методология и методы научного исследования
статья по психологии (6 класс)
методология и методы научного исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchipanova_v.a._esse_1.docx | 293.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
Эссе на тему:
Математические методы исследования
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление подготовки
44.04.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Педагогика одаренности
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Заочная
Подготовила
Щипанова Валерия Андреевна
Саратов, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие «метод исследования». Классификация методов педагогического исследования..........................................................................................................4
2. Математические методы исследования в педагогике………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…..8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………….9
Введение. Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. [1]
Педагогика, как наука, постоянно развивается. Она продолжает заниматься разработкой научных проблем на более глубоком уровне, определением научных прогнозов в системе образования и различных явлений в обучении и воспитании. Но развитие науки может продолжаться лишь в случае постоянного пополнения ее новыми фактами. А для накопления новых фактов каждая наука использует определенные методы исследования.
Мне, как математику, несомненно, очень интересны математические методы исследования. По моему мнению, они заключаются не только в применении каких-либо математических знаний, умений и методик в исследованиях. Очень важна и обратная сторона – применение математических методов исследования в изучении математики учащимися, а также их применение самим педагогом с целью повышения качества математического образования.
1. Понятие «метод исследования». Классификация методов педагогического исследования
Прежде чем перейти к понятию «математические методы исследования», дадим определение в принципе методам исследования и поговорим о их классификации. Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений, процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, методах, приемах и технологиях.
Чтобы всесторонне изучить проблему, применяется целый ряд методов исследования. Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы. Смирнов С.А. методами педагогического исследования называет «способы изучения педагогических явлений». [2]
Сластенин В.А дает подобное определение. Методы педагогического исследования – это «способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий». [3]
Таким образом методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.
Многие авторы дают классификации методам педагогического исследования. Но если смотреть на картину в общем, то все методы можно поделить на следующие виды:
- Математические и статистические методы.
- Теоретические методы.
- Эмпирические методы (рисунок 1).
Рисунок 1. Методы педагогического исследования
1. Математические методы исследования в педагогике и психологии - методы количественного и структурного исследования и описания свойств и закономерностей педагогических и психологических явлений с помощью формальных моделей, количественных характеристик и функциональных отношений. [4]
2. Теоретические методы педагогического исследования – это способы получения научных данных, формирования концепций и теорий педагогической науки, отражающих закономерности существования различных объектов и процессов педагогики, их связи и зависимости.
3. К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
2. Математические методы исследования в педагогике
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей:
— среднее арифметическое;
— медиана;
— степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации;
— размах;
— мода и так далее.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Первая подгруппа математических методов исследования: изображение педагогических явлений в количественных показателях. К таким методам относятся:
1.Регистрация — метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).
2. Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
3. Шкалирование — введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь. [5]
Вторая подгруппа математических методов исследования: математическое выявление связей, зависимостей. Это:
1. Графопостроение — метод построения графических изображений на основе полученных числовых показателей. Графическими изображениями могут быть различные диаграммы, отражающие тенденцию изменения некоторых показателей за некоторый отрезок времени, зависимость одних параметров от других, а также некоторую последовательность происходящих в управляемой системе изменений.
2. Метод корреляций или корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками.
3. Факторный анализ – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Его задачи в педагогике состоят в том, чтобы, во-первых, разработать способы непротиворечивого выделения продуктогенных причин, во-вторых, раскрыть механизм конструирования из них факторов и, в-третьих, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт, установить иерархию (соподчиненность) между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа можно приступать к решению более сложных задач – установлению междуфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов действия педагогических закономерностей. [6]
Третья подгруппа математических методов исследования: вычисление элементарных статистик. Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели. [7]
Заключение. Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований (в приоритете – математического) можно сделать следующие выводы:
– современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;
– каждый отдельный из приведенных в данной работе методов выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогических явлений. Для всестроннего же изучения этих явлений применяется все совокупность рассмотренных методов;
– педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов;
– математические методы исследования являются более современными методами педагогического исследования, они выражаются в виде точных статистических и математических данных, а также подразделяются на множество видов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Харламов, И.Ф. Педагогика/И. Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990 – 576с.
2. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / С.А. Смирнов. – М.: 2015. – 361 с.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
4. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с.
5. Борытко, НМ. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб, пособие / Н.М. Борытко А.В. Моложавснко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. — М. : Академия, 2008. — 320 с.
6. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. — М.: Прогресс, 1976. —496 с.
7. Горелов, НА. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов., 2017. — 290 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований
презентация предназначина для 5-х классов...
Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.
Раздел "методы изучения природы"...
Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.
В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.На данном занятии используется ИКТ и т...
Методическая разработка по теме "Приобщение учащихся к методам научного исследования по физике"
Исследовательская работа учащихся может быть организована на уроке и продолжена во внеурочной деятельности в "Научно-исследовательской лаборатории". Основная цель этих занятий: способствовать приобщен...
Формирование представлений о методологии научного исследования у школьников
Формирование представлений о методологиинаучного исследования у школьников В современной образовательной практике перед учителем...
А.М. Новиков, Методология научного исследования
В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационнойкультуры изложены основы методологии научного исследования как учения об организации научной де...
Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...