Аналитическая справка по результам сформированности УУД 4-х классов
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам диагностики универсальных учебных действий
у учащихся 4-х классов и готовности перехода в среднее звено
2021-2022 учебный год
Обследование проведено
педагогом-психологом
Сторожевой М.А.
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Рассмотрим психологическую составляющую данного периода.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Психологическая диагностика учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено включает в себя изучение познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также выделение уровня готовности четвероклассников к переходу в среднее звено. Диагностика проведена во втором полугодии учебного года среди учащихся 4 А, 4 Б, 4 В, 4 Г классов.
Структура диагностики и входящие в диагностический набор методики.
1.Выявление уровня развития познавательных процессов школьников
1.1. Диагностика преобладающего типа памяти. Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебное универсальное действие – знаковосимволическое моделирование при запоминании; универсальное логическое действие – синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; регулятивное универсальное учебное действие – умение сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого, сверстника.
1.2. Методика «Выделение существенных признаков». Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия – смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации; познавательные универсальные логические действия – анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. Подведение под понятия, выведение следствий; регулятивное универсальное учебное действие – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
1.3. Методика Эббингауза (восполнение пропущенных в тексте слов). Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия – смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, учитывая стиль текста; познавательные универсальные логические действия – установление причинно – следственных связей, синтез, построение логической цепи рассуждений.
1.4. Методика «Исправь ишибки» П.Я. Гальперина, С.Л.Кабыльницкой. Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия – выбор наиболее эффективных способов решения задачи (проблемы) в зависимости от конкретных условий; познавательное универсальное логическое действие – доказательство. Регулятивные универсальные учебные действия – умение видеть ошибку и исправлять ее, умение контролировать свою деятельность по результату, актуальный рефлексивный контроль.
Уровни сформированности логического мышления
Таблица 1
Уровни | Классы | |||
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | |
высокий | 12 | 12 | 12 | 13 |
хороший | 5 | 6 | 7 | 2 |
удовлетворительный | 2 | 2 | 4 | 4 |
низкий | 1 | 0 | 0 | 1 |
Для большей наглядности представим уровни сформированности логического мышления учащихся 4-х классов на Рис. 1
Рис. 1 Уровни сформированности логического мышления учащихся 4-х классов
Результаты выполнения методики Эббингауза (развитие речи) учащимися 4-х классов представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Уровни | Классы | |||
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | |
высокий | 2 | 2 | 2 | 0 |
хороший | 4 | 9 | 4 | 3 |
удовлетворительный | 7 | 4 | 9 | 8 |
низкий | 7 | 5 | 8 | 9 |
Для большей наглядности представим результаты выполнения методики Эббингауза на Рис. 2
Успешность и эффективность обучения во многом зависит от того , насколько быстро и прочно ученики запоминают новые знания, поэтому необходимо выявить у четвероклассников объем кратковременной памяти, а также преобладающий способ запоминания информации. Эти сведения помогут учителю с наименьшими затратами времени и усилий добиваться эффективного усвоения школьниками нового учебного материала.
Результаты изучения зрительной, слуховой, моторно-слуховой, комбинированной памяти представлены в Таблице 3, Таблице 4, Таблице 5 и Таблице 6 соответственно.
Таблица 3
Уровни развития памяти 4 А класса
Слуховая | Зрительная | Моторно - слуховая | Комбинированная | |
выс.ур. | 0% (0 ч.) | 0% (0 ч.) | 5% (1 ч.) | 20% (4 ч.) |
хор.ур. | 25% (5 ч.) | 35% (7 ч.) | 35% (7 ч.) | 30% (6 ч.) |
удовл.ур. | 45% (9 ч.) | 50% (10 ч.) | 35% (7 ч.) | 35% (7 ч.) |
низ.ур. | 30% (6 ч.) | 15% (3 ч.) | 25% (5 ч.) | 15% (3 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита комбинированная память, т.е. в процессе запоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика.
