкий

10

16

11

6

        

        

Рекомендации

  1. Продолжить формирование коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

- Л.С. Выготский писал: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.

- Важнейшие новообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.   Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

- Формировать навыки позитивного взаимодействия и общения для развития коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...

Аналитическая справка по результатам деятельности классного руководителя 5 класса за уч.год

1.      Цель воспитательной работы  –    создание  воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка....

Аналитическая справка классного часа по ПДД в 5 классе.

Аналитическая справка классного часа по ПДД в 5 классе. «Правила движения - закон улиц и дорог» ...

Аналитическая справка по результатам проведения ВПР в 6 классе за 2018-2019 уч.год

Материал содержит анализ выполненных Всероссийских проверочных работ по географии за 2018-2019 учебный год....

Аналитическая справка по результатам проведения мониторинга в 8 классе за 2018-2019 учебный год

Объективная оценка уровня освоения предметного содержания курса географии ;установления степени готовности к итоговой аттестации в следующем учебном году....