Таблица 4
Уровни развития памяти 4 Б класса
Слуховая | Зрительная | Моторно - слуховая | Комбинированная | |
выс.ур. | 0% (0 ч.) | 5% (1 ч.) | 10% (2 ч.) | 10% (2 ч.) |
хор.ур. | 25% (5 ч.) | 25% (5 ч.) | 30% (6 ч.) | 35% (7 ч.) |
удовл.ур. | 60% (12 ч.) | 45% (9 ч.) | 55% (11 ч.) | 50% (10 ч.) |
низ.ур. | 15% (3 ч.) | 25% (5 ч.) | 5% (1 ч.) | 5% (1 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита комбинированная память, т.е. в процессе запоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика.
Таблица 5
Уровни развития памяти 4 В класса
Слуховая | Зрительная | Моторно - слуховая | Комбинированная | |
выс.ур. | 0% (0 ч.) | 5% (1 ч.) | 0% (0 ч.) | 0% (0 ч.) |
хор.ур. | 17% (4 ч.) | 43% (10 ч.) | 22% (5 ч.) | 26% (6 ч.) |
удовл.ур. | 57% (13 ч.) | 30% (7 ч.) | 73% (17 ч.) | 48% (11 ч.) |
низ.ур. | 26% (6 ч.) | 22% (5 ч.) | 5% (1 ч.) | 26% (6 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита моторно – слуховая память, т.е. в процессе запоминания участвует слуховое восприятие и кинестетика.
Таблица 6
Уровни развития памяти 4 Г класса
Слуховая | Зрительная | Моторно - слуховая | Комбинированная | |
выс.ур. | 0% (0 ч.) | 0% (0 ч.) | 5% (1 ч.) | 15% (3 ч.) |
хор.ур. | 20% (4 ч.) | 30% (6 ч.) | 45% (9 ч.) | 35% (7 ч.) |
удовл.ур. | 45% (9 ч.) | 50% (10 ч.) | 25% (5 ч.) | 30% (6 ч.) |
низ.ур. | 35% (7 ч.) | 20% (4 ч.) | 25% (5 ч.) | 20% (4 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинства младших школьников хорошо развита комбинированная память, т.е. в процессе запоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика.
Уровни сформированности внимания учащихся 4-х классов представлены в Таблице 7
Таблица 7
Уровни | Классы | |||
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | |
высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
хороший | 6 | 6 | 3 | 4 |
удовлетворительный | 12 | 8 | 12 | 6 |
низкий | 2 | 6 | 8 | 10 |
Уровни тревожности учащихся 4-х классов представлены в Таблице 8
Таблица 8
Уровни | Классы | |||
4 А | 4 Б | 4 В | 4 Г | |
высокий | 5 | 2 | 4 | 5 |
повышенный | 6 | 3 | 7 | 8 |
низкий | 10 | 16 | 11 | 6 |
Рекомендации
- Продолжить формирование коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
- Л.С. Выготский писал: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.
- Важнейшие новообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов. Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
- Формировать навыки позитивного взаимодействия и общения для развития коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год
Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...
Аналитическая справка по результатам деятельности классного руководителя 5 класса за уч.год
1. Цель воспитательной работы – создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка....
Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
Анализ МО 2016-2017...
Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год
Анализ МО 2015-2016...
Аналитическая справка классного часа по ПДД в 5 классе.
Аналитическая справка классного часа по ПДД в 5 классе. «Правила движения - закон улиц и дорог» ...
Аналитическая справка по результатам проведения ВПР в 6 классе за 2018-2019 уч.год
Материал содержит анализ выполненных Всероссийских проверочных работ по географии за 2018-2019 учебный год....
Аналитическая справка по результатам проведения мониторинга в 8 классе за 2018-2019 учебный год
Объективная оценка уровня освоения предметного содержания курса географии ;установления степени готовности к итоговой аттестации в следующем учебном году